Электрическая машина

 

Изобретение относится к электромашиностроению , в частности к крупным электрическим машинам с упругими опорами fVViS 11 17 ротора. Цель изобретения - повышение надежности . Электрическая машина содержит статор 1 с корпусом, ротор, подшипники 5, виброизолированные от опоры через ее упругие элементы 8, узел регулирования жесткости упругих элементов. Узел регулирования жесткости выполнен в виде дополнительной механической связи, параллельной упругим элементам опоры, выполненной в виде рычага 10с контактной головкой 12, положение которого управляется пружиной и электромагнитом или элементом со свойством памяти формы, электрически связанными с питающей сетью, за счет чего обеспечивается функциональная связь их воздействия на рычаг с величиной тока машины. 2 з.п. ф-лы, 3 ил. Ј О S3 о

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (Я)5 Н 02 К5/24

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4467522/07 (22) 01,08.88 (46) 30.01.91, Бюл. N 4 (71) Научно-исследовательский, проектноконструкторский и технологический институт электрических машин постоянного тока, .Прокопьевского завода "Электромашина" (72) А.В.Лучков . (53) 621.313.04(088,8) (56) Вибрация энергетических машин, Л.:

Машиностроение. 1974, с, 138-153.

Авторское свидетельство СССР

М 1092663, кл. Н 02 К 5/24, 1984. (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА (57) Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к крупным электрическим машинам с упругими опорами

I, „... Ы„„1624607 А1 ротора, Цель изобретения — повышение надежности, Электрическая машина содержит статор 1 с корпусом, ротор, подшипники 5, виброизолированные от опоры через ее упругие элементы 8, узел регулирования жесткости упругих элементов. Узел регулирования жесткости выполнен в виде дополнительной механической связи, параллельной упругим элементам опоры, выполненной в виде рычага 10 с контактной головкой 12, положение которогб управляется пружиной и электромагнитом или элементом со свойством памяти формы, электрически связанными с питающей сетью, за счет чего обеспечивается функциональная связь их воздействия на рычаг с величиной тока машины, 2 з.п. ф-лы, 3 ил, 1Ю

1624607

20

30

Изобретение относится к электрическим машинам, а именно к машинам с упругими опорами ротора.

Целью изобретения является повышение надежности электрической машины.

На фиг, 1 показана часть электрической машины с упругой опорой, общий вид; на фиг. 2 — узел I (вариант выполнения конусной головки с пружинными элементами); на

" фиг, 3 — то же, вариант выполнения с элементом управления положением рычага в виде проволоки со свойством памяти формы.

Электрическая машина содержит статор 1, установленный в корпусе 2, ротор 3, 1 закрепленный к валу 4, подшипники 5, установленные во втулках 6, подшипниковые щиты 7, связанные с втулками 6 через упругие элементы 8. К выступу 9 втулки 6 через шарнир 10 закреплен рычаг 11 с конусной головкой 12, сопрягаемой с конусными углублениями 13 на выступах 14 и 15, жестко связанных со щитом 7 и корпусом 2. Положение рычага 11 управляется пружиной 16 и электромагнитом 17, связанным через трансформатор 18 тока с цепью питания машины. Контакт конусной головки 12 с конусными углублениями 13 (жесткий либо переменной жесткости) может осуществляться через пружинные элементы 19 (фиг. 2), Вместо электромагнита 17 может быть использован элемент связи рычага 11 и выступа

9 через силовой элемент 20, выполненный со свойством памяти формы, например, в виде проволоки из никелида титана. Проволочный элемент 20 электрически изолирован и связан с трансформатором 18 тока.

Электрическая машина работает следующим образом, При отсутствии питания электрической машины рычаг 11 притянут пружиной 16, конусная головка 12 замкнута с конусным углублением втулки 15, что обеспечивает выключение упругости (8) при транспортировках и хранении машины. При подаче напряжения питания под действием большого пускового тока срабатывает электромагнит

17, запитываемый через трансформатор 18 тока, обеспечивая максимальное перемещение рычага 11 и его головки 12, при этом в зависимости от формы головки 12 и сопрягаемого с ней конусного паза 13 может достигаться различная степень изменения жесткости упругого щита — от практически жесткой связи до жесткости, определяемой пружинами 19, размещенными в местах контакта головки 12 и паза 13.

Аналогичное срабатывание рычага 11 будет иметь место и при аварийных режимах, связанных с увеличением тока электри- ческой машины. По мере достижения пускоsoro тока будет меняться и характеристика жесткости упругого щита по закону, задаваемому перемещением рычага 11 пружиной

16, силовым усилием электромагнита 17 и характеристикой жесткости контактных пружин 19. При достижении номинального режима электрической машины рычаг 11 занимает нейтральное положение, головка 12 выходит из зацепления и жесткость опоры определяется только ее элементами 8. При отключении электрической машины обесточивается электромагнит 17 и под действием пружины 16 рычаг 11 через головку 12 выключает упругий элемент 8 посредством жесткого контакта (либо контакта с конструктивно заданной жесткостью) через углубление 13 выступа 15.

В варианте исполнения по фиг, 3 вместо электромагнита 17 использован элементуправления положением рычага в виде связывающего элемента 20, например, из проволоки никелида титана со свойством памяти формы, силовая характеристика которой и ее формы определяются предварительно заданными деформациями при определенных температурах. При неработающей электрической машине элемент 20 имеет малую жесткость и деформируется под действием пружины 16, при наличии питания электрической машины элемент 20 быстро нагревается под действием тока, подаваемого через трансформатор 18, и в зависимости от величины тока электрической машины принимает определенную заданную ему форму и силовую характеристику, обеспечивая перемещеннйе рычага 11. При этом возможно обеспечить большую величину перемещений рычага в сравнении с использованием электромагнита, что позволит расширить диапазон регулирования жесткости упругой опоры пружинами 19

Управление жесткостью подшипниковой опоры посредством дополнительной механической связи, изменяющей свою характеристику жесткости.под действием небольших по величине электромагнитных сил либо сил, создаваемых элементами с памятью формы, позволяет уменьшить габариты и массу элементов управления и машины в целом, расширить диапазон регулирования упругости опоры до ее полного выключения, что обеспечивает большую надежность электрической машины.

Обеспечение автоматического регулирования жесткости упругой опоры в зависимости от величины тока питающей сети . позволяет повысить надежность конструкции как в эксплуатации, так и при транспортировках и хранении

1624607

15 1

Составитель А. Кузьмин

Техред М.Моргентал Корректор С. Шекмар

Редактор А. Маковская

Заказ 198 Тираж ° Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Формула изобретения

1, Электрическая машина, содержащая корпус, статор с обмоткой, ротор, опоры, упругие элементы опор, узел регулирования жесткости опоры с узлом управления, о т л ич а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности, узел регулирования жесткости опоры выполнен, в виде рычага, установленного параллельно упругим элементам опоры, на одном плече которого расположена головка конусной формы с пружинными элементами, а другое плечо связано с узлом управления, который электрически соедиа нен с вторичной обмоткой трансформатора, первичная обмотка которого включена в цепь обмотки машины, при этом на корпусе напротив конусной головки выполнены yr5 лубления, повторяющие форму головки.

2. Машина пои. 1, отл и ч а ю ща я с я тем, что узел управления выполнен в виде электромагнита с возвратной пружиной.

10 3, Машина поп.1,отличающаяся тем, что узел управления выполнен в виде элемента из материала со свойством памяти формы.

Электрическая машина Электрическая машина Электрическая машина 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электрома- П1иностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к области электротехники, в частности к погружным электродвигателям (ПЭД)

Изобретение относится к области электромашиностроения, а именно к производству двухполюсных турбогенераторов

Изобретение относится к области электротехники, а именно к корпусам электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для электродвигателей общего применения

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в опорных конструкциях статора роторных электрических машин, подавляющих вибрации или шум и способе их изготовления

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в промышленности, сельском хозяйстве и для бытовых нужд

Изобретение относится к области электротехники и электроэнергетики и может быть использовано на электростанциях в конструкциях серийно выпускаемых турбогенераторов, имеющих жесткое крепление сердечника к корпусу статора

Изобретение относится к области электротехники и машиностроения, в частности к погружным электродвигателям для подъема пластовой жидкости

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности к электрическим машинам переменного тока широкого применения
Наверх