Устройство для измерения электромагнитного момента асинхронного двигателя

 

Изобретение опосится к измерительной технике и может быть использовано для определения электромагнитного момента частотно-регулируемы асинхронных электроприводов с инвергорными преобразователями частоты . Целью изобретения является повышение точности. Сигнал с датчика 1 фазного напряжения через блок 4 выде ieкия модуля поступает на один пход блока 11 умножения, на другой тх-г-; которого поступает сигнал с датчика 2 фазного тока, прошедший через непочку из модулятора 6, сумматора 13 и блока 8 полупернодного интегрирования. Сигнал с блока 11 умножения поступает на один вход сумматора 12, нг. другой вход которого поступает сигнал с источника 14 опорного напряжения, а на третий - с датчика 2 фазного тока, последовательную цепь из блока 5 выделения модуля, квадратора 15, усилителя 3 и блока 7 полупериодного интегрирования . с датчика 1 фазного напряжения, пройдя через фильтр 9 и компаратор 10, управляет работой модулятора 6 к блокоа 7,8 пслупериодного интегрирования. Сигнал с выхода сумматора 12 пропорционален электромагнитному моменту двигателя . 3 ил. // гг

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

РЕСПУБЛИК (1% (И! (q))5 G 01 L 3/10

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К Д ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ К0ЦЩ ЕТ

Г!О ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГННТ СССР (21) 4634507/10 (22) 09.01.89 (46) 30.04.91. Вюл. М 16 (7I) Пермский политехнический институт (72) М.Я.Кривицкий, С,В.Поносов и А.В.Рот (53) 53 1. 78 1 (088. 8) (56) Авторское свицетель< тво СССР

Ы 691703, кл. С О! 1. 3/10, 1977.

Авторское свидетельство С CP

Я 1545107, кл. 0 01 L 3/10, 1.987. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕН!лЧ Э1!ВКТРОИАГ!1!П НОГО MOME!!TA АСИНХРОННОГО

Д В И ГА ТЕ ПЯ (57) Изобретение относит".я к измерительной технике и может быгь использовано для определения электромагнитног о момента час т, тн о-ре г, лируемьгх асинхронных электроприводов с инверторными преобразователями частоты. Целью изобретения является повышение точнос.ги. Сигнал с датчика фаэн эго напряжения через блок 4 выделения модуля поступает на один вход блока 1! умножения, на другой чхг.-, которого поступает сигнал с датчика 2 фазного тока, прошедший через цепочку из модулятора 6, сумматора 13 и блока 8 полупернодного интегрирования. Сигнал с блока 11 умножения поступает на один вход сумматора 12, н;; другой вход которого поступает сигн" ë с источника 14 опорного напряжения, а на третий» с датчика " фазчого тока, последовательную цегь иэ блока 5 выделения модуля, квадратора 15, усилителя 3 и блок» 7 полупериодного интегрирования. Сигнал с датчика фаэноro напряжения, пройдя через фильтр 9 и компаратор 10, уппавляст работой модулятора б и блоков 7, 8 полупериодного интегрирования. Сигнал с выхода сумматора 12 пропорционален электромагнитному моменту двигателя. 3 ил.

1645856

Изобретение относится к измерительной технике и может быть испольгде k

1 501

k номер гармоники; амплитуда k-ой гарм<ники тока статора; частота 1-й гарме ники тока, начальная фаза k-ой гaptt< ttttt:tt

55 тока статора; к0 ф<1<нннент ttp0ttnptttt01t <ьИ,—

<<<1< Т!(зовано для определения электромагнитного момента частотно-регулируемых асинхронных электроприводов с инверторными преобразователями частоты.

Цель изобретения — поиьппение точности, 10

На фиг. 1 представлена структурная схема предлагаемого устройства; на фиг.2 - структурная схема блока полупериодного интегрирования, на фиг.3 — структурная схема блока вы- 15 деления модуля, Устройство для измерения электромагнитного момента асинхронного двигателя, содержит датчик 1 фазного напряжения статора, датчик 2 фазного 20 тока статора, усилитель 3, два блока

4 и 5 выделения модуля, модулятор б, два блока 7 и 8 полупериодного интегрирования, фильтр 9, компаратор

10, блок 11 умножения, два суммато- 25 ра 12 и 13, источник 14 опорного напряжения, квадратор 15. Блоки 7 и 8 полупериодного интегрирования (схема которых представлена на фиг. 2) предназначены для формирования ин- 30 теграла иэ входного сигнала на каждом полупериоде ЭДС статора и хранения этого интервала в течение следующего полупериода, Каждый блок 7 и 8 полупериодного интегрирования содержит логический элемент HE 16 четыре ключа 17-20, два интегратор-.

21 и 22 и две схемы 23 и 24 выборкихранения, Блок выделения модуля (фиг ° 3) со 40 держит выпрямитель 25, фильтр 26 и функциональный преобразователь 27.

Устройство рабртает следующим образом.

На информационный вход модулятора 45

6 поступает выходной сигнал датчика

2 фазного тока статора, который может быть представлен рядом

U< = К„1 = К„ z sttt(kQ

На вход управления модулятора 6 через фильтр 9 и компаратор 10 поступает выходной сигнал датчика 1 фазного напряжения статора, Благодаря компаратору 10 этот сигнал приобретает прямоугольную форму и точно совпадает по фазе с первой гармоникой фазного напряжения, Выходной сигнал модулятора 6 повторяет форму сигнала тока при положительной полуволне фазного напряжения статора и соответствует инвертированному сигналу тока при отрицательной полуволне напряжения. Сигнал модулятора 6 характеризует проекцию изображающего вектора тока фазы на вектор напряжения соответствующей фазы.

Выделение постоянной составляющей сигнала модулято <а 6 после суммирования в сумматоре 13 с выходным,сигналом блока 4 выделения модуля осуществляется блоком 8 полупериодного интегрирования, в котором одновременно производится деление на частоту в соответствии с выражением

U8 = К (1 ° sin(k(Q>t ,( 2 1ВФ<<

Ь к и &к

2К 12 16<< к

+

На первый вход блока 11 умножения подается постоянный сигнал с выхода блока 4 выделения модуля, пропорциональный модулю первой гармоники фазного напряжения, а на второй вход блока 11 умножения подается сигнал с выхода блока 8 полупериодного инте грирования . Таким образом, на выходе блока 11 умножения присутствует си гнал

СО

USN < 15t<

Выражение 3 характеризует деленное на частоту первой гармоники мгновенное значение активной мощности асинхронного двигателя с учетом высших гармоник фазного тока статора.

Для получения otteгки электромагнитного момента необходимо учесть электрич ские потери н обчотке с татора и магнитные ногери в стали статора

1 S рэе ярма х1 у!

5 164

Учет потерь в обмотке статора осуществляется на основе выражения е

Ь Р эв = г i i. та (5) где r — активное сопротивление фазы ! обмотки статора.

Сигнал, пропорциональный модулю первой гармоники фаэного тока статора, формируется блоком 5 выделения модуля, на вход которого подается выходной сигнал датчика 2 фаэного тока статора. При этом на выходе усилителя 3 формируется сигнал, пропорциональный электрическим потерям в статоре согласно выражению (5). Блок 7 полупериодного интегрирования осуществляет деление на частоту, следовательно, на выходе этого блока формируется сигнал

5856

5

15 момента от потерь на гистерезис М

Выходной сигнал блока 11 умножения поступает на первый вход сумматора 12, на второй"вход которого поступает сигнал U4 учитывающий потери на гистереэис, а на третий вход сумматора 12 поступает сигнал с выхода блока 7 полупериодного интегрирования, характеризующий потери в обмотке статора.

Таким образом, на выходе сумматора 12 действует сигнал, пропорциональный оценке среднего электромагнитного момента с учетом потерь в стали.

Формула изобретения

6Р эв

К у п Я, U зги, -К 1

11 Я (U

1 где U (7) 2

Usm<

) П G3 (8) дпя учета потерь в стали сигнал, пропорциональный модулю напряжения, с выхода блока 4 выделения модуля

1 поступает на вычитающий вход сумма, тора 13, выходной сигнал которого поступает на вход блока 8 полупериодного интегрирования и делится на частоту в соответствии с выражением — доля выходного сигнала блока 8 полупериодного интегрирования, соответствующая учету потерь от вихревых токов.

После умножения на сигнал> пропорциональный модулю первой гармоники фазного напряжения статора, в блоке

11 умножения Hà его выходе получаем соответствующую составляющую сигнала в виде которая характеризует потери в стали от вихревых токов.

С выхода источника 14 опорного, напряжения снимается посToAHHblH оиг нал U «, соответствующий доле оценки

2S

Устройство для измерения электромагнитного момента асинхронного двигателя, содержащее блок умножения, два сумматора, фильтр, модулятор, бЛок выделения модуля, датчик фаэного тока, соединенный с первым входом модулятора, датчик фазного напряже: ния, соединенный через блок выделения модуля с первым входом блока умножения, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повьппения точности, в него введены источник опорного напряжения, два блока полупериодного интегрирования, квадратор, второй блок выделения модуля, подключенный входом к датчику фаэного тока, а выходом последовательно через квадратор и первый блок полупериодного интегрирования к первому входу первого сумматора, второй вход которого. соединен с источником опорного напряжения, а третий — с выходом блока умножения, первый вход которого под-. ключен к первому входу второго сумматора, второй вход которого соединен с выходом модулятора, а выход— через второй блок полупериодного интегрирования — к второму входу блока умножения, и компаратор, подключенный входом через фильтр к датчику фаэного напряжения, а выходом - к второму входу .модулятора и к управляющим входам блоков полупериодного интегрирования, 164 356.

Составитель А.Амаханов

Редактор С.Лисина Техред Л.Олийнык Корректор Т.Палий

Заказ 1346 Тираж 356 Подпи ное

ВНИИПИ Государственного комитета до изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д, 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул, Гагарина, 101

Устройство для измерения электромагнитного момента асинхронного двигателя Устройство для измерения электромагнитного момента асинхронного двигателя Устройство для измерения электромагнитного момента асинхронного двигателя Устройство для измерения электромагнитного момента асинхронного двигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике и может использоваться для определения крутящего момента, передаваемого вращающимися или неподвижными валами различных объектов Цель изобретения - повышение точности

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано при испытаниях электрических машин и электроприводов

Изобретение относится к ci-лпизмррительной технике, в частности к устройствам для измерения сил и моментов с использованием тензорезисюрных датчиков

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения крутящего момента, передаваемых вращающимися или неподвижными валами различных механизмов

Изобретение относится к силоизмерительной технике и может быть использовано для измерения крутящего момента двигателей внутреннего сгорания автомобилей при испытаниях и в процессе эксплуатации

Изобретение относится к испытанию, исследованию и диагностике работы электродвигателей и может быть использовано для регистрации величины динамического крутящего момента при снятии динамических характеристик

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано при регистрации основных характеристик различных соединительных муфт

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для бесконтактного определения крутящего момента на вращающихся валах машин и механизмов, в частности при испытании сельхозмашин

Изобретение относится к силоизмерительной технике и может быть использовано для измерения крутящего момента на валу двигателя внутреннего сгорания в условиях эксплуатации

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения или регулирования крутящего момента в установках со значительными располагаемыми и потребляемыми мощностями, например, на морских судах для измерения крутящего момента на валах гребных винтов, на валах прокатных металлургических станов, на валах несущего ротора вертолета, на валу газоперекачивающего агрегата, на валу редуктора турбо-винтового авиационного двигателя и т.д

Изобретение относится к измерительной технике и может бытъ использовано для графического контроля характера неравномерности распределения в течение периода вращения крутящего момента активных и тормозящего момента пассивных вращающихся объектов

Изобретение относится к области измерений кутящих моментов на тормозном валу, а также углов рассогласования вращающихся валов и может быть использовано в следящих приводах, а также для измерений мгновенных значений крутящих моментов в фиксированных положениях вращающегося вала

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и используется для непрерывного бесконтактного измерения параметров вращающегося вала при определении эффективной мощности

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к рулевым приводам с сервомеханизмами в качестве устройства для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля

Изобретение относится к автомобилестроению и может использоваться в качестве датчика для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к рулевым приводам с сервомеханизмами и может использоваться в качестве датчика для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля

Изобретение относится к технике измерения крутящих моментов между двумя соосными валами
Наверх