Устройство для защиты электродвигателя от аварийных режимов

 

Изобретение относится к электротехнике , в частности к устройствам защиты электродвигателей как с постоянной нагрузкой на валу, так и с изменяющейся, и может быть использовано для защиты электродвигателей от перегрузки, обрыва фазы, недопустимой несимметрии питающих напряжений и токов, а также от недопустимого снижения напряжения сети. Цель изобретения - повышение надежности. Цель достигается введением в устройство четырех токовых реле 12, 16, 18 и 19, конденсаторов 20 и 36. При перегрузке, обрыве одной из фаз или при недопустимой несимметрии напряжений и токов через обмотку реле 5 протекает ток, вызывающий его срабатывание. При этом контакт 30 этого реле замыкает цепь питания обмотки реле 18, которое включается и замыкает свои контакты 17, 33 и 34. Включается реле 12, контролирующее состояние реле 5. Контакт 11 реле 12, размыкаясь, обрывает цепь питания реле 5. 1 ил. (Л С

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР фЯЩЯЩ ф jjò ьjgg

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4445917/07 (22) 08,06.88 (46) 15.01.91. Бюл. М 2 (71) Азербайджанский научно-исследовательский институт энергетики им.И.Г. Есьмана (72) Р.Н.Ахмедов, Э.А,Исмаилова, Н.Б,А.Исмайлом, Г.А.Гаджиев и Д,Д.Халилов (53) 621.316.925 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

hL 612339, кл. Н 02 Н 7/08, 1975.

Авторское свидетельство СССР

hh 1495895, кл, Н 02 Н 7/08, 1987, (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ОТ АВАРИЙНЫХ РЕЖИМОВ (57) Изобретение относится к электротехнике, в частности к устройствам защиты электродвигателей как с постоянной нагрузкой

Изобретение относится к электротехнике, в частности к устройствам защиты электродвигателей как с постоянной нагрузкой на валу, так и с изменяющейся, и предназначено для защиты электродвигателей от повреждения при аварийных режимах работы (перегрузка, КЗ, обрыв фазы со стороны высокого и низкого напряжения, недопустима несимметрия питающих напряжений и токов, а также от недопустимо понижение питающих напряжений и токов).

Целью изобретения является повышение надежности защиты электродвигателя, На чертеже приведена схема устройства защиты.

Устройство содержит датчик 1 тока, включенный в цепь одной из фаэ сети, выпрямительные диоды 2 и 3, соединенные па„„533 1621118 А1 (я)ю Н 02 Н 7/08, Н 01 Н 69/01. Н 02 Н 7/09 на валу, так и с изменяющейся, и может быть использовано для защиты электродвигателей от перегрузки, обрыва фазы, недопустимой несимметрии питающих напряжений и токов, а также от недопустимого снижения напряжения сети, Цель изобретения — повышение надежности. Цель достигается введением в устройство четырех токовых реле 12, 16, 18 и 19, конденсаторов 20 и 36. При перегрузке, обрыве одной из фаз или при недопустимой несимметрии напряжений и токов через обмотку реле 5 протекает ток, вызывающий его срабатывание. При этом контакт 30 этого реле замыкает цепь питания обмотки реле 18, которое включается и замыкает свои контакты 17, 33 и 34. Включается реле 12, контролирующее состояние реле 5. Контакт 11 реле 12, размыкаясь, обрывает цепь питания реле 5, 1 ил. раллельно-последовательно с датчиком тока 1 и реле 4 минимального тока и реле 5 максимального тока. Обмотка реле 4, зашунтированного конденсатором 6. с одной стороны подключена через нормально включенный штеккер к одному из выводов датчика 1 тока, а с другой — через потенциометр7, зашунтированный замыкающим контактом кнопки 8, к другому выводу датчика 1 тока через выпрямительный диод 3.

Обмотка реле 5, зашунтированного первым конденсатором 9, одним концом подключена через другой нормально включенный штеккер к одному из выводов

I датчика 1 тока, а другим концом — к другому, выводу датчика 1 тока через потенциометр

10, переключающий контакт 11 первого то1621118

15 кового реле 12, контакт кнопки 13, выпрямительный диод 3.

Один вывод одной из диагоналей второго выпрямительного моста 14 подключен к фазе В через переключающий контакт 15 реле 16, а другой вывод — через:замыкающий контакт 17 реле 18 к нулевому проводу сети. В другую диагональ второго выпрямительного моста 14 включено реле 19, зашунтированного конденсатором 20, размыкающий контакт 21 которого, зашунтированный тумблером 22, включен последовательно в цепь магнитного пускателя 23„ последовательно с которым включены кнопка 24 "Стоп" и кнопка 25 "Пуск". зашунтированная блок-контактом 26 магнитного пускателя 23, силовые контакты 27 которого включены в сеть питания электродвигателя 28.

К выходу выпрямительного моста 29 через параллельно включенные замыкающий контакт 30 реле максимального тока 5 и размыкающий контакт 31 реле минимального тока 4 включены последовательно соединенные третий потенциометр 32 и обмотка токового реле 18, один замыкающий контакт 33 которого включен последовательно с обмоткой первого токового реле }2, а другой его замыкающий контакт 34 соединен последовательно с резистором 35, третьим конденсатором 36, соединенным параллельно с обмоткой третьего токового реле 18, Устройство работает следующим образом.

В исходном состоянии электродвигатель 28 отключен. Токи в линейных проводах А, В и С отсутствуют, реле 4, 5, 12, 16,18 и 19 находятся в отключенном состоянии.

При нажатии на кнопку 25 "Пуск" срабатывает магнитный пускатель 23, замыкая контакты 27, по линейным проводам А, В и

С протекает пусковой ток, При протекании пускового тока включается реле 5 максимального тока, замыкается его контакт 30.

Время срабатывания реле 18, определяемое постоянной времени заряда RC-цепочки (конденсатор 36 — потенциометр 32), выбирается больше времени действия пускового тока электроприемника, поэтому при замыкании контакта 30 реле 18 не включается.

В стационарном режиме тока нагрузки нормальный, Величина тока, задаваемая потенциометром 7 реле 4, равна току его включения, и реле 4 включено, а его контакт

31 разомкнут.

Реле 5 отключено, так как величина тока, задаваемая потенциометром 10, меньше тока его срабатывания.

При возникновении режима перегрузки ток через обмотку реле 5 превышает ток его срабатывания, Реле 5 включается, замыкая контактом 30 цепь питания реле 18. Реле

18 включается, замыкая свои контакты 17, 33 и 34. Включается реле 12, его контакт 11, переключаясь, обрывает цепь питания обмотки реле 5. Если перегрузка была кратковременной, то схема восстанавливается.

Резистор 35 предназначен для ускоренного разряда конденсатора 36.

Время срабатывания реле 19, определяемое постоянной времени заряда конденсатора 20, выбирается больше времени опроса состояния реле 4 и 5, поэтому реле

19 не включается при замыкании контакта 17.

Если электродвигатель работаетс прежней перегрузкой, То во время опроса состояния реле 5 конденсатор 36 не успевает разрядиться и реле 18 остается включенным. При замыкании контакта 17 конденсатор 20 заряжается до напряжения срабатывания реле 19, Реле 19 включается, размыкая свой контакт 21 в цепи магнитного пускателя 23. При этом контакты 27 отключаются, а следовательно, отключается и электроприемник 28 от сети.

В режиме недопустимого снижения напряжения сети реле 4 отключается и замыкает свой контакт 31 в цепи питания реле 18.

Далее схема работает описанным выше образом.

При обрыве одной из фаз(фазы А или В) или при недопустимой несимметрии фазных напряжений устройство работает так же, как при перегрузке.

При обрыве фазы С, в цепь которой включен датчик 1 тока, устройство работаеттак же, как и в режиме недопустимого снижения питающего напряжения сети, При обрыве фазы В (или фазы С) контакт

15 реле 16 переключается на фазу С(или Bj, тем самым обеспечивая надежное питание реле 12, 18 и 19.

Калибровка уставки защиты производится следующим образом.

При понижении тока, например,до(0,4—

0,5) i

потенциометром 7 устанавливается такое сопротивление, при котором через обмотку реле 4 протекает ток, равный 1,6—

1,5)4д + 4,рд (4д — ToK возврата реле 4, Ф,ров ток срабатывания реле 4). Реле 4 пока не включается. При нажатии кнопки 8 временно шунтируется потенциометр 7 и через обмотку реле 4 протекает ток p4 cp4, реле 4

1б21118 включается, При отпускании кнопки 8 реле остается включенным, так как

1в4 < Ip4 < Icpg. ТаКИМ ОбраЗОМ, РЕЛЕ 4 Настраивается на понижение тока.

При настройке реле 5 на перегрузку электродвигателя 28, например, до (1,2—

1,3)1ном потенциометром 10 устанавливается минимальное сопротивление, чтобы реле

5 включилось, затем плавно увеличивают сопротивление до величины, при которой по 10 обмотке реле 5 протекает ток (0,8—

0,7)lcp5 > Iag Затем, нажимая на кнопку 13, разрывают цепь реле 5 (! p5 > Icp5). реле 5 отключается, Таким образом, реле 5 настраивается на повышение тока нагрузки выше допустимого, Для исключения срабатывания защиты во время калибровки включается тумблер

22, по окончании калибровки он отключается.

Для более точной калибровки устройства защиты вместо штеккероя, подключаются миллиамперметры. После калибровки устройства вновь подключаются штеккеры.

Таким образом, защита с помощью предлагаемого устройства обеспечивает на дежную работу электроприемника как с постоянной нагрузкой на валу, так и с изменяющейся, Формула изобретения

Устройство для защиты электродвигателя от аварийных режимов, содержащее датчик тока, первичная обмотка которого имеет клеммы для подключения к одной из фаз питающей сети, первый вывод его вторичной обмотки подключен к точке соединения катода первого диода и анода второго диода, второй вывод упомянутой в.горичной обмотки подключен к точке соединения первых выводов обмоток реле максимального тока, реле минимального тока и анода первого диода, свободные выводы упомянутых обмоток репе подключены к первым выводам своих потенциометров, цепочку из последовательно соединенных кнопок

"Пуск", "Стоп" и обмотки магнитного пускателя, при этом параллельно кнопке "Пуск" включен заь ыкающий блок-контакт магнитного пускателя, ее свободный вывод имеет клемму для подключения к соответствующей фазе питающей сети, а силовые контакты магнитного пускателя имеют клеммы для включения в соответствующие фазы питающей сети, первый и второй конденсаторы, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности, в него дополнительно введены четыре токовых реле, два выпрямительных моста, третий и четвертый конденсаторы, резистор, третий потенциометр, при этом обмотка второго токового реле имеет клеммы для подключения между фазой питающей сети и нулевым проводом, к ее первому выводу подключен неподвижный контакт своего реле, один вывод питающей диагонали первого выпрямительного моста подключена к второму выводу обмотки второго токового реле, другой вывод его питающей диагонали через подвижный переключающий контакт и другой неподвижный контакт второго токового реле подсоединен к клемме для подключения к другой фазе питающей сети, к первому выходу первого выпрямительного моста подключены первые выводы обмоток первого и третьего токовых реле, резистора и третьего конденсатора, вторые выводы обмотки третьего токового реле и третьего конденсатора через последовательно соединенные третий потенциометр и замыкающий контакт реле максимального тока подключены к второму выходу первого выпрямительного моста, один замыкающий контакт третьего токового реле включен между вторым выводом резистора и вторым выводом обмотки этого реле, другой его замыкающий контакт включен между вторым выводом обмотки первого токового реле и точкой соединения третьего потенциометра, замыкающего контакта реле максимального тока и одного вывода раэмыкающего контакта реле минимального тока, другой вывод которого соединен с вторым выходом первого выпрямительного моста, один вывод питающей диагонали второго выпрямительного моста подключен к второму выводу обмотки второго токового реле через замыкающий контакт третьего токового реле, другой — вывод его питающей диагонали подключен к подвижному переключающему контакту второго токового реле, к выходам второго выпрямительного моста подключены параллельно соединенные четвертый конденсатор и обмотка четвертого токового реле, размыкающий контакт которого включен между свободными выводами обмотки магнитного пускателя и клеммой для подключения к другой фазе питающей сети, анод первого диода через второй конденсатор подключен к точке соединения свободного вывода первого потенциометра, катода второго диода и вывода подвижного контакта первого токового реле, подключенного через первый неподвижный контакт этого же реле к свободному выводу второго потенциометра и первому выводу первого конденсатора, второй вывод которого соединен с

1621118

Составитель К. Шилан

Редактор Л. Веселовская Техред М.Моргентал Корректор Т. Малец

Заказ 4252 Тираж Подписное

ВНИИГ1И Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 анодом первого диода, а второй неподвижный контакт первого токового реле подключен к второму выводу обмотки реле минимального тока.

Устройство для защиты электродвигателя от аварийных режимов Устройство для защиты электродвигателя от аварийных режимов Устройство для защиты электродвигателя от аварийных режимов Устройство для защиты электродвигателя от аварийных режимов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для защиты трехфазных электродвигателей от обрыва и изменения чередования фаз

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для защиты двигателей постоянного тока в режиме реверсирования

Изобретение относится к электротехнике, а именно к релейной защите электропривода от обрыва цепи тахогенератора

Изобретение относится к электротехнике, а именно к устройствам управления и защиты электрических аппаратов

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для использования в электрических сетях с преимущественно активным токопотреблением

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах тиристорного электропривода в качестве устройства, определяющего порядок распределения управляющих импульсов на силовые тиристоры

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах управления роботов и станков

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах с нормированной допустимой скоростью вращения

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для использования в системах защиты и автоматического регулирования режимов тяговой сети электрифицированных железных дорог

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для использования в системах защиты и автоматического регулирования режимов тяговой сети электрифицированных железных дорог

Изобретение относится к электротехнике , в частности к релейной защите

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в приборах электроавтоматики

Изобретение относится к электротехнике, в частности к релейной защите электрических машин

Изобретение относится к электротехнике, в частности к электроприводам с синхронными двигателями

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для защиты от несимметричных режимов работы потребителей электроэнергии

Изобретение относится к электротехнике, в частности к устройствам релейной защиты

Изобретение относится к нефтяной промышленности и касается защиты погружного электродвигателя

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для использования в автоматизированном электроприводе переменного тока

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в релейной защите для правильного включения датчиков тока дифференциальных, суммарных и направленных защит
Наверх