Вентильный электродвигатель

 

Изобретение относится к электродвигателям с электронной коммутацией - вентильным электродвигателям. Цель изобретения - повышение энергетических показателей в области высоких частот вращения, уменьшение габаритов элементов цепи рекуперации реактивной энергии. Вентильный двигатель содержит индуктор 1, якорь с M-фазной обмоткой, подключенной к источнику 4 питания через коммутатор, содержащий цепь 3 рекуперации и силовые ключи 2, управляющие цепи которых связаны с выходами датчика положения ротора, каждая фаза состоит из N секций, M одноименных выводов которых соединены с выходами M-канальных замыкателей 12, 13, число которых равно N, их управляющие входы через логическое устройство связаны с выходом датчика частоты вращения. При укладке в пазы магнитопровода каждая многосекционная фазная обмотка выполнена многослойной, при этом проводники каждой одноименной секции фазной обмотки располагаются во всех пазах. В частности, каждая многосекционная фазная обмотка может быть выполнена пучком проводников, каждый из которых образует одну секцию. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (sl)s Н 02 К 29/06

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4422387/07 (22) 10.05.88 (46) 15.07.91. Бюл. М 26 (72) В.С,Масленников (53) 621.313.292(088.8) (56) Электротехника, 1988, ЬЬ 2, с.21-33. . Авторское свидетельство СССР

f4 1257772, кл. Н 02 К 29/06, 1985, (54) ВЕНТИЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ (57) Изобретение относится к электродвигателям с электронной коммутацией — вентильным электродвигателям. Цель изобретения — повышение энергетических показателей в области высоких частот вращения, уменьшение габаритов элементов цепи рекуперации реактивной энергии.

Вентильный двигатель содержит индуктор

1, якорь с m-фазной обмоткой, подключенИзобретение относится к электротехнике, в частности к двигателям с электронной коммутацией — вентил ьн ы м эл ектродвигателям (ВД).

Целью изобретения является повышение энергетических показателей ВД в области высоких частот вращения, а также уменьшение габаритов элементов в цепи рекуперации реактивной энергии.

На фиг.1 изображена функциональная схема ВД; на фиг.2 и 3 — варианты укладки секций фазной обмотки в пазы магнитопровода.

ВД содержит индуктор 1, транзисторный мост 2 и цепь 3 рекуперации реактивной энергии, включающую в себя обратный диодный мост и конденсатор, подключенные к источнику питания 4, управляющие

„„5U „„1663714 А1 ной к источнику 4 питания через коммутатор, содержащий цепь 3 рекуперации и силовые ключи 2, управляющие цепи которых связаны с выходами датчика положения ротора, каждая фаза состоит из псекций,,m одноименных выводов которых соединены с выходами m êàíàëüíûõ замыкателей 12, 13, число которых равно и, их управляющие входы через логическое устройство связаны с выходом датчика частоты вращения. При укладке в пазы магнитопровода каждая многосекционная фазная обмотка выполнена многослойной, при этом проводники каждой одноименной секции фазной обмотки располагаются во всех пазах. В частности, каждая многосекционная фазная обмотка может быть выполнена пучком проводников, каждый из которых образует одну секцию. 2 з и. ф лы, 3 ил, входы транзисторного моста 2 подключены к выходам датчика положения ротора 5. К выходам транзисторного и входам обратного диодного моста подсоединены фазные обмотки, состоящие из двух секций каждая соответственно по фазам 6-7, 8-9, 10-11 с отводами, подключенными к выходам замыкателей 12, 13, состоящих из диодного моста и транзисторного ключа. Управляющие входы замыкателей 12, 13 через дешифратор 14 и пороговые элементы 15, 16 соединены с выходом тахогенератора 17, Переключение транзисторов моста 2 происходит в порядке, определяемом датчиком положения ротора 5. ЭДС самоиндукции, возникающая при отключении фазных обмоток 6-7, 8-9, 10-11, вызывает ток в дио1663714 дах обратного моста и заряд конденсатора цепи 3 рекуперации.

При работе вентильного двигателя один из замыкателей 12 или 13 находится в проводящем состоянии в соответствии с управляющим сигналом, получаемым с выхода дешифратора 14 и пороговых элементов 15, 16, срабатывающих при определенных уровнях напряжения тахогенератора 17.

В области низких скоростей вращения включен транзистор замыкателя 13 и работают обе секции фазных обмоток 6-7, 8-9, 10-11. В области высоких скоростей вращения работают верхние секции фазных обмоток 6, 8, 10 (фиг.1).

При отключении нижних секций 7, 9, 11 происходит уменьшение числа проводников в пазу в два раза (фиг.2,3). В два раза уменьшается коэффициент заполнения пазов медью и также в два раза уменьшается электромагнитная постоянная фаз. Такой же результат достигается при намотке фаз проводниками, сложенными вдвое (по числу секций) с отводами от мест соединения проводников. Если бы проводники занимали бы только часть пазов, как- в известном ВД, постоянная времени осталась бы неизменной.

Использование изобретения позволяет . повысить мощность вентильного двигателя в области высоких скоростей вращения, что объясняется следующим образом. Токи фаз при коммутации в вентильном двигателе с трапецеидальной формой ЭДС нарастают от нулевого значения до установившегося по закону экспоненты за время, равное примерно трем постоянным времени Тэ обмотки. Выключение тока происходит значительно быстрее. При этом вращающий момент снижается более, чем на 30, если скорость вращения превышает значение ж m-1 где Р— число пар полюсов вентильного двигателя;

m — число фаз.

Поскольку техническое решение позволяет при отключении половины витков фазных обмоток уменьшать электромагнитную постоянную времени в два раза, снижение момента в области высоких скоростей вращения будет значительно меньше. Допусти10

20 сти холостых ходов механизмов подачи, имеющих электроприводы с вентильными двигателями.

45 мая по условиям коммутации скорость вращения возрастает в два раза.

Вследствие уменьшения электромагнитной постоянной времени снижаются потери при коммутационных процессах, так как сокращаются порции реактивной энергии, проходящей через цепи рекуперации.

При этом увеличивается КПД вентильного двигателя, снижается требуемая мощность, а следовательно, масса и габариты элементов цепи рекуперации.

Преимуществом изобретения является также возможность увеличения скорости вращения вверх от номинальной без ограничений, создаваемых коммутацией. Это позволяет, в частности, применить вентильные двигатели в электроприводах главного движения станков, а также повысить скороФормула изобретения

1, Вентильный электродвигатель, содержащий индуктор, якорь, в пазах магнитопровода которого размещена m-фазная обмотка, подключенная к цепи питания через коммутатор, содержащий цепь рекуперации реактивной энергии и силовые ключи, управляющие цепи которых связаны с выходом датчика положения ротора, каждая фаза состоит из и секций, выводы секций соединены с выходами m-канальных замыкателей, число которых равно п, управляющие входы замыкателей через логическое устройство и пороговые элементы связаны с выходом датчика частоты вращения, отличающийся тем, что, с целью повышения энергетических показателей в области высоких частот вращения, а также уменьшения габаритов элементов цепи рекуперации реактивной энергии проводники одноименных секций размещены во всех пазах магнитопровода якоря.

2. Электродвигатель по и. 1, о т л и ч аю шийся тем, что проводники одноименных секций фазных обмоток занимают в.пазу один слой.

3. Электродвигатель по и. 1, о т л и ч аю шийся тем, что каждая фаза якоря выполнена пучком проводников, а число проводников равно числу секций.

1663714

Рие. 1

Соетавитель А. Санталов

Ре акто М. Васильева Тех е M.Mo гентал

Ко екта С.Шевкун

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина. 101

Заказ 2271 Тираж 329 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва. Ж-35, Раушская наб., 4/5

Вентильный электродвигатель Вентильный электродвигатель Вентильный электродвигатель 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в приводах большой и средней мощности

Изобретение относится к электрическим машинам, а именно к моментным вентильным электродвигателям (МВД) с бесконтактной коммутацией

Изобретение относится к электродвигателям с бесконтактной коммутацией - вентильным электродвигателям

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в вентильном электроприводе Целью изобретения является повышение энергетических показателей и надежности

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах с вентильными электродвигателями

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в следящих системах

Изобретение относится к электротехнике и может быть применено в прецизионных электромеханических следящих системах

Изобретение относится к электротехнике , в частности к вентильным электродвигателям

Изобретение относится к электротехнике , а именно к бесконтактным тахогенераторам постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в следящих системах двухстороннего действия с силомоментным очувствлением

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электродвигателям с встроенным датчиком положения и скорости, и может быть использовано, например, в вентильных электроприводах в качестве исполнительного элемента, в устройствах автоматики

Изобретение относится к управляемым электроприводам

Изобретение относится к магнитному вращающемуся устройству и, в частности, к магнитному вращающемуся устройству, которое использует многократно пульсирующие силы, возникающие между постоянным магнитом и электромагнитом

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электрическим машинам с бесконтактной коммутацией секций обмоток статора в зависимости от положения ротора с помощью преобразователя частоты, т

Изобретение относится к электротехнике, в частности к конструкциям магнитоэлектрических генераторов тока торцевого типа, приводимых во вращение, например, ветровым лопастным колесом

Изобретение относится к области электротехники, в частности к вентильным электроприводам
Наверх