Способ автоматического управления системой гарантированного питания

 

Изобретение относится к энергетике и может быть использовано в системах электроснабжения , содержащих обратимую электрическую машину с инерционным маховиком и регулятором возбуждения.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (s»s Н 02 J 9/06

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) 1348949 (2 1) 4640306/07 (22) 19.01.89 (46) 15.01.91. Бюл. Рв 2 (72) С.И.Боклаг, В.Я.Вейгант, А.С.Виксман, Б.Т.Кононов, Г.Х.Левин и А.В.Орлов (53) 621.316.925 (088,8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 1348949, кл. Н 02 J 9!06, 1983.

». Ж 1621120 А2 (54) СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВления системой ГАРАнтиРоВАнноГО ПИТАНИЯ (57) Изобретение относится к энергетике и может быть использовано в системах электроснабжения, содержащих обратимую электрическую машину с инерционным маховиком и регулятором возбуждения.

1621120

30

Целью изобретения является сохранение ресурса приводногодвигателя и повышение качества напряжения на шинах гарантированного питания в динамических режимах работы, При понижении напряжения основного источника 1 обратимая электрическая машина 5 переходит в режим синхронного компенсатора. При превышении допустимого значения напряжения обмотки возбуждения 9 открывается пороговый элемент 15.

Сетевой выключатель 2 отключает основной источник. Реле 10 пуска запускает первичИзобретение относится к энергетике, а именно к противоаварийной автоматике энергосистем, и может быть применено в энергосистемах, содержащих обратимую электрическую машину с регулятором возбуждения и инерционным маховиком, механически связанную с помощью разобщительной муфты с первичным двигателем внутреннего сгорания и подключенную параллельно сетевому вводу к шинам гарантированного питания.

Цель изобретения — сохранение ресурса приводного двигателя и повышение качества напряжения на шинах гарантированного питания в динамических режимах работы.

На чертеже приведена схема устройства, реализующего предлагаемый способ, Сетевой ввод 1 с помощью выключателя

2 сетевого ввода подключен к шинам 3 гарантированного питания, Параллельно сетевому вводу к шинам гарантированного питания через выключатель 4 подключена обратимая электрическая машина 5 с инерционным маховиком 6. Через разобщительную муфту 7 первичный двигатель 8 связан с обратимой электрической машиной 5. Обмотка 9 возбуждения обратимой электрической машины 5, к приводному двигателю которой подключено реле 10 пуска приводного двигателя, подключена к регулятору 11 напряжения, к которому через электронный ключ 12 подключен корректор 13 напряжения, Параллельно обмотке возбуждения 9 включены первый 14 и второй 15 пороговые элементы. Схема управления содержит также первую схему НЕ 16, замыкающий контакт 17 реле пуска 10, элемент 18 времени, первую схему И 19, вторую схему. НЕ 20, первый Я$-триггер 21, вторую схему И 22, аторой RS-триггер 23, третью схему И 24, схему ИЛИ 25. Выход первого порогового элемента 14 непосредственно подключен к одному из входов первой 19 и третьей 24 ный двигатель 8, Включается разобщительная муфта 7 и обратимая машина подключается к первичному двигателю. В режиме синхронного компенсатора изменяют характеристики корректора напряжения 13 и регулятора возбуждения 11 установлением максимального статизма и фиксацией уставки номинального напряжения. В режиме синхронного генератора устанавливают минимальный статизм с фиксацией неизменного значения уставки номинального напряжения, 1 ил. схем И и к входу второй схемы НЕ 20, а через замыкающие контакты 17 реле 10 пуска к

R-входам первого 21 и второго 23 RS-триггеров. Выход второго порогового элемента 15 подключен к входу первой схемы НЕ 16 и к одному из входов схемы ИЛИ 25. Выход первой схемы НЕ 16 подключен к второму входу первой схемы И 19, выход которой подключен к S-входу первого RS-триггера

21. Единичный выход первого RS-триггера

21 подключен к одному из входов второй схемы И 22, к другому входу которой подключен выход второй схемы НЕ 20. Выход второй схемы И 22 непосредственно подключен к S-входу второго RS-триггера 23, к управляющему входу электронного ключа

12, а через элемент времени 18 к электромагниту отключения выключателя 4. Единичный выход второго RS-триггера 23 подключен к другому входу третьей схемы И

24, выход которой подключен к другому входу схемы ИЛИ 25, Выход схемы ИЛИ 25 подключен к электромагниту отключения выключателя 2 сетевого ввода и к реле 10 пуска, которое обеспечивает запуск первичного двигателя 8.

Цепи измерения напряжения блока 26 выявления режимов работы обратимой электрической машины и регулятор возбуждения 11 присоединены к шинам гарантированного питания и к выходным клеммам обратимой электрической машины. Первый вход корректора t3 напряжения подключен к цепям измерения напряжения обратимой электрической машины, а второй, вход — к выходам второго 27 и третьего 28 электронных ключей, псдключающих выходы датчика

29 величины тока обратной связи к корректору 13 напряжения, Датчик 29 включен параллельно обмотке возбуждения обратимой электрической машины. Управляющие входы второго 27 и третьего 28 электронных ключей подключены к выходу блока 26 выявления режимов работы обратимой электри1621120

20 ческой машины, причем управляющий вход второго электронного ключа 27 подключен непосредственно, а управляющий вход третьего электронного ключа 28 включен через третью схему НЕ 30, вход которой подключен к выходу блока 26, Выход блока 26 подключен также к отключающему электромагниту выключателя 2 сетевого ввода и к реле 10 пуска приводного двигателя 8, Входящие в состав устройства блоки выполняют следующие функции.

Сетевой ввод 1 с выключателем 2, шинами 3 гарантированного питания, обратимая электрическая машина 5 с инерционным маховиком 6, связанная через разобщительную муфту 7 с первичным двигателем 8 и присоединенная к шинам гарантированного питания выключателей 4, образуют установку гарантированного питания, Обмотка

9 возбуждения с регулятором 11 возбуждения, корректором 13 напряжения и электронным ключом 12 образуют управляемый регулятор возбуждения обратимой электрической машины, Первый 14 и второй 15 пороговые элементы образуют измеритель напряжения в цепи обмотки возбуждения, содержащей ограничители по минимальной о и максимальной величинам напряжения.

Первая схема НЕ 16 совместно с первой схемой И 19 и первым RS-триггером 21 образуют элемент памяти, фиксирующий, что величина напряжения в цепи обмотки возбуждения находится в диапазоне допустимых значений. Вторая схема НЕ 20 совместно с второй схемой И 22 обеспечивают управление электронным ключом 12

s сcл у ч а еe, когда напряжение в цепи обмотки возбуждения меньше допустимого значения. При этом схемы КЕ 20 и И 22 обеспечивают отключение корректора 13 напряжения от регулятора возбуждения, создавая тем самым возможность для увеличения напряжения в цепи обмотки возбуждения, Определение величины напряжения после отключения корректора напряжения позволяет установить причину снижения напряжения в цепи возбуждения.

Если напряжение возбуждения восстанавливается, то снижение величины напряжения в цепи обмотки возбуждения вызвано недопустим;. большой величиной напряжения основного источника, вследствие чего корректор напряжения снижал до минимума напряжение на выходе регулятора возбуждения. Если напряжение возбуждения не восстанавливается, то причина снижения напряжения на шинах гарантированного питания — короткое замыкание s цепи обратимой электрической машины. Элемент 18 времени обеспечивает выдержку времени.

55 необходимую для завершения переходных процессов в цепи возбуждения. Второй RSтриггер 23 и третья схема И 24 обеспечивают отключение сетевого ввода 1 и запуск первичного двигателя 8 с помощью реле 10 пуска при недопустимо большой величине напряжения основного источника. Замыкающие контакты 17 реле 10 пуска обеспечивают возврат RS-триггеров 21 и 23 в нулевое состояние при пуске первичного двигателя и предотвращают тем самым ложное срабатывание схемы управления, Датчик 29 величины тока обратной связи с выхода регулятора возбуждения совместно с вторым 27 и третьим 28 электронными ключами и третьей 30 схемой HE образуют управляемую цепь обратной связи корректора напряжения регулятора возбуждения.

Трансформатор тока 31 подключен к выходу статорной обмотки обратимой электрической машины.

Устройство работает следующим образом.

В нормальном режиме работы электроэнергия поступает на шины 3 гарантированного питания через выключатель 2 сетевого ввода от основного источника 1, Обратимая электрическая машина 5 через свой выключатель 4 подключена к шинам гарантированного питания и вращает маховик 6.

Муфта 7 разобщена, и первичный двигатель 8 находится в готовности к пуску. Обмотка 9 возбуждения обратимой электрической машины подключена на выход регулятора 11 возбуждения, управление работой которого осуществляется через открытый электронный ключ 12 корректором

13 напряжения. Напряжение в цепи обмотки 9 возбуждения находится в диапазоне допустимых значений, при которых открыт первый пороговый элемент 14 и закрыт второй пороговый-элемент 15. Напряжение с выхода первого порогового элемента 14 подается на один из выходов первой 19 и третьей 24 схем И и на вход второй схемы

НЕ 20. На другой вход первой схемы И 19 поступает сигнал с вы.:ода первой схемы НЕ

16, на выходе этой схемы напряжение есть потому, что второй пороговый элемент 15 закрыт, а значит, на вход первой схемы НЕ

16 напряжение не подается. Сигнал с выхода первой схемы И 19 поступает на S-вход первого RS-триггера 21 и переводит этот триггер в единичное состояние на его прямом выходе, подготавливая к срабатыванию вторую схему И 22. Первый RS ðèãråð

21 фиксирует наличие нормального режима работы установки гарантированного питания.

1621120

55

В рассматриваемом режиме работы системы на выходе блока 26 выявления режимов работы обратимой электрической машины сигнал отсутствует. При этом цепь обратной связи через третий электронный ключ 28, открытый сигналом с выхода третьей схемы НЕ 30, подключена к входу корректора 13 напряжения так, что обеспечивает максимальный статизм. Изменения напряжения сетевого ввода воспринимаются и сглаживаются обратимой электрической машиной, при этом ее роторные цепи оказываются подготовленными к происходящим динамическим процессам и не перегружаются.

При понижении напряжения основного источника обратимая электрическая машина переходит в режим синхронного компенсатора и начинает генерировать реактивную энергию во внешнюю сеть. При этом напряжение на зажимах ее обмотки возбуждения растет, В случае, когда напряжение основного источника снизилось настолько, что вышло за пределы диапазона допустимых значений или исчезло совсем, величина напряжения в цепи обмотки возбуждения превышает допустимое значение, при этом открывается второй пороговый элемент 15. Напряжение с его выхода поступает на первую схему НЕ 16 и на один из входов схемы ИЛИ 25. При этом исчезает напряжение на выходе схемы НЕ 16, но первый RS-триггер 21 остается пока в единичном Состоянии.

Сигнал с выхода схемы ИЛИ 25 подается на отключающий электромагнит сетевого выключателя 2 и на реле 10 пуска. Сетевой выключатель 2 отключает от шин гарантированного питания основной источник, а реле

10 пуска, срабатывая обеспечивает запуск первичного двигателя 8. Во время пуска первичного двигателя 8 энергия на шины гарантированного питания подается от обратимой электрической машины 5; приводимой во вращение инерционным маховиком

6. После выхода на номинальные обороты первичного двигателя 8 включается раэобщительная муфта 7 и привод обратимой электрической машины начинает.осуществляться от первичного двигателя. Срабатывание реле 10 пуска обеспечивает включение его замыкающего контакта 17, через который сигнал с выхода первого порогового элемента 14 поступает íà RS-входы первого

21 и второго 23 RS-триггеров, которые при этом переключаются в нулевое состояние.

В момент перехода обратимой электрической машины в режим синхронного генератора появляется сигнал на выходе блока

26 выявления режимов работы. При этом отключается выключатель 2 сетевого ввода, подается команда на запуск приводного двигателя, закрывается третий электронный ключ 28 и открывается второй электронный ключ 27, включая тем самым цепь обратной связи на вход корректора напряжения и устанавливая минимальный статизм регулирования возбуждения.

При снижении напряжения в цепи обмотки 9 возбуждения ниже допустимого значения закрывается первый пороговый элемент 14 и исчезает напряжение на его выходе. При этом появляется сигнал на выходе второй схемы HE 20. вход которой подключен к выходу первого порогового элемента 14. Сигнал с выхода схемы НЕ 20 подается на второй вход второй схемы И 22.

На первом входе схемы есть сигнал с выхода первого RS-триггера, запомнившего, что ранее напряжение в цепи возбуждения было в пределах допустимого диапазона. Если же имеет место режим пуска установки гарантированного питания, то появление сигнала на выходе второй схемы НЕ 20 не приводит к срабатыванию второй схемы И 22, так как первый RS-триггер находится в нулевом состоянии. Срабатывание второй схемы И 22 обеспечивает запирание электронного ключа 12 и отключение тем самым корректора

13 напряжения От регулятора 11 возбуждения. Одновременно с запиранием электронного ключа 12 запускается элемент 18 времени и переводится в единичное состояние второй RS-триггер 23, подготавливающий срабатывание третьей схемы И 24. Если причиной резкого снижения напряжения в цепи обмотки возбуждения было увеличение напряжения основного источника, то после отключения корректора 13 напряжения напряжение в цепи обмотки возбуждения увеличивается, открывается первый пороговый элемент 14, на выходе которого появляется напряжение, При этом исчезает сигнал с выхода второй схемы НЕ 20, а значит, исчезает сигнал и с выхода второй схемы И 22, прекращая тем самым работу элемента 18 времени и снимая запирающий сигнал с входа электронного ключа 12, Одновременно с этим сигнал с выхода первого порогового элемента 14 подается на второй вход третьей схемы И 24, которая обеспечивает через схему ИЛИ 25 отключение выключателя сетевого ввода 2 и включение реле 10 пуска первичного двигателя 8. Сигнал с выхода первого порогового элемента

14 через контакты 17 реле пуска переводит первый 21 и второй 23 RS-триггеры в нулевое состояние, блокируя .повторное отключение корректора напряжения. Выдержка времени у элемента 18 времени выбирается

1621120

10 большей, чем время электромагнитных переходных процессов регулятора возбуждения и обмотки возбуждения. В случае, когда причиной резкого снижения напряжения в цепи обмотки возбуждения является корот- 5 кое замыкание в статорной цепи обратимой электрической машины 5, то после отключения корректора напряжения 13 напряжение в цепи обмотки возбуждения не восстанавливается и на выходе первого порогового 10 элемента 14 напряжение не появляется. По истечении выдержки времени элемента 18 времени напряжение с выхода этого элемента подается на электромагнит отключения выключателя 4 обратимой 15 электрической машины, которая при этом отключается от шин гарантированного питания 3, а затем останавливается.

Изобретение позволяет обеспечить работу обратимой электрической машины в 20 режиме синхронного компенсатора при изменении напряжения сетевого ввода s широких пределах, а тем самым сохранить ресурс приводного двигателя и повысить качество напряжения на шинах гарантирован- 25 ного питания в динамических режимах работы.

Сохранение ресурса приводного двигателя и повышение качества напряжения в динамических режимах работы позволяет 30

- повысить надежность системы гарантированного питания, продлить срок ее службы и исключить возможные отказы и сбои в работе оборудования, включенного на шины гарантированного питания. 35

Если в режиме работы синхронного компенсатора не изменять характеристику корректора напряжения и регулятора возбуждения и не устанавливать максималь-. ный статизм, то при колебаниях 40 напряжения питающего ввода роторные цепи обратимой электрической машины будут перегружаться и обратимая электрическая машина будет переходить в режим синхронного генератора с запуском приводногодвигателя, В связи с этим вследствие частых пусков расходуется ресурс работы системы гарантированного питания, определяемый числом пусков приводного двигателя. При работе обратимой электрической машины в режиме синхронного компенсатора с максимальным статиэмом ее роторные цепи оказываются подготовленными к возможным колебаниям напряжения сетевого ввода и выключатель сетевого ввода отключаться не будет, следовательно не понадобится включение приводного двигателя и обратимая электрическая машина, оставаясь в режиме синхронного компенсатора, будет способствовать выравниванию напряжения на шинах гарантированного питания.

Формула изобретения

Способ автоматического управления системой гарантированного питания по авт. св. М1348949,отличающийся тем, что, с целью сохранения ресурса приводного двигателя и повышения качества напряжения на шинах гарантированного питания в динамических режимах работы. определяют режим работы обратимой электрической машины и изменяют в режиме синхронного компенсатора характерИстику корректора напряжения и регулятора возбуждения, устанавливая максимальный статизм и фиксируя уставку номинального напряжения так, чтобы номинальные напряжения соответствовали 50 -ной нагрузке, а в режиме синхронного генератора устанавливают минимальный статиэм, сохраняя неизменной уставку номинального напряжения для

50 -ной нагрузки.

Составитель Г. Дамская

Редактор Л. Веселовская Техред M.Mîðãåíòâë Корректор О. Кравцова

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101

° Заказ 4252 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва. Ж-35, Раушсквя наб., 4/5

Способ автоматического управления системой гарантированного питания Способ автоматического управления системой гарантированного питания Способ автоматического управления системой гарантированного питания Способ автоматического управления системой гарантированного питания Способ автоматического управления системой гарантированного питания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнической промышленности, в частности может быть использовано в системах гарантированного электропитания, где аккумуляторные батареи выполняют функцию аварийных источников питания на время отключения основного источника

Изобретение относится к преобразовательной технике, в частности к агрегатам бесперебойного питания ответственных потребителей переменного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах электропитания ответственных потребителей переменного тока, например ЭВМ

Изобретение относится к электротехнике и может найти применение в системах непрерываемого электропитания

Изобретение относится к электротехнике, а именно к устройствам противоаварийной автоматики, в частности к устройствам автоматического включения резервного питания синхронных двигателей

Изобретение относится к электротехнике , к устройствам автоматизации электрических сетей

Изобретение относится к электротехнике, к устройствам автоматизации электрических сетей

Изобретение относится к энергетике, а именно к системам гарантированного питания, и может быть применено в энергосистемах, используемых для электроснабжения ответственных электроприемников, не допускающих перерыва в питании

Изобретение относится к электротехнике, а именно к источникам бесперебойного электропитания, и может быть использовано в системах электроснабжения потребителей, недопускающих перерыва питания

Изобретение относится к противоаварийной автоматике энергосистем, в частности к устройствам для автоматического включения резервного питания потребителей, и может быть использовано для взаимного резервирования источников питания на подстанциях с двигательной нагрузкой - крупными синхронными и асинхронными электродвигателями, используемыми на производствах с непрерывным технологическим процессом

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в системах электроснабжения двойной технологии для питания потребителей первой категории, обеспечивающих непрерывность технологического цикла при максимальном энергосбережении

Изобретение относится к электрооборудованию самолета и предназначено для использования при реализации электроснабжения потребителей самолета в нормальных и аварийных условиях полета

Изобретение относится к системам распределения электроэнергии и резервного электроснабжения, а более конкретно к автономным системам электроснабжения (АСЭС) передвижных объектов, в частности радиоэлектронных комплексов, функционирующих в удалении от стационарных электрических сетей

Изобретение относится к области преобразовательной техники и может быть использовано в системах бесперебойного электропитания потребителей переменного тока для исключения аварийных режимов

Изобретение относится к системам аварийного питания, описанным в ограничительной части п

Изобретение относится к электрораспределительным сетям постоянного тока, предназначенным для питания функциональных органов транспортных средств, преимущественно летательных аппаратов

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для питания потребителей постоянного тока категории 1-A при высоких требованиях к качеству электроэнергии (ЭЭ)

Изобретение относится к энергоснабжению и может быть использовано для долговременного резервирования электропитания при отключении потребителей сети кабельного телевидения от местных источников электропитания

Изобретение относится к электротехнике, в частности к устройствам для питания электрических сетей, и может найти применение в схемах для питания цепей сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) на тяговых подстанциях железных дорог
Наверх