Двухрежимная трансмиссия транспортного средства

 

Изобретение относится к устройствам для комбинированного управления приводами транспортных средств, в частности к устройствам для управления механизмом подачи топлива. Цель изобретения - повышение топливной экономичности на всех режимах движения транспортного средства. Трансмиссия транспортного средства включает в себя коробку 1 передач, корпус2 вариатора с вариатором 15, гидравлический сервомотор 3 без обратной связи, орган 4 управления вариатором, центробежный регулятор 5 угловой скорости, пружину 6, толкатель 7 пружины, тягу 8 подачи топлива, гидравлический насос 9 с редукционным и обратным клапанами, емкость 10 для рабочей жидкости, механизм 11 подачи топлива, механизм 12 управления трансмиссией, механизм 13 регулирования скорости движения рабочей жидкости во впускном трубопроводе гидравлического сервомотора, сигнализатор 14 максимального движения ведомых подвижных дисков вариатора, трехходовой гидравлический кран 65 с механизмом 66 его поворота и сигнализатор 88 включения блокировки вариатора, указывающий на полное выдвижение ведомых подвижных дисков 19 вариатора 15. 1 ил.с;ёютззттюо5iXJ О00 0s Osю>&

союз советских

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 В 60 К 41/28

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

;4

С)

©

Ю еа

° т (21) 4773019/11 (22) 23.10.89 (46) 30.01.92, Бюл, t+ 4 (71) Горловский филиал Донецкого политехнического института (72) И,M.Áåíäàc, В.А.Макаров и С.И.Бендас (53) 629. t 13(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

t+ 1449379, кл. В 60 К 41/28, 1989. (54) ДВУХРЕЖИМНАЯ ТРАНСМИССИЯ

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к устройствам для комбинированного управления приводами транспортных средств. в частности к устройствам для управления механизмом подачи топлива. Цель изобретения — повышение топливной экономичности на всех режимах движения транспортного средст.ва. Трансмиссия транспортного средства включает в себя коробку 1 передач, корпус, SU „1708669A1,г г/

2 вариатора с вариатором 15, гидравлический сервомотор 3 без обратной связи, орган 4 управления вариатором, центробежный регулятор 5 угловой скорости, пружину 6, толкатель 7 пружины, тягу 8 подачи топлива. гидравлический насос 9 с редукционным и обратным клапанами, емкость 10 для рабочей жидкости, механизм 11 подачи топлива, механизм 12 управления трансмиссией, механизм 13 регулирования скорости движения рабочей жидкости во впускном трубопроводе гидравлического сервомотора, сигнализатор 14 максимального движения ведомых подвижных дисков вариатора, трехходовой гидравлический кран 65 с механизмом 66 его поворота и сигнализатор 88 включения блокировки вариатора, указывающий на полное выдвижение ведомых подвижных дисков 19 вариатора 15. 1 ил.

1708669

Изобретение относится к устройствам для комбинированного управления приводами транспортных средств, в частности к устройствам для управления механизмом подачи топлива, фрикционным многодисковым вариатором и ступенчатой коробкой передач.

Известно устройство для управления передачей, реагирующее на отклонение углозой скорости двигателя. Оно включает в себя корпус устройства, гидравлический сервомотор, состоящий из силового цилиндра, шток которого связан с органом управления, золотникового устройства со штоком и подводящим и отводящим трубопроводами и рычага управления гидравлическим сервомотором, центробежный регулятор углозой скорости, сопря>кенный через упорный подшипник с подвижной в осевом направлении осью, пружину, один конец которой упирается в упорный подшипник цен. тробежного регулятора угловой скорости, а другой — в толкатель пружины, конец которого сопряжен с рабочей поверхностью плоского кулачка, имеющего возможность вращения относительно неподвижной оси, и систему TAr и рычагов, которые связаны с одной стороны с плоским кулачком, с другой стороны — с педалью управления устройством и с третьей стороны — с тягой подачи топлива карбюратора двигателя.

Однако указанное устройство не может обеспечить управление фрикционным многодисковым взриатором. Кроме того, педаль управления устройством связана с приводом управления дроссельной заслонкой карбюратора двигателя таким образом, что не на всех режимах работы двигателя при движении транспортного средства обеспечивается его топливная экономичнос гь.

Наиболее близким к предлагаемому является устройство для управления механизмом подачи топлива и фрикционным многодисковым варизтором, содержащее ступенчатую коробку передач с рычагом переключения передач, фрикционный многодисковый вариатор, выходным взлом кинематически связанный с валом коробки, а входным жестко связанный с барабаном взриатора, центробежный регулятор угловой скорости, закрепленный на входном валу вз,>иатора и кинематически соединенный с <-еханизмом управления трансмиссией, механизмом г1одачи топлива, рычагом упрзвл:.:чия гидравлическим сервомотором и с механизмом регулирования скорости движения рабочей жидкости во впускном трубопроводе сервомотора, корпус которого жестко связан с корпусом вариатора, гидравлический насос, соединенный всасывающим трубопроводом с гидробаком, подводящим через параллельно подключенный гидроаккумулятор — с сервомотором, включающим в себя силовой цилиндр со штоком, на котором закреплены подвижный электрический контакт сигнализатора максимального вдвижения подвижных частей дисков вариатора, подключенный к сигнализирующей лампочке и источнику электрического питания, и плоский кулачок, выполненный с возможностью взаимодействия с органом управления вариатором, золотниковое устройство со штоком, 10 подводящим и отводящим трубопроводами, неподвижный электрический контакт, закрепленный на корпусе сервомотора и подключенный через сигнализирующую лампочку к источнику питания, механизм блокировки вариатора, включающий зубчатое колесо, жестко закрепленное на выходном валу вариатора, и несколько штырей, продетых в отверстия вращающегося барабана вариатора, на концах которых неподвижно закреплены зубчатая полумуфта, имеющая возможность сопряжения с зубчатым колесом выходного вала, и муфта, кинематически связанная с рычагом управления приводом центробежного регулятора угло30 вой скорости, гидравлического насоса и механизма блокировки вариатора, механизм блокировки управления устройством. включающий упор штока силового цилиндра гидравлического сервомотора и блокирующий кулачок винтовой пары механизма управления трансмиссией, двуплечий рычаг, шарнирно прикрепленный в средней части к корпусу вариатора, один конец которого имеет воэможность сопряжения с упором ном состоянии вариатора, а другой конец шарнирно соединен с подпружиненным толкателем, имеющим направляющие, с80 бодный конец которого имеет возможность входить в прямоугольный паз блокирующего кулачка винтовой пары при раэблокированном состоянии вариатора, и .сигналиэатор включения блокировки вариатора, выполненный аналогично сигнализзтору максимального вдвижения подвижный

45 частей дисков вариатора.

В известном устройстве повышение топливной экономичности имеет место при работе только на прямой передаче коробки передач трансмиссии транспортного средства. На остальных передачах устройство заблокировано. поэтому повышение топливной экономичности транспортного средства в этом случае исключено, 40 штока силового цилиндра в эаблокирован1708669

10

40

55

Цель изобретения — повышение топливной экономичности на всех режимах движения транспортного средства.

Поставленная цель достигается тем, что двухрежимная трансмиссия транспортного средства, содержащая ступенчатую коробку передач с рычагом переключения передач, фрикционный многодисковый вариатор, выходным валом кинематически связанный с валом коробки, а входным жестко связанный с барабаном вариатора, центробежный оегулятор угловой .скорости, закрепленный на входном валу вариатора и кинематически соединенный с механизмом управления трансмиссией, механизмом подачи топлива, рычагом управления гидравлическим сервомотором и с механизмом регулирования скорости движения рабочей жидкости во впускном трубопроводе сервомотора, корпус которого жестко связан с корпусом вариатора, гидравлический насос, соединенный всасывающим трубопооводом с гидробаком, подводящим через параллельно подключенный гидроаккумулятор- с сервомотором, включающим в себя силовой цилиндр со штоком, на котором закреплены подвижный электрический контакт сигнализатора максимального вдвижения подвижных частей дисков вариатора, подключенный к сигнализируюшей лампочке и источнику электрического питания, и плоский кулачок, выполненный с возможносгью взаимодействия с органом управления вариатором, золотниковое устройство со штоком, подводящим и отводящим трубопроводами, неподвижный электрический контакт, закрепленный на корпусе сервомотора и подключенный через сигнализирующую лампочку к источнику питания, снабжена установленным в корпусе сервомотора трехходовым гидравлическим краном с подпружиненным поворотным рычагом, нормально разомкнутым электрическим контактом, кинематически связанным с рычагом перекл,очения передач, мЕханизмом поворота гидравлического крана, включающим в себя два электромагнита, штоки которых шарнирно связаны с поворотным рычагом гидравлического крана, а обмотки через нормально разомкнутый контакт — с источником электрического питания, причем в корпусе трехходового гидравлического крана выполнены отверстия, соединенные с силовым цилиндром гидравлического сервомотора для ускоренного подвода и отвода рабочей жидкости, а также подводящими трубопроводами золотниковаго устройства и гидравлического насоса,.ведущее зубчатое колесо. которого закреплено на входном валу вариатора.

На чертеже показана общая схема двухрежимной трансмиссии.

Двухрежимная трансмиссия транспортного средства состоит из ступенчатой коробки 1 передач, корпуса 2 вариатора, гидравлического сервомотора 3, органа 4 управления вариатором, центробежного регулятора 5 угловой скорости, пружины 6, толкателя 7 пружины, тяги 8 подачи топлива, гидравлического насоса 9 с редукционным и обратным клапанами (не показаны). гидробак.-. 10, механизма 11 подачи топлива, механизма 12 управления трансмиссией, механизма 13 регулирования скорости движения рабочей жидкости во впускном трубопроводе гидравлического сервомотора и сигнализатора 14 максимального вдвижения подвижных частей дисков вариатора. В корпусе 2 вариатора помещен фрикционпый многодисковый вариатор 15 с внутренним контактом, на входном валу 16 которого жестко посажен ведущий барабан 17 с ведущими дисками 18, а ведомые подвижные диски 19, имеющие воэможность перемеще-. ния вдоль вала и вращения вместе с ним, помещены на выходном валу 20, жестко связанном с карданной передачей 21.

Гидравлический сервомотор 3, соединенный с корпусом 2 вариатора. включает в себя силовой цилиндр 22 со штоком 23, на котором жестко закреплены подвижный электрический контакт 24 сигнализатора 14 максимального вдвижения подвижных частей дисков вариатора и плоский кулачок 25, с рабочей прямолинейной поверхностью которого сопряжен ролик 26 органа 4 управления вариатором, эолотниковое устройство

27 со штоком 28 и подводящим 29 и отводящим 30 трубопроводами и рычаг 31 управления гидравлическим сервомотором, жестко соединенный со штоком 28 золотникового устройства 27.

Орган 4 управления вариатором выполнен в виде штока 32, опирающегося на направляющую втулку 33 корпуса 2 вариатора и жестко соединенного со ступицей 34 опор

35 выходного вала 20 вариатора 15, которая имеет направляющие 36 с пружинами 37.

Центробежный регулятор 5 угловой скорости жестко соединен с входным валом 16 и сопряжен через упорный подшипник 38 с подвижной в осевом направлении полой осью 39, свободный конец которой кинематически связан с рычагом 11 управления гидравлическим сервомотором, Пружина 6 одним концом упирается в упорный подшипник 38 центробежного регулятора 5 угловой скорости, а другим через подвижную в осевом направлении муфту 40 — a толкатель 7 пружины. Тяга 8 подачи топлива, име1708669 ющая направляющие 41, одним концом шарнирно соединена с одним из концов рычага ускорителя 42 механизма 11 подачи топлива. Ведущее зубчатое колесо 43 гидравлического насоса 9, например, шестеренчатого типа неподвижно закреплено на валу 16, а корпус 44 гидравлического насоса

9, связанный с корпусом 2 вариатора, всасывающиим трубопроводом 45 соединен с тидробаком 10, а подводящим трубопроводом 46, параллельно которому подключен гидроаккумулятор 47, — с гидравлическим сервомотором 3. Гидробак 10 соединен отводящим трубопроводом 30 с гидравлическим сервомотором 3.

Механизм 11 подачи топлива выполнен в виде рычага ускорителя 42, другой конец которого шарнирно соединен с толкателем

48, меющим направляющие 49 и жестко связанным с рычагом 31 управления гидравлическим сервомотором, а к середине 50 рычага ускорителя 42 шарнирно прикреплен толкатель 51 с направляющими 52 и рычагом 53 управления дроссельной заслонкой 54 карбюратора 55 двигателя. Механизм 12 управления трансмиссией вкгпочает в себя ось 56, на которой жестко посзжень. педаль 57 управления трансмиссией, плоский кулачок 58 пода и топлива и плоский кулачок 59, рабочая поверхность коГорого сг рофилированз по экспериментальным данным для открытия дросссльной заслонки 54 карбюратора 55 двигатсля, обеспечивающего минимальный расход топлива

Механизм 13 регулирования скорости движения рабочей жидкости во впускном трубопроводе гидравлического сервомотора содержит кулачок 60, помещенный во впускной трубопровод 29 и спрофипировзнный по экспериментальным данным по величине приращения мощности двигателя и потребной мощности для движения транспотного средства в зависимости от приращения частоты вращения его коленчатого вала„и толкатель 61 кулачка, один конец которого жестко соединен с кулачком 60, а другой конец сопряжен с подвижной в осевом ндправлении муфтой 40 пружины 6.

Сигнализатор 14 максимального вдвижения подвижных частей дисков взриатора включает подвижный 24 и неподвижный 62 электрические контакты и сигнализирующую лампочку 63, включенные в эпектрическуы цепь с источником 64 электрического пита ия, KpGMe тоГО. двухрежимная трансмиссия снабжена трехходовым гидравлическим краном 65 с механизмом 66 его поворота. В корпусе 67 трехходового гидравлического

2 .„1

5 крана 65 выполнены отверстия для подводящих трубопроводов 68 и 69 гидравлического насоса 9 и гидравлического сервомотора 3 и отверстия 70 — 73 с трубопроводами 74-77 для ускоренного подвода в силовой цилиндр

22 гидравлического сервомотора 3 и отвода из него рабочей жидкости, а также помещен сврофилированный в соответствии с расположением отверстий 68 — 73 в корпусе 67 поворотный кран 78, к которому жестко прикреплен подпружиненный поворотный рычаг 79, приводимый в движение механизмом 66 поворота трехходового гидравлического крана 65. Механизм 66 поворота трехходового гидравлического крана 65 включает в себя два электромагнита-80 и 81, штоки 82 и 83 которых шарнирно связаны с подпружиненным поворотным рычагом 79 трехходового гидравлического крана 65, а тянущая и удерживающая обмотки (не показаны) каждого из которых соединены с источником 64 электрического питания через нормально разомкнутый электрический контакт 84, расположенный нз конце двуплечего рычага 85 переключения передач ступенчатой коробки 1 передач.

В силовом цилиндре 22 гидравлическоГо сервомотора 3 выполнены отверстия 86 и

87 с подсоединенными трубопроводами 75 и 77 для ускоренного подвода и отвода рабочей жидкости, Ведущее =,óá÷àTGå колесо

ГидоавлическоГО насоса 9 неподвижно зэкреплено на входном BBлу 16 взризтора 15.

Конец топкателя У пружины и конец тяги

Г:одзчи топлива 8 riGGTG53HHG сопряжены соо Гветственно с плоским кулачком 58 подачи топлива и с плоским кулачком 59, рабочая поверхность которого спрофилировзнз по экспериментальным данным для открытия дроссельной заслонки 54 карбюратора 55 двигателя, обеспечивающего минимальный расход топлива, Сигнзпиззтор 88 включения блокировки вариатора, включающий подвижный эпектричесуий контакт 24, установленный на штоке 23 силового цилиндра 22 гидравлического сервомоторз 3, неподвижный электрический контакт 89 и сигнализирующуго лампочку 90, включенные в электрическую цепь с источником 64 электрическо1о питания, имеет возможность указывать нз полное выдвижение ведомых подвижных дисков 19 вариатора 15.

Ступенчатая коробка 1 передач установлена за карданной передачей 21 выходного вала фрикционного многодискового вариатора 15 и выполнена, например, двуступенчатой дпя переднего хода и одноступенчатой для заднего хода, трехвапьной и одноходовой. Она включает пер1708669

10 вичный 91 (связанный с карданной передачей 21 выходного вала 20 вариатора 15), промежуточный 92 и вторичный 93 валы, помещенные в корпус 94 коробки 1 передач, сопряженные зубчатые колеса 95 постоян- 5 ного зацепления, ведущее 96 и ведомое 97 из которых жестко установлены соответственно на первичном 91 и промежуточном 92 валах, сопряженные зубчатые колеса 98 эаднего хода, ведущее 99 из которых жестко установлено на промежуточном валу 92, промежуточное 100 — на оси 101, а ведомое

102 — свободно на вторичном валу 93, сопряженные зубчатые колеса 103 первой переда15 чи, ведущее 104 из которых установлено жестко на промежуточном валу 92., а ведомое 105 имеет возможность вращения вместе с вторичным валом 93 и при осевом перемещении обеспечивает жесткое соединение первичного 91 и вторичного 93 валов

20 для включения второй (прямой) передачи или жесткое соединение с вторичным валом

93 ведомого зубчатого. колес" 102 заднего хода для включения заднего хода. шток 106 с фиксатором 107 и вилкой 103. сопряженной с ведомым зубчатым колесом 105 пер25 вой передачи, и двуплечий рычаг 85 переключения передач, шарнирно соединенный в средней части 109 с корпусом 94

30 коробки 1 передач, нижний конец которого сопряжен со штоком, а на верхнем помещены два нормально разомкнутых электрических контакта 84.

Двухре>кимная трансмиссия работает следующим образом. 35

При неработающем двигателе транспортного средства, когда педаль 57 управления трансмиссией находится в исходном положении, а кран 78 тоехходового гидравлического крана 65 занимает положение, 40 показанное на чертеже (так как ни один из нормально разомкнутых электрических контактов 84 II8 включен), поршень силового цилиндра 22 гидравлического сервомотора занимает положение, показанное на фиг.1, 45

1 которое достигается тем, что пружина 6 имеет небольшое поджатие, так как подвижная в осевом направлении муфта 40 упирается в корпус 2 вариатора. Это поджатие пружины

6 необходимо для того, чтобы при выклю50 ченной двухрежимной трансмиссии за счет остаточного давления гидроаккумулятора

47 рабочая жидкость могла нагнетаться в полость возврата штока 23 силового цилин.дра 22-гидравлического сервомотора 3, т.е. 55 в положение, при котором ролик 26 органа

4 управления вариатором не контактирует с рабочей поверхностью плоского кулачка 25, электрические контакты 24 и 89 замкнуты и горят (при включенной системе электрической сигнализации) сигнализирующая лампочка 90 сигнализатора 88 включения блокировки вариатора, указывающая на полное выдвижение ведомых подвижных. дисков 19 вариатора 15. При этом вариатор 15 при работе обеспечивает максимальное передаточное число.

Перед запуском двигателя транспортного средства двуплечий рычаг 85 переключения передач коробки 1 передач устанавливают в нейтральное положение, чтобы ведомое зубчатое колесо 105 первой передачи помещалось между ведущим зубчатым колесом 104 первой передачи и сопряженными зубчатыми колесами 98 заднего хода. При работающем двигателе с помощью сцепления транспортного средства (не показано) включают первую передачу коробки 1 передач. Для этого ведомое зубча.ое колесо 105 первой передачи с помощью двуплечего рычага 85 переключения передач перемещают до сопряжения с ведущим зубчатым колесом 104 первой передачи. Включение первой передачи коробки 1 передач вызвано тем, что в момент начала движения транспортного средства на eIo ведущих колесах возникает большой момент сопротивления движению, для преодоления которого требуется включение передачи коробки 1 передач с наибольшим передаточным числом, Такой передачей и является первая передача коробки 1 передач . Тогда крутящий момент от двигателя передается через сцепление по цепи элементов 16-17-18-19-20-21-91-96-97-104-105-.

93. Одновременно с включением сцепления необходимо воздействовать на педаль 57 управления трансмиссией, осуществляя начало движения и разгон транспортного средства. При этом при повороте плоского кулачка 59 тяга 8 подачи топлива сопрягаясь с последним, через механизм 11 подачитоплива открывает дроссельную заслонку 54 карбюратора 55 двигателя в положение, обеспечивающее минимальный расход топлива.

Поджатие пружины 6, создаваемое рабочей поверхностью плоского кулачка 58 подачи топлива через толкатель 7 пружины и подвижную в осевом направлении муфту

40, может уравновешиваться усилием, создаваемым вращающимся центробежным регулятором 5 yrIIoaoA скорости через упорный подшипник 38. При наступлении этого равновесия, что соответствует конкретной величине частоты вращения коленчатого вала двигателя, упорный подшипник 38, действуя на подвижную в осевом направлении полую ось 39, рычаг 31 управления гидравлическим мотором 31 и шток 28 золотникоt708669

50 вого устройства 27, устанавливает золотниковое устройство 27 в такое положение, что рабочая жидкость, закачиваемая гидравлическим насосом из гидробака 10 через трехходовой гидравлический кран 65 в полость золотникового устройства 27, не поступает в полости силового цилиндра 22 гидравлического сервомотора 3, При увеличении частоты вращения центробежного регулятора 5 угловой скорости усилие последнего на пружину 6 превышает усилие предварительного поджатия этой пружины, созданного рабочей поверхностью плоского кулачка 58 подачи топлива через толкатель 7 пружины и подвижную в осевом направлении муфту 40. При этом упорный подшипник 38 вместе со свободным концом подвижной в осевом направлении полой оси 39 перемещается в направлении механизма 12 управления трансмиссией. В этом же направлении перемещается и рычаг управления гидравлическим сервомотором, а также шток 28 золотникового устройства 27, и рабочая жидкость по подводящему трубопроводу 29 нагнетается в полость силового цилиндра

22 .гидравлического сервомотора 3, чтобы шток23 начал перемещаться в направлении от механизма 12 управления трансмиссией.

В этом случае сигнализирующая лампочка

90 гаснет, рабочая поверхность плоског0 кулачка 25, контактируя с роликом 26 органа 4 управления вариатором, начинает перемещать последний, вдвигая при этом ведомые подвижные диски 19 и уменьшая передаточное число вариатора 15 и всей двухрежимной трансмиссии в целом. При этом увеличивается скорость движения и потребная мощность для движения транспортного средства. Последняя превышает мощность двигателя, соответствующую минимальному расходу топлива при установленной поджатием пружины 6 частоте вращения его коленчатого вала. Поэтому частота вращения коленчатого вала двигателя и усилие на

-пружины 6 со стороны центробежного регулятора 5 угловой скорости 5 уменьшаются.

Упорный подшипник 38 снова занимает такое положение, при котором рабочая жидкость не поступает в полости силового цилиндра 22 гидравлического сервомотора

3. Одновременно при увеличении частоты вращения центробежного регулятора 5 угловой скорости толкатель 48 через рычаг ускорителя 42 и толкатель 51 с рычагом 53 управления механизма 11 подачи топлива воздействует на дроссельную заслонку 54 карбюратора 55 двигателя, прикрывая ее и уменьшая таким образом мощность двигателя, При уменьшении частоты вращения центробежного регулятора 5 угловой скорости все описанные операции-выполняются в обратной последовательности, увеличивая передаточное число вариатора 15. При этом уменьшается скорость движения и потребная мощность для движения транспортного средства. Последняя будет меньше. чем мощность двигателя., соответствующая минимальному расходу топлива при установленной поджатием пружины 6 частоте вращения его коленчатого вала. Поэтому частота вращения коленчатого вала двигателя и усилие нажатия на пружину 6 со стороны центробежного регулятора 5 угловой скорости увеличиваются. В результате упорный подшипник 30 занимает положение, соответствующее равновесию усилий, действующих на пружину 6.

Для увеличения скорости движения транспортного средства необходимо усилить воздействие ка педаль 57 управления трансмиссией, увеличивая при этом поджатие пружины 6 и передаточное число вариатора 15 и приоткрывал дроссельную заслонку 54 карбюратора 55 двигателя. В результате скорость транспортного средства несколько снижается, а также снижается потребная мощность для движения транспортного средства и повышается мощность двигателя. Полученный избыток мощности двигателя приводит к разгону транспортного средства, который прекращается, когда частота вращения коленчато-о вала двигателя уравновесит пружину 6 центробежкого регулятора 5 угловой скорости.

Гидравлический насос 9 с редукциоккым и обратным клапанами по всасывающему трубопроводу 45 подает рабочую жидкость из гидробака 10 через подводящий трубопровод 46 гидравлического насоса 9, трехходовой гидравлический кран 65 и подводящий трубопровод 29 золотникового устройства 27 в гидравлический сервомотор

3, Параллельно подводящему трубопроводу

46 подключен гидроаккумулятор 47. Обратный клапан (не показан) установлен в подводящем трубопроводе 46 перед гидроаккумулятором 47. Рабочая жидкость отводится от гидравлического сервомотора

3 к гидробаку 10 с помощью отводящего трубопровода 77.

При небольшой частоте вращения коленчатого вала двигателя (что соответствует небольшому поджатию пружины 6) приращение мощности двигателя и потребной мощности для движения транспортного средства по отношению к.приращению частоты вращения его коленчатого вала будет больше. Поэтому кулачок 60 механизма t3 регулирования скорости движения рабочей

1708669

25

ЗО

55 жидкости во впускном трубопроводе гидравлического сервомотора, связанный толкателем кулачка 61 с пружиной 6, почти полностью открывает поперечное сечение отверстия впускного трубопровода 29 гидравлического сервомотора 3. В этом случае при попадании рабочей жидкости в полость силового цилиндра 22 гидравлического сервомотора 3 его шток 23 быстро перемещается. При средней и максимальной час-стах вращения коленчатого вала двигателя (что соответствует среднему и максимальному поджатию пружины 6) уменьшается приращение мощности двигателя и потребной мощности для движения транспортного средства по отношению к г;риращениа частоты вращения его коленчатого вала, а также уменьшается поперечное сечение отверстия впускного трубопровода 29 и скорость перемещения штока 23 силового цилиндра 22 гидравлического сервсмотсра 3.

При разгоне транспортного средства нэ первой передаче коробки 1 передач его двухрежимная трансмиссия работает на режиме регулирования. т.е, соблюдается пропорциональность скорости движения транспсртнсгс средства конкретному положени о педали57 управления трансмиссией механизма 12 управления трансмиссией. В режиме регулирования работает двухрежимная трансмиссия и при движении транспортного средства на второй (прямой) передаче коробки 1 передач, а также при движении транспортного средства задним ходом, При максимальном вдвижении подвижных частей дисков 19 вариатора 15 срабатывает сигнализатор 14 максимального вдвижения подвижных частей дисков вариатора, включая сигнализирующую лампочку

63. В этом случае передаточное число вариатора 15 будет наименьшим, наименьшим будет и передаточное число всей двухрежимной трансмиссии транспортного средства (т.е. произведение минимального передаточного числа вариэтора 6 и передаточного числа первой передачи коробки 1 передач). При этом двухрежимная трансмиссия спроектирована таким образом, чтобы ее наименьшее передаточное число было равно передаточному числу второй (прямой) передачи коробки 1 передач, Тогда можно безударно и без разрыва потока мощности переключить коробку 1 передач на вторую (прямую) передачу.

При необходимости водитель транспортного средства осуществляет указанную операцию. Для этого с помощью двуплечего рычага 85 переключения передач ведомое зубчатое колесо 105 первой передачи перемещают по направлению к.расположению первичного вала 91 до полного сопряжения зубчатых полумуфт колеса 105 и первичного вала 91. Тогда крутящий момент от двигателя передается через сцепления по цепи элементов 16-17-18-19-20-21-91-96-105-93.

Выполнив операцию переключения двухрежимной трансмисии на вторую (прямую) передачу коробки 1 передач, водитель осуществляет второй режим работы двухрежимной трансмисии — режим быстрого переключения вариатора 15 в другое, необходимое по условиям его работы и движению транспортного средства, положение по передаточным числам (чтобы вариатор 15 находился в положениях, обеспечивающих максимальные или минимальные переда точные числа).

В рассматриваемом случае для осуществления дальнейшего разгона на второй (прямой) передаче коробки 1 передач двухрежимной трансмиссии транспортного средства необходимо вариатор 15, имеющий в момент переключения передач коробки 1 передач минимальное передаточное число, быстро переключить в положение, обеспечивающее максимальное передаточное число. Для этого после переключения передач водитель транспортного средства замыкает один (расположенный ближе к механизму 12 управления трансмиссией) из двух нормально разомкнутых электрических контактов 84. Электрический ток от источника 65 электрического питания попадает к тянущей и удержива. сщей обмоткам (не показаны) электромагнита 81. Шток 83 последнего, шарнирно связанный с подпружиненным поворотным рычагом 79 трехходового гидравлического крана 65, поворачивает рычаг 79 против движения часовой стрелки таким образом, чтобы отверстия поворотного крана 78 совместились с отверстиями 68 и 71 корпуса 67 для прохода рабочей жидкости от гидравлического насоса 9 к силовому цилиндру 22 гидравлического сервомотора 3. и с отверстиями 73 и 72 корпусА 67 для выхода рабочей жидкости из силового цилиндра 22 гидравлического сервомотора 3 в гидробак

10. Тогда рабочая жидкость из гидробака 10 по всасывающему трубопроводу 45 с помощью гидравлического насоса 9 подается по подводящему трубопроводу 46 гидравлического насоса 9 через трехходовой гидравлический кран 65 и трубопровод 75 прямо в полость силового цилиндра 22, а рабочая жидкость из второй полости силового цилиндра 22 через трубопровод 77, отверстия в поворотном кране 78 и трубопровод 76 сливается в гидрсбак 10. При этом шток 23 силового цилиндра 22 гидравлического сер1708669 аомотора 3 перемещается по направлени о расположения механизма 12 управления трансмиссией. Сначала гаснет сигнапизирующая лампочка 63 сигнапизатора 14 максимального вдвижения подви>кных частей 5 дисков вариатора, и передаточное число вариатора 15 начинает увеличиваться. Когда передаточное число вариатора 15 становится максимальным, заГОр38тся сиГнзлизиру" ющая лампа 90 сигнализатора 88 включения 10 блокировки вариатора, свидетельству)ащая о то л, что произошло выдвижение ведомых подвиж))ых p))cvoD ) 9 вариатора 15. ) )Осле этого 0TKJI)oчают нормально разомкнутый

3r!eK;pv«ecK!)й контакт 04 и продолжа)от 15 разгон транспортного средства н3 второй (прямой) передаче коробки 1 передач аналоГично Описанному разГО))у транспортного средства на первой передаче коробки 1 персдач. При этом поворотный кран 78 вместе 20 с подп ру >кинен и ы м поворотным рычагом 79

ipe>Ix0gZoI)oIo гидравлического крана 65 занимают положение, показанное на фиг.1.

Этот разгон на Спорой (прямой) передаче коробки 1 передач i40>KI)o 0(." ) ecTD I Tü Qo 25 тех пор, пока не загорится сигнализирующая лампа;ка 63 сигнализатора 14 макси, мала:„I.O вдв) >«ения подвижных частей дис-::ов вариатора. В этом случае передаточное )>)ело вариатора 1 > и асей даухрежим- 30 ной трансмиссии трансг)оотного средства

QIiДЕT >gI II!1)) l лап)>)-) ЫМ, Когда на . едущих, олесах транспортного средства увеличиваотсл момент сопротивления движению, происходит 35 замедление транспортного средства, п8ре"

Даточ: Гое число вариатора 15 начинает автоматически увеличиваться аналогично описанному, но в обратной последовательности, гаснет сигнализиру)о)дая лампочка 40

63 сиГнЗлизатора 14 мак имальнОГО вдвиже:I)s подвижных частей дисков вариатора, шток 23 силового цилиндра 22 гидравлического сервомотора начинает перемещаться в направлении размещения механизма 12 45 управления трансмиссией и может достигнуть своего крайнего положения, когда загорается cèãí3ëèзиру)ощая ламг очка 90 сиГ).)ализатора 88 вкл)очения блокирОвки Ба" риатора, Послед.lee свидетельствует о том, 50 что произшло полное выдвижениe ведомых подви>кньх дисков 19 вариатора 15» переда" очное число еГО стало максимапь)чым.

Та :е становится лакси: .;аль ным N передаточ ..е число асей двухрежимной трансмис- 55 сии транспортнo) о средства при включенной второй (прямой) передаче коробки 1 передач, равное произведению передаточногс числа второй (прямой) передачи коробки 1 передач и максимального передаточного числа вариатора 15. ,Для безударного переключить коробки

1 передач на пониженную (первую) передачу необходимо выполнить условие, чтобы передаточное число двухрежимной трансмиссии при включенной первой передаче стало минимальным, т,е. равной произведению передаточного числа первой передачи коробки 1 передач и минимального передаточного числа вариатора 15. Это можно достичь только быстрым перемещением вариатора 15 в положение, при ",îòîðîì el 0 ведомые подвижные диски максимально вдвинуты и при этом загорается сигнализирующая лампочка 63 сигнализатора 14 максимального вдвижения подвижнь)х частей дисков вариатора. В этом случае двухрежимная трансмиссия транспортно о средства работает в режиме быстрого перекл)очения вариатора 15 в положение, обеспечивающее минимальное передаточное число. Такой режим работы двухрежимной трансмиссии транспортного средства достигается тем, что водитель транспортного средства замыкает один (расположенный дальше от механизма 12 управления трансмиссии) из двух нор;лально разомкнутых электрических. контактов 84. Электрический

ТоК от источниKа 65 электрического питания попадает к тянущей и удерживающей обмоткам (не ".îê3çàíû) электромагнита 80.

Шток 82 последнего, шарнирно связанный с подпружиненным поворотным рычагом 79 трехходового гидравлического крана 65, поворачивает рычаг 79 fio часовой стрелке таким образом, чтобы отверстия поворотного крана 78 совместились с отверстиями 68 и

73 корпуса 67 для прохода рабочей жидкости от гидравлического насоса 9 к силовому цилиндру 22 гидравлического сервомотора

3 и с отверстиями 71 и 70 корпуса 67 дпя выхода рабочей жидкости из силового цилиндра 22 гидравлического сервомотора 3 в гидробак 10, Тогда рабочая жидкость из гидробака 10 по всасывающему трубопроводу

45 с помощью гидравлического насоса 9 подается по подводящему трубопроводу 46 гидравлического насоса 9 через трехходовой гидравлический кран 65 и трубопровод

77 прямо в полость силового цилиндра 22. а рабочая жидкость из второй полости силового цилиндра 22 через трубопровод 75, отверстия в поворотном кране 78 и

Tpyboпровод 74 сливается в «идробак 10.

При этом шток 23 силового цилиндра 22 гидравлического сервомотора 3 перемещается по направлению от расположения механизма 12 управления трансмиссией.

Сначала гаснет сигнализирующая лампочка

1708669

90 сигнализатора 88 включения блокировки вариатора, и передаточное число вариатора

15 начинает уменьшаться. Когда передаточное число вариатора 15 становится минимальным, загорается сигнализирующая лампочка 63 сигнализатора 14 максимального вдвижения подвижных частей дисков вариатора.

После этого отключают нормально разомкнутый электрический контакт-84 и продолжают замедление транспортного средства на первой передаче коробки 1 передач в режиме регулирования согласно описанному замедлению транспортного средства на второй (прямой) передаче коробки 1 передач. При этом поворотный кран

78 вместе с подпружиненным поворотным рычагом 79 трехходового гидравлического крана 65 занимает положение, показанное на фиг.1. Это замедление на первой передаче коробки передач 1 можно осуществлять до тех пор, пока не загорится сигнализирующая лампочка 90 сигнализатора 88 включения блокировки вариатора, свидетельствующая о том, что произошло полное выдвижение ведомых подвижных дисков 19 вариатора 15. В этом случае передаточное число вариатора 15 и всей двухрежимной трансмиссии транспортного средства будем максимальным, Чтобы изменить направление движения транспортного средства, включают передачу заднего хода коробки 1 передач двухрежимной трансмиссии. Для этого ведомое зубчатое колесо 105 первой передачи с помощью двуплечего рычага 85 переключения передач перемещают до сопряжения его зубчатой полумуфты с зубчатой полумуфтой ведомого зубчатого колеса 102 заднего хода. Этот процесс выполняют с помощью сцепления при остановленном транспортном средстве. Тогда крутящий момент от двигателя передается через сцепление по цепи элементов 16-17-18-19-20-21-91-96-9799-100-102-105-93. И в этом случае двухрежимная трансмиссия транспортного средства работает на режиме регулирования.

Предлагаемая деухрежимная трансмиссия транспортного средства позволяет повысить топливную экономичность при работе коробки передач на всех передачах за счет того, что двигатель транспортного средства всегда работает на режиме минимального расхода топлива. Кроме того, предлагаемая двухрежимная трансмиссия повышает долговечность работы двигателя транспортного средства, так как средняя частота вращения его коленчатого вала уменьшена по сравнению с известными

15 п0

55 двигателями, все время работающими в режиме высоких оборотов.

Формула изобретения

Двухрежимная трансмиссия транспортного средства, содержащая ступенчатую коробку передач с рычагом переключения передач, фрикционный многодисковый вариатор, выходным валом кинематически связанный с валом коробка, а входным жестко связанный с барабаном вариатора, центробежный регулятор угловой скорости. закрепленный на входном валу еариатора и кинематически соединенный с ìåõàíèçìîì управления трансмиссией, механизмом подачи топлива, рычагом управления гидравлическим сервомотором и с механизмом регулирования скорости движения рабочей жидкости ео впускном трубопроводе сервомотора, корпус которого жестко связан с корпусом вариатора, гидравлический насос, ведущее колесо которого установлено на входном валу вариатора, соединенный всасывающим трубопроводом с гидробаком, подводящим через параллельно подключенный гидроаккумулятор — с сервомотором, включающим в себя силовой цилиндр со штоком, на котором закреплены подвижный электрический контакт сигнализатора максимального вдвижения подвижных частей дисков вариатора, подключенный к сигнализирующей лампочке и источнику электрического питания, и плоский кулачок, выполненный с возможностью взаимодействия с органом управления еариатором, золотниковое устройство со штоком, подводящим и отводящим трубопроводами, неподвижный электрический контакт, закрепленный на корпусе сервомотора и подключенный через сигнализирующую лампочку к источнику питания, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью повышения топливной экономичности на всех режимах движения транСпортного средства, она снабжена установленным в корпусе сервомотора трехходовым гидравлическим краном с подпружиненным поворотным рычагом, нормально разомкнутым электрическим контактом, кинематически связанным с рычагом переключения передач, механизмом поворота гидравлического крана, включающим в себя деа электромагнита, штоки которых шарнирно связаны с поворотным рычагом гидравлического крана, а обмотки через нормзльно разомкнутый контакт — с источником электрического питания, причем в корпусе трехходового гидравлического крана выполнены отверстия, соединенные с силовым цилиндром гидравлического сервомотора anë ускорен1708669

Составитель И. Бендас

Техред M.Moðãåíòàë Корректор И. Муска

Редактор А. Огар

Заказ 395 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва. Ж 35. Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 ного подвода и отвода рабочей жидкости, а также с подводящими трубопроводами золотникового устройства и гидравлического насоса, причем ведущее зубчатое колесо насоса жестко закреплено на входном валу вариатора.

Двухрежимная трансмиссия транспортного средства Двухрежимная трансмиссия транспортного средства Двухрежимная трансмиссия транспортного средства Двухрежимная трансмиссия транспортного средства Двухрежимная трансмиссия транспортного средства Двухрежимная трансмиссия транспортного средства Двухрежимная трансмиссия транспортного средства Двухрежимная трансмиссия транспортного средства Двухрежимная трансмиссия транспортного средства Двухрежимная трансмиссия транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в автомобилях и тракторах для получения постоянной скорости движения

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к системам управления транспортных средств, оборудованных роторно-винтовыми или гусеничными движителями

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в автотракторостроении как механический темпостат

Изобретение относится к устройствам для управления грузоподъемными механизмами

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в автомобильной и тракторной промышленности как механический темпостат - устройство для получения постоянной скорости движения транспортного средства без воздействия на педаль акселератора

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть иснользовано на машинах, использующих в комбинированной силовой установке гидравлический аккумулятор энергии

Изобретение относится к устройствам комбинированного управления приводами транспортных средств, в частности к устройствам управления подачей топлива в двигатель и фрикционным многодисковым вариатором транспортного средства

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а более конкретно к механизмам управления коробкой передач, используемым, например , на тракторах, автомобилях и подобных транспортных средствах

Изобретение относится к транспортному и сельскохозяйственному машиностроению

Изобретение относится к системе управления агрегатом на пересеченной местности и может быть использовано в качестве системы корректирования скорости и вертикальных нагрузок на ведущие колеса, средства силового регулирования (и перераспределения) опорных реакций и скорости движения сельскохозяйственного агрегата на пересеченной местности и в горной зоне

Изобретение относится к автотракторной технике и предназначено для контроля за режимами работы и состоянием агрегатов транспортного средства

Изобретение относится к системам автоматического управления узлами и механизмами транспортного средства, а также их контроля и диагностики

Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано в автомобилях с ручным управлением для водителей-инвалидов без ног

Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано в автомобилях с ручным управлением для водителей-инвалидов без ног

Изобретение относится к транспортным средствам

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и предназначено для автомобилей с устройством управления автоматическим сцеплением

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и предназначено для автомобилей с устройством управления автоматическим сцеплением в режиме аварийного движения
Наверх