Устройство для виброакустического диагностирования двигателя внутреннего сгорания

 

Изобретение относится к диагностированию двигателей внутреннего сгорания и позволяет повысить точность и снизить трудоемкость диагностирования за счет введения двухканальной схемы стробирования и пикового детектирования, двух аналогоцифровых преобразователей, сумматоров, запоминающих блоков. Устройство содержит вибропреобразователь 1, предварительный усилитель 2, блок 3 полосовых фильтров, стробирующие ключи 4, 5, пиковые детекторы б, 7, аналого-цифровые преобразователи 8, 9, запоминающие блоки 10, 11, отметчик 12 начала цикла, следящий умножитель 13 частоты, делитель 14 частоты, триггер 15, инвертор 16, четыре импульсные схемы 17-20 задержки, счетчик 21 циклов, Злок 22 индикации, счетчик 23 угла поворота коленвала и сумматоры 24, 25. На экране блока индикации регистрируется огибающая максимальных амплитуд вибросигналов в стробах синхронно с углом поворота вала двигателя при усреднении на заданном числе рабочих циклов. 2 ил. сл с

союз советских

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (I9) (11) (51) 5

ОПИСАНИЕ ИЗОЬРЕТЕ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4814650/06 (22) 23.03.90 (46) 30,12.91. Бюл. Р(. 48 (71) Нижегородский институт инженеров водного транспорта (72) E.Â.Ãîðþíîâ и M.Î.Ãâîçäåâ (53) 621.436.001,5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 1204987, кл. G 01 M 15/00, 1984. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ .ВИБРОАКУСТИЧЕСКОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Изобретение относится к диагностированию двигателей внутреннего сгорания и позволяет повысить точность и снизить трудоемкость диагностирования за счет введения двухканальной схемы стробирования и пикового детектирования, двух аналогоцифровых преобразователей, сумматоров, запоминающих бломов. Устройство содержит вибропреобразователь 1, предварительный усилитель 2, блок 3 полосовых фильтров, стробирующие ключи 4, 5, пиковые детекторы 6, 7, аналого-цифровые преобразователи 8, 9, запоминающие блоки 10, 11, отметчик 12 начала цикла, следящий умножитель 13 частоты, делитель 14 частоты, триггер 15, инвертор 16, четыре импульсные схемы 17 — 20 задержки, счетчик 21 циклов, блок 22 индикации, счетчик 23 угла поворота коленвала и сумматоры 24, 25, На экране блока индикации регистрируется огибающая максимальных амплитуд вибросигналов в стробах синхронно с углом поворота вала двигателя при усреднении на заданном числе рабочих циклов, 2 ил.

1702217

Изобретение относится к диагностированию машин циклического действия, в частности, двигателей внутреннего сгорания (ДВС), и может быть использовано для измерения параметров вибраций отдельных узлов при испытаниях двигателя.

Целью изобретения является повышение точности и снижение трудоемкости диагностирования двигателя, На фиг.1 представлена функциональная схема устройства, на фиг,2 (а,б,в,г,д,е,ж,э, и,к,л,м,н,о,п) — осциллограммы сигналов на выходах элементов устройства.

Устройство содержит вибропреобразователь 1, предварительный усилитель 2, блок 3 полосовых фильтров, стробирующие ключи 4 и 5, пиковые детекторы 6 и 7, аналого-цифровые преобразователи (АЦП) 8 и

9, запоминающие блоки 10 и 11, отметчик 12 начала цикла, следящий умножитель 13 частоты, делитель 14 частоты, триггер 15, инвертор 16, четыре импульсные схемы 17 — 20 задержки, счетчик 21 циклов, блок 22 индикации, счетчик 23 угла п,к.в., сумматоры 24 и 25. Выход вибропреобразователя 1 соединен с входом предварительного усилителя

2, выход которого соединен с входом блока

3 полосовых фильтров, выход которого соединен с первыми входами первого и второго стробирующего ключей 4 и 5, Выход первого стробирующего ключа 4 соединен с пер. вым входом первого пикового детектора 6, выход которого соединен с первым входом аналого-цифрового преобразователя 8, выход последнего соединен с первым входом первого запоминающего блока 10, выход блока 10 соединен с первым входом сумматора 24, выход которого соединен с первым входом блока 22 индикации, Выход второго стробирующего ключа 5 соединен с первым входом второго пикового детектора 7, выход которого соединен с первым входом аналого-цифрового преобразователя 9, выход последнего соединен с первым входом запоминающего блока 11, Выход блока 11 соединен с первым входом второго сумматора 25, выход которого подключен к второму входу блока 22 индикации, Выход отметчика 12 начала цикла соединен с первым входом счетчика 23 угла п.к,в. и входом следящего умножителя 13 частоты, выход которого соединен с входом, целителя 14 частоты и вторыми входами импульсных схем 17 — 20 задержки, Выход делителя 14 частоты соединен с вторым входом счетчика

23 угла п.к.в. и входом триггера 15, выход которого соединен с вторым входом второго стробирующего ключа 5, первым входом третьей импульсной схемы 19 задержки и входом инвертора 16, выход которого сое5

55 динен с вторым входом первого стробирующего ключа 4 и первым входом первой импульсной схемы 17 задержки, Выход первой импульсной схемы 17 задержки соединен с вторыми входами первого пикового детектора 6, первого аналого-цифрового преобразователя 8 и первым входом второй импульсной схемы 18, выход которой соединен с третьим входом первого пикового детектора 6. Выход третьей импульсной схемы

19 задержки соединен с вторыми входами первого пикового детектора 7, в-араго аналого-цифрового преобразователя 9 и первым входом четвертой импульсной схемы 20 задержки, выход которой соединен с третьим входом второго пикового детектора 7 и входом счетчика 21 циклов. Выход счетчика

21 соединен с вторыми входами первого и второго сумматс ров 24 и 25, Первый выход счетчика 23 угла п.к,в, соединен с вторым входом первого запоминающего блока 10, а второй выход — с вторым входом второго запоминающего блока 11.

Устройство работает следующим образом.

С установленного на корпусе ДВС вибропреобразователя 1 вибросигнал после усиления в предварительном усилителе 2 поступает на вход блока 3 полосовых фильтров. С помощью блока 3 фильтров осуществляется настройка на резонансные частоты виброакустического канала. С выхода блока

3 фильтров профильтрованный по частоте вибрации вибросигнал (фиг.2а) поступает на первые входы первого и второго стробирующих ключей 4 и 5 для фазовой селекции, Импульсный сигнал с выхода отметчика 12 начала цикла (фиг,2б) запускает следящий умножитель 13 частоты и счетчик 23 угла поворота вала. На выходе следящего умножителя 13 частоты формируется импульсная последовательность с частотой следования

f = Nf„, где N — целое число, f„, — частота цикла действия, На выходе делителя 14 частоты формируется импульсная последоваN fg тельность с частотой fz =, где М—

М коэффициент деления, а на выходе триггера

15 — сигнал в форме меандра с частотой fz =

N fq (фиг.2в). Инвертар 16 на выходе формирует сигнал обратной полярности по отношению к сигналу на выходе триггера 15.

Сигналы с триггера 15 и инвертора 16 поступают на вторые входы соответственно первого и второго стробирующих ключей 4, 5 (фиг.2г), на выходах которых формируются проселектированные по фазе цикла действия (углу поворота коленвала) виброимпуль1702217 сы, разнесенные по времени на

2М (фиг.2д,е). При поступлении виброимпульсов на первые входы пиковых детекторов 6, M

7 в течение времени „„- на выходе пикоЧ вых детекторов формируются сигналы с амплитудами, равными максимальным амплитудам вибросигналов в стробах (фиг,2ж,з). Затем через лнтервал времени

„„ на вторые входы пиковых детекторов и

М

Ц первого и второго АЦП 8, 9 с выходов соответственно первой и третьей импульсных схем 17 и 19 задержки поступают импульсы

M длительностью 2 „ для включения пикоЦ вых детекторов и аналого-цифровых преобразователей (фиг.2и,к), 8 этом промежутке времени происходит преобразование максимальных амплитуд вибрасигналов в стробах в цифровой код и запись кодов в зааоминающие блоки с выходов cooTBGTcTвующих аналого-цифровых преобразователей. Сигналы с выходов первой и третьей импульсных схем 17 и 19 задержек формируются по передним фронтам сигналов с выходов инвертора 16 и триггера 15 с помощью сигналов с выхода следящего умножителя 13 частоты, поступающих на вторые входы указанных импульсных схем задержек. После записи кодов в запоминающие блоки 10 и 11 по задним фронтам сигналов с выходов первой и третьей импульсных схем 17 и 19 задержек и с помощью сигналов следящего умножителя 13 частоты происходит запуск второй и четвертой импульсных схем 18 и 20 задержек, на выходах которых фармлруются имM пульсы длительностью - (фиг.2л,м).

2К „

Указанные импульсы поступают на третьи входы пиковых детекторов 6, 7 и сбрасывают их в исходное состояние. Пиковые детекторы готовы для приема следующих вибросигналов, Запись кодов с выходов ПЦА в запоминающие блоки 10, 11 производится по адресам, фсрмируемым синхронно с сигналами с выходов второго счетчика угла п,к.в., поступающими на вторые входы запоминающих блоков (фиг,2н,о). По окончании цикла действия в первом запоминающем блоке 10 получим в ячейках с нечетными адресами коды максимальных амплитуд в нечетных интервалах, во втором запоминающем блоке 11 получим в ячейках с четными адресами коды максимальных амплитуд в четных интерваM лах времени рабочего цикла двигателя, 5

После окончания первого цикла измерения работа блоков 1-9, 12-20. 23 в последующем цикле происходит идентично предыдущему. Отличие состоит в том, что запись кадое в запоминающие блоки 10 и 11 происходит по адресам, имеющим номера на чисЬ) ло — — бсльше предыдущих. По сигналу с

Я выхода четвертой импульсной схемы 20 задержки происходит подсчет циклов измерений с помощью счетчика 21 циклов. Код номера циклов поступает на вторые входы первого и второго сумматоров 24 и 25. По приходу очередного j-го кода номера цикла на сумматорах происходит синхронное суммирование с нарастающим итогом значений максимальных амплитуд сигналов с номерами координат по углу п.к.в. К, — +К, +К,— +К... -+К, где К

N, 2N 3N и

M M М М в течение цикла принимает значения О.

2М 4М вЂ” — О, О,..., Π— для первого строМ К бирования и

К = M В,зи В 5М 9 В(1-M)

Я N N Я где  — продолжительность рабочего цикла

ДВС в градусах угла п.к.в, 3а время счета P циклов счетчика 21 циклов на сумматорах

24 и 25 накопится P результатов измерений

N максимальных амплитуд в — отсчетных

М точках координаты рабочего цикла, После окончания заданного числа Р циклов измерений цифровые коды усредненных значений максимальных амплитуд в каждой из атсчетных точек с выходов сумматоров 24 и

25 поступают соответственно на первый и второй входы блока 22 индикации, На дисплейном экране блока 22 индикации в графической форме отображается огибающая усредненных максимальных амплитуд вибросигналав в стробах, жестко связанная с фазой рабочего цикла двигателя {фиг.2п), По величине отдельных максимумов полученной огибающей и их местоположению по углу п.к.в. судят о техническом состоянии отдельных узлов двигателя.

Наличие BTopol 0 канала страбирования, состоящего из дополнительных строби. рующего ключа 5, пикового детектора 7, делителя 14 частоты, триггера 15, инвертора

16, четырех импульсных схем 17 — 20 задержки, АЦП 9, запоминающего блока 11, сумматора "5 позволяет организовать поочере„"íoå страбирование вибросигналов, исключить зависимость погрешности измерения амплитуд огибающей вибросигналов от длительности рабочего цикла. Одновременное включение АЦП и пикового детектора

1702217 позволяет исключить погрешность преобразования амплитуды вибросигнала в стробе в цифровой код, Реализация поочередных двухканальных стробирования и пикового детектирования, аналого-цифровое преобразование сигнала с выходов пиковых детекторов позволяет регистрировать полную виброграмму в виде огибающей в течение всего рабочего цикла, т,е. в режиме реального времени. Имеется также возможность получать фазовые диагностические параметры, Тем самым время измерений сокращается, что приводит к существенному уменьшению трудоемкости и повышению точности диагностирования, Формула изобретения

Устройство для виброэкустического диагностирования двигателя внутреннего сгорания, содержащее последовательно соединенные вибропреобразователь, предварительный усилитель, блок полосовых фильтров, выход которого соединен с первым входом первого стробирующего ключа, выполненного с двумя входами, выход которого соединен с первым входом первого пикового детектора, снабженного вторым и третьим входами, отметчик начала цикла, выход которого соединен с входом следя щего умножителя частоты, и блок индикации с двумя входами, о т л и ч а ю щ е е с я тем,,что, с целью повышения точности и снижения трудоемкости диагностирования, B устройство дополнительно введены второй стробирующий ключ с двумя входами, второй пиковый детектор с тремя входами, первый и второй аналого-цифровые преобразователи, выполненные с двумя входами, первый и второй запоминающие блоки, снабженные двумя входами, первый и второй сумматоры, выполненные с двумя входами, делитель частоты, триггер, инвертор, четыре импульсные схемы задержки, каждая из которых выполнена с двумя входами, счетчик угла поворота коленвала, снабженный двумя входами и двумя выходами, счетчик циклов, причем. выход первого пикового детектора соединен с первым входом первого аналого-цифрового преобразователя, выход которого соединен с первым входом

50 первого запоминающего блока, выход последнего соединен с первым входом первого сумматора, выход первого сумматора соединен с первым входом блока индикации, выход блока полосовых фильтров соединен с первым входом второго стробирующего ключа, выход которого соединен с первым входом второго пикового детектора, выход последнего соединен с первым входом второго аналого-цифрового преобразователя, выход которого соединен с первым входом второго запоминающего блока, выход второго запоминающего блока соединен с первым входом второго сумматора, выход которого соединен с вторым входом блока индикации, выход отметчика начала цикла соединен с первым входом счетчика угла поворота коленвала, первый выход которого соединен с вторым входом первого запоминающего блока, а второй выход счетчика угла поворота коленвала соединен с вторым входом второго запоминающего блока, выход следящего умножителя частоты соединен с вторыми входами первой, второй, третьей, и четвертой импульсных схем задержки и входом делителя частоты, выход последнего соединен с вторым входом счетчика угла поворота колен вала и входом триггера выход которого соединен с вторым входом стробирующего ключа, первым входом третьей импульсной схемы задержки и входом инвертора, выход инвертора соединен с вторым входом первого стробирующего ключа и первым входом первой импульсной схемы задержки, выход которой соединен с вторыми входами первого пикового детектора, первого аналого-цифрового преобразователя и входом второй импульсной Схемы задержки, выход последней подключен к третьему входу первого пикового детектора, выход третьей импульсной схемы задержки соединен с вторыми входами второго пикового детектора, второго аналого-цифрового преобразователя и входом четвертой импульсной схемы задержки, выход которой соединен с третьим входом второго пикового детектора и входом счетчика циклов, а выход счетчика циклов подключен к вторым входам первого и второго сумматоров, 1702217

Составитель В.Зотов

Техред M. Моргентал

Редактор Н.Горват

Корректор Т.Палий

Заказ 4536 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР, 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Устройство для виброакустического диагностирования двигателя внутреннего сгорания Устройство для виброакустического диагностирования двигателя внутреннего сгорания Устройство для виброакустического диагностирования двигателя внутреннего сгорания Устройство для виброакустического диагностирования двигателя внутреннего сгорания Устройство для виброакустического диагностирования двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения , а именно к испытаниям двигателей внутреннего сгорания, и может быть использовано для определения зазоров в подшипниках шатуна поршневой машины, Цель изобретения - упрощение способа, При определении зазоров осуществляют прямую и обратную выборку зазоров, регистрируют положения коленчатого вала и поршня при каждой выборке и измеряют перемещения поршня по разнице его положений , которое отличается от теоретического , расчитанного по формуле его перемещения , на величину зазоров в подшипниках шатуна, 2 ил

Изобретение относится к машиностроению , в частности к двигателестроению, и позволяет сократить продолжительность диагностирования, которое осуществляют следующим образом

Изобретение относится к технике диагностирования технического состояния поршневых двигателей внутреннего сгорания и их систем„ Целью изобретения является расширение функциональных возможностей устройства путем регулирования нагрузки на диагностируемые цилиндры ДВС

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания, а именно к устройствам для испытания выпускных клапанов преимущественно высокофорсированных дизелей

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, а именно к стендам для испытания сельскохозяйственных машин, в частности мобильных чаесборочных и чаеподрезочных машин

Изобретение относится к холодильной технике, в частности к стендам для испытания генераторов абсорбционных аппаратов

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх