Способ определения индуктивных сопротивлений рассеяния обмоток асинхронных машин

 

Изобретение относится к электроизмерительной технике и может быть использовано для определения индуктивных сопротивлений рассеяния обмоток асинхронных машин. Цель изобретения - повышение точности определения индуктивного сопротивления рассеяния обмотки статора и определение приведенного индуктивного сопротивления рассеяния обмотки ротора. Для осуществления предлагаемого способа на статорные обмотки машины воздействуют переменным напряжением и измеряют несколько значений тока статора и активной мощности на холостом ходу при различных значениях переменного напряжения, при номинальных значениях переменного напряжения и токе статора измеряют активную мощность и скольжение, а индуктивное сопротивление рассеяния обмотки статора и приведенное индуктивное сопротивление рассеяния обмотки ротора определяют в соответствии с выражениями соответственно: Xi AU - Sytg р2} /lo± А и Х21 (S tg (p - -AU)/lo ± А, где AU Ui - Иа (п + г2 YS) и Su Ир п + l2p Г213, а поправка Двыбирается такой, при которой разность измеренного значения тока холостого хода и его расчетного значения, определяемого в соответствии с выражением 101 lo(EH/E0)2, меньше заданной, причем ЭДС машины при номинальных переменном напряжении и токе статора Ен определяется в соответствии с выражением Ен - ha П + hp Xi)r+ + (Ир П - На Xi) ЭДС холостого хода Е0 машины определяется в соответствии с выражением ЕО 1Н - 10 XL Подставляя каждый раз в выражения для индуктивных сопротивлений рассеяния вновь полученное расчетное значение тока холостого хода , определяют индуктивные сопротивления рассеяния с требуемой точностью . 2 ил. (Л VJ со ю (л hO ON

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 G 01 R 31/34

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4715511/22 (22) 11.05.89, (46 07.06,92. Бюл. ¹ 21 (71) Нижегородский институт инженеров водного транспорта и Производственное объединение "Ярославский электромашиностроительный завод" (72) Л.Н.Макаров, В.И.Попов и С,И.Тихонов (53) 621,313.313.001,4(088.8) (56) Электротехника, 1982, № 3, с.40-41.

Авторское свидетельство СССР

¹ 565353, кл. Н 02 К 15/00, 1975, (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИНДУКТИВ-.

НЫХ СОПРОТИВЛЕНИЙ РАССЕЯНИЯ ОБМОТОК АСИНХРОННЫХ МАШИН (57) Изобретение относится к электроизмерительной технике и может быть использовано для определения индуктивных сопротивлений рассеяния обмоток асинхронных машин. Цель изобретения — повышение точности определения индуктивного сопротивления рассеяния обмотки статора и определение приведенного индуктивного сопротивления рассеяния обмотки ротора.

Для осуществления предлагаемого способа на статорные обмотки машины воздействуют переменным напряжением и измеряют несколько значений тока статора и активной мощности на холостом ходу при различных

Изобретение относится к электротехнике и может использоваться для экспериментального определения индуктивных сопротивлений рассеяния фаз обмоток статора и ротора асинхронных машин.

Целью изобретения является повышение точности определения индуктивного сопротивления рассеяния обмотки статора Х1 и определения приведенного индуктивного

„„5U „, 1739326 А1 значениях переменного напряжения, при номинальных значениях переменного напряжения и токе статора измеряют активную мощность и скольжение, а индуктивное сопротивление рассеяния обмотки статора и приведенное индуктивное сопротивление рассеяния обмотки ротора определяют в соответствии с выражениями соответственно;

Х1 = hU Sgtg p2) /1о+ Л и Х21 = (Sy Тс р1—

Л0)/lo Л rqe hU = U1 — 11а (г1+ г2 /S) и

SU =11р г1 + 12р г2 S, а поправка Лвыбира1 ется такой, при которой разность измеренного значения тока холостого хода и его расчетного значения, определяемого в соответствии с выражением lo = !о(Ен/Eo), 1 2 меньше заданной, причем ЭДС машины при номинальных переменном напряжении и токе статора Ен определяется в с тв тст° »,ч1

2.ъ

+ (l1p Г1 11а X1) а ЭДС ХОЛОСТОГО Хсда Ео машины определяется в соответствии с выражЕНИЕМ Ео = U1 — Io Х1. ПОдСтаВЛяя Каждый раз в выражения для индуктивных сопротивлений рассеяния вновь полученное расчетное значение тока холостого хода, определяют индуктивные сопротивления рассеяния с требуемой точностью, 2 ил. сопротивления рассеяния обмотки ротора

Х2" асинхронных машин, На фиг,1 показана Т-образная схема замещения асинхронной машины; на фиг,2— векторная диаграмма, соответствующая указанной схеме замещения.

Обоснование п едлагаемого способа определения Х1 и Х2 следует из рассмотрения схемы замещения (фиг,1) и векторной

1739326 диаграммы (фиг.2). После разложения токов статора 11 и приведенного ротора 12 на активные и реактивные составляющие в виде

11 = 11a j11p и 12 = 12а )12р 1 () известные уравнения напряжений первич- 5 ного и вторичного контуров схемы замещения

U1 — 11(г1+ jX1) =-Е1и 12 (г2 /S+jX2) =

=-Е2 (2) 10 запишутся после преобразований с учетом (1) в виде

U1 — l1a г1 — )11аХ1+ )11рг1 — 11pX1 = -Å1. 1 а r2 /S+ JI2a Х2 j 12p г S+12p Х2

= -Е2 (3) По векторной диаграмме (фиг,2) вектор первичного напряжения U1 совмещен с ве- 20 щественной вертикальной осью, и поэтому

Ь = U1 ЭДС Е1 = Е2 равна ЭДС Ен намагничивающей ветви нагруженной машины.

Приравнивая в (3) левые части уравнений и выделяя из них по отдельности веществен- 25 ные и мнимые слагаемые, получаем

11aX1+ l2a X2 = 11р r1+ 12р r2 /S °

1 1, 1 1

Обозначая (4) U1 l1ar1 12а г2 /S = Л0 и 11р г1+ 12р к 35

1;1 1 г2 /S = Su, (5) из (4) получаем систему уравнений

l1p Х1+12p X2 =+U и11а Х1+12а Х2

1 1 1 1

=Su (6) 40 определители которой равны

11р 12р

l1a l2a

= l2a (11р 11а 12р/12а )

1 1

ЛО 12р

= 12а (Л U SU 12p /12a ), SU l2a

l1, Л И

= l1a (Su l1p/11a A U), 11a SU

Обозначая 11p/11a = tg p1 и 12 1/1, =tg, а также УчитываЯ (фиг.2), что 11ð—

О1 — 11 r1 jl1a Х1+ j11p r1 11р Х1 = 12а

> r2 /S+ jl2a Х2 jl2p г2 /S+ 12р Х2

l 1p Х1 + 12p Х2 = U 1 11à г1 12а ra /S 30

1 1 1

«11a tg p2 = lo, для значений Х1 и Х2 получаем

Х1 = Л1 /Л = (Л U — Su tg p2 )/Io (7)

Х2 = Ж/Л = (Мт9 p1 — Л U)/1о (8) После вычислений Х1 и Х2 по (7) и (8) определяются ЭДС машины при холостом ходе

Ео и при номинальной нагрузке Ен по выражениям (фиг.2) Eo = 01 — loX1 (9) X1 (SU тс! ф2 )/lo -- 7 (12)

Хг=(ЯОЩ Р1 — Л U)/lo Û, (13) где поправка д выбирается такой, при которой разность измеренного тока холостого хода Io и его расчетного значения Iо (11)

1 меньше заданной величины.

Расчет ведут в следующей последовательности. В начале расчета по значению тока lo из опыта холостого хоДа (пРи 01 =

1=U «) определяют значения Х1 и Х2 по (7) и (8), а по (9) и (10) вычисляют ЭДС Ео и Ен, по значениям которых находят новое значение тока 1О (11). Повторяют расчет с новым зна1 чением тока 1о и расчет ведут до тех пор, 1 пока не сравняютсязначения ЭДС на последующем и предыдущем шагах итерации.

Значения параметров, входящих в Ь0 и SU по (5), определяют по результатам опытов холостого хода и номинальной нагрузки: активное сопротивление фазы обмотки статора r1 определяют измерением, приведенное активное сопротивление фазы обмотки ротора г2 определяют из соотношения г

= (Р1 — 31 1r1 — Рст)/3(12 f-, ГдЕ P1 — аКтивная мощность, потребляемая из сети при номинальных напряжении и нагрузке, а Р т — потери в стали, определяемые методом разделения потерь холостого хода.

Таким образом, предлагаемый способ учитывает фактор уменьшения ЭДС Ен нагруженной машины по сравнению с ЭДС Ео при холостом ходе, что повышает точность (10)

Так как ЭДС Е, нагруженной машины уменьшается по сравнению с ЭДС Ео при холостом ходе, то вследствие этого уменьшается ток намагничивающей ветви lo до значения

Io = Io (Ен/Eo), (11) что приводит к изменению значений Х1 и Х2 по (7) и (8):

1739326

Х1=

Хг1Iо определения Х1 и Хг, соответствующих ре1 альным насыщению магнитопровода и эффекта вытеснения. Такой способ не требует применения специальных датчиков и измерительных обмоток. Применение ЭВМ позволяет автоматизировать процесс оп1оеделения фактических значений Х1 и

Хг, проводить их сравнения с расчетными значениями, а также осуществлять полный контроль при заводских испытаниях асинхронной машины с короткозамкнутым или фазным ротором.

Формула изобретения

Способ определения индуктивных сопротивлений рассеяния обмоток асинхронных машин, включающий воздействие трехфазным напряжением на обмотку статора, измерение электрических параметров машины и определение индуктивных сопротивлений рассеяния, отличающийся тем, что, с целью повышения точности определения индуктивного сопротивления рассеяния обмотки статора и определения приведенного индуктивного сопротивления рассеяния обмотки ротора, в качестве измеряемых параметров выбирают ток холостого хода статора при номинальном значении трехфазного напряжения, активную мощность и скольжение при номинальных трехфазном напряжении и токе статора, а определение индуктивного сопротивления рассеяния обмотки статора и приведенного индуктивного сопротивления рассеяния обмотки ротора осуществляют в соответствии с. выражениями соответственно где Л0 — разность напряжений, определяемая в соответствии с выражением Ь 0 = U111а(г1+ $ ), В; г2

$ц — сумма напряжений, определяемая в соответствии с выражением $0 =11p г1+ 1гр х д х,В;

tg р — тангенс угла между составляющими тока статора при номинальных трехфазном напряжении и токе статора;

tg щ — тангенс угла между составляющими тока ротора при номинальных трех15 фазном напряжении и токе статора;

Io — ток холостого хода статора, А;

U1 — номинальное значение трехфазного напряжения, В;

11а — активная составляющая тока статого раА;

I1p — реактивная составляющая тока статора, А;

r1 — активное сопротивление обмотки статора, Ом;

r2 — приведенное активное сопротивле1 ние ротора, Ом;

$ — скольжение;

Ь вЂ” поправка, величина которой выбирается такой, при которой разность измеренного значения тока холостого хода и его расчетного значения, определяемого в соответствии с выражением

Io = Io 1, )

Е

Ео

35 где EH — ЭДС асинхронной машины при номинальных трехфазном напряжении и токе статора, определяемая в соответствии с выражением

4О Ен = (01 (11а г1+11pX1)) +(11р г1 11а X1),Ь

Ео — ЭДС асинхронной машины на холостом ходу, определяемая в соответствии с выражением Ео = U1 — Io Х1, В, меньше

45 заданной.

1739326

Фе IО

Составитель В.Попов

Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор С. Шевкун

Редактор И.Горная

Заказ 2001 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Способ определения индуктивных сопротивлений рассеяния обмоток асинхронных машин Способ определения индуктивных сопротивлений рассеяния обмоток асинхронных машин Способ определения индуктивных сопротивлений рассеяния обмоток асинхронных машин Способ определения индуктивных сопротивлений рассеяния обмоток асинхронных машин 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в устройствах контроля нагрузки электродвигателей многодвигательных механизмов, например горнопроходческих комбайнов

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано дляконтроля качества магнитопроводов в процессе производства микродвигателей и демпфирующих тахогейераторов

Изобретение относится к электротехнике , а именно к испытаниям тяговых электродвигателей постоянного тока последовательйого возбуждения по методу взаимной нагрузки

Изобретение относится к электротехнике , преимущественно к турбогенераторам

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к измерительной аппаратуре, применяемой в электротехнике, и, в частности, может быть использовано для контроля воздушного зазора синхронной электрической машины, например гидрогенератора

Изобретение относится к диагностированию электрооборудования, а именно к способам определения технического состояния работающих электродвигателей вентиляторов, размещенных в неразборных корпусах, и выявления неисправностей на ранних стадиях их развития

Изобретение относится к области электроэнергетики и может быть использовано в электрических машинах, работающих в энергосистемах

Изобретение относится к отводу высокочастотного сигнала ошибки из высокочастотного электромагнитного поля в электрической мощной машине с несущим электрическую обмотку статором

Изобретение относится к машиностроению, а именно, к способам и устройствам послеремонтного испытания электрических машин постоянного тока и, в частности, на горных предприятиях для послеремонтного испытания двигателей, генераторов экскаваторов, буровых станков и др

Изобретение относится к устройствам для исследования параметров генераторов и может быть использовано при лабораторных и производственных испытаниях синхронных и асинхронных генераторов

Изобретение относится к электротехнике и касается способов и устройств для испытаний статора, при осуществлении которых разнообразные испытания, такие, как испытания характеристики сопротивления, характеристики экстратока, направления вращения и выдерживаемого напряжения статора проводят ранее соединения полностью изготовленного статора с ротором

Изобретение относится к диагностическому оборудованию и может быть использовано для диагностирования генераторных установок, работающих совместно с аккумуляторными батареями
Наверх