Способ испытания транспортного средства на ударную нагрузку

 

Изобретение относится к испытаниям и измерениям в машиностроении, в частности в транспортном машиностроении.. Целью изобретения является повышение эффективности за счет упрощения условий испытания снижением ско рости разгона испытываемого транспортного средства по сравнению с эксплуатационной. Это достигается тем, что предварительно маломасштабную модель транспортного средства разгоняют до эксплуатационной скорости и измеряется амплитуда давления, воздействующего на модель при ударе о реальную преграду. Затем выполняется модель преграды из материала, для которого значения плотности ри скорости С распространения звука превышают соответствующие параметры материала реальной преграды. При испытаниях реальное транспортное средство разгоняется до скорости V соударения, требуемое значение которой определяется по формуле V Fmax/ р С, и измеряются прочностные характеристики транспортного средства при ударе о модель преграды. (Л С

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)э G 01 М 7/00, 17/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4748024/11 (22) 11.10.89 (46) 15.05.92. Бюл. f4 18 (72) Г.А, Альев и И.H. Полин (53) 629.113(088.8) (56) Приборы и системы для измерения вибрации, шума и удара. Справочник. Под.ред.

В.В. Клюева, М.: Машиностроение, l978, т.

2, с. 335; (54) СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА НА УДАРНУЮ НАГРУЗКУ (57) Изобретение относится к испытаниям и измерениям в машиностроении, в частности в транспортном машиностроении, Целью изобретения является повышение эффективности за счет упрощения условий испытания снижением скорости разгона испытываемого транспортного средства по

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к способам.испытания изделий, например транспортных средств, на воздействие ударных нагрузок, возникающих при авариях (столкновении транспортного средства с преградой, падениях и опрокидываниях). Известны способы испытания, согласно которым ударное нагружение на испытуемый обьект создают путем соударения подвижной и неподвижной частей испытательной установки. Причем, если испытуемое транспортное средство обладает значительными еесогабаритными характеристиками, то подвижной частью испытательной установки. может являться транспортное средство.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению является способ, согласно ко,, ЫЛ,, 1733938 А1 сравнению с эксплуатационной. Это достигается тем, что предварительно маломасштабную модель транспортного средства разгоняют до эксплуатационной скорости и измеряется амплитуда давления, воздействующего на модель при ударе о реальную преграду. Затем выполняется модель преграды из материала, для которого значения плотности ри скорости С распространения звука превышают соответствующие параметры материала реальной преграды. При испытаниях реальное транспортное средство разгоняется до скорости V соударения, требуемое значение которой определяется по формуле V=Fmax/p С, и измеряются проч-. ностные характеристики транспортного средства при ударе о модель преграды. торому для формирования ударной нагрузки испытуемый объект разгоняют до требу- О емой скорости, а затем тормозят его 6д движение с помощью неподвижной прегра- К,) ды. (лЭ .Очевидна, что в процессе разгона на Q) испытуемый объект действует перегрузка, которая в зависимости от длины пути разгона и требуемой скорости соударения может быть весьма значительной и вносить неже° пваВ лательные искажения в результаты испытания. Поэтому при испытаниях вводится ограничение величины перегрузки на этапе разгона. Как правило, она не должна превышать 10 от максимального значения перегрузки торможения, воспроизводимой при соударении с преградой. Вследствие указанного ограничения по величине допусти1733938

10 мой перегрузки, а также ограниченной удельной мощности двигателей разгонного механизма, длина разгонной трассы, необходимая для создания требуемой скорости соударения с преградой, может иметь значительную протяженность, Так, для достижения скорости соударения порядка 100 км/ч длина пути разгона для тяжелого автомобителя составляет не менее 500 м, а для железнодорожного транспорта до 2 км. Таким образом, основным недостатком способа-прототипа является неэффективность использования испытательного оборудования, обусловленная значительной сложностью создания условий соударения при испытании транспортного средства, адекватных эксплуатационным (аварийным) ситуациям.

Целью настоящего изобретения является повышение эффективности за счет упрощения условий испытания снижением скорости разгона испытуемого транспортного средства по сравнению с эксплуатационной.

Указанная цель достигается тем, что маломасштабную модель транспортного средства разгоняют до эксплуатационной скорости и измеряют максимальную величину давления Fmax на модель при ударе о реальную преграду. Испытываемое транспортное средство разгоняют до скорости V соударения, требуемое значение которой определяют по формуле V=Fmax/С р. Измеряют прочностные характеристики испытываемого транспортного средства при ударе о модель преграды, выполненной из материала, для которого известные значения плотности ри скорости С распространения звука превышают соответствующие параметры материала реальной преграды.

Сущность предлагаемого способа заключается в имитации реальной преграды ее моделью, обладающей такими физикотехническими характеристиками, которые позволяют при испытании транспортного средства создать величину давления адекватную реальной ударной нагрузке, но при упрощенных, по сравнению с эксплуатационными, условиями испытания, При этом испытания проводят в два этапа. На первом этапе с помощью маломасштабной модели предварительно определяют характеристики ударного процесса, в частности максимальную величину давления Fmax. воздействующего на транспортное средство в зоне его контакта с преградой. На втором этапе проводят собственно испытания транспортного средства, которое разгоняют до скорости соударения с моделью пре20

55 грады существенно меньшей по сравнению с эксплуатационной скоростью, Совокупность предложенных операций, режимы и последовательность их выполнения обеспечивают достижение положительного эффекта и не применяются ни в одном из известных способов испытаний на ударную нагрузку. Таким образом, данное техническое решение обладает существенным отличием от известных

Способ может быть реализован следующим образом, Маломасштабную модель транспортного средства выполняют иэ матариалов, идущих на изготовление реального обьекта. При этом моделируют основные (характерные) детали корпуса транспортного средства, но с обязательным использованием критериев подобия по массе и габаритам. Маломасштабную модель разгоняют до эксплуатационной скорости с помощью ударного стенда с принудительным разгоном, например, типа "! ерас-99".

Модель соударяют с преградой, выполненной из материала реальной преграды, например, песка, глины, бетона и т.п. Для измерения параметров удара используют пьезодатчик или акселерометр и предусилитель, которые устанавливают внутри модели, проводную линию связи и запоминающий осциллограф. При соударении на экране осциллографа регистрируют зпюру ударного импульса, по которой измеряют его длительность и максимальную величину давления Fm»x. Для контроля скорости Чм соударения модели с преградой используют оптический датчик. По измеренным значениям Fmax и V определяют произведение CM ð параметров, характеризующих материал реальной преграды

Например, для песчаника См f4 =1,2.10 кг/м с, Подбирают материал для модели преграды, у которого произведение плотности р и скорости С распространения звука превышает найденное по результатам моделирования значение. Так, например, если выбирают углеродистую сталь, имеющую параметры р-7800 кг/м и С=6100м/с,тоих произведение будет равно С р=4,8х х10 кг/м с, Иначе говоря, отношение С p/См" рм-4, что позволяет снизить требуемую скорость V соударения транспортного средства с моделью преграды при испытании по сравнению с эксплуатационной скоростью в 4 раза.

Далее из выбранного материала изготавливают модель преграды. При этом ее конфигурация и размеры соответствуют ре- альной преграде, Чтобы обеспечить необходимую длительность ударного импульса

1733938

Составитель И. Полин

Редактор Н. Сильнягина Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор М. Максимишинец

Заказ 1663 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 модель преграды снабжают тормозным устройством, например, пружинного, гидравлического или пневматического типа. При испытании транспортное средство с помощью собственного двигателя разгоняют 5 до расчетной скорости V, которая обеспечивает при столкновении с моделью преграды . такую величину давления, амплитудное значение которого равно соответствующему параметру при столкновении с реальной 10 преградой. Воздействие ударной нагрузки на транспортное средство измеряют с помощью пьезодатчиков, установленных в нескольких наиболее критичных точках испытуемого объекта. При этом используют 15 многоканальные цифровые регистраторы, обеспечивающие возможность проводить частотный анализ конструкции транспортного средства и другие виды автоматизированной обработки результатов испытания. 20

Достоинством предлагаемого изобретения является значительное повышение эффективности испытаний и упрощение его условий, что выражается в уменьшении требуемой скорости и дистанции разгона 25 транспортного средства. Так, для рассмотренного выше примера; скорость соударения может быть уменьшена в 4 раза, а при условии равномерно-ускоренного движе30 ния транспортного средства, дистанция разгона уменьшается в 16 раз.

Формула изобретения

Способ испытания транспортного средства на ударную нагрузку, заключающийся в разгоне испытываемого транспортного средства до требуемой скорости и последующем торможении его движения с помощью неподвижной преграды, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью повышения эффективности эа счет упрощения условий испытания снижением скорости разгона испытываемого транспортного средства по сравнению с эксплуатационной, маломасштабную модель транспортного средства разгоняют до эксплуатационной скорости и измеряют максимальную величину давления Е»х на модель при ударе о реальную преграду, а испытываемое транспортное средство разгоняют до скорости V соударения, требуемое значение которой определяют по формуле Ч=Р»х/р С и измеряют прочностные характеристики исп ытываемого транспортного средства при ударе о модель преграды из материала, для которого известные значения плотности р и скорости

С распространения звука превышают соответствующие параметры материала реальной преграды.

Способ испытания транспортного средства на ударную нагрузку Способ испытания транспортного средства на ударную нагрузку Способ испытания транспортного средства на ударную нагрузку 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к испытательной технике

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к стендам для испытания изделий на динамические нагрузки

Изобретение относится к исследованию вибраций обтекаемых пучков труб теплообменника

Изобретение относится к испытательной технике

Изобретение относится к технике ударных испытаний

Изобретение относится к технике вибрационных испытаний

Изобретение относится к испытательной технике на ударовибрационные нагрузки

Изобретение относится к приборостроению , в частности к аппаратуре для проведения испытаний автотранспортных средств

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано при ресурсных испытаниях торсионов рулевых механизмов

Изобретение относится к тракторному машиностроению и может быть использовано,при ресурсных и функциональных испытаниях тракторов, автомобилей и других транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано для определения боковых реакций, действующих на колесо при криволинейном движении, преимущественно полноприводных колесных машин

Изобретение относится к испытательной технике на ударовибрационные нагрузки

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при испытании рулевого механизма для транспортных средств

Изобретение относится к испытаниям пневматических шин на определение сопротивления прокола

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к измерениям динамических характеристик движения машинно-тракторных агрегатов

Изобретение относится к испытательным стендам транспортных машин, в частности к установкам, позволяющим в земных условиях имитировать пониженную гравитацию

Изобретение относится к способам определения эффективности подвески транспортных средств, а именно к способу определения эффективности действия амортизаторов в подвеске колесного автомобиля
Наверх