Электрическая машина

 

Изобретение относится к электротехнике. Цель, изобретения - повышение надежности путем иск71ючения контактных напряжений в центрирующем подшипнике. Электрическая машина содержит вал t ротора, на концевой части которого установлена с возможностью аксиальногоперемещения промежуточная втулка 4, снабженная элементами сцепления 5 и наружной винтовой резьбой 6. Ход втулки 4 ограничен сквозным штифтом 7, расположенным в пределах прорези 8 в валу 1. Под действием пружины 9 элементы сцепления 5 введены в зацепление с ответными элементами сцепления выходного валика 10 машины, который сцентрирован с помощью центрирующего подшипника скольжения 11. Внутреннее кольцо 13 центрирующего подшипника снабжено шлицами 15. сопрягаемыми с ответными шлицами, расположенными на конце стержневой части 14 выходного валика 1р. При этом из-за исключения контактных напряжений в центрирующем подшипнике повышается срок службы и надежность. З'ил.LOG

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (м)в Н 01 K 7/18

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

2 службы и надежность. 3 ил.

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) 1257756 (21) 4774746/07 (22) 26,12.89 (46) 15,02.92. Бюл. N. 6 (71) Московский агрегатный завод "Дзержинец". (72) С.В.Хрунин (53) 621.313(088.8). (56) Авторское свидетельство СССР

N. 1257756, кл. Н 02 К 7/18, 1986. (54) ЭЛЕКТРИЧ.ЕСКАЯ МАШИНА (57) Изобретение относится к электротехнике. Цель изобретения — повышение надежности путем исключения контактных напряжений в центрирующем подшипнике.

Электрическая машина содержит вал 1 ротора, на концевой части которого установлена с возможностью аксиального

Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к электрическим машинам, содержащим устройство для расцепления валов машины и приводного агрегата. и является усовершенствованием известного устройства по авт.св, М 1257756.

Известная электрическая машина содержит вал ротора, на концевой части которого уста йовлена с возможностью аксиального перемещения втулка с наружной резьбой, корпус, в котором установлен с возможностью радиального перемещения резьбовой элемент, выходной валик с центрирующим подшипником и элементами сцепления с втулкой, и пружину, причем центрирующий подшипник установлен на конце выходного валика внутри вала ротора

„,Д,3 ÄÄ 1713025 А2 перемещения промежуточная втулка 4, снабженная элементами сцепления 5 и наружной винтовой резьбой 6. Ход втулки 4 ограничен сквозным штифтом 7, расположенным в пределах прорези 8 в валу 1, Под действием пружины 9 элементы сцепления

5 введены в зацепленйе с ответными элементами сцепления выходного валика 10 машины, который сцентрирован с помощью центрирующего подшипника скольжения

11, Внутреннее кольцо 13 центрирующего подшипника снабжено шлицами 15, сопрягаемыми с ответными шлицами, расположенными на-конце стержневой части 14 выходного валика 10. При этом из-за исключения контактных напряжений в центрирующем подшипнике повышается срок коаксиально втулке и закреплен в аксиальном направлении, при этом выходной валик соединен с диском, на котором выполнены элементы сцепления и монтажные отверст ия.

Недостатком такой конструкции является наличие значительных напряжений в местах контакта шариков (или роликов) с беговыми дорожками наружного и внутрвннего конец центрирующего подшипника в процессе работы электрической машины, Контактные напряжения возникают в результате радиальных микросмещений втулки относительно выходного валика, неизбежно появляющихся вследствие эффекта "самоустановки" двух сопряженных между собой торцовыми зубьями деталей

1713025 при передаче от одной к другой крутящего момента.

В процессе работы электрической машины центрирующий подшипник не вращается. В результате длительного воздействия контактных напряжений в условиях вибраций происходит местная выработка материала беговых дорожек и шариков (роликов) центрирующего подшипника. Такой износ не опасен в процессе нормальной работы электрической машины, но в процессе расцепления валов центрирующий подшипник должен начать вращение. не передавая крутящий момент от выходного валика на вал ротора. Местный износ элементов качения центрирующего подшипника создает повышенное сопротивление качению, вследствие чего возможна частичная передача крутящего момента через центрирующий подшипник на вал ротора при сработавшем механизме расцепления или полная передача крутящего момента в результате заклинивания центрирующего подшипника продуктами износа, Кроме того, в момент. срабатывания механизма расцепления при разъединении торцовых зубьев возникает значительная осевая сила импульсного характера, пропорциональная передаваемому крутящему моменту. Эта сила передается от торцовых зубьев через диск и стержневую часть выходного валика на внутреннее кольцо центрирующего подшипника. В случае использования в качестве центрирующего подшипника шарикового подшипника размещение его внутри вала ротора обуславливает его малые размеры, а соответственно малые допустимые грузоподъемности. Поэтому использование шарикового подшипника снижает надежность устройства, так как может привести к его разрушению своей силой, возникающей в момент расцепления торцовых зубьев, а следовательно, к заклиниванию подшипника и передаче крутящего момента от приводного агрегата к ротору машины через заклинивший центрирующий подшипник при сработавшем механизме расцепления.

Целью изобретения является повышение надежности путем исключения контактных напряжений в центрирующем подшипнике.

Укаэанная цель достигается тем, что в электрической машине, содержащей вал ротора, на концевой части которого установлена с возможностью аксиального перемещения втулка с наружной резьбой, корпус, в котором установлен с возможностью радиального перемещения резьбовой элемент, выХодной валик с центрирующим подшипником и элементами сцепления с втулкой и пружину, причем центрирующий подшипник установлен на конце выходного валика внутри вала ротора коаксиально

5 втулке и закреплен в аксиальном направлении, при этом выходной валик соединен с диском, на котором выполнены элементы сцепления и монтажные отверстия, центрирующий подшипник выполнен в виде под10 шипника скольжения с внутренним и наружным кольцами, одно из колец выполнено со шлицами, установленными в пазах ответного шлицевого соединения, выполненного на сопрягаемой детали, 15 На фиг.1 изобра>кена электрическая машина, продольный разрез; на фиг.2 — электрическая машина при срабатывании механизма расцепления, продольный разрез; на фиг,З- увеличенный вид центрирую20 щего подшипника.

Вал 1 ротора установлен в подшипниках

2, размещенных 8 гнездах корпуса 3. HB концевой части вала 1 установлена с возможностью аксиального перемещения про25 межуточная втулка 4, снабженная элементами сцепления 5 и наружной винтовой резьбой 6. Ход втулки 4 ограничен, сквоз"-" ным штифтом 7, расположенным в йределэх . прорези 8 в валу 1. Под действием размещен30 ной внутри вала 1 пружины 9 элементы сцепления 5 втулки 4 введены в зацепление с ответными элементами сцепления выходного валика 10 машины, который закреплен и сцентрирован с помощью центрирующего

35 подшипника скольжения 11, располо>кенного внутри вала 1 ротора коаксиально промежуточной втулке 4 и закреплен в аксиальном направлении в зоне размещения промежуточной втулки 4, причем наружное кольцо 12

40 центрирующего подшипника скольжения 11 размещено а валу ротора, а внутреннее кольцо 13 размещено на конце стержневой части

14 выходного валика 10.

Для компенсации угловых смешений

45 внутреннего кольца 13 центрирующего подшипника скольжения 11 относительно наружного кольца 12, возникающих в результате неблагоприятного сложения допусков на изготовление. деталей механизма расцепления, 50 рабочая поверхность внутреннего кольца 13 центрирующего подшипника скольжения 11 может иметь сферическую форму

Внутреннее кольцо 13 центрирующего подшипника скольжения снабжено шлица55 ми 15, сопрягаемыми с ответными шлицами, расположенными на конце стержневой час-ти 14 выходного валика 10.

Возможен конструктивный вариант выполнения внутреннего кольца 13 центрирующего подшипника скольжения 11 эа одно

1713025 целое с концом стержневой части 14 выходного валика 10, При этом наружное кольцо

12 центрирующего подшипника скольжения 11 должно быть снабжено шлицами, сопрягаемыми с ответными шлицами, рас- 5 п. ложенными внутри вала 1 ротора машины.

На другом конце стержневой части 14 выходного валика 10 размещены шлицы 16 для сочленения с приводным агрегатом, Со 10 стержневой частью 14 выходного валика 10 неподвижно соединен диск 17, содержащий элементы сцепления в виде торцовых зубьев и монтажные отверстия 18 для монтажа элементов крепления центрирующего под- 15 шипника скольжения 11 внутри вала t машины. Резьбовой элемент 19 с винтовым сектором на конце, предназначенный для взаимодействия с чаружной винтовой нарезкой 6 промежуто ной втулки 4, установ- 20 лен в канале корпуса 3 с обеспечением возможности перемещения в. радиальном направлении.

В процессе работы вращающий момент от приводного агрегата к ротору машины 25 (или наоборот) передается через выходной валик 10, зацепление элементов сцепления в виде торцовых зубьев 5, промежуточную втулку 4 и шлицы на валу ротора. При этом центрирующий подшипник скольжения 11 30 не работает. Он вращается заодно с ротором, но его наружное 12 и внутреннее 13 кольца не вращаются друг относительно друга, При необходимости расцепления валов 35 в процессе работы резьбовой элемент 19 перемещается по радиусу к оси вращения ротора машины и сопрягается по наружной винтовой резьбе 6 с промежуточной втулкой

4. В результате действия винтовой пары 40 вращающаяся промежуточная втулка 4 перемещаетсл по шлицам вала 1 ротора и, преодолевая сопротивление пружины 9, разъединяет зацепление торцовых зубьев 5, после чего передача вращающего момента от выходного валика 10 к ротору прекращается. Выходной валик 10 при этом продолжает вращаться, обкатываясь на центрирующем подшипнике скольжения 11, который вступает в работу после окончания вала t ротора.

Для возобновления передачи момента необходимо разъединить винтовую пару путем перемещения резьбового элемента 19 по радиусу от оси вращения ротора. При этом промежуточная втулка 4 под действием пружины 9 возвращается в исходное положение, торцовое зацепление зубьев 5 восстанавливается, а центрирующий подшипник скольжения 11 выключается из работы, так как вращение его колец друг относительно друга. прекращается.

Сцепление и расцеплени валов может быть осуществлено многократно.

В предложенном устройстве применение центрирующего подшипника скольжения совместно со шлицевым соединением одного.из его колец с сопрягаемой деталью позволяет исключить конгактные напряжения в подшипнике скольжения, а следовательно, обеспечить повышение надежности электрической машины и увеличение ее срока службы, определяемого возможностями мощных подшипников вала ротора.

Формула изобретения

Электрическая машина по авт,св, N

1257756, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности путем исключения контактных напряжений в центрирующем подшипнике, она выполнена в виде, подшипника скольжения с внутренним и наружным кольцами, одно из колец выполнено со шлицами, установленными в пазах ответного шлицевого соединения, выполненного на сопрягаемой детали.

1 У б 8 7 6/115!!!2

Фиг.1

1713025 г/ 9 И 15 11 1l Фиг,б 21 10

Составитель С.Хрунин

Техред M,Mîðãåíòàë

Редактор Н,Горват

Корректор О.Кундрик

Производственно-издательский комбинат " Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 540 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Электрическая машина Электрическая машина Электрическая машина Электрическая машина Электрическая машина 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к области энергетики, в частности к автономным станциям электрической энергии и сжатого воздуха

Изобретение относится к области электротехники

Изобретение относится к электромашиностроению , а именно к электрическим машинам, содержащим устройство для расцепления валов машины и приводного агрегата

Изобретение относится к устройствам для выработки электроэнергии в области энергетики, в которой используются альтернативные источники энергии (ветер, проточная вода, обладающие кинетической энергией)
Изобретение относится к способам получения эл.энергии и может быть использовано в труднодоступных местах, преимущественно в воинских подразделениях, которые используют электроэнергию для питания агрегатов и осветительных устройств

Изобретение относится к энергетике и может быть использовано для выработки как механической, так и электрической энергии

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения генераторных установок, приводимых в действие тепловыми двигателями

Изобретение относится к вычислительной технике, в частности к источникам электропитания, и может быть использовано как дополнительный источник электропитания для зарядки аккумуляторов персональных компьютеров

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к энергомашиностроению и может быть использовано при проектировании и строительстве электростанций малой мощности для бытовых нужд в отдаленных от централизованной электросети местах
Наверх