Коробка передач транспортного средства

 

Изобретение относится к транспортным средствам. Цель изобретения - повышение долговечности и увеличение срока службы коробки передач. На вторичном валу выполнены со стороны опоры в первичном валу три паза для крепления ступиц муфт. С другой стороны относительно бурта выполнен шпоночный паз для крепления ступицы шестерни-муфты, перекрытый в осевом направлении конусами блокирующих колец. На шестернях выполнены зубчатые венцы синхронизаторов и проточки на шестернях для размещения стопорных колец ступиц. Это повышает жесткость вторичного вала. 1 з.п.ф-лы, 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 В 60 К 17/08

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНГ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4416004/11 (22) 28,04.88 (46) 07.07.91. Бюл. N. 25 (71) Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (72) А.П.Недялков, Е.Д.Туртанов, В.Г.Выборнов, А.С.Кондрашкин, С.В.Березкин, В.3.0.всянников, Л.М.Зарубинский и

П.П. Козубен ко (53) 629.113-858.1 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 1463526, кл. В 60 К 17/08, 1986. (54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА

Изобретение относится к коробкам передач, в частности используемым в транспортных машинах.

Цель изобретения — повышение надежности и увеличение срока службы коробки передач.

На чертеже изображена пятиступенчатая коробка передач, разрез.

В корпусе 1 коробки передач установлен первичный вал 2 на подшипнике 3. На первичном валу 2 выполнена шестерня 4. На подшипниках 5 и 6 установлен промежуточный вал 7, на котором выполнено колесо 8.

Последнее зацеплено с шестерней 4. На промежуточном валу 7 выполнены шестерни 9-12, каждая из которых зацеплена с шестернями 13-16 соответственно. Шестерни 13-16установлены на вторичном валу 17 и имеют возможность соединения с вторичным валом 17 муфтами 18 и 19 и шестерней-муфтой 20, Муфты 18 и 19 и ше„„ЫХ„, 1661006 А1 (57) Изобретение относится к транспортным средствам. Цель изобретения — повышение долговечности и увеличение срока службы коробки передач. На вторичном валу выполнены со стороны опоры в первичном валу три паза для крепления ступиц муфт. С другой стороны относительно бурта выполнен шпоночный паз для крепления ступицы шестерни-муфты, перекрытый в осевом направлении конусами блокирующих колец, На шестернях выполнены зубчатые венцы синхронизаторов и проточки на шестернях для размещения стопорных колец ступиц.

Это повышает жесткость вторичного вала. 1 з.п.ф-лы, 1 ил. стерня-муфта 20 установлены с возможностью осевого перемещения на ступицах 21—

23 соответственно. Ступицы 21 — 23 закреплены стопорными кольцами 24 — 29.

На вторичном валу выполнен бурт 30. С буртом 30 имеет возможность взаимодействия шестерня 14, соединяемая с валом 17 муфтой 19 пятой передачи. Между ступицей 22 и ступицей 21 муфты 18 блокировки валов

2 и 17 установлена шестерня 13 третьей передачи. Синхронизаторы высших передач оснащены блокирующими кольцами 31 — 33, низших-блокирующими кольцами 34 и 35.

На вторичном валу 17 со стороны опоры

36 в первичном валу 2 выполнены три паза

37, в которых размещены выступы 38 крепления ступиц 21 и 22 муфтой 18 и 19 трех высших передач. На шестернях 4 и 13 — 16 выполнены зубчатые венцы 39 — 43 соответственно, На шестернях 13 и 14 высших передач выполнены проточки 44-46

1661006 соответственно. На вторичном валу 17 выполнены проточки 47-52 для установки стопорных колец 24-29 соответственно.

Стопорные кольца 25-27 размещены в проточках 44 — 46 соответственно. С другой относительно бурта 30 стороны выполнен паз

53 для шпонки 54 крепления ступицы 23 шестерни-муфты 20 низших передач. Ступица 23 шестерни-муфты 20 перекрыта в осевом направлении конусами 55 и 56 блокирующих колец 34 и 35 соответственно, Для этого в шестернях 15 и 16 выполнены проточки 57 и 58 соотве.гственно. Блокирующие одинакового размера кольца 34 и 35 синхронизаторов низших передач выполнены большей ширины, чем блокирующие одинакового размера кольца 31 — 33 синхронизаторов высших передач, при этом все кольца выполнены одинакового диаметрального размера. Шесгерни 15 и 16 низших передач установлены на поцшипниках качения 59 и 60 соответственно.

Выполнение на вторичном валу 17 сс> стороны опоры, 36 в первичном валу 2 трех пазов 37 для крепления ступиц 21 и 22 муфт I8 и 19 высших передач, а с другой относительно бурта 30 шгоночного паза 53 для крепления ступицы 23 шестерни-муфть. 20 низших передач, выполнение на шестернях

4 и 13 — 16 зубчатых венцов 39-43 cvlHxpoHNзаторов и проточек 44 — 6 на шестернях 13 и 14 высшлх передач, установленных на подшипниках скольжения, для размещения стопорных колец 25-27 ступиц 21 и 22 в пятиступенчатой коробка передач позволяет повысить жесткость вторичного вала 17, поскольку три паза 37 крепления ступиц 21 и 22 муфт 18 и 19 трех высших передач равномерно изменяют:кесткость вала 17, которая существенно повышается при установке этих ступиц и выполненных с зубчатыми венцами 4(3 и 41 и установленных на подшипниках скольжения шестерен 13 и 14, а шпоночный паз 53 в малой мере снижает жесткость участка вторичного вала 1 7, на котором установленbi повышающие его >кесткость за счет оснащения зубчатыìië венцами 42 и 43 шестерни 15 и 16 низших передач. При этом повышение надежности работы коробки передач и увеличение срока ее службы обусловлива.- ..cA нераскрытием стопорных колец 25-2 7, размещенных в проточках 44 — 46 шестесен 13 и 14 высших передач.

Блокирующие кольца 34 и 35 синхронизаторов расположены со смещением относител ьн о ocH UJ il old!f . л 54 ступицы 23 шестерни-муфты 20, при этом ось шпанки

54 смещена относитель-io оси ступицы 23.

Шестерня-муфта 20 выполнена с проточкой

10

15 вала 17 в корпусе 1 на подшипнике 63, стопорное кольцо 64 которого размещено меж30 ду торцом 66 корпуса 1 и стопорным

61, размещенной со стороны зубчатого венца шестерни 20, Проточка 62 выполнена на муфте 19 одностороннего синхронизатора и расположена по направлению к зубчатому венцу шестерни 14 пятой передачи. Вторичный вал 17 установлен в корпусе 1 на подшипни, <е 63, оснащенном стопорным кольцом 64. Подшипник 6 промежуточного вала 7 оснащен стопорным кольцом 65. Стопорное KQRböo 64 размещено между торцом проточки 66 в корпусе 1 и стопорным кольцом 65.

Повышение надежности работы коробки передач и увеличение срока ее службы ооеспечено и тем, что блокирующие одинакового размера кольца 31-33 синхронизаторов высших передач выполнены меньшей ширины, чем блокирующие одинакового размера кольца ЗЛ и35 низших передач, рэсполо>кенные со смещением относительно оси шпонки 54 ступицы 23 шестерни-муфты

20, выполненной с проточкой 61, размещенной со стороны зубчатого венца шестерни

20, и вь полнением при этом проточки 62 на муфте 9 со стороны зубчатого венца шестерни 14, а также установкой вторичного кольцом 65 подшипника 6 промежуточного вала 7, поскольку большие нагрузки приложены при работе к блокирующим кольцам

34 и 35 низших передач, ширина шестернимуфты 20 достаточна для эффективной работы зацепления шестерен заднего хода, также как ширина муфты 19 достаточна.для восприятия усилий включения без поломок, а стопорные кольца 64 и 65 подшипников 63 и б вторичного 17 и промежуточного 7 валов обеспечивают передачу осевых усилий этих валов на корпус 1 коробки передач.

Коробка передач работает при вращении первичного вала 2, В свою очередь вращение от шестерни 4 передается колесу 8 промежуточного вала 7. Вращение последнего обеспечивает вращение шестерен 912. Водитель, выбрав нужную передачу, обеспечивает соединение какой-либо из шестерен 13-16 с вторичным валом 17. В этом случае происходит передача вращения от первичного 2 к вторичному 17 валу и обеспечивается передача момента между этими валами Кроме того, валы 2 и 17 могут быть блокированы, При перемещении шестерни по оси и зацеплении ее с шестерней 20 осущесгвляется противовращение валов 2 и

17.

В работе коробка передач надежна, поскольку на вторичном валу 17 выполнены

1661006

20

30

50 пазы 37 крепления ступиц 21 и 22 муфт высших передач, что обеспечивает жесткость вала 17 и тем самым хорошую работу зацепления жестких за счет зубчатых венцов 40 — 43 шестерен 9-13, 10 — 14, 11 — 15 и

12 — 16, а выполнение шпоночного паза 53 для крепления ступицы 23 шестерни-муфты

20 по существу не снижает жесткость вала

17, чем обеспечивается хорошая работа указанных зацеплений и взаимодействие зубьев муфт 18 — 20 с зубчатыми венцами 39 — 43, выполненными на шестернях 4 и 13 — 16, при этом нет раскрытия стопорных колец 25 — 27, Дифференцированная ширина блокирующих колец 31 — 35 обеспечивает передачу больших усилий кольцами 34 и 35 низших передач, что увеличивает срок службы коробки передач.

Выполнение на вторичном валу со стороны опоры в первичном валу трех пазов для крепления ступиц муфт трех высших передач, а с другой относительно бурта стороны шпоночного паза для крепления ступицы муфты установленных на подшипниках качения шестерен низших передач, перекрытого в осевом направлении конусами блокирующих колец, выполнение при этом на шестернях зубчатых венцов синхронизаторов и проточек на шестернях высших передач, установленных на подLUMIlHvIKBx скольжения, для размещения стопорных колец ступиц в пятиступенчатой коробке передач позволяет повысить жесткость вторичного вала, поскольку три паза крепления ступиц муфт трех высших передач равномерно изменяют жесткость вала, которая существенно повышается при установке этих ступиц. Шпоночный паз в малой мере снижает жесткость участка вторичного вала, на котором установлены шестерни низших передач, что способствует повышению надежности работы коробки передач и увеличению срока ее службы, которые определяются, в частности, нераскрытием стопорных колец, размещенных в проточках шестерен высших передач. Повышение надежности работы коробки передач и увеличение срока ее службы обеспечено и тем, что блокирующие одинакового размера кольца синхронизаторов высших передач выполнены меньшей ширины, чем блокирующие одинакового размера кольца синхронизаторов низших передач, расположенные со смещением относительно оси шпанки ступицы шестерни-муфты, выполненной с проточкой, размещенной со стороны зубчатого венца шестерни. При этом проточка выполнена и на муфте одностороннего синхронизатора в сторону зубчатого венца шестерни пятой передачи, а вторичный вал установлен в корпусе на подшипнике, стопорное кольцо которого размещено между торцом проточки в корпусе и стопорным кольцом подшипника промежуточного вала, поскольку большие нагрузки приложены к блокирующим кольцам низших передач, ширина шестерни-муфты достаточна для эффективной работы зацепления шестерни заднего хода, также как ширина муфты одностороннего синхронизатора достаточна для восприятия усилий включения без поломок, а стопорные кольца подшипников вторичного и промежуточного валов обеспечивают передачу осевых усилий этих валов на корпус.

Фомула изобретения

1.Коробка передач транспортного средства, содержащая установленные соосно в корпусе первичный и вторичный валы, на последнем из которых выполнен бурт и установлены с возможностью вращения на подшипниках скольжения шестерни высших передач, размещенные на участке от первичного вала до бурта вторичного вала, и шестерни низших передач, размещенные на подшипниках качения на участке вторичного вала после бурта, зубчатые муфты синхронизаторов для соединения этих шестерен с вторичным валом, включающие в себя зубчатые венцы синхронизаторов, . блокирующие кольца и ступицы, размещенные на вторичном валу между установленными в кольцевых проточках стопорными кольцами для исключения осевого перемещения, отличающаяся тем,что,сцелью повышения надежности и долговечности путем увеличения жесткости вторичного вала, во вторичном валу выполнены со стороны опоры в первичном валу вдоль его оси три паза, равномерно разнесенных по окружности для крепления ступиц зубчатых муфт шестерен высших передач, ступица зубчатой муфты шестерен низших передач закреплена посредством шпонки, при этом шпоночный паз в осевом направлении перекрыт конусами блокирующих колец этой муфты, зубчатые венцы синхронизаторов выполнены заодно с шестернями, а в торцах шестерен высших передач выполнены проточки для размещения стопорн ых колец ступиц зубчатых муфт.

2.Коробка передач по п,1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что блокирующие одинакового размера кольца синхронизаторов высших передач выполнены меньшей ширины, чем блокирующие того же размера кольца синхронизаторов низших передач, которые расположенные со смещением относительно оси шпанки ступицы зубчатой муфты, вы1661006

Составитель С.Белоусько

Техред М.Моргентал Корректор А.Осауленко

Редактор И.Горная

Эаказ 2087 Тираж 344 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул,Гагарина, 101 полненной с внешним зубчатым венцом передачи заднего хода и с проточкой, размещенной со стороны этого зубчатого венца, при этом проточка выполнена и на зубчатой муфте одностороннего синхронизатора в сторону зубчатого венца шестерни последней непрямой высшей передачи, а вторичный вал установлен в корпусе на подшипнике, стопорное кольцо которого размещено между торцом проточки в корпусе и стопор5 ным кольцом подшипника промежуточного вала.

Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может использоваться в трансмиссиях самоходных машин

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, используемым на самоходных машинах типа автомобилей, тракторов и т.д

Изобретение относится к машиностроению , в частности к планетарным коробкам передач, используемым, например, в трансмиссиях самоходных машин для изменения их скорости

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях дорожных и строительных машин, преимущественно тракторов

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, используемым на самоходных машинах типа тракторов и аналогичных транспортных средств

Изобретение относится к автотракторостроению , в частности к устройствам трансмиссии транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается выполнения трансмиссии транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к бесступенчатой трансмиссии для автомашин, тракторов и других транспортных средств, и может быть использовано в различных установках, где требуется плавное изменение передаточного отношения

Изобретение относится к сложным трансмиссиям "5х2" для транспортных средств

Изобретение относится к механическим трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено, в частности, в приводе хода экскаватора

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, применяемым в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств, и может быть использовано в различных колесных и гусеничных машинах
Наверх