Статор электрической машины

 

Изобретение относится к электромашиностроению . Цель изобретения - снижение аэродинамического сопротивления и улучшение охлаждения. Статор электрической машины имеет сердечник 1 с радиальными вентиляционными каналами 2 и распределенный по периметру сердечника трубчатый теплообменник 3, разделенный на отсеки радиальными ребрами 5. В этих ребрах на стороне, обращенной к кожуху 6, выполнены окна 8, соединяющие соседние отсеки. Это снижает аэродинамическое сопротивление и улучшает охлаждение. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛ ЬСТВУ

8 12

14

Я

17 (21) 4798489/07 (22) 02.03.90 (46) 07.04.92. Бюл. N 13 (71) Всесоюзный научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический институт взрывозащищенного и рудничного электрооборудования (72) Н.А.Куцын, Ю.B.Ïîðøíåa и B.ß,Âoëoõ (53) 621.313.713(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N. 375735, кл, Н 02 К 9/02, 1973.

Патент ФРГ М 956328, кл. 21 б 55/01, 1956.,,5U „„1725323 А1 (54) CTATOP ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения — снижение аэродинамического сопротивления и улучшение охлаждения. Статор электрической машины имеет сердечник 1 с радиальными вентиляционными каналами 2 и распределенный по периметру сердечника трубчатый теплообменник 3. разделенный на отсеки радиальными ребрами 5. В этих ребрах на стороне, обращенной к кожуху 6, выполнены окна 8, соединяющие соседние отсеки.

Это снижает аэродинамическое сопротивление и улучшает охлаждение. 2 ил.

1725323

50

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в электрических машинах переменного тока.

Цель изобретения — снижение аэродинамического сопротивления и улучшение 5 охлаждения.

На фиг. 1 показан статор электрической машины, продольный разрез; на фиг. 2— разрез А-А на фиг. 1.

Статор электрической машины имеет 10 сердечник 1 с радиальными вентиляционными каналами 2 и распределенный по его периметру трубчатый теплообменник 3, разделенный на отсеки 4 продольными радиальными ребрами 5, расположенными 15 между кожухом 6 теплообменника 3 и спинкой 7 сердечника 1. В продольных радиальных ребрах 5, на стороне, обращенной к кожуху 6, имеются вентиляционные окна 8, прилегающие к кожуху 6 и гидравлически 20 соединенные с отсеками 4 теплообменника

Теплообменник 3 имеет нижнюю 9 и верхнюю 10 зоны. Нижняя 9 и верхняя 10 зоны содержат соответственно входные 11 25 и 12 и выходные 13 и 14 участки. Продольные трубы 15 теплообменника 3 закреплены в его боковых плитах 16. Направление движения хладагента показано на фиг. 1, 2 стрелками. Лобовые части 17 обмотки ста- 30 тора расположены в камерах 18 этих лобовых частей.

При работе электрической машины выходящие из радиальных вентиляционных каналов 2 сердечника 1 струи потока хлада- 35 гента поступают на входной участок 11 нижней эоны 9 теплообменника 3, откуда одна часть струй потока хладагента направляется вдоль труб i 5 нижней зоны 9 к выходным ее участкам 13, другая часть поступает на 40 входной участок 12 верхней зоны 10 теплообменника 3 и далее вдоль труб 15 верхней зоны 10 направляется к выходным ее участкам 14, а третья часть попадает в вентиляционные окна 8. Из выходных участков 14 верхней зоны 10 теплообменника 3 и вентиляционных окон 8 струи потока хладагента поступают в выходные участки 13 нижней зоны 9 теплообменника 3, и далее через камеры 18 общей струей поток хладагента выходит из теплообменника 3 в камеры 18 на лобовые части обмотки статора, Проходное сечение вентиляционных окон в продольных радиальных ребрах теплообменника выбирается исходя из условия наименьших потерь на охлаждение и необходимого соотношения прохождения хладагента через нижнюю и верхнюю зоны теплообменника.

Таким образом, благодаря увеличению общей площади поперечного сечения теплообменника и выполнения его вентиляционного тракта с переменным проходным сечением снижается аэродинамическое сопротивление теплообменника и возрастает расход хладагента через электрическую машину, что существенно увеличивает интенсивность охлаждения внутреннего хладагента и лобовых частей обмотки статора.

Формула изобретения

Статор электрической машины, содержащий сердечник с радиальными вентиляционными каналами и размещенный в кожухе, распределенный по периметру сердечника трубчатый теплообменник, разделенный на отсеки продольными радиальными ребрами, размещенными между кожухом и сердечником, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью снижения аэродинамического сопротивления и улучшения охлаждения в упомянутых ребрах на стороне, обра: .,енной к кожуху, выполнены Окна, соединяющие соседние отсеки.

1725323 иг. 2

Составитель.А. Воинов

Редактор С.Патрушева Техред М.Моргентал Корректор Т.Малец

Заказ 1182 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101

Статор электрической машины Статор электрической машины Статор электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электродвигателям погружного типа, предназначенным преимущественно для глубинных центробежных насосов

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения

Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к системам газового охлаждения электрической машины, преимущественно турбогенератора, с замкнутым циклом вентиляции

Изобретение относится к области электротехники, в частности к устройствам охлаждения электрических машин

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в ветроэнергетической установке. Технический результат изобретения заключается в получении более эффективного охлаждения кольцевого генератора. Кольцевой генератор ветровой энергетической установки включает в себя статор, периферическое кольцо статора для размещения обмоток статора, вращающуюся часть, установленную с возможностью вращения относительно статора, и соединенную с кольцом статора крышку статора. Крышка обеспечивает создание камеры нагнетания с повышенным или пониженным давлением, служащей для обеспечения воздушного потока через и/или по статору и/или вращающейся части для охлаждения кольцевого генератора. При этом в крышке статора имеется, по меньшей мере, одно укомплектованное воздуходувкой отверстие воздуходувки. Воздуходувка установлена с возможностью перемещения посредством движущего механизма, чтобы временно открывать отверстие воздуходувки для целей технического обслуживания и/или для прохода человека. 3 н. и 11 з.п. ф-лы, 22 ил.

Группа изобретений относится к области электротехники, в частности к электрическим машинам, и касается особенностей выполнения их с газовым охлаждением, преимущественно турбогенераторов с замкнутым циклом вентиляции. Технический результат, достигаемый при использовании предлагаемой группы изобретений, состоит в обеспечении эффективного охлаждения активных частей электрической машины. Предложены способ газового охлаждения электрической машины и электрическая машина с газовым охлаждением, осуществляемым согласно данному способу, содержащая корпус (1) с размещенными в нем статором (2) и ротором (3), установленным с зазором (4). Выходы охладителей (5) статора сообщаются с камерой сбора холодного газа (8), а входы - с вытяжными вентиляторами (7). Входы охладителей (6) ротора сообщаются с камерой сбора подогретого газа (9), а выходы - с каналами (14) ротора. Входы и выходы каналов ротора расположены на разных радиусах вращения, при этом выходы каналов отсутствуют в центральной части ротора напротив центральной зоны сердечника статора. Входы каналов (11) U-образной формы в основных зонах, радиальных каналов (12) в торцевой зонах и радиальных каналов (13) в центральной зоне сердечника статора сообщаются с камерой сбора холодного газа. Выходы каналов основной зоны через газосборные воздуховоды (15) и канал (16) между внутренним и наружным кольцами нажимной плиты, выходы каналов центральной зоны через зазор и выходы каналов торцевой зоны сообщаются с камерой сбора подогретого газа. 2 н. и 2 з.п.ф-лы, 1 ил.

Группа изобретений относится к области электротехники, в частности к электрическим машинам с газовым охлаждением, преимущественно к турбогенераторам с полным водородным охлаждением. Технический результат, достигаемый при использовании изобретений предлагаемой группы изобретений, состоит в обеспечении эффективного охлаждения обмотки и зубцовой зоны сердечника статора электрической машины. Предлагаемая электрическая машина, в частности турбогенератор, охлаждаемая в соответствии с предлагаемым способом охлаждения, содержит корпус (1) с размещенными в нем статором (2), ротором (3), установленным с зазором (4) и газоохладителями (5). Выходы вентиляторов (6) сообщаются с зазором, входами в радиальные каналы (8) торцевых зон, зонами (15) расположения лобовых частей обмотки статора, входами в вентиляционные каналы в обмотке ротора (13) и каналы (14), выполненные в больших зубцах ротора. Выходы каналов (13) сообщаются с зазором, а выходы каналов (14) сообщаются только со средней зоной зазора. В радиальных каналах зубцовой зоны сердечника статора установлены распорки, которые обеспечивают смещение охлаждающего газа из нечетных (10) радиальных каналов сердечника статора через группу отверстий (11) в соседние четные (9) радиальные каналы, а из четных радиальных каналов через группу отверстий (12) в соседние нечетные радиальные каналы. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.
Наверх