Способ испытания роликовой модели зубчатой передачи

 

Изобретение относится к машиностроению , а именно к испытательной технике, и может быть использовано при исследовании зубчатых передач. Целью изобретения является повышение достоверности моделирования зубчатых передач, работающих в условиях одноразового смазывания. При испытаниях на рабочую поверхность роликов модели зубчатой передачи равномерно наносят один слой смазочного материала. К оси одного из роликов прикладывают крутящий момент и радиальную нагрузку и удаляют вытесняемый смазочный материал с торцовых поверхностей роликов при помощи пластин. Испытания продолжают до прекращения вытеснения смазочного материала . 2 ил. сл

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (si)s G 01 M 13/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

K АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4828114/28 (22) 04.04.90 (46) 30.05.92, Бюл, N. 20 (71) Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта (72) Ю. А, Евдокимов, Н. B. Мендрух и Н, И.

Райко (53) 621.833(088,8) (56) Зорли В. А. Основы долговечности строительных и дорожных машин. М.: Машиностроение. 1986, с. 208, рис. 105, Г.

Рещиков B. Ф, Трение и износ тяжелонагруженных передач. M.: Машиностроение, 1975, с. 97, рис. 63. (54) СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ РОЛИКОВОЙ

МОДЕЛИ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано при исследованиях зубчатых колес.

Известен способ испытания роликовой модели зубчатой передачи, заключающийся в том, что пару цилиндрических роликов вводят в зацепление, нагружают и вращают, подавая в зону трения смазочный материал.

Недостаток данного способа заключается в том, что он позволяет воспроизвести работу реальной зубчатой передачи с искажениями.

Наиболее близким к предлагаемому является способ испытания роликовой модели зубчатой передачи, который состоит в том, что пару цилиндрических роликов вводят в контакт друг с другом, наносят на их трущиеся поверхности смазочный материал, прикладывают к роликам нагрузку — радиально

„„Ы2„„1737301 А1 (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано при исследовании зубчатых передач, Целью изобретения является повышение достоверности моделирования зубчатых передач, работающих в условиях одноразового смазывания. При испытаниях на рабочую поверхность роликов модели зубчатой передачи равномерно наносят один слой смазочного материала, К оси одного из роликов прикладывают крутящий момент и радиальную нагрузку и удаляют вытесняемый смазочный материал с торцовых поверхностей роликов при помощи пластин. Испытания продолжают до прекращения вытеснения смазочного материала. 2 ил. к их поверхностям трения — и крутящии момент к роликам. и проводят их испытания.

Недостаток данного способа состоит в том, что при работе роликов в условиях смазывания рабочих поверхностей роликов. особенно при моделировании работы зубчатых передач. работающих с одноразовым смазыванием, и при исследованиях маслоудерживающей способности рабочей поверхности роликов, например в случае исследования влияния характера микрорельефа на эту способность, процесс моделирования сильно искажается вследствие того, что (по причине отличия геометрии ролика от геометрии зуба и отличия характера сил, действующих на смазочный материал, нанесенный на зуб и на ролик). смазочный материал, вытесненный с рабочих поверхностей роликов при их взаимодействии, под

1737301 действием центробежных сил, возникающих при вращении роликов, стремится вновь возвратиться на эти рабочие поверхности, расположенные по периферии ролика, куда направлены центробежные силы. 5

Вследствие этого имеет место подпитка смазочным материалом, вытесненным из зоны трения, этой зоны, чего нет на зубьях реальной зубчатой передачи. Этот эффект значителен еще и потому, что площадь торцов 10 роликов велика по сравнению с площадью их рабочих поверхностей. Так, например, площадь рабочей поверхности стандартного ролика диаметр 50 мм, ширина рабочей дорожки 10 мм) равна 15 л D Ь= 314 50 10 = 1570 мм, а площадь двухторцовых поверхностей равна .гЭ л0 314 50 4025 2

4 2 2

4025 мм . 20

Этот эффект усиливается при больших скоростях вращения роликов, т. е. торцовые поверхности роликов играют роль масляных резервуаров, существенно влияющих на процесс трения роликов.

Цель изобретения — повышение достоверности моделирования зубчатых передач, работающих в условиях одноразового смазы вания.

Поставленная цель достигается тем, что в способе испытания роликовой модели зубчатой передачи, заключающемся в том, что равномерно наносят один слой смазочного материала на рабочие поверхности роликов модели зубчатой передачи, вводя г последние в контакт друг с другом, прикладывают по меньшей мере к оси одного из роликов крутящий момент и радиальную силу, и испытывают модель зубчатой передачи до достижения одного из контролируемых параметров, при этом в процессе испытаний удаляют смазочный материал, вытесняемый из контактирующих зон рабочих поверхностей роликов, а испытания продолжают до прекращения вытеснения смазочного материала из контактирующих зон.

На фиг, 1 схематически изображена роликовая модель, вид сбоку: на фиг. 2 — то же, вид спереди.

Роликовая модель состоит из пары сопряженных цилиндрических роликов 1 и 2, установленных с возможностью вращения в корпусе машины 3 трения. На рабочие поверхности 4 роликов нанесен слой смазочного материала 5, каждый из роликов снабжен парой пластин 6. примыкающих к торцам 7 роликов, Пластины укреплены на кронштейнах 8, которые посредством фиксаторов 9 смонтированы на корпусе машины 3 трения. Пластины 6 имеют форму желобов, установлены по ходу вращения роликов после зоны их контакта, с наклоном в сторону от центров роликов к периферии, корпусы пластин снабжены ванночкой 10 для смазочного материала.

Роликовая модель работает следующим образом.

Ролики 1 и 2 устанавливаются в корпусе машины трения 3, на их рабочие поверхности 4 равномерно наносится слой смазочного материала 5, Ролики 1 и 2 вводятся в контакт друг с другом, затем к торцам 7 роликов подводятся вплотную пластины 6, которые и фиксируются в данном положении, Затем ролики нагружаются радиальной нагрузкой, например посредством прижимного винта (не показано), и к роликам прикладывается вращающий момент, Смазочный материал 5, вытесненный с контактирующих поверхностей роликов, захватывается пластинами 6 и отводится по ним в ванночку 10 (показано стрелками). Тем самым предотвращается возврат смазочного материала 5 (под действием центробежных сил) обратно на рабочие поверхности 4 роликов 1 и 2, Удаление вытесненного смазочного материала осуществляют непрерывно в течение всего времени проведения испытаний, а само испытание продолжают до прекращения вытеснения смазочного материала из зоны контакта роликов.

Предлагаемый способ испытаний роликовой модели зубчатой передачи позволяет более верно смоделировать процесс поведения смазочного материала на моделируемых зубьях зубчатого колеса, так как устраняются искажения, связанные с обратным перемещением смазочного материала в зону трения роликов под действием центробежных сил, Формула изобретения

Способ испытания роликовой модели зубчатой передачи, заключающийся в том. что равномерно наносят один слой смазочного материала на рабочие поверхности роликов модели зубчатой передачи, вводят последние в контакт друг с другом, прикладывают по меньшей мере к оси одного из роликов крутящий момент и радиальную силу и испытывают модель зубчатой передачи до достижения одного из контролируемых параметров, отличающийся тем, что, с целью повышения достоверности моделирования зубчатых передач, работающих в условиях одноразового смазывания, в процессе испытаний удаляют смазочный материал, вытесняемый из контактирующих зон

1737301

Фиг.

/бб 777

Составитель Ю.Евдокимов

Асг 2

Техред М,Моргентал Корректор С.Шевкун

Редактор 3,Слиган

Заказ 1885 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101 рабочих поверхностей роликов, а испытания продолжают до прекращения вытесне«!, »/, 777 г » ния смазочного материала из контактирующих зон. 1

Способ испытания роликовой модели зубчатой передачи Способ испытания роликовой модели зубчатой передачи Способ испытания роликовой модели зубчатой передачи 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области испытаний различных конструкций и устройств, а более конкретно к способам технической диагностики и определения технического состояния зубчатых механизмов

Изобретение относится к машиностроению , а именно к испытательной технике, и может быть использовано для экспериментального определения оперативным путем динамических свойств механических коробок передач

Изобретение относится к машиностроению , а именно к испытательной технике, и может быть использовано в электрических стендах для испытания механических передач с существенно ограниченной жесткостью

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано при испытаниях карданных передач

Изобретение относится к машиностроению , а именно к испытательной технике, и может быть использовано, при испытании Зубчатых колес на контактную усталость

Изобретение относится к машиностроению , а именно к испытательной технике, и может быть использовано при исследовании долговечности вилок переключения коробок передач и устройств их крепления

Изобретение относится к испытательным средствам силовых передач, в частности к стендовому оборудованию для испытания главных передач ведущих мостов транспортных средств

Изобретение относится к транспортному средству и может быть использовано при лабораторно-исследовательских испытаниях моторно-трансмиссионной установки транспортного средства

Изобретение относится к испытательным машинам и стендам

Изобретение относится к испытательным машинам и стендам, а именно к стендам с замкнутым силовым контуром

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано для исследования прочности зубчатых колес и их элементов

Изобретение относится к машиностроению, касается испытательной техники и может быть использовано при испытании агрегатов трансмиссий, передающих большую мощность
Наверх