Способ восстановления плунжерных пар топливных насосов высокого давления дизелей

 

Изобретение относится к термической обработке стальных изделий и может быть использовано в машиностроении, при ремонте машин. Целью изобретения является повышение эффективности восстановления . Способ осуществляют при нагреве ТВЧ до температуры выше точки Асз на 50-150°С по крайней мере в двух поясках плунжера, выше и ниже спиральной канавки на плунжере , с последующей притиркой плунжера с втулкой. Затем осуществляют локальное антифрикционное покрытие любым известным способом (гальваническим, газопламенным , ионным напылением или фрикционным натиранием). Применение способа позволяет повысить эффективность восстановления изношенных плунжерных пар. 1 з.п. ф-лы, 1 ил., 1 табл.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) (si)s С 21 D 1/78

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ "

1 (2,1) 4812346/02 (22) 26.02.90 (46) 29.02.92. Бюл. М 8 (71) Хабаровский политехнический институт; (72) В.Н.Алянчиков, В.В.Вашковец, В.Н.Хромов, А.А.Котин, В.Ю.Шленский иГ.А.Черкасов (53) 621.785.545(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 1310438, кл. С 21 О 1/78, 1985. (54) СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПЛУН-ЖЕРНЫХ ПАР ТОПЛИВНЫХ НАСОСОВ

ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ ДИЗЕЛЕЙ (57) Изобретение относится к термической обработке стальных изделий и может быть

Изобретение относится к термической обработке стальных изделий, может использоваться в машиностроении, при ремонте машин.

Известен способ восстановления полых деталей типа втулок, заключающийся в нагреве детали и последующем ее охлаждении, причем нагрев осуществляют равномерно по всей наружной поверхности втулок с интенсивностью 10 ...10 Вт/см . до температуры наружной поверхноети

400..лп.п, где Ь.п. — температура полиморф-" ного превращения материала.

Известен также способ восстановления" изношенной внутренней поверхности преимущественно стальных и чугунных деталей типа гильз цилиндров путем создания ра- диента температур посредством воздействия на деТаль источников нагрева и охлаждения, причем градиент температур создают в стенке детали непрерывно-после-. довательно вдоль оси детали, температуру устанавливают в интервале 870...920 С. использовано в машиностроении, при ремонте машин. Целью изобретения является повышение эффективности восстановления. Способ осуществляют при нагреве ТВЧ до температуры выше точки Асз на 50-150 С по крайней мере в двух поясках плунжера, выше и ниже спиральной канавки на плунжере, с последующей притиркой плунжера с втулкой. Затем осуществляют локальное антифрикционное покрытие любым известным способом (гальваническим, газопламенным, ионным напылением или фрикционным натиранием). Применение способа позволяет повысить эффективность восстановления изношенных плунжерных пар. 1 з,п. ф-лы, 1 ил., 1 табл.

Наиболее близким к предложенному является способ упрочнения плунжерных пар топливйых насосов дизельных двигателей, включающий нагрев ТВЧ, закалку и низкий отпуск, причем нагреву подвергают плунжерную пару в сборе в области впускного и выпускного окон до 800...830 С, плунжеру сообщают осциллирующее движение вдоль его оси, плунжер и втулку дополнительно подвергают сульфохромированию.

Недостатком прототипа является низкая эффективность процесса восстановления ввиду возможности заклинивания при осцилляции, нарушения герметичности плунжерной пары, искажения геометрической формы плунжера.

Целью изобретения является повышение эффективности восстановления.

Положительный эффект от использования изобретения выражается в упрощении, удешевлении технологического процесса за счет одновременного приращения наружного диаметра плунжера и закалки его поверхности без искажения формы, что позволяет

1715864 уменьшить величину приращений, необходимых для компенсации износа и последующей доводки сопрягаемых поверхностей, Поставленная цель достигается тем, что, в отличие от известного способа, включающего нагрев ТВЧ, закалку, согласно изобретению нагреву подвергают плунжер до температуры АСз+50-150 С в двух поясках выше и ниже спиральной канавки, а после закалки осуществляют притирку плунжерной пары.

Кроме того, после притирки на плунжер наносят локальное антифрикционное покрытие.

Способ осуществляют при нагреве ТВЧ до температуры выше точки АСз на

50...150 С. При нагреве ниже 50 С не достигается полного растворения карбидов в твердом растворе, что приводит к понижению твердости и стойкости мартенсита. При нагреве выше точки АСз на 150 С достигается наибольшая степень легирования аустенита. В результате аустенит трудно распадается на мартенсит и твердость изделия не достигает заданных значений.

Нагрев в каком-то сечении приводит к образованию выступа, поэтому нагрев в двух поясках необходим для обеспечения центрирования плунжера относительно втулки и исключения "перекладывания" (покачивания) плунжера в невосстановленной части, вызывающих заклинивание вследствие высоких угловых напряжений и интенсивный износ.

Антифрикционное покрытие выполняет функцию уплотнения, заполняющего пустоты, образовавшиеся между поясками (выступами) и улучшающими плотность плунжера, исключая перетечки топлива вдоль плунжера, На чертеже представлена плунжерная пара в сборе, восстановленная по предложенному способу.

Плунжерная пара содержит плунжер 1, втулку 2, спиральную канавку 3 на плунжере, осевое отверстие 4 в плунжере, диаметральное отверстие 5 в плунжере, впускное отверстие 6 во втулке 2 плунжера, перепускное отверстие 7 во втулке 2 плунжера, верхний поясок 8 приращения плунжера, нижний поясок 9 приращения плунжера. На чертеже обозначено: 0 — диаметр изношенного плунжера; DH — номинальный диаметр плунжера; Д=Он-D>=10...15 мкм— приращение наружного диаметра плунжера; медное локальное антифрикционное покрытие 10.

Способ осуществляется следующим образом.

Изношенный плунжер секции топливного насоса высокого давления дизеля ЯМЗ238, изгото влен н ый из стали 25Õ5ÌÀ.

Износы 90 плунжеррв не превышают

5 7 мкм. Плунжер устанавливают в трехкулачковый патрон устройства для вращения и поступательного движения плунжера через заданные интервалы времени, регулирующие нагрев каждого пояска плунжера в ин10 дукторе ТВЧ до заданного диапазона температуры Т=860...960 С, Осуществляют нагрев пояска выше спиральной канавки на плунжере шириной 2...5 мкм. После нагрева до заданной температуры поясок охлажда15 ют на воздухе за счет теплопроводности в основной металл плунжера. Затем осуществляют нагрев пояска ниже спиральной канавки на плунжере шириной 2...5 мкм.

После нагрева до заданной температуры по20 ясок охлаждают на воздухе. Изменение диаметральных размеров поясков плунжера происходит как эа счет структурных превращений аустенита в большую по объему составляющую — мартенсит, так и за счет

25 создания градиента температур путем быстрого нагрева узкого поверхностного слоя плунжера и быстрого его охлаждения в основной металл плунжера за счет теплопроводности. После увеличения диаметра

30 изношенного плунжера в двух или трех поясках на величину 10...15 мкм плунжер притирают с втулкой плунжера секции топливного насоса высокого давления с добавлением абразивной пасты. При нагреве

35 более двух поясков увеличивается объем восстановленного основного металла, однако это осуществимо не на всех конструкциях плунжеров, требует дополнительной трудоемкости. После того, как сопрягаемые плун40 жер и втулка притерты, поверхность плунжера очищают и наносят на нее локально антифрикционное покрытие (гальваническое нанесение, ионное напыление, фрикционное натирание и др.).

45 Пример. Изношенные плунжеры топливных насосов высокого давления дизелей ЯМ3-238, изготавливаемые иэ стали

25Х5МА нагревают и охлаждают на воздухе последовательно в двух поясках, выше и

50 ниже спиральной канавки на плунжере, в индукторе ТВЧ ВУГ4-10/0,444 мощностью

N=10 кВт и частотой f=0,44 МГц до 800 (прототип); 810, 910, 960 и 1010 С.

Нагрев ТВЧ узкого пояска плунжера не

55 вызывает искажений геометрической формы, что обусловливает получение приращения поясков, необходимые лишь для компенсации износов наружного диаметра плунжера и последующей притирки. После увеличения наружного диаметра плунжера

1715864

Микро;. структура

Давле- Гидроние, МПа плотность, с

Цикловая подача топлива, мм/ц

Интенсивность изнашивания, мкм/ч

Т.нагре- Величива, С на приращения, мкм

Твердость поверхности

Примеры

Заклинивание при осцилляции

90

800

Мартенсит

Прототип

0,04

39, 810

Мартенсит+ нерастворенные карбиды

Ма.ртенсит

39

0,05

860

62

0;03

90

13

1010

64

3

25.

39

39

0,03

0,03

0,05

Мартенсит+ ост. аустенит

25

35

1 в двух поясках 8 и 9 его притирают B сопряжении с втулкой 2, затем очищают от загрязнений и наносят локально покрытие меди с подслоем никеля методом электролитического натирания толщиной не более 5 высоты верхнего и нижнего поясков прира- щения плунжера.

В таблице представлены сравнитель- . ные результаты режимов обработки, Оптимальными режимами нагрев плун- 10 жеров для получения необходимых приращений наружного диаметра и улучшения механических свойств являются режимы, приведенные в примерах 2, 3, 4.

Формула изобретения

1. Способ восстановления плунжерных пар топливных насосов высокого давления дизелей, включающий нагрев ТВЧ и. закалку, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности восстановления, нагреву подвергают плунжер до температуры АСз+50-150 С в двух поясках выше и ниже спиральной канавки, а после закалки осуществляют притирку плунжерной пары.

2. Способ по и. 1, отличающийся тем, что после притирки на плунжер наносят локальное антифрикционное покрытие.

1715864

Составитель Т, Калачева

Редактор О. Спесивых Техред М,Моргентал КоРРектоР М. Пожо

Заказ 581 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Способ восстановления плунжерных пар топливных насосов высокого давления дизелей Способ восстановления плунжерных пар топливных насосов высокого давления дизелей Способ восстановления плунжерных пар топливных насосов высокого давления дизелей Способ восстановления плунжерных пар топливных насосов высокого давления дизелей 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к нагреву электропроводящего материала

Изобретение относится к металлургии.- Цель изобретения - повысить интенсивность охлаждения без увеличения материальных и энергетических затрат

Изобретение относится к металлургии, конкретно к способам опредепения способности сталей закаливаться на определенную глубину

Изобретение относится к индукционному нагреву металлических изделий и может быть применено для механизации и автоматизации нагрева штучных заготовок под обработку металлов давлением

Изобретение относится к индукционному нагреву и может использоваться в автоматизированных кузнечно-штамповочных технологических процессах и процессах термической обработки

Изобретение относится к термообработке и может быть использовано для упрочнения рабочих поверхностей деталей.преимущественно тел вращения

Изобретение относится к термической обработке металлов и может быть использовано в машиностроении при закалке Стальных деталей

Изобретение относится к закалочным средам, применяемым при термической о6^работке сталей

Изобретение относится к металлургии, конкретнее к прокатному производству, и может быть использовано при производстве стальных горячекатаных полос на широкополосных станах

Изобретение относится к термической обработке металлов и предназначено для определения охлаждающей способности жидкой закалочной среды
Изобретение относится к области машиностроения, в частности, к литым деталям из низкоуглеродистых и низколегированных сталей, содержащих 0,15 - 0,30% углерода, и применяемым в автосцепных устройствах подвижного состава железных дорог

Изобретение относится к черной металлургии и может быть использовано в прокатном производстве для легирования поверхности заготовки в процессе прокатки

Изобретение относится к термообработке и может быть использовано при закалке деталей из углеродистых сталей сложной формы, например пуансонов, накатных роликов и др

Изобретение относится к области металлургии и может быть использовано для производства булатной стали

Изобретение относится к области обработки поверхностей металлов, такой как очистка (например, удаление окалины, оксидированных слоев, загрязнителей и тому подобное) поверхностей, термическая обработка и нанесение покрытий на них
Наверх