Устройство линейного перемещения
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при создании промышленных роботов и автооператоров . Целью изобретения является повышение надежности и точности выборки люфта за счет введения жесткой связи непосредственно между парой разрезных зубчатых колес при одновременном упрощении конструкции и снижения ее габаритов При вращении вала-шестерни 3 движение передается разрезными зубчатыми колесами 5, 6 на колеса 15, 16. Последние, обкатывая зубчатую рейку 18, вызывают перемещение корпуса 1 вдоль колонны 19 При этом шарики 8 обеспечивают люфтовыбирание в каждом зубчатом зацеплении за счет осевого упругого сжатия стяжкой 10 3 ил
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU„„1632773 А 1 (51)5 В 25 Л 9/00!
| (ПРИ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ГКНТ СССР (21) 4660463/08 (22) 09.03.89 (46) 07.03.91. Бюл. № 9 (71) Специальное проектно-конструкторское и технологическое бюро Производственного объединения «Псковэлектромаш» (72) И. Д. Фишман и А. Э. Крисятецкий (53) 621.229.72 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1106653, кл. В 25 J 9/00, 1984. (54) УСТРОЙСТВО ЛИНЕЙНОГО ПЕРЕ
МЕ ЩЕНИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при создании промышленных роботов и автооператоров. Целью изобретения является повышение надежности и точности выборки люфта за счет введения жесткой связи непосредственно между парой разрезных зубчатых колес при одновременном упрощении конструкции и снижения ее габаритов. При вращении вала-шестерни 3 движение передается разрезными зубчатыми колесами 5, 6 на колеса 15, 16. Последние, обкатывая зубчатую рейку 18, вызывают перемещение корпуса 1 вдоль колонны 19. При этом шарики 8 обеспечивают люфтовыбирание в каждом зубчатом зацеплении за счет осевого упругого сжатия стяжкой 10. 3 ил.
1632773
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при создании промышленных роботов и автооператоров.
Цель изобретения — повышение надежности и точности выборки люфта за счет
5 введения жесткой связи непосредственно между парой разрезных зубчатых колес при одновременном упрощении конструкции,и снижения ее габаритов.
На фиг. 1 дан механизм прямолиней- 1О ного перемещения, общий вид; на фиг. 2— разрез А — А на фи-. 1; на фиг. 3 — разрез Б — Б на фиг. 2.
Устройство линейного перемещения содержит корпус 1, в который на подшипниках 2 установлена вал-шестерня 3, связанная муфтой с двигателем 4 и находящаяся в зацеплении с зубчатыми колесами 5 и 6, установленными на полом валу 7. При этом зубчатое колесо 6 жестко связано с валом 7, а зубчатое коле- 20 со 5 свободно сидит на валу 7 и через шарики 8, расположенные в конических лунках 9, поджато головкой стяжки 10, расположенной внутри вала 7, к торцу зубчатого колеса 6. Другой резьбовой конец стяжки 10 осуществляется через гайки
11, тарельчатые пружины !2, шайбу 13 и расположенные в конических углублениях шарики 14 поджим зубчатого колеса 15, свободно сидящего на валу 7, к торцу колеса 16, выполненного за одно целое с „g валом 7. Вал 7 и зубчатое колесо 5 установлены в корпусе 1 на подшипниках
17, зубчатые колеса 15 и 16 находятся в зацеплении с рейкой 18, закрепленной на колонне 19, корпус 1 закреплен ча каретке 20. Зубчатые колеса 5 и 6 выполнены таким образом, что при совмещении конических лунок 9 профили зубчатых венцов оказываются смещены один относительно другого в плоскости вращения на величину большую, чем боковой зазор в зацеплениях.
Аналогично выполнены колеса 15 и 16.
Устройство линейного перемещения работает следующим образом.
От двигателя 4 вращающий момент передается валу-шестерне 3, от нее зубча- 45 тым колесам 5 и 6, далее через вал 7 колесу 16, а .через стяжку 10 и шарики
14 колесу 15. Зубчатые колеса 15 и 16 воздействуют на рейку 18 и перемещают каретку 20 вдоль колонны 19. Для улучшения динамических и точностных характеристик необходимо устранить зазоры в кинематической цепи механизма. Это осуществляется путем торцового поджима зубчатого колеса 5 к колесу 6 и колеса 15 к колесу 16 соответственно через шарики 8 и 14. Усилие поджима регулируется с помощью гаек 11, причем силовое замыкание обеспечивается через тарельчатые пружины 12.
Использование предлагаемой конструкции Позволяет повысить компактность механизма, его надежность, упростить регулировку и выбор боковых зазоров во всех зубчатых зацеплениях.
Формула изобретения
Устройство линейного перемещения, содержащее колонну, корпус, закрепленный на подвижной каретке, а также привод перемещения каретки, выполненный в виде электродвигателя, кинематически связанного с зубчатой рейкой, жестко закрепленной на колонне, при этом кинематическая связь выполнена в виде двух пар зубчатых передач, каждая из которых имеет по два разрезных соосных зубчатых колеса, установленных на одном центральном валу и оснащенных механизмами выборки люфта, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности и точности выборки люфта за счет введения жесткой связи непосредственно между парой разрезных зубчатых колес при одновременном упрощении конструкции и снижения ее габаритов, каждый механизм выборки люфта выполнен в виде шариков, установленных в конических лунках, выполненных в торцах разрезных соосных зубчатых колес и обращенных навстречу друг другу, и стяжки, которая уп=
pyro связывает каждую пару зубчатых колес, при этом центральный вал выполнен полым и в нем размещена стяжка, причем конические лунки размещены на одинаковом расстоянии от центров колес, а их центры смещены друг относительно друга на величину, большую чем боковой зазор в зацеплении зубчатых передач привода.
1632773
Составитель А. Уваров
Редактор Л. Зайцева Техред А. Кравчук Корректор Н. Король
Заказ 586 Тираж 468 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, !01