Способ холодной прокатки труб

 

Изобретение относится к производству труб, в частности к способам холодной прокатки труб на роликовых станах. Цель изобретения - повышение качества поверхности труб и износостойкости оправок. Заготовку со смазочным покрытием деформируют порционно после подачи с поворотом на оправке, удерживаемой стержнем, часть которого на длине, составляющей 0,5-1,2 длины очага деформации, нагрета до температуры, составляющей 0,6-0,95 температуры плавления смазки. 1 ил. со С

СОЮЗ СОВЕТСКИХ социАлистических

РЕСПУБЛИК (51)5 В 21 В 21/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯ14

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗС)БРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4750147/27 (22) 16.10.89 (46) 07.04.91. Бюл. йв 13 (71) Днепропетровский металлургический институт (72) С,Н.Кекух, А.И.Куценко, В.Н.Данченко, Н,В.Кирсанов, B.M.Øòàíüêo, КЗ,В.Чигиринский, А.А.Лисовский, В.Т.Загребельный, Э.А.Болотов, Н,B,Òêà÷åíêî, С,Г,Науменко, А.И.Хохлов, В. Р, Куче рен ко, Н,А, Вериен ко, А.И.Фельдман, Э,В.Боев и А.Н,Колесник (53) 621.774,36 (088,8) (56) Авторское свидетельство СССР

N 275968, кл. B 21 В 21/00, 1968.

Липкин Л.Н., Штанько В,И, Химическая и электрохимическая обработка стальных труб. М,: Металлургия, 1974, с. 109.

Изобретение относится к области производства труб, в частности к способам холодной прокатки труб с применением станов ХПТР.

Известен способ холодной прокатки труб, включающий перемещение и поворот заготовки, ее деформацию возвратно-поступательно перемещаемыми роликами íà оправке и подачу смазочно-охлаждающей жидкости (эмульсии) в очаг деформации при прокатке, Недостатком известного способа эмульсионной роликовой прокатки является то, что при деформации, например, высоколегированных сталей смазочно-охлаждающая жидкость не предохраняет поверхность трубы от налипания на инструмент. Это приводит к ухудшению качества поверхности и повышенному расходу металла. Кроме этого, использование графитосодержащих смаБЫ 1724401 А1 (54) СПОСОБ ХОЛОДНОЙ ПРОКАТКИ ТРУБ (57) Изобретение относится к производству труб, в частности к способам холодной прокатки труб на роликовых станах. Цель изобретения — повышение качества поверхности труб и износостойкости оправок. Заготовку со смазочным покрытием деформируют порционно после подачи с поворотом на оправкe, удерживаемой стержнем, часть которого на длине, составляющей 0 5 — 1,2 длины очага деформации, на грета до температуры, составляющей 0,6 — 0,95 температуры плавления смазки. 1 ил. зок при роликовой прокатке легированных марок сталей приводит к науглероживанию труб при последующей термообработке и отбраковке труб по межкристаллитной коррозии. т.е, насыщение углеродом поверхностного слоя металла при прокатке при последующей термообработке приводит к образованию карбидов хрома Сг зСБ по границам зерен и, как следствие ., к отбраковке труб по данному виду брака.

Сущность явления, связанного с возникновением межкристаллитной коррозии при холодной роликовой прокатке, заключается s том, что жидкая графитосодержащая смазка при значительных контактных давлениях внедряется в микрорельеф металла, т,е. происходит диффузионное насыщение поверхностного слоя молекулярным углеродом, который при последующей термообработке образует карбиды хрома.

1724401

Известен также способ холодной безэмульсионной прокатки труб, включающий предварительное нанесение смазочного безграфитного покрытия на поверхность заготовки, которая обеспечивает смазочный эффект в процессе деформации металла при температурах в очаге деформации, близких к температуре плавления смазочного покрытия.

При использовании смазочных сухих покрытий смазочный эффект в процессе деформации обеспечивается в узком интервале температур, близких по значению к температуре плавления сухой смазки. Смазки по данному способу прокатки подбираются по соответствию их температуры плавления температуре контактного слоя в очаге деформации при прокатке.

Несоответствие температур плавления смазки и температуры контактного слоя в очаге деформации приводит к тому, что при недостаточном разогреве смазки в очаге деформации она находится в твердом агрегатном состоянии и происходят ухудшение смазочного эффекта, частичное вдавливание смазки s поверхность трубы, снижение качества поверхности трубы.

В связи с тем, что температура в контактном слое деформируемый металл — смазочное покрытие — инструмент зависит от многих факторов, в частности от теплового состояния инструмента, степени деформации-, времени работы стана, числа двойных ходов и т.д„ и колеблется в значительных пределах даже при прокатке одной марки стали, подбор смазки по температуре плавления для каждого конкретного случая весьма затруднителен и практически не осуществим. В связи с этим определенное смазочное покрытие используется на практике для широкого сортамента труб и для различных марок сталей. В зависимости от перечисленных технологических факторов температура в контактном слое может изменяться в широких пределах 80-400 С для условий холодной безэмульсионной прокатки, Таким образом, недостатками указанного способа холодной прокатки являются образование поверхностных дефектов и недостаточная эффективность смазочного покрытия, Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является способ холодной прокатки с применением термостатирования оправки, который теоретически позволяет осуществить нагрев смазочного покрытия в очаге деформации до температур, близких к температуре плавления, хотя при прокатке труб на станах ХПТР осущест5

50 вить это способ практически невозможно из-за малых размеров оправки.

Основным недостатком известного способа прокатки труб с термостатированием оправки является то, что в очаг деформации поступает смазка в виде поверхностного покрытия, температура которого не соответствует температуре ее плавления, что негативно влияет на условия деформации металла именно в начале очага деформации, где возникают поверхностные дефекты типа вмятин, рисок и т.п. По мере продвижения металла в очаге деформации температура его повышается вследствие выделения тепла за счет работы деформации и тепла, выделяемого при термостатировании оправки, повышаются соответственно температура смазки и эффективность ее смазочного действия. Таким образом, термостатирование оправки не обеспечивает эффективности смазочного действия в начале очага деформации, тем самым создаются условия для возникновения дефектов на внутренней поверхности труб.

Кроме того, дополнительный нагрев оправки путем термостатирования в зоне деформации металла может привести к перегреву поверхностного слоя оправки, так как температура поверхности оправки даже без термостатирования может достигать 500 С и выше, Это весьма нежелательно, так как приводит к ухудшению физико-механических свойств поверхностного слоя оправки и снижению ее износостойкости, Это вызвано тем, что суммарная температура разогрева оправки в этом случае будет определяться как нагревом вследствие работы сил трения на поверхности, TBK и дополнительным разогревом за счет тепла, выделяемого при термостатировании, Кроме того, для условий прокатки труб малого диаметра на станах ХПТР конструктивно невозможно разместить внутри оправки термостатирующее устройство, в связи с чем реализация этого способа при прокатке труб определенного сортамента (Ы < 20 мм) невозможна, Целью изобретения является повышение качества поверхности труб и износостойкости оправок.

Поставленная цель достигается тем, что нагрев смазочного покрытия осуществляется перед деформацией трубы, нагретой до температуры 0,6 — 0,95 от температуры плавления смазки передней по ходу прокатки части справочного стержня на длине, составляющей 0,5-1,2 длины очага деформации, 1724401

Определенный интервал температуры подогрева части оправочного стержня обусловлен тем, что в зависимости от величины деформации в очаге температура металла будет повышаться и за счет этих дополнительных тепловыделений температура смазочного покрытия достигает температуры, близкой к температуре плавления смазки.

Экспериментально определили, что для условий деформации труб на роликовых станах оптимальным интервалом изменения температуры подогрева указанной части оправочного стержня является интервал 0,6—

0,95 Тпл (где Тпл — температура плавления смазки), При нагреве части оправочного стержня (для реальных значений степени деформации металла, и рименяем ых на практике) меньше 0,6 смазочное покрытие не достигает необходимого прогрева и эффективность смазочного действия снижается, что обусловлено повышенной вязкостью смазки.

Нагрев части справочного стержня до температуры, превышающей 0,95 температуры плавления смазочного покрытия, приводит к перегреву смазки перед очагом, возможности неравномерного ее стекания с поверхности трубы и ухудшению смазочного эффекта в очаге деформации.

На чертеже дана последовательность изменения теплового состояния смазки при разогреве ее от справочного стержня.

Часть оправочного стержня 1 на длине, равной 0,5 — 1,2 длины очага деформации, разогревают до температуры 0,6 — 0,95 температуры плавления смазочного покрытия

Для состава указанной смазки Т =

=290 С, Для степени деформации e= 70 температура подогрева части стержня составит 170-180 С, B связи с прокаткой на станах ХПТР тонкостенных труб за время прохождения над разогретой частью стержня труба будет прогреваться, температура наружного поверхностного слоя смазки 3 будет также повышаться и лишь на 10 — 50 С будет ниже температуры смазки на внутренней поверхности трубы.

Таким образом, при поступлении в зону входа в сваг 4 деформации смазочное покрытие будет находиться в предварительно нагретом состоянии.

Дальнейшее повышение температуры смазочного покрытия происходит за счет тепловыделения при деформации металла на оправке 5. Точка 6 соответствует выходу металла из зоны деформации, Часть стержня 1, который подвергают подогреву, составляет 0,5 — 1,2 длины очага деформации, 10

Указанный интервал обусловлен также тем, что s зависимости от тонкостенности трубы необходимо различное время для подогрева поверхностного слоя смазочного покрытия.

Это связано с тем, что прогревается не только слой смазки, но и металл по толщине стенки трубы, в связи с этим для подогрева смазочного покрытия на одну и туже величину, но при прокатке труб с различной толщиной стенки, трубуется различное время.

Это достигается путем изменения длины прогреваемой части стержня 1. Скорость прокатки при этом выбирается максимально возможной по условиям технологического оборудования.

При нагреве в указанном интервале температур части оправочного стержня, меньшей 0,5 длины очага деформации, снижается время прохождения заготовки со смазочным покрытием над разогретым стержнем (так как стержень неподвижен и заготовка перемещается со скоростью, зависящей от подачи и числа двойных ходов клети в минуту), при этом не достигается необходимый прогрев смазочного покрытия, что приводит к снижению вязкости смазки, и как следствие, к ухудшению качества поверхности труб и снижению стойкости справок, При нагреве части оправочного стержня, превышающей 1,2 длины очага деформации, возникают затруднения при смене оправки, что приводит к увеличению простоя оборудования и потере производительности. При этом существенно растет потребляемая мощность нагревателя и повышается расход электроэнергии.

B связи с тем, что способом роликовой холодной прокатки труб получают в основном особотонкостенные трубы, а практически вся теплбвая энергия, передающаяся от нагретого стержня, расположенного внутри трубы, идет на нагрев смазочного покрытия и тонкостенной трубы, существенно повышается эффективность нагрева, т.е. практически все тепло расходуется без потерь на нагрев трубы и смазки. Прогрев тонкостенной трубы обеспечивает необходимое повышение температуры наружного слоя смазочного покрытия, При этом отсутствует нежелательный дополнительный разогрев оборудования и инструмента, который происходит при внешнем разогреве трубы и смазочного покрытия.

Пример. На стане холодной роликовой прокатки (ХПТР 15 — 30) были прокатаны трубы по маршруту 20х1,1 - 18х0,5 мм из стали 08Х18Н10Т. На наружную и внутрен1724401

Формула изобретения

Способ холодной прокатки труб, включающий деформацию заготовки с разогретым сухим смазочным покрытием на оправке, которую удерживают стержнем от продольного перемещения, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения качества поверхности труб и износостойкости опра.вок, нагрев смазочного покрытия осуществляют -перед деформацией трубы, нагретой до температуры 0,6 — 0,95 от температуры плавления смазки передней по ходу прокатки части оправочного стержня на длине, составляющей 0,5 — 1,2 длины очага деформации.

Составитель С. Кекух

Техред М.Моргентал

Корректор С, Шевкун

Редактор Л. Гратилло

Заказ 1136 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул,Гагарина, 101 нюю поверхности заготовки была нанесена солевая смазка состава, :

Карбоксилметилцеллюлоза 0,1-2

Нитрид натрия 5 (МайОз) 25-30

Соль (NaCI) 1 — 3

Гексаметафосфат натрия (МазРОэ)э 1-5

Смазка плавится при температуре 10

290 С. При нагреве передней по ходу прокатки части стержня на длине, равной 0,5 длины очага деформации (что составляет

150 мм), до температуры, составляющей 0,6

Т л (температуры плавления смазки), про- 15 цесс прокатки проходил устойчиво при применяемых режимах работы стана (величина подачи составила 3,5 мм при 90 двойных ходов клети в минуту). Все прокатанные трубы размером 18х0,5 мм были сданы без бра- 20 ка (1050) по межкристаллитной коррозии.

При прокатке этих же труб по существующей технологии, при которой применяется касторовое масло, брак по межкристаллитной коррозии может достигать 5 . 25

При нагреве этой же части стержня до температуры ниже 0,6Тл процесс прокатки проходил неустойчиво, наблюдались вмятины на поверхности труб, пониженная стойкость инструмента из-за недостаточного 30 прогрева смазочного покрытия.

При прокатке труб на стане ХПТР 15 — 30 из стали 12Х18Н10Т помаршруту27х2,1

25х1,05 с использованием смазочного покрытия внутренней и наружной поверхно- 35 стей заготовки (состав смазки тот же) осуществляли подогрев передней по ходу прокатки части стержня длиной, равной 1,2 длины очага деформации (360 мм), до темпе40 ратуры, составляющей 0,95 Т л, наблюдали устойчивый процесс прокатки, смазка прогревалась как на внутренней, так и на наружной поверхности заготовки. Брак по межкристаллитной коррозии отсутствовал.

Налипание и вмятины на поверхности трубы не наблюдались.

Величина подачи 4,6 мм при 90 двойных ходов клети в минуту.

При прокатке этих же труб по указанному маршруту при температуре стержня выше 0,95 Тлл смазки наблюдался неустойчивый процесс прокатки из-за перегрева смазочного покрытия перед очагом деформации, стекания ее с поверхности заготовки и неравномерного ее распределения по поверхности трубы.

На поверхности готовых труб наблюдались задиры из-за снижения смазочного эффекта в очаге деформации.

Таким образом, оптимальный интервал температуры подогрева стержня составляет

0,6 0,95 Тдд смазки.

Способ холодной прокатки труб Способ холодной прокатки труб Способ холодной прокатки труб Способ холодной прокатки труб 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к трубопрокатному производству

Изобретение относится к черной металлургии и может быть использовано при изготовлении труб повышенной точности

Изобретение относится к трубопрокатному производству и может быть использовано в станах холодной прокатки труб

Изобретение относится к трубопрокатному производству, в частности к станам холодной прокатки труб

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано на станах холодной прокатки труб (ХПТ)

Изобретение относится к технике для обработки металлов давлением, в частности к трубопрокатному производству, и может быть использовано при холодной прокатке труб на станах с подвижной и со стационарной рабочей клетью и подвижным поворотно-подающим механизмом

Изобретение относится к трубопрокатному производству, в частности, к горячей пилигримовой прокатке, и по'зволяет повы-сить надежность закрепления дорнового кольца на дорне

Изобретение относится к трубопрокатному производству, в частности к прокатке профильных труб на станах ХЛТ

Изобретение относится к оборудованию для производства труб

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, например, в нефтяной и газовой промышленности при затяжке резьбовых соединений
Изобретение относится к трубопрокатному производству, а именно к способу производства биметаллических труб, и может быть использовано при производстве данных труб на трубопрокатных установках с пилигримовым станом

Изобретение относится к трубопрокатному производству и может быть использовано при холодной прокатке труб из специальных сталей и сплавов, в частности при прокатке короткомерных отрезков трубных заготовок, длина которых меньше допустимой по условиям эксплуатации станов холодной прокатки

Изобретение относится к трубопрокатному производству, в частности при изготовлении труб из труднодеформируемых сплавов титана методом холодной продольной прокатки в образованном валками калибре

Изобретение относится к трубопрокатному производству и может быть использовано при холодной прокатке труб на валковых станах

Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано в клетях станов с высокими динамическими и статическими нагрузками на прокатные валки, предпочтительно в клетях пилигримового стана
Изобретение относится к трубопрокатному производству, а именно к способу производства труб среднего и большого диаметра из труднодеформируемых марок стали, и может быть использовано при производстве их на трубопрокатных установках с пилигримовыми станами
Наверх