Способ профилактики транспортного стресса у крупного рогатого скота

 

Изобретение относится к сельскому хозяйству и может бить использовано при транспортировке уРопного скота на мясокомбинаты, а также жинотных ич хозяйств-поставщиков на промышленнпе комплексы и откормочные площадки , Целью изобретения является сниленис потерь животных при транспортировке., Животным в течение 6-7 дней перед гршспортировкой дают с кормом солевую композицию, содержащую следуюшпе компоненты, мае. %: NaCl 54,0-56,0; KCl 16,0-23,0; Na.,S04 9,0-13,4; NaxC03 0,5-0,9; CaC03 10,0-14,4; M C03 1,2-1,6 в дозе 50- 110 г/гол в сутки. Способ позволяет снизить потери живой массы за транспортировку на 1,6-2,4% 3 табл. SS (Л

СОЮЗ СОНЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„< 42SO (1) А 61 К 33/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТОЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4471610/15 (22) 08.08.88 (46) 15.03 ° 91. Бюл. h 10 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт мясного скотоводства (72) В.И.Левахин, О.А.Ляпин, С.Ф.Хруцкая, H.M.Áåëoìûòöåâà и В,M.Фукс (53) 614.96(088.8) (56) Кармас Э. Технология свежего мяса. M.: Пищепромиздат, 1979, с. 335. (54) СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ TPAllCIIOPTНОГО СТРЕССА У КРУПНОГО РОГАТОГО

СКОТА (57) Изобретение относится к сельскоИзобретение относится к сельскому хозяйству и может быть использовано при транспортировке убойного скота на мясокомбинаты, а также животных из хозяйств-поставщиков на промышленные комплексы и откормочные площадки.

Целью изобретения является снижение потерь живой и убойной массы реализуемого скота при его транспортировке на мясоперерабатывающне предприятия, а также из хозяйств-поставщиков на промьпчленные комплексы и откормочные площадки в результате использования дешевого и доступного средства для профилактики транспортного стресса.

Пример 1.. В целях выявления наиболее оптимального нроцентного содержания компонентов, составляющих электролит:ую композицш .бьл прому хс: яйст»у н может быть использовано при транспортировке уйni,»oro скота на мясокомбинаты, а также животных из хозяйств-поста»Фикс» на промышленные комплексы и откормочнь1е площадки, Целью изобретения является сниженнс потерт масеь животных при тр líñïoðòèðовке-. ЖивoTным в течение

6-7 дней перед транспортировкой дают с кормом селевую комг oçèöèþ, содержащую следующие компоненты, мас. У.:

NnC1 54,0-56,0; КС1 16,0-23,0; Ма,БО

9,0-13, 4; Иа СОз 0,5-0,9; СаСО

10,0 — 14,4: M:-СО 1,2-1,6 в лозе 50110 г/гол в сутки. Способ позволяет снизить потери м вой массы за транспортировку на 1,6-2,47.. 3 табл. веден опыт на четырех группах бычков по 10 голов в каждой ° Всем группам молодняка, кроме контрольной, скармливали 6-7 дней до транспортировки электролитную композицию в дозе 50 г (125 мг/кг) на голову в сут с разницей лишь в том, что первая опытная группа животных получала электролитную композицию с минимальным процентным содержанием компонентов ее составляющих, вторая — с максимальным и третья — со средним процентным содержанием компонентов.

Лача животным опытных групп электролитной композиции производилась в смеси с концентратами. Использование электролитной композиции перед транспортировкой убойного молодняка позволило сократить потери живой массы за период перевозки на 2,6

1634280 зт»;I»t Itrtettito со средь»тм проис нтнь<м содержл 1»tcм coставляtOIUjтх ее I(îмпo

»е»тoтз., 1ля этого по приттцтт»у аналогol) бтг»11 подобраны пять групп бычков

35 по 20 голов в каждой, из которых одттл грут»тл контро:IbHI>tx животных (не

»олучатзшттх электролитную ком»озттцию) четыре опытттых, 11ервля опытная гр у)» 13 дозе 50 r (125 мг/кг) ня голову в сутки, вторля — 70 (175 мг/кг), трез ья — 90 (225 мг/кг) и четвертая — 110 г (?7) >и /кг). !

>((тультлты проведенного опыта

»редстлвлены в тлбл. 2 °

Лттялиз полученных результатов Ilo» казывлет, что потери живой массы за

tpattcItnpzktpnI31(y у животнт)х и >1(оптттных групп были различи-тми (табл, 2) .

Б перв<>й опытной гру»пе эти потери состлни <и 28,7 кг, во второ» 25,3, н трет).ей 21 6 и в четвертой — 27 5 кг

1 ss тт< соответственно меньше нл 0,8 (1 = 0,02), 1,6 (Г = 0,001), 2,4 (1 0,001) и 1,17, (P 0,001) по с(>,ттттте»ию с h(т 13>оттт,тттчми бьв)клмн, 3 > 8 ЕГ 11() срлп It(. .Illtt<) с 1нязтоглмн KOIIT рол,ttn1t группы. Рлзницл по потерям между контролт,ттытти и опь)т»ыми живот»1,тм11 состлвлялл 3,0 кг (1 с 0,01), 2,6 (I (0,02) и 3,8 кг (P 0,001) (тлбл, 1) .

Из представленных длнных табл. 1 с.)сдует, что »я»большим сокрлщением

1>о.т(,)! живой млссы хлрактеризовллись б< 11(tl третьей опытной группы, котор . »(лучл»1 .)лектрол»тну10 компози1<»1<>. c<)cтоящую из cpektttего процента с остл )<ляt<>t Ittx ее ком»онентов. Следоват(лт нп, ttttelt»o этл композицтьч наиболее отттттттяльттл по процент»от(у содерж;> !тик) >(о it o t t c! н I o .3 е е с о с т л вл >1 ющи х у

» б(л>.шей ст(летти тормллизует обмен

1>.".<(о(ттз пртт трлнс»ортном стрессе.

)толях с< рлщстптя потерь живой

;la< ст) ттрн тр:1»с»о >тировке следует

tt(.I1n»t. )овлтт< tehтролитttyt

c <;i :-<лт»тем со с т а в <1)1юн(ттх е е к омпо не нтот):

l),лС1 55,0 11(СО О, 7

ЕС1 19,5 Ca(;Iq 12,2, >1)4 1 1, 2,11,С0 3 1, 3

1> 1(елях отработки опт»1ta)11 ной до«tIp0»I(lf были проведены ис»ытлния рл 3)ltt тных доз э!IEêòðo)tèòttoé компо10

30 не получ:твшими электролитную компо:«»I(11k<). У молодняка третьей и второй опытных групп, получавших электро= литную композицию в дозе 90 и 70 r в день, потери живой массы прИ транспортировке были наименьшими и разница по сравнению с аналогами первой опытной группы оставила 1,6 и 0,83 (7,1 и 3,4 кг з и четвертой 1,3 и

0,5 (5,9 и 2,2 кг). Существенная разница по потере живой массы имела место также между второй и третьей группами 0 8 (3 7 кг) — P (0,001.

Скармливание животным перед тран-спортировкой электролитной композиции позволило также увеличить (сохранить) массу туш. 11о длнному локазателю молодняк опытных групп превосходил контрольных соответственно по группам на 2,8 кг (P (0,2), 6,4 кг (P с 0,02), 8,8 кг (P 0,001) и 3,5 кг (Р = 0,2), а по выходу туш — на 0,81, 0,95, 1,24 и .0,63 l.

Из опытных групп наибольшим выходом туш характеризовался молодняк третьей и тзторой групп (57,31 и 57,027).

11ревосходство опытных групп молодняка над контрольным установлено также по убойному выходу туш к съемной живой массе и качеству мяса и особенно по его технологическим показателям.

Следовательно, доза 90 г на голову в сутки или 225 мг/кг живой массы электролитной композиции, скармпиваемля убойному молодняку в течение

6-7 дней перед транспортировкой, оказалась наиболее оптимальной и позволила снизить потери живой массы за транспортировку на 1,6 — 2,47, а выход туш на 0,95 — 1,24%.

С целью подтверждения полученных результатов был проведен ряд научнопроизводственных опытов на убойном скоте различных пород, выращенном в условиях промьпиленных комплексов и площ<адок по выращиванию и откорму крупного рогатого скота.

Использование электролитной композиции в дозе и экспозиций, указанных выше, позволило сократить потери живой и убойной массы при транспортировке убойного скота на мясоперерябатывающие предприятия соответствеH но на 4,8 — 12,2 (8,5) и 2,2 — 9,4 (5,8) кг.

1(олученный эффект можно объяснить тем, что электролитная композиция в какой-то мере нормализует обмен ве1634280

20 ществ, а особенно l»çì< íklñ T осмотическое взаимодействие в орглнизме что ведет зл собой перераспределевне воды между внутриклеточной и меж5 клеточнои жид;.Огтями 1"àê в пеpllo1$ транспортировки молодняка нл »!co!«вЂ” рерабатывлющие предприятия, тлк и при доставке на комплексьl и oт. < lo÷ные площадки

Анализ полученных дянньгх о в<п»янии электролитной ко»»поз»»»ц»1» нл изменение биохимических показателей крови при перевозке убойного молодняка показал, что коли »яство сахара после транспортировки в крови контрольного молодняка возрастает на ?1,54 — 48,75 мгХ (P c 0,01 ) а у получавшего электролитную композицию — лишь нл 7,5 — 18,23 1»! ? (Р (0,01).

Содержание общих лппидон в крови контрольного молодняка зч период транспортировки повышается на 20,8745,34 мгТ, тогда кяк у аналогов 153 25 опытных групп их содержание увеличивалось только на 2,75 — 8,94 мг7, Возрастание количества в крови сахара и липидов коррелирует с увеличением расстояния и длительности транспортировки. Следоватечьно, под дей— ствием транспортного стресса возрастают потребности организма в ollepruu, которые удовлетворяются последовательной мобилизацией углеводов, при этом у опытного молодня»»л эти

35 потребности менее значительны, чем у контрольного ..

Дача убойному молод ня ку пер .д транспортировкой электролитной композиции позволила также повысить бактерицидную активность сыворотки крови на 4,32 — 13,567. после перевозки она оставалась выше у опытных животных. Другие гематологические пока45 затели у животных после транспортировки не превышали физиологической нормы, и различия были статистически недостоверны.

Химическим составом установлено некоторое увеличение содержания сухого вещества в мясе-фарше за счет жира и протеина, жира — в дл»»ннейшем мускуле спины опытных животных. Молодняк, получавший электролитную ком55 позицию, имел достоверно выше содержание гликогена в мышечной ткани.

Следовательно, соленая композиция нормализует нервно-мышечное возбуждс»п»е, что подтверждается нлличием

l .«k»k, ОГ<. НЛ Н ПЕЧЕ»п» жцвотНЫХ В МОМЕНТ у б с< я

ПTpo. l! ПьIе . 1<вот»<ые усту(1лли ог ыт!«гм пс< биологи <вской ценности мясл ()

<;ем«с» <и»цн< бl U. г»ровед I! ol»l IT ня пЯти

1 < у и и <1 х << <5< o l! I!è õ б ь»ч к О в и О 1 0 гОлОв в каждой с цслью выявле»п»я ее экспоч<; 11»н. Вс.ем опыт и;; группам животных

У з:!, с к<11<хне»«»с -» ко»»ч рс л»;ной, дополниТЕ.II IIO К РЛЦ<»ОНУ СКЛРМ1»ИВаяаСЬ ЭЛЕКтр< л. Тнля кгмпознц»»я в наименьшей, lIpo;! I1oлчглем< й: отработке, дозировке (1?5 мг/1»г), причем первой опытной группе QHà длвяллс» 3 Il,ня, второй — 5, третьей — 7 и четвертой

9 дней до транспортировки их на мясокомб»»нлч ° Результаты опытл показали

Э чт< дача (электро. п»гной) композиции гк1»вотум перед перс возкой позволила сокрлтить потсри ж»»вой магсы и мяса соответственно нл 1,8, 3,3, 4,6, 3,2 и 0,9, 2,2, 3,4, 1,8 кг (табл. 3). !!рп этом нлибол»гш»м и достоверным сн»»жен»»е»» потерь клк живой масгы (4,6 кг — Р (0,001), так и мяса (3,4 к» вЂ” Р (0,05) характеризовались бьг»кг» третьей опыт ной группы, которые лучали солевую комп< зицию

7 днеи. Ьычки, получавшие ее в течение трех, пяти и девяти дней, уступали аналогам, получаня<им ее 7 дней, ио сокращению потерь жч»вой массы на

2,8, 1,3, 1,4 кг и мяса нл 2,5, 1,2, 1,6 кг.

Результаты o!!I»To по установлению оптимальной дозы подтвердили, что для всех изучаемых нами дозировок лучшей (рчционлльнсй) экспозицией являлось исиользовл. Пс- электролитной композиции в течение 7 дней, так как с увел»»чек»»ег< экспозиции повышаются затраты на электролитную композицию, а эффект по сокрлп»ен»»ю потерь значительно снижается.

Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я

Способ профилактики транспортного стресса у крупного рогатого скота, включающий дачу животным с кормом

1634280

Т а блица 1

Зависимость потерь живой массы животных от состава композиции

Группа

Показател»

III пытная контроль1 зя Ia са При постановке на

431,7+4,02 430,4+3,67 429,7+4,13 431,2+3,89 опыт, к7

ЖнВ<зя масс>l до транспортировки, 437,5+3 95 436 8+4,00 435,7+4,19 438,4+4,25 кг

11<ивая масса после транспортировки, 405, 7+3, 10

Потери за транспортировку, кг

Сокращение потерь, кг

31, 8 0 73

2,6

3,8

3,0

Та оп и ца

Характеристик>< потер>, ltpll транспортировке в зависимости от дозы композивии

Показ эт ел ь

Группа

x<1tf1EIPJ1t— ! иав

ItlltlXtt <а< Cа llðï 11«f l,t иа < fit

432,8 4>10 434,1+4,35

433,5+4,57 33,113>83

435,814,40

tE1lftEав масса и< трапеtl< ртировьи, кг

441,Ы3,52 443,4 3,70

44 1,8 4,ОО <4 2, Ill > 40

442,8+4,23

EEfиttа тр >испсргиропки, кг

11отери эа тр III< It<11>TIIE оку, кг

412>EE>3,41 418,1 3,0$

420,?t3,34

<> 10, ? i E, f)3

415,3 3 50

27,5+0,72

fbi Elf,?2

21,6+0,64

25>3+0,82

28,7+1,ОЗ

Потери эа траtlc M рэировку, 2

4,9

6,5

S,7

6,2

235,$+2>30

56,70

234,8 2>05 238,4а1>82

240,8 2,10

57,)1

71:>пь,12 <1асса париоГ< туга>, xr

Вьгкод т угги, EEIc к срамной

56 ° EE8

57,02,и/ массе, 2..1,ЗО

53,94

54,50 7, 1

53,00

E.E,lccB внутреttttf c;1— па, fr

Выход t tt) tðcttttprp,1M I >

Уй< йн

17,97+0,S7

>,44%0 55

16,34 0,70

1

15,80 0,63

4>28.1> <4

3,91

З,eo

250, 24 1, $0 254, 74 -1, 38

258, 77+ 1,40

У, «., 11 I1,4F) 251, 30+1, 52

60,50

60,62

60,93

61, 59 электролитной композиции, ссдержащей хлористый натрий, хлористый калий и

I

11а тран ш, кар бо на т кальция при следующем соотношении компонентов, мас.7:

Хлористый натрий 54,0 — 56,0

Хлористыи . кали. 1 16,0 — 23,0

Сернокислый натрий 9,0 — 13,4

Углекислый натрий 0 5 — 0,9

Карбонат кальция 10,0 — 14,4

Карбонат магния 1,2 — 1,6, причем дачу электролитной композиц1 проводят в течение 6-7 дней перед транспортровкой животных в дозе 50110 г/гол в сут.

408,0 2,68 406,5+2,93 410,4+3,25

28,8+0,62 29,2 0,85 28,0+0,75! 634280

Таплнца3

Эффективность Н> полыования >ле>.T0ufll>Tlluo Ku»oc нцнн ь лозе !25 иг/кг ()О г яз>нотному массой 400 > > ) в знви>нм сти»! зкспозн>!ии перел I P o I I c ) I o (1 т н l > Î в v > ) I I

Покяэатели

Группа

Контрольная Опытная (0пь>тная ф !Опытная ljl

1 | опытная 11

Экспозиц >я лнн

0 3 ) 5 > (>

| !

Съемная:кивая масса, кг 435,513,65

Приемная кивая масса, кг 408,7+3,25

26,8„0,87

3,2

3,3

1,8

4,6

234, 2т1, 10 232, 6>.1,4 7

Масса парной тупи, кг 230,851,24

Сокра>кение потерь мяса, 231, 7 > 35

233>0+1 ° 40

3 ° 4

0,9

2 ° 2

1,8 кг

Составитель И. Марченко

Техред Л.Олийнык Корректор С. Черни

Редактор Н. Горват

Заказ 712 Тираж 444 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

11303 э, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4 /5

Производственно-издательский комбинат Патент", г.ужгород, ул. Гагарина,101

Потери в пути, кг

Сокрав>ение потерь, кг

433,2+4,28

408,2!.4,10

25,00 0,59

434,8+4,07

411 3+3,57

23,540 ° 65

434,421,55 433>6ь4>38

4!2,213,60 4 10,053,95

22,2! 0 ° 48 23,650>39

Способ профилактики транспортного стресса у крупного рогатого скота Способ профилактики транспортного стресса у крупного рогатого скота Способ профилактики транспортного стресса у крупного рогатого скота Способ профилактики транспортного стресса у крупного рогатого скота Способ профилактики транспортного стресса у крупного рогатого скота 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к ветеринарии, в частности к способам лечения атонии и гипотонии преджелудков крупного рогатого скота

Изобретение относится к химической технологии, а именно к способам получения противогельминтных средств, и может быть использовано в животноводстве

Изобретение относится к медицине, в частности к дермотологии

Изобретение относится к области медицины и может быть использовано для лечения диффузного нейродермита

Изобретение относится к области ветеринарной санитарии, а именно к способам санации дыхательных путей птиц, и может быть использовано в промышленном птицеводстве

Изобретение относится к ветеринарии и может быть использовано в птицеводстве для снижения воздействия стресс-факторов и ускорения адаптации цыплят к новым условиям

Изобретение относится к медицине, а именно к медицинской промышленности, и касается способа получения магнитных полиакриламидных гранул

Изобретение относится к фтизиатрии

Изобретение относится к медицине, а именно к детской нефрологии, и может быть использовано для лечения детей, страдающих хроническим пиелонефритом

Изобретение относится к медицине, в частности к офтальмологии, и может быть использовано для диагностики и лазерного лечения заболеваний глаза
Изобретение относится к медицине и может быть использовано в неврологии

Изобретение относится к медицине, именно к неврологии и нейрохирургии
Изобретение относится к экспериментальной медицине

Изобретение относится к микробиологической промышленности, в частности, к способу получения биоселеновых дрожжей

Изобретение относится к медицине, конкретно к лекарственным средствам для лечения герпесвирусных инфекций глаза
Наверх