Зубчатая передача

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при проектировании зубчатого привода. Цель изобретения - повышение несущей способности колес с плохо прирабатываемыми зубьями, упрощение технологии изготовления , снижение чувствительности передачи к погрешностям изготовления колес и деформативности корпусных деталей. Зубчатая передача составлена из колес, взаимодействующие профили зубьев которых описаны кривыми, содержащими эвольвентные участки с углом зацепления, выбранным в зависимости от уровня неравномерности распределения нагрузки вдоль линии контакта эвольвентных участков из некоторого соотношения. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)ю F 16 Н 1/06

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4780148/28 (22) 06,12.89 (46) 07,02.92. Бюл, N 5 (71) Научно-исследовательский институт механики и прикладной математики Ростовского государственного университета (72) Г.А.Журавлев (53) 621.833(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 1618936, кл. F 16 Н 55/08, 1989. (54) ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при проектировании зубчатого привода. Цель

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при проектировании зубчатого привода, Известна эвольвентная-зубчатая передача с увеличенными углами зацепления, обеспечивающая наибольшую несущую способность при углах зацепления ась= 30 в прямозубых и ать= 25 в косозубых колесах, К недостаткам передачи относится уменьшение уровня несущей способности из-за выбора. угла зацепления без учета влияния погрешностей контакта зубьев. В результате такого выполнения известная передача с увеличенным до 25 — 30 углом зацепления при хорошей прирабатываемости зубьев уступает (из-за снижения коэффициента профильного перекрытия) по эксплуатационным показателям передачеа в =200; а в случае плохой прирабатываемости зубьев или высокой деформативности корпусных деталей она не реализует существенные резервы

„, SU „„1710889 А1 изобретения — повышение несущей способности колес с плохо прирабатываемыми зубьями, упрощение технологии изготовления, снижение чувствительности передачи к погрешностям изготовления колес и деформативности корпусных деталей. Зубчатая передача составлена из колес, взаимодействующие профили зубьев которых описаны кривыми, содержащими эвольвентные участки с углом зацепления, выбранным в зависимости от уровня неравномерности распределения нагрузки вдоль линии контакта эвольвентных участков из некоторого соотношения. 2 ил. прочности, обусловленные изменением схемы напряженного состояния зубьев.

Известна передача смешанного зацепления. Такая передача выполнена с любой продольной формой зубьев, имеет благоприятную форму периферийных участков профиля зубьев, близкую к форме естественного износа, и высокую несущую способность, в том числе — в условиях перекосов осей колес. К недостаткам решения относится отсутствие возможности использования дополнительных резервов прочности для реальной тяжелонагруженной передачи, работающей в условиях слабой прирабатываемости зубьев или значительной деформативности корпусных деталей. Использование таких возможностей ограничено выбором угла зацепления эвольвентных участков в зависимости от высоты зуба без учета влияния погрешностей контакта зубьев.

Целью предлагаемого решения является снижение чувствительности передачи к

1710889 погрешностям изготовления и деформативности корпусных деталей, повышение несущей способности плохоприрабатываемых передач и упрощение технологии изготовления зубчатого привода.

Поставленная цель достигается тем, что зубчатая передача составлена из колес, взаимодействующие профили зубьев которых описаны кривыми, содержащими эвольвентные участки с углом зацепления, выбранным в зависимости от уровня неравномерности распределения нагрузки вдоль линии контакта эвольвентных участков из соотношения ам — 11 К нД вЂ” 02

6 — з

1 К нр 04

Кз р где Ясам — угол зацепления в градусах;

К н — коэффициент, учитывающий концентрацию нагрузки вдоль линии номинального контакта зубьев; определен теоретически или из опыта как отношение максимальной удельной (по длине линии контакта) нагрузки и н к ее среднему значению в н .

Для наибольшего увеличения несущей способности плохоприрабатываемых колес, нагруженных преимущественно в одном направлении, боковые профили колес выполнены по разным законам на противоположных сторонах — смешан ного зацепления с одной и простого эвольвентного с другой стороны, при этом высоты эвольвентного Ь и неэвольвентных hаэ (у головки) и йгг (у ножки) участков смешанного зацепления и угол зацепления а щ с противоположной стороны выбраны из соотношений — — (1.0 — 2,5) 10 m; (2)

CL 1й

=(006 — 009) m, (qK а гл где m — модуль зубьев; ацщ — угол зацепления зубьев у сторон простого эвольвентного зацепления, градусы.

Используемая в выборе рекомендуемых параметров (1) зависимость чувствительности передачи к неравномерности распределения нагрузки от угла зацепления определена анализом и теоретическим обобщением многочисленных экспериментальных данных разных авторов. Она исходит из фактов положительного влияния больших углов зацепления только при неравномерном распределении нагрузки вдоль линии номинального контакта зубьев, 10

55 роста этого влияния и рациональна о значения а в по мере увеличения К нР . Предлагаемое решение (1) устраняет противоречивость экспериментальных данных, которые показываютдвухкратный рост контактной прочности прямозубых и косозубых передач при увеличении угла зацепления 20 — 28 . В отличие от других опытов эти эксперименты проведены на плохоприрабатываемых высокоскоростных колесах с размерами пятен контакта по длине зубьев

80 (а= 20О) — 95 4 (Q= 28 ),;.е. характеризовались существенной неравномерностью распределения нагрузки по ширине зубчатого венца. В зависимости (1} это обстоятельство учитывается ростом

"-начений аю по мере увеличения К нр и объясняется тем, что степень положительного влияния роста приведенного радиуса кривизны профиля зубьев на максимальные напряжения определена схемой напряженного состояния (т.е — формой площадки мгновенного контакта) и существенно растет по мере локализации нагрузки вдоль линии контакта, Из диапазона (1) полученных а гд бсльшие значения следует принимать для косозубых, а меньшие — для прямозубых колес, Данное условие связано с обеспечением плавности зацепления. Завышение а ги снижает несущую способность и ухудшает прочие эксплуатационные показатели (коэффициент перекрытия и плавность зацепления, радиальные усилия в зацеплении и нагруженность опор, виброакустика и т,д.). Занижение в относительно (1) приводит K снижению несущей способности передачи, Плавность зацепления передачи с разными законами по противоположным сторонам зубьев обеспечена выбором ее параметров по зависимостям (2) и (3). Уменьшение соотношений ниже предельных приводит к неудовлетворительным условиям по перекрытию и пересопряжению зубьев и снижает эксплуатационные показатели передачи. Их завышение сверх предельных значений обусловлено снижением угла зацепления и потерей универсальности применения для плохоприрабатываемых передач, Меньшие значения диапазонов (2) и (3) соответствуют косозубым передачам, большие — прямозубым передачам, Такое выполнение повышает несущую способность и технологичность передачи, снижает чувствительность к погрешностям изготовления, Эффективность данного решения усиливается тем, что тяжелонагруженные энер1710889

55 гоемкие передачи работают в условиях значительных, до 3 10 град., углов перекосов осей взаимодействующих колес, и поэтому при номинально-линейном контакте фактически характеризуются весьма неравномерным распределением нагрузки с ее концентрацией у края линии контакта или в средней части — в том числе при модификации зубьев или в процессе их изнашивания и естественного бочкообразования, особенно в условиях значительных колебаний уровня нагружения.

На фиг,1 изображена эвольвентная передача тягового привода трамвая, вариант зацепления; на фиг,2 — профиль зубьев прямозубового колеса цилиндрической передачи трансмиссии вертолета, варианты.

Колеса цилиндрической эвольвентной передачи (фиг.1а) тягового редуктора привода трамвая с межосевым расстоянием à гд =

142 мм и модулем rn = 5 мм (Z1 = 18; Z2 = 34; угол профиля исходного контура a= 20 ) выполнены из стали 12ХНЗА, цементированы и закалены до твердости поверхностей зубьев 3 Нпо =.(58 — 62)HRC. Возможность упрощения технологии обработки колес(отказ от операции шлифования зубьев) создает высокую (К нее=1,7) концентрацию нагрузки по ширине венца (пятно контакта на зубе — фиг,1б), когда эффект от увеличения приведенного радиуса кривизны профилей оказывается намного заметнее негативного влияния снижения коэффициента перекрытия.

Вариант передачи с нешлифованными зубьями выполнен в соответствии с (1): ась= 28,7, при P = 12 ; x> = 0,8; хг = 1,3913.

Гакое выполнение позволяет увеличить несущую способность передачи примерно в

1,5 раза и существенно снизить осевые усилия в зацеплении, а в результате — обеспечить нормальную работоспособность, зацепления и передачи в целом при упрощенной технологии изготовления, Серийный вариант передачи (P=

=23,724 ) в случае шлифования зубьев 4 характеризуется {линия зацепления 2 на фиг.1а при х1,д = 0; а

1 относительно 2 и оказывается бесполезным из-за снижения коэффициента перекрытия и суммарной длины линий контакта зубьев. Пятно контакта зубьев показано на фиг.1в. Попытка отказа от финишной обработки зубьев 4 приводит к резкому снижению долговечности передачи, если

45 сохранить неизменным угол зацепления

a au= 21,68О. Зффективным оказывается тслько рациональное сочетание угла r> и уровня К нф по зависимости (1). Увеличение

a rcpt сверх диапазона (1) снижает результат, Профиль 1 зубьев колеса высокоточной прямозубой передачи трансмиссии вертолета (фиг.2) а гд = 260,99 мм; m = 6 мм определен по зависимостям 2,3 и 4 из условия значительной деформативности корпусных деталей (К HP = 1,6) при преимущественном нагружении в одном направлении: а св — 11 — 6,0 — 8,4, т.е. а со = 27,2 — 33,7 .

Профиль выполнен с разными законами зацепления на противоположных сторонах, при этом а гд = 31 на боковой стороне 2 смешанного зацепления и а QJ = 19 — на стороне 3. Такая его конструкция реализует рациональное сочетание угла зацепления и уровня локализации контакта при обеспечении высокого коэффициента перекрытия зубьев с обеих сторон профиля.

Применение предлагаемого решения повышает несущую способность и энергонасыщенность зацепления, снижает габарит и массу, а в ряде случаев упрощает технологию изготовления зубчатого привода. Его использование целесообразно в общем редукторостроении, сельхозмашиностроен и, авиастроении и других отраслях, реализующих тяжелонагруженный зубчатый привод.

Формула изобретения

Зубчатая передача, содержащая колеса, профили зубьев которых описаны кривыми, содержащими эвол ьвентн ые участки, о т л ич а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения несущей способности колес с плохо прирабатываемыми зубьями, упрощение технологии изготовления, снижения чувствительности к погрешностям изготовления колес и к деформативности корпусных деталей, профили зубьев колес имеют эвольвентные участки, угол зацепления которых выбран по крайней мере с одной стороны профиля, из соотношения а ю. — 11 К з нф — 0,2

3 — К HP — 04 нр где а щ — угол зацепления эвольвентных участков в градусах;

К qP — коэффициент, учитывающий концентрацию нагрузки вдоль линии номинального контакта зубьев, определен как отношение максимальной удельной (по длине линии контакта) нагрузки вн „, к ее среднему значению в pi, 1710889

2. Зубчатая передача по п.1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью наибольшего увеличения несущей способности при нагружении преимущественно в одном направлении, боковые профили зубьев колес выполнены по разным законам на противоположных сторонах — смешанного зацепления с одной и простого эвольвентного с другой стороны, при этом высоты эвольвен,тного hs и неэвольвентных haT (у головки) и

her (у ножки) участков стороны смешанного зацепления и угол зацепления a

= (0,06 — 0,09 ) m, Х тЖ где m — модуль зубьев, мм; (авиа — угол зацепления зубьев по сторонам эвольвентного зацепления, градусы, 10

1710889

Составитель Г.Журавлев

Редактор И,Ванюшкина Техред М.Моргентал Корректор M.Øàðoøè

Заказ 327; Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Зубчатая передача Зубчатая передача Зубчатая передача Зубчатая передача Зубчатая передача 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению , а именно к несимметричным дифференциалам транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приборостроении , станкостроении, измерительных механических мультипликаторах и редукторах прецизионных электроприводов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах для промышленных роботов

Изобретение относится к машиностроению , в частности к зубчатым передачам с внешним и внутренним зацеплением зубьев

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению , а именно к устройствам герметичных волновых передач, и может быть использовано в различных отраслях народного хозяйства , где требуется передавать движение через герметичную стенку, например в электронной технике, где предъявляются высокие требования к вакуумной экологии в части остаточного газового состава

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для замены прямозубых цилиндрических передач в условиях повышенных требований к долговечности и габаритам подшипниковых узлов и снижению вибрации и соответствующего им шума в осевом направлении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в поступательное

Редуктор // 2109186
Изобретение относится к машиностроению, в частности касается приводов

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах станков и мотоблоков

Изобретение относится к машиностроению, в частности к редукторостроению, и может быть использовано в любой отрасли народного хозяйства как передаточный механизм общемашиностроительного применения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании планетарных редукторов для машин и оборудования
Наверх