Устройство для исследования аэродинамических нагрузок модели автопоезда

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано при аэродинамических исследованиях устойчивости движения ав1 889 Гв 4 75 7 топоездов при нестационарном боковом ветре. Цель изобретения - повышение точности воспроизведения условий взаимодействия автопоезда с воздушным потоком. Рабочая часть 1 аэродинамической трубы имеет по торцам гибкие рукава-диффузоры . Внутри рабочей части 1 на регулируемых растяжках 5 и 9 подвешены опорная пластина 4 для имитации дороги и исследуемая модель 7 автопоезда. Регулируемые растяжки 5 и 9 снабжены механизмом изменения длины и тензочувствительными элементами. Рабочая часть 1 аэродинамической трубы связана с опорным столом 2 посредством шестистоечного манипулятора 3, что позволяет устанавливать исследуемую модель 7 автопоезда под различным углом к направлению воздушного потока, имитируя действие бокового ветра. 3 ил. ТЗ /J /J ил СО с о VJ VI ся Оч со

СОЮЗ СО8ЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)ю 601 М 17/00

ГОСУДАРСТ8ЕННЫИ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

171,7 Я

4 (Л

0 (гд (21) 4673838/11 (22) 04.04.89 (46) 15.09.91. Бюл. М 34 (71) Рижский политехнический институт им.

А. Я. Пельше (72) Г. П. Либерт, Н. К. Салениекс, Я, А.

Алнис, P. К. Брусбардис, Г. А. Вайц и Е. Я.

Чей рвнс (53) 629.113.001.42(088,8) (56) Аэродинамика автомобилей.! Сб. статей, перевод с англ., M, 1984, с. 56 — 78. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ НАГРУЗОК МОДЕЛИ АВТОПОЕЗДА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано при аэродинамических исследованиях устойчивости движения ав Ы«1677563 А1 то поездов и ри нестац ион а рном боковом ветре. Цель изобретения — повышение точности воспроизведения условий взаимодействия автопоезда с воздушным потоком.

Рабочая часть 1 аэродинамической трубы имеет по торцам гибкие рукава-диффузоры. Внутри рабочей части 1 на регулируемых растяжках 5 и 9 подвешены опорная пластина 4 для имитации дороги и исследуемая модель 7 автопоезда. Регулируемые растяжки 5 и 9 снабжены механизмом изменения длины и тензочувствительными элементами, Рабочая часть 1 аэродинамической трубы связана с опорным столом 2 посредством шестистоечного манипулятора 3, что позволяет устанавливать исследуемую модель 7 автопоезда под различным углом к направлению воздушного потока, имитируя действие бокового ветра, 3 ил.

1677563

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано при аэродинамических исследованиях устойчивости движения автопоездов при нестационарном боковом ветре, 5 . Цель изобретения — повышение точности воспроизведения условий взаимодействия автопоезда с воздушным потоком.

На фиг, 1 изображено предлагаемое устройство, вид сбоку; на фиг, 2 — вид по стрел- 10 ке А на фиг. 1; на фиг. 3-схема механизма изменения длины регулируемых растяжек и схема соединения тензочувствительных элементов с системой управления.

Устройство содержит рабочую часть 1 15 аэродинамической трубы (не показана), установленную на опорном столе 2 посредством шестистоечного манипулятора 3, опорную пластину 4 для имитации дороги, подвешенную к стенкам рабочей части 1 20 аэродинамической трубы посредством регулировочных растяжек 5. К обоим порогам рабочей части 1 аэродинамической трубы прикреплены два гибких пирамидообразных рукава-диффузора 6, имеющих ребра, 25 обтянутые упругим пленочным материалом для обеспечения подвижности соединения рабочей части 1 с аэродинамической трубой. Исследуемая модель 7 автопоезда со съемными элементами 8 проектируемых 30 аэродинамических обтекателей посредством заполнительных регулируемых растяжек 9 и стоек 10 подвешена внутри аэродинамической части 1 к ее стенкам, выполненным из прозрачного материала. На 35 спрямляющих воздушный поток решетках

11 на входе и выходе рабочей части 1 аэродинамической трубы параллельно ее стенкам находятся упругие черного цвета ленты и шнуры 12, на которых одними концами по 40 потоку .закреплены белые шелковинки 13 разной длины. На опорной пластине 4 установлены съемные модели 14 конструктивных элементов обочины дороги, мостов, эстакад.

На стенках рабочей части 1 аэродинамиче- 45 ской трубы в зоне точек крепления внутренних каналов регулируемых растяжек 9 и 5 к модели 7 автопоезда и к опорной пластине 4 закреплены прозрачные пластины 15 с координатной сеткой для отсчета изменения 50 координат точек крепления при аэродинамическом нагружении модели 7 автопоеэда.

Устройство содержит также аэродинамические весы, выполненные в виде тензочувст-. вительных элементов 16, размещенных на 55 площадках 17 наружных концов регулируе. мых растяжек 9 и 5. Регулируемые растяжки

5 и 9 снабжены механизмом 18 изменениядлины, содержащим шаровую опору 19, пружину 20, обойму 21 и барашковую гайку

22, установленную на резьбовом конце 23 регулируемой растяжки. Тензочувствительные элементы 16 и датчики перемещений (не показаны) точек крепления регулируемых растяжек подключены к системе 24 управления. Модель 7 автопоезда со съемными элементами 8 покрыта эрозирующим, контрастным относительно цвета модели составом, изображенном на фиг. 1 и 2 точками.

Система 24 управления включает блок

25 "Манипулятор", блок 26 "Силоизмерение", блок 27 "Перемещения", блок 28 "Регистратор", блок 29 "Дисплей". блок 30

"База знаний", блок 31 "Бэнк данных" и микро3ВМ 32.

Предварительно проводят полноразмерные дорожки и лабораторные испытания натурного автопоезда без аэродинамических обтекателей. Исследуемый автопоезд оборудуют средствами измерения подъемной аэродинамической силы, силы аэродинамического сопротивления и силы общего сопротивления. При прямолинейном движении туда-обратно при безветрии определяют полную силу трения качения, силу тяги на ведущих колесах, силу сцепления ведущих колес с дорогой, добавку от силы веса при подъемах и спусках автопоезда,аэродинамическое сопротивление, лобовое аэродинамическое сопротивление и подъемную силу.

Определенные в натурных условиях исходные составляющие сил, кроме аэродинамических, пересчитывают к эквивалентным составляющим силам, приложенным к концам осей моделей в точках подвесок к растяжкам или к точкам опоры модели 7 на опорную пластину 4. Тарируют измерительную аппаратуру системы управления, Вначале вывешивают в рабочей части

1 аэродинамической трубы опорную пластину 4, имитирующую дорогу. Затем устанавливают на опорную пластину 4 модель 7 автопоезда с заданным весом и закрепляют ее на растяжках. С помощью механизма 18, тензочувствительных элементов 16 и системы 24 управления на регулируемых растяжках 5 и 9 воспроизводят полученную из натурных исследований модельную систему сил, кроме аэродинамической.

При продувках с заданным числом Рейнольдса к модельной системе сил добавляются аэродинамические силы. Оценивают их с помощью измерительной аппаратуры и сравнивают с известными из натурного эксперимента. После воспроизведения íà MQ дели натурного соотношения сил при встречном воздушном потоке переходят к

1677563 исследованиям устойчивости при боковом воздушном потоке.

Для имитации бокового обтекания рабочую часть 1 аэродинамической трубы вместе с установленной внутри нее моделью 7 автопоезда с помощью шестистоечного манипулятора 3 разворачивают относительно входа-выхода аэродинамической трубы. Пирамидообраэные гибкие рукава-диффуэоры такому смещению не препятствуют, Путем изменения рабочей длины регулируемых растяжек модель 7 автопоезда внутри рабочей части 1 аэродинамической трубы может быть установлена с дополнительным разворотом к встречному потоку.

Модель 7 автопоезда вывешивают с за данным зазором между ее колесами и опорной пластиной 4. С помощью тензочувствительных элементов 16 измеряют усилия, нагружающие регулируемые растяжки. По полученным приращениями сил пересчетом определяют аэродинамические силы и координаты центра давления пространственной системы сил. Повторяя продувки при различных положениях модели 7 автопоезда относительно воздушного потока, определяют также соотношения аэродинамических и других сил, при которых теряется путевая устойчивость автопоезда.

Таким образом, предлагаемое устройство позволяет имитировать воздействие бокового воздушного потока, что повышает точность воспроизведения условий взаимодействия автопоезда с воздушным потоком, Формула изобретения

Устройство для исследования аэродинамических нагрузок модели автопоезда, содержащее рабочую часть аэродинамической трубы со спрямляющими поток решетками, опорную пластину для имитации дороги, подвешенную к стенкам рабочей части аэродинамической трубы посредством регулируемых растяжек, аэродинамические весы, опорный стол и дополнительные регулируемые растяжки для укрепления модели автопоезда к стенкам рабочей части аэродинамической трубы,отл и ча ю щеес я тем, что, с целью повышения точности воспроизведения условий взаимодействия автопоез"О да с воздушным потоком, оно снабжено двумя гибкими пирамидообразными рукавами-диффузорами, прикрепленными к обоим торцам рабочей части аэродинамической трубы и имеющими ребра, обтянутые упругим пленочным материалом, съемными моделями конструктивных элементов дороги, установленными на опорной пластине, прозрачными пластинами с координатной сеткой, закрепленными на стенках рабочей

2О части аэродинамической трубы в зоне точек крепления внутренних концов регулируемых растяжек к модели автопоеэда и к опорной пластине, упругими лентами и шнурами, натянутыми между спрямляю25 щими поток решетками в торцах рабочей части аэродинамической трубы вдоль ее стенок, шелковинками разной длины, с цветом, контрастным цвету лент и шнуров, закрепленными одними концами по направлению

3О потока на упругих лентах и шнурах, при этом рабочая часть аэродинамической трубы соединена с опорным столом посредством шестистоечного манипулятора, аэродинамические весы выполнены в виде тензочув35 ствительных элементов, размещенных на наружных концах регулируемых растяжек, стенки рабочей части аэродинамической трубы выполнены прозрачными, а модель автопоезда покрывается эрозирующим

40 контрастным относительно цвета модели автопоезда составом.

1611563

Л

11

11

72

18

78 аЬгЗ

Составитель С.Белоусько .

Редактор А.Лежнина Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор С.Черни

Заказ 3108 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4(5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Устройство для исследования аэродинамических нагрузок модели автопоезда Устройство для исследования аэродинамических нагрузок модели автопоезда Устройство для исследования аэродинамических нагрузок модели автопоезда Устройство для исследования аэродинамических нагрузок модели автопоезда 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться для определения координат центра масс изделий

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано при испытаниях дифференциалов транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано при определении моментов инерции и жесткости подвески транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано при ресурсных испытаниях колесных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано при испытаниях мотоциклов и велосипедов

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться для определения координат центра масс различных изделий

Изобретение относится к способам определения центра масс изделий, например лесоматериалов, для определения места захвата их и может быть использовано при разгрузке автопоездов подъемно-транспортным оборудованием с грейфером или подобным челюстным захватом

Изобретение относится к машиностроению, может быть использовано для балансировки шлифовальных кругов на ходу и позволит повысить надежность и стабильность процесса шлифования путем исключения подвижности элементов и соединения каналов для балансировочной жидкости и сжатого воздуха

Изобретение относится к балансировочной технике, а именно, к способам и устройствам балансировки роторов
Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей высокочастотной балансировки гибких роторов на высокооборотном балансировочном стенде, который может быть использован, например, для балансировки гибких роторов турбонасосных агрегатов

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для определения неуравновешенности деталей

Изобретение относится к транспортному, строительно-дорожному и сельскохозяйственному машиностроению

Изобретение относится к области физики и касается устройств для балансировки роторов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для определения осевых моментов инерции тел, а также тензоров инерции на платформах, вращающихся с существенным трением в ограниченных пределах вокруг произвольно расположенной в пространстве оси, снабженных измерителем угловой скорости

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к сельскохозяйственному приборостроению
Наверх