Способ контроля профиля зубьев зубчатых колес

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при контроле погрешности профиля зубчатых колес (ЗК). Цель изобретения - повышение универсальности . Это достигается тем, что в способе, заключающемся в том, что располагают прибор базирующими элементами на контролируемом колесе и перемещают измерительный наконечник по траектории дуги с радиусом, соответствующим кратчайшему расстоянию между контролируемым профилем и центровой линией базовых сферических наконечников, погрешность профиля ЗК определяют путем сравнения отклонения траектории движения измерительного наконечника по действительному и теоретическому положениям профилей относительно заданной дуги окружности. 1 ил. у Ј

союз советских

СОЦИАЛИСТИЧЕCKVIX

РЕСПУБЛИК (я)ю G 01 В 5/20

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

6 (21) 4836265/28 (22) 06.04,90 (46) 15.05.92. Бюл, N 18 (71) Ташкентский политехнический институт им, А.P. Áèðóíè (72) Д.Е.Аликулов (53) 531.717.2:621,833 (088.8) (56) Марков Н.H. Зубоизмерительные приборы. M.: Машиностроение, 1965, с. 83 — 106.

Тайц Б.А. Точность и контроль зубчатых колес. М.: Машиностроение, 1972, с, 285, рис. 156. (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ПРОФИЛЯ ЗУБЬЕВ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при контИзобретение относится к машиностроению и может быть использовано при контроле погрешности профилей зубчатых колес.

Известен способ контроля профиля зубьев зубчатых колес, при котором контактирующий с профилем зуба наконечник устройства перемещается по траектории контролируемой эвольвенты, а погрешность профиля определяется как разность положений точек действительного профиля относительно теоретической эвольвенты.

Недостатком такого способа является низкая универсальность вследствие того; что контроль зубчатого колеса с заданным числом зубьев и модуля необходимо обеспечивать движением щупа измерительного наконечника по строго заданной эвольвентной траектории.

Наиболее близким к предлагаемому способу является способ определения по- !

Ы,„, 1733911 А1 роле погрешности профиля зубчатых колес (3K), Цель изобретения — повышение универсальности. Это достигается тем, что в способе, заключающемся в том, что располагают прибор базирующими элементами на контролируемом колесе и перемещают измерительный наконечник по траектории дуги с радиусом, соответствующим кратчайшему расстоянию между контролируемым профилем и центровой линией базовых сферических наконечников, погрешность профиля ЗК определяют. путем сравнения отклонения траектории движения измерительного наконечника по действительному и теоретическому положениям профилей относительно заданной дуги окружности. 1 ил. грешности профиля, при котором измерительный наконечник перемещают по траек- д тории эвольвенты. Недостатком такого способа является низкая универсальность . вследствие того, что контроль зубчатого колеса с заданным числом зубьев и модуля необходимо обеспечивать движением щупа О измерительного наконечника по строго за-., данной эвольвентной траектории.

° аееВ

Цель изобретения — повышение универсальности.

На чертеже изображена схема устройства для осуществления способа.

Устройство содержит корпус 1, опоры 2, индикатор 3 часового типа, ручки 4, измерительный рычаг 5, упоры 6, пружины 7, стержни 8, сферические наконечники 9, стрелка

10 и lUKBfl3 11.

Устройство использует в качестве баэи- . рующих элементов на зубчатом колесе два сферических наконечника 9, которые распо1733911

Составитель Б.Афонский

Редактор W,Ôåäîðîâa Техред М.Моргентал Корректор М.Пожо

Заказ 1661 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул,Гагарина, 101 лагаются s одной из впадин между двумя профилями контролируемого колеса 12. При этом двуплечий рычаг 5 одним концом упирается в контролируемый профиль, а другим— в ножку индикатора 3 часового типа. С по- 5 мощью ручки 4 обеспечивается начальное движение всего устройства.

Перед расположением прибора на контролируемом колесе определяют геометрические параметры колеса, а погрешность 10 профиля определяют по разнице положений точек профиля на действительном и теоретическом профилях зуба относительно точек дуги с радиусом, соответствующим кратчайшему расстоянию между контроли- 15 руемым профилем и центровой линией базовых сферических наконечников, Формула изобретения

Способ контроля профиля зубьев зубча- 20 тых колес, заключающийся в там, что располагают прибор базирующими элементами на контролируемом зубчатом колесе, перемещают измерительный наконечник по рабочей траектории относительно контролируемой поверхности зуба и сравнивают отклонение траектории измерительного наконечника с действительным профилем зуба. отличающийся тем, что, с целью повышения универсальности, в качестве базирующих элементов используют два сферических наконечника, располагают сферические наконечники в одной из впадин между зубьями контролируемого колеса, перед расположением прибора на контролируемом колесе определяют геометрические параметры колеса, с учетом последних располагают сферические и измерительный наконечники по линии зацепления контролируемого колеса, а рабочей траекторией измерительного наконечника выбирают дугу с радиусом, соответствующим кратчайшему расстоянию между контролируемым профилем и центровой линией базовых сферических наконечников.

Способ контроля профиля зубьев зубчатых колес Способ контроля профиля зубьев зубчатых колес 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , к техническим измерениям и может быть использовано для механизации и автоматизации контроля профиля деталей

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, в частности , в области контроля конических зубчатых колес

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к контрольно-измерительным устройствам для измерения параметров зубчатых колес

Изобретение относится к мерительной технике

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к контрольноизмерительной технике в машиностроении и (^едназначено для контроля объектов ежшнОйформы

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения геометрических элементов объектов различной формы, в частности для измерения взаимного расположения поверхностей

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в машиностроении при контроле качества изготовления гнутых труб

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к технике контроля, в частности к устройствам контроля формы цилиндрических обечаек

Изобретение относится к измерительной технике, а именно для измерения геометрических параметров колес и т.п., в частности, с помощью оптических методов

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к метрологическим устройствам для измерения геометрической формы реальных номинально круглых цилиндрических деталей

Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к производству холодногнутых профилей проката

Изобретение относится к технике измерения параметров криволинейной поверхности и может быть использовано для определения погонной непрямолинейности трубной заготовки

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для контроля геометрических параметров лопаток и межлопаточных каналов лопаточных решеток (рабочих колес и направляющих аппаратов) машины

Изобретение относится к производству газотурбинных двигателей, турбогенераторов и других лопаточных машин

Изобретение относится к измерительной технике в области машиностроения и может быть использовано в производстве и ремонте крупногабаритных изделий во всех отраслях промышленности: авиационной, автомобильной, кораблестроительной, космической и т
Наверх