Способ определения коэффициента трения материалов

 

Изобретение относится к технике испытаний материалов на трение и износ для определения коэффициента трения преимущественно поверхности с покрытием без разрушения последнего. Цель изобретения - повышение достоверности определения коэффициента трения матерр^ала с защитным покрытием. Это достигается тем, что для обеспечения контакта образца 7 иконтробразца 5 первый наклеивают на ленту 3, под которой располагают термопару 8.' Производят предварительную градуировку теплового потока в зоне их контакта. Вращают контробразец 5 и устанавливают при этом постоянное значение теплового потока путем регулирования силы натяжения ленты 3, ас помощью термопары 8 измеряют термоЭДС, по изменению которой судят о коэффициенте трения. При этом контробразец 5 выполняют в виде диска с расположенным по его периметру кольцом 6, теплопроводность которого выше теплопроводности диска. Кроме того, градуировку и измерение термоЭДС осуществляют в условиях постоянной температуры. В устройстве для осуществления способа определения коэффициента трения создается пара трения с пониженной тепловой инерцией и постоянным тепловым потоком от поверхности контакта. Точность измерений повышается в 2 раза. 3 ил., 1 табл.слV фиг.1V44^»^ ^ а О

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 G 01 N 19/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4617683/28 (22) 07.12.88, (46) 23.02,92. Бюл. N 7 (71) Институт физики прочности- и материа-. ловедения СО АН СССР, Томский, политехнический институт (72) А.P.Äoðîõîâ (53). 620.1?8.16 (088.8) (56) Авторское. свидетельство СССР

N. 581795; кл. 6 01 N 19/02, 1974. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА ТРЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ (57) Изобретение относится к технике испытаний материалов на трение и износ для определения коэффициентатрения преимущественно поверхности с покрытием без разрушения последнего. Цель изобретения — повышение достоверности определения коэффициента трения материала с защитным покрытием. Это достигается тем, что для обеспечения контакта образца 7 и

БЫ,, 1714466 А1 контробразца 5 первый наклеивают на ленту 3, под которой располагают термопару 8.

Производят предварительную градуировку теплового потока в зоне их контакта. Вращают контробразец 5 и устанавливают при этом постоянное значение теплового потока путем регулирования силы натяжения ленты

3, а с помощью термопары 8 измеряют термоЭДС, по изменению которой судят о коэффициенте трения. При этом контробразец

5 выполняют в виде диска с расположенным по его периметру кольцом 6, теплопроводность которого выше теплопроводности диска. Кроме того, градуировку и измерение термоЭДС осуществляют в условиях постоянной температуры. В устройстве для осуществления способа определения коэффициента трения создается пара трения с пониженной тепловой инерцией и постоянным тепловым потоком от поверхности контакта, Точность измерений повышается в 2 раза. 3 ил., t табл.

1714466

Изобретение относится к технике испытаний материалов на трение и износ для определения коэффициента трения преимущественно поверхности с покрытием без разрушения последнего.

Исследование процессов трения и изнашивание в современной трибологии основано нэ непосредственном измерении моментов сил трения, при котором повышеwe достоверности и оперативности измерений зависит от времени воздействия нагрузки нэ поверхность образца.

Известен способ определения коэффи. циента трения, при котором осуществляют измерение температуры в какой-либо точке пары трения. Предварительно производят расчет температурных полей при различных значениях мощности источников тепла и по мощности, выделяемой в паре трения, судят о коэффициенте трения,.

Этот способ ограничен функциональными возможностями расчетов температурных полей и мощности, поэтому применяется только при испытаниях массивных деталей в условиях повышенного износа.

Известен способ исследования трения и изнашивания в зависимости от коэффициента распределения тепловых потоков в образцах, подвергаемых нагреву и охлаждению, при ко гором производят одновременно регулируемый нагрев одного образца и регулируемое охлаждение другого, сохраняя на поверхности контакта постоянство температуры, Использование дополнительных теплообменников (охлэдителя и нагревателя) увеличивает процесс измерения и, следовательно, создает излишнюю нагрузку на поверхность образца. Известный способ не позволяет определить коэффициент трения поверхности иэделий с защитным покрытием. . Цель изобретения — повышение достоверности определения коэффициента трения материала с защитным покрытием.

При определении коэффициента трения материалов приводят в контакт образец и контробразец, производят предварительную градуировку теплового потока в зоне их контакта. вращают образец и с помощью термопары измеряют термоЭДС, по изменению которой судят о коэффициенте тре-. ния. При этом предварительно образец наклеивают на ленту. а термопару располагают с противоположной стороны ленты под образцом. В процессе вращения контробразца устанавливают постоянное значение теплового потока путем регулирования силы натяжения ленты, Градуировку и измерение термоЭДС осуществляют в условиях постоянной температуры. Кроме того, для измерений используют контробразец, выполненный в виде диска с кольцевым ободом, теплопроводность материала которого выше теплопроводности материала диска, На фиг.1 представлено устройство и узел 1; на фиг.2 — градуировочная кривая термопары при постоянной температуре окружающей среды 21+ 1 С; на фиг.3 — диаграммы изменений термоЭДС по времени при различных усилиях натяжения ленты.

Устройство для осуществления предлагаемого способа содержит основание 1, на котором закреплен блок а для натяжения ленты 3, расположенной на упорах 2 и поджимающей образец 7 к контробразцу 5.

Контробразец 5, по периметру охваченный кольцевым ободом 6, приводится во враще10

15 ние электродвигателем (не показан). Образец 7 наклеен на ленту 3, под которой расположена термопара 8. Предваритель-. ную градуировку термопары 8 производят при помощи микроэлектронагревателя 9, 20 который устанавливают между образцом и контробразцом, моделируя тепловой поток в месте контакта. Причем площадь теплопровода микроэлектронагревателя соответствует площади контакта образца и

30 контробразца.

Исследования процесса трения на поверхности материала с покрытием начинают с подготовки пары трения. Для чего к ленте 3 приклеивают образец 7. Устанавливают микроэлектронагреватель 9 между контробразцом 5 и образцом 7. При помощи блока 4 натяжения лентой 3 прижимают образец 7 с микрозлектронагревателем 9 к контробразцу 5. Устанавливают на микро35

50 диск 5 — кольцевой обод 6 — образец 7, характеризуется их тепловой инерцией и временем .термостабилизации, причем последний параметр определяется температурой окружающей среды, Следовательно, градуировку термопары и измерение термоЭДС производят при постоянной температуре. Через 1 — 2 мин после включения двигателя (за это время происходит термостабилизация узла трения) производят запись показаний термопары 8 при

40 электронагревателе фиксирбванные значения мощности 0 и, соответственно, на милливольтметре регистрируют фактическое значение термоЭДС Е, получают градуировочную кривую узла трения (фиг.2).

Затем убирают микроэлектронагрватель и приводят во вращение контробразец . 5. Условие быстрого достижения теплового равновесия теплообменных элементов;

1714466

15

45 фиксированном значении усилия натяжения ленты 3, Для обеспечения минимальной тепловой инерции, которая связана с массой элементов, участвующих в контакте, контробразец 5 выполняют в виде диска с расположенным по его периметру кольцевым ободом 6, теплопроводность которого выше теплопровадности диска. Исследование проводят на эбонитовом диске с металлическим ободом по периметру. Материал образца — ниобий; Расчет коэффициента трения производится по формуле

2к!тр Т "A где 0(Е) — мощность тепловыделения, onðåделяемая по градуировочной характеристике (фиг.2);

bp — длина дорожки трения;

Т вЂ” сила натяжения ленты, Н;

n — число оборотов двигателя, об/мин.

Способ осуществляют следующим образом. . Из фольги толщиной 70 мкм вырезают образцы площадью 7х15 мм .Первоначаль- г но на ленту блока натяжения наклеивают образец из необработанного ниобия..устанавливают минимальное натяжение ленты (Т=1 — 1 Н) и такую величину прогиба ленты под диском, что длина дорожки трения образца и контробразца составляет I>q=2 мм.

Включают электродвигатель, устанавливают стационарный режим п=3000 об/мин и по показаниям милливольтметра измеряют величину термоЭДС термопары. По установочной характеристике определяют мощность тепловыделения, а по указанной. формуле — коэффициент трения,и . Определение коэффициента трения производят при различных значениях силы натяжения Т ленты 1,0; 1,5;2,0 H.

Заменяют необработанный образец образцом ниобия, обработанным в тлеющем разряде, и в установленном порядке производят измерения параметров и определение коэффициента трения., В таблице приведены результаты исследования коэфффициента трения на образцах из ниобия (Nb) необработанных (пример

1) и обработанных в аргоновой плазме тлеющего разряда (примеры 2 — 5).

В первые минуты после обработки имеет место снижение коэффициента трения более чем в два раза, однако уже через 13 мин после обработки трение возрастает фактически до значений необработанного образца (таблица). Предлагаемый способ позволяет быстро проводить измерения коэффициента трения, т.е. установить новые физические эффекты, влияющие на erо измерение, Способ позволяет максимально упростить и ускорить процесс измерения р, поскольку изменение триботехнических характеристик материалов служит важным показателем процессов, происходящих в их поверхностных слоях. Снижение времени проведения измерений обеспечивает минимальное воздействие диска на исследуемую поверхность, когда покрытия, например, составляют сотые дали микрон.

Формула изобретения

Способ определения коэффициента трения материалов, заключающийся в том, что приводят в контакт образец и контрабразец, производят предварительную градуировку теплового потока в зоне их контакта, вращают образец и с помощью термопары измеряют термоЭДС, по изменению которой судят о коэффициенте трения, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения достоверности определения коэффициента трения материала с защитным покрытием, используют контробразец, выполненный в виде диска с кольцевым ободом, теплоправодность материала которого выше теплапроводности материала диска, предварительно образец наклеивают на ленту, термопару располагают с противоположной стороны ленты под образцом, в процессе вращения контробразца устанавливают постоянное значение теплового потока путем регулирования силы натяжения ленты, а градуировку и измерение термоЭДС осуществляют в условиях постоянной температуры.

1714466

02 о ю

Щаг. 2

Редактор И.Шулла

Заказ 687 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комите а по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб;, 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент". r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Составитель Л.Рыбина

Техред М.Моргентал

E,ву г

Корректор О.Кундрик

Способ определения коэффициента трения материалов Способ определения коэффициента трения материалов Способ определения коэффициента трения материалов Способ определения коэффициента трения материалов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к дорожному строительству, а именно к приборам для контроля состояния дорог

Изобретение относится к исследованиям взаимодействия материалов с газовым потоком

Изобретение относится к исследованию механических характеристик эластичных материалов и может быть использовано в машиностроении и приборостроении

Изобретение относится к области трибологии

Изобретение относится к технике измерений коэффициента трения и может быть использовано при исследованиях коэффициентов трения в контакте заклинивающихся тел механизмов свободного хода

Изобретение относится к методам определения силы трения материалов

Изобретение относится к испытательной технике и предназначено для исследования поверхностных характеристик полимерных материалов, применяемых в ленточных конвейерах в условиях всестороннего сжатия

Изобретение относится к области трибометрии, в частности, к конструкциями устройств для прецензионных исследований процессов трения и износа как в присутствии смазочных материалов различного типа, так и в их отсутствии (при изучении процессов "сухого трения" конструкционных материалов)
Изобретение относится к способам исследования, в частности к способам контроля равномерности распределения компонента в смеси, используемым при контроле гомогенизации смеси смешиваемых компонентов, и может быть использовано в химической промышленности

Изобретение относится к области исследования материалов механическими методами, а именно к аппаратуре, оценивающей коэффициент сцепления транспортного средства с поверхностью дорожного покрытия

Изобретение относится к машиностроению, к области теории механизмов и машин и может быть использовано в качестве установки для определения коэффициентов трения покоя и движения для различных твердых материалов

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения и предназначено для использования при исследовании устройств, транспортирующих сыпучие материалы с помощью вибрации

Изобретение относится к средствам исследования материалов механическим способам, а именно к средствам оценки коэффициента сцепления транспортного средства с поверхностью дорожного покрытия

Изобретение относится к материаловедению и может быть использовано для определения фрикционных свойств волокна, в частности волокна волос

Изобретение относится к области исследования материалов механическими способами, в частности к определению коэффициента трения

Изобретение относится к измерению коэффициента сцепления колеса, например автомобильного, с дорожным покрытием
Наверх