Электрический соединитель

 

Изобретение относится к электротехнике, в частности к электротехническим устройствам, обеспечивающим разъемное соединение шин, предназначенных для пропускания больших токов. В качестве контактной среды в устройстве используется жидкий металл /ЖМ/ 24, заключенный в полость 5 корпуса 3, который крепится на шинах /Ш/ 1 и 2 с помощью фиксаторов 9. ЖМ 24 при соединении разъемных частей через прямоугольные отверстия 6 в корпусе при открывании клапанов 13, выполненных в виде подпружиненных клинообразных шин, выливается на поверхность Ш 1 и 2, ограниченную эластичными прокладками 11, обеспечивая надежное контактное соединение. 2 з.п. 4 ил.

СОК)З СОВЕ ГСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСГ1УБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ! з о ф

О (61) 1525766 . (21) 4662161/07 (22) 13,03.89 (46) 30.08.91. Ьюл, N.. 32 (71) Калининский политехнический институт (72) В.B,Èçìàéëîâ и А,A.Mèòþðåâ (53) 621.315.682(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N 1525766, кл. Н 01 Н 29/00, Н 01 Р 13/00, 1987. (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ СОЕДИНИТЕЛЬ (57) Изобретение относится к электротехнике, в частности к электоотехническим устройствам, обеспечивающим разъемное

Изобретение относится к электротехнике, в частности к электротехническим устройствам, обеспечивающим разъемное соединение шин, предназначенных для прапускания больших токов.

Целью изобретения является сокращение потерь электрической энергии путем уменьшения полного контактного злектрасопротивления, На фиг. 1 показан соединитель в рабочем положении, продольный разрез; на фиг. 2 — то же, вид сверху; на фиг. 3 — разрез

А — А на фиг. 1.

Электрический соединитель содержит разъемные части (шины) 1-3. Часть 3 выполнена в виде корпуса 4 с полостью 5, с прямоугольными отверстиями 6, выполненными в дне корпуса 4 и прямоугольными отверстиями 7, выполненными в верхней части корпуса 4. Полость 5 имеет форму сегмента цилиндра, продольная ось укаэанного цилиндра перпендикуляона оси

„., 5U,, 1674279 2 (гп) Н 01 Н 29/00, Н 01 R 13, 00 соединение шин, предназнлченных для пропусклния больших токов. В качестве контактной среди л устройстве используется жидкий металл (ЖМ) 24, заключенный в полость 5 корпуса 3, который крепится на шинах (Ш) 1 и 2 с помощью фиксаторов 9. ЖУ.

24 при соединении разъемных частеи <врез прямоугольные отверстия 6 в корпусе при

0TKpt !ва!1иl1 кллплнав 13, выполненных в Ви .де подпружиненных клинаобрлзных шин, выливается нл поверхность 1И и 2, а раниченнуlo эллс)ичними прокллдклми 11, обеспечивая l/лдежнас контактное соединение.

2 з.п. ф-лы, 3 ил. симметрии корпуса 4. Корпус 4 выполнен сварным из стали. На наружной поверхности корпуса 4 шины 1 при помощи винтов 8 закреплен фиксатор 9, выполненный в виде защелак, входящих в отверстия 10, выполненные в шинах 1 и 2. На контлктнай старане корпуса 4 шин 1 и 2, приле ающих к прямоугольным отверстиям 6, жестка укреплены эл-1стичные прокладки 11 пряMîóãîëüной формы. Прямоугольные отверстия 6 внутри корпуса 4 закрыты клапанами 12, выполненными в виде клинообразных тел с двумя контактными поверхностями 13 около выступа 14, выполненными из металлической сетки, Каждый клапан подпружинен устройством 15, закрепляемым вне корпуса

4 и состоящим из втулки 16, шток- 17, способного свободно перемещаться внутри втулки 16, пружины 18, крышек 19 и "êîáû

20, закрепляемой на штоке 17 и связанной с клапаном 12 винтами 21. Полость 5 v, внутренняя поверхность клапана 1 запал нень) 1674279 жидким металлом 22, посредством которого осуществляется электрический контакт, например ртутью, галлием или его сплавами.

Так как жидкий металл 22, используемый в электрическом соединителе, является агрессивным к другим металлам, то при необходимости поверхности клапана 12, штоки 17, скобы 20, винтов 21, полости 5 могут быть покрыты защитным гальваническим слоем. Корпус 4 может быть снабжен двумя прокладками 23 из эластичного электроизоляционного материала, установленными внутри корпуса 4 в отверстиях 7 на штоках

17, причем внутренние стенки корпуса 4 и прокладки 23 выполнены такой формы, что вместе образуют в корпусе полость 5, в виде сегмента цилиндра, Центральный участок 24 дна корпуса 4, расположенный в рабочем положении между шинами 1 и 2, изогнут так, что имеет форму сегмента цилиндрической поверхности, причем его образующая параллельна образующей цилиндра, сегмент которого представляет собой указанную полость 5 корпуса 4.

Устройство работает следующим образом.

В процессе соединения шины 3 с шинами 1 и 2 концы фиксаторов 9 с защелками вставляются в отверстия 10 шин 1 и 2 и при последующем нажатии закрепляются на этих шинах. При этом эластичные прокладки 11 сжимаются, обеспечивая жесткость и герметичность соединения, а клапаны 12, упираясь выступами 14 в поверхность шин

1 и 2 и преодолевая сопротивление пружины 18, поднимаются вверх, Через открывшиеся прямоугольные отверстия 6 жидкий металл?2 выливается из полости 5 корпуса 4 на определенную поверхность шин 1 и 2, ограниченную внутренней поверхностью эластичных прокладок

23, обеспечивая надежное контактное соединение, Электрический контакт обеспечивается жидким металлом 22 в зазоре клиновая поверхность клапана 12- поверхность прямоугольного отверстия 6, а также посредством ячеек металлической сетки, 5

45 смоченной жидким металлом 22 снаружи и изнутри.

В процессе разъединения концы фиксаторов 9 раздвигаются, разжимаются эластичные прокладки 11, при этом клапаны 12 поддействием пружин 18 закрывают прямоугольные отверстия 6, что препятствует выливанию жидкого металла 22 наружу.

Дополнительная герметичность обеспечивается плотным прилеганием эластичных прокладок 11 к короткой стороне (ширине) клапанов 12. Металлическая сетка подбирается экспериментально в зависимости от применяемого жидкого металла и препятствует вытеканию жидкого металла 22, При многократной сборке-разборке соединения электрический соединитель может быть снабжен сменным резервуаром переменного объема с жидким металлом.

Формула изобретения

1. Электрический соединитель по авт. св. % 1525766, о тл и ча ю щи и с я тем, что, с целью сокращения потерь электрической энергии путем уменьшения контактного сопротивления, полость в корпусе выполнена в форме сегмента цилиндра, продольная ось которого перпендикулярна поперечной оси симметрии корпуса, а втулки и подпружиненные части штоков, установленные во втулках с возможностью перемещения, расположены вне указанного корпуса.

2. Соединитель по и, 1, о т л и ч а юшийся тем, что корпус снабжен двумя прокладками из эластичного электроизоляционного материала, установленными внутри корпуса на штоках, причем стенки корпуса и указанные прокладки выполнены такой формы, что вместе образуют в корпусе указанную полость в форме сегмента цилиндра.

3, Соединитель по и. 1 или и. 2. о т л ич а ю шийся тем, что центральный участок дна корпуса, расположенный в рабочем положении между шинами, изогнут так, что имеет форму сегмента цилиндрической поверхности, причем его образующая параллельна образуюШей цилиндра, сегмент которого представляет собой указанную полость корпуса.

16742 i<1

1 ! ! ... l (tpuz f

1674279 ф

23

22

Составитель M. Трофимова

Редактор Е. Зубие1ма Техред М.Моргентал Корректор О, Кравцова

Заказ 2930 Тираж 336 Подписное

ВНИИПИ Госуд. рственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

1 !3035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина. 101

Электрический соединитель Электрический соединитель Электрический соединитель Электрический соединитель 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электротехни ке Це -ью изобретения чьпяется попышение надежности и тех| оптично Т1 Изоляционная втулка 5 штепсельной кабельной вилки 3 снабжена дополнительной армирующей шайбой 9 и выполнена с при молинейными сквозными отверстиями На внутренней поверхности корпуса 4 витки 3 и в отверстии фиксирующего фланца 13 выполнены упоры дл армирующих шайб 9 v 10 Кроме того, в отвеуст.п1 {

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в качестве ограничителя тока в коммутационных аппаратах

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению, а именно к предохранительным устройствам для крана

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано как в сильноточной, так и в слаботочной коммутационной технике и автоматике

Изобретение относится к электротехнике, а именно к устройствам защиты электрических цепей от перегрузки по току

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при создании быстродействующих коммутационных аппаратов с жидкометаллическим контактом

Изобретение относится к электроаппаратостроению, в частности к композиционным жидкометаллическим контактам, и может быть использовано при создании коммутационных аппаратов

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для коммутации сильноточных электрических цепей, работающих при повышенной температуре окружающей среды, в агрессивных средах и при отсутствии гравитационных сил

Изобретение относится к электроаппаратостроению, в частности к контактным узлам коммутационных аппаратов, и может быть использовано при создании сильноточной коммутационной аппаратуры с жидкометаллическими контактами

Изобретение относится к электротехнике, а более конкретно к устройствам для выключения в питающей сети источников света, и может быть использовано в электросетях освещения
Наверх