Антифрикционный материал покрытия

 

Изобретение относится к металлургии , конкретно к антифрикционным материалам покрытия, наносимым методами газотермического напыления. Цель изобретения - повышение износостойкости и снижение коэЛфициента трения. Для достижения указанных свойств состав антифрикционного материала покрытия дополнительно содержит марганец и кремний при следующем содержании компонентов, мас.%: медь 25-40; кремний 1-3; марганец 0,5-1,5; сурьма 3-8; олово - остальное. Предлагаемое покрытие может быть использовано при изготовлении подшипников скольжения, работающих в условиях высоких относительных скоростей и высоких удельных нагрузок. 2 табл. с S (f С

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУ БЛИН

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4684975/02 (22) 28.04.89 (46) 15.06.91 ° Бюл. 1"- 22 (71) Брянское научно-производственное объединение по механизации и автоматизации производства (72) Е.Н.Самсонович и Л.Д.Кузнецов (53) 621. 762. 5: 669. 018. 24 (088. 8) (56) Хасуй А. Техника напыления. М.:

Машиностроение, 1975, с.76-77.

Путилин В.Г. Нанесение баббитов на пбверхности трения электродуговой металлизацией. — Строительные и дорожные машины, 1984, Р 7, с.6. (54) АНТИ г>РИКЦИОНН1 1И NATFPHASI ПОКР11ТИЯ (57) Изобретение относится к металИзобретение относится к металлургии, конкретно к антифрикционным меч аллическим покрытиям, наносимым методами газотермического напыления, и может быть использовано для изготовления подшипников скольжения в тяжелонагруженных узлах машин.

11елью изобретения является повыше,ние износостойкости и снижение коэффициента трения покрытия.

Состав материала покрытия дополнительно содержит марганец и кремний при следующем содержании компонентов, мас.%".

Медь 25-40, Кремний 1-3

Марганец 0,5-1,5

Сурьма 3-8

Олово Остальное

„„SU „„1656003 А 1 (1) С 22 С 30/04, 13/02, С 23 С 30/00 лургии, конкретно к антифрикционным материалам покрытия, наносимым методами газотермического напыления. Пель изобретения — повышение износостойкости и снижение коэффициента трения.

Для достижения указанных свойств состав антифрикционного материала покрытия дополнительно содержит марганец и кремний при следующем содержании компонентов, мас.%: медь 25-40; кремний 1-3; марганец 0,5-1,5; сурьма

3-8; олово — остальное. Предлагаемое покрытие может быть использовано при изготовлении подшипников скольжения, работающих в условиях высоких относительных скоростей и высоких удельных нагрузок. 2 табл.

В процессе газотермического напы2 ления покрытия предлагаемого состава на покрываемой поверхности образуется структура, состоящая из баббитовой фазы, медной фазы и замкнутых пустот О (пор), составляющих 15-20% объема по- С) крытия. О

Покрытия с известным и предлагае- (А мым составами наносились в лабораторных условиях на образцы, изготовленные из ст,3, диаметром 50 мм и толщиной 16 мм методом электродуговой металлизации.

Состав покрытий представлен в

%%gg табл.1 .

При нанесении электродуговой металлизацией покрытий в качестве исходных материалов использовались проволоки из баббитов марок Б83 и Б-88 ГОСТ

1 656003! 8-20

25-40

1-3

0,5-1,5

3-8

Остальное

Та блица 1

Содержание, мас.%, в составе

Элемент

z 3

33 40

2 3

Медь

Кремний

Марганец

Сурьма

Олово

0,5

1,0

1,5

5 3

Ост. Ост.

Ост.

1320-74 9 2,5 мм и иэ бронзы Бр КМц

3-1 ГОСТ 5222-72 1,8 мм. Покрытия наносили металлиэатором ЭМ-12 на следующем режиме:

Род тока Постоянный

Сила тока, А 150-180

Напряжение на дуге, В

Рабочее давление 1О воздуха, ИПа 0,5

Дистанция напыления, мм !30-150

Твердость покрытий измерялась прибором 2140ТР. !5

Исследования трибологических свойств нанесенных покрытий произво-. дились на установке СИТ-1 по схеме

Ф диск — колодка по контртелу из ст.45, В ходе испытаний скорость относитель- 20 ного скольжения составляла 2,62 м/с, удельное давление 10 МПа, н качестве смазки использовалось масло АС-8 (ГОСТ 10341-75).

Пары трения проходили прецнарительную приработку на пути трения 39,310 м, изнашиваемость пары определялась на пути трения 78,5-10 м. Оценка линейной величины износа произво- 30 дилась с помощью профилографа-профилометра модели 201, Результаты исследований свойств нанесенных покрытий по 5 образцам каждого варианта приведены в табл.2.

Приведенные в табл.2 данные о суммарном износе пар были получены н результате суммирования износов компо-. нентов этих пар. В сравнении с прототипом предлагаемый состав антифрикционногo покрытия придает парам трения большую (в 2-2,1 раза) износостойкость и меньший (в 1,25-1,4 раза) коэффициент трения. При этом относительная износостойкость предлагаемого покрытия в 2,1-2,2 раза выше в сравнении с прототипом.

Формулаизобретения

Антифрикционный материал покрытия, содержащий медь, сурьму и олово, о тличающийся тем,что,с целью повышения износостойкости и снижения коэффициента трения покрытия, он дополнительно содержит марганец и кремний при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Медь

Кремний

Марганец

Сурьма

Олово

1 656003

Т а блица 2

Относительная износостойкость скрытия

15,7

7,9 тав

7,4

4,6

2,2

4,6

7,5

3,6

2,2

7,7

4,7

3,7

2,1

Составитель С.Деркачева

Редактор Т.Лазоренко Техред Л.Сердюкова Корректор M.Ìàêñèìèíèíåö

Заказ 2031 Тираж 387 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР 113035, Москва, Ж-35 ° Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r.ужгород, ул. Гагарина,101

Вариант покрытия

Известный сосТвердость, НВ

Коэффици- Износ ент тре- пары, ния мкм

0,01

0,007

0,007

0,008

Износ, покрытия мкм

Интенсивность иэ нашивания, х10

Антифрикционный материал покрытия Антифрикционный материал покрытия Антифрикционный материал покрытия 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к фрикционному материаловедению

Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к коррозионно-стойким композиционным покрытиям, состоящим из пористого металлического компонента и полимера

Изобретение относится к порошковой металлургии ,в частности, к спеченным электродным материалам на основе карбида вольфрама для нанесения покрытий электроискровой обработкой

Изобретение относится к области порошковой металлургии, в частности к материалам для электроискрового нанесения покрытия

Изобретение относится к сплавам на основе олова, используемым в качестве антифрикционных покрытий в подшипниках скольжения для тяжелонагруженных машин

Изобретение относится к химической технологии цветных металлов

Изобретение относится к антифрикционным сплавам на основе олова для подшипников скольжения
Наверх