Способ контроля радиального зазора в подшипниках многополюсной электрической машины

 

Изобретение относится к электротехнике . Цель изобретения -упрощение реализации . Способ контроля радиального зазора в подшипниках многополюсной электрической машины, например, постоянного тока заключается в том, что подключают часть обмотки возбуждения, лежащей выше оси обмотки, к регулируемому источнику постоянного напряжения через реактор. Увеличивают ток в обмотке возбуждения, измеряют амплитуду скачка напряжения на указанной части обмотки возбуждения и по этому скачку судят о величине радиального зазора в подшипниках. Измерение изменения параметров части обмотки возбуждения, подключенной к регулируемому источнику.упрощает реализацию способа. 4 ил сп С

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ.

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4696965/07 (22) 21.03.89 (46) 30.11.91. Бюл. М 44 (71) Московский институт инженеров железнодорожного транспорта и Рижский пол...итехнический институт им. А,Я. Пельше (72) А.С. Курбасов. Е,K. Рыбников (SU) Дионизий. Санява (Р ), В.Я. Узарс, В.П. Феокти- стов и В.Н. Храмцов (SU) (53) 62 1 .313(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 480901, кл. G 01 В 7/14, 1973.

Авторское свидетельство СССР

hh 1274077, кл. Н 02 К 15/00, 1985.

Авторское свидетельство СССР

hh 1308958, кл. Н 02 К 11/00, 1985.

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах технической диагностики подшипников мощных электрических машин постоянного тока, например тяговых двигателей электровозов.

Цель изобретения — упрощение реализации.

На фиг. 1 дана принципиальная схема контрольного устройства для замера величины радиального зазора; на фиг. 2 — диаграмма изменения напряжений источника возбуждения и тока обмотки возбуждения Ie в катушках главных полостей в функции времени t; на фиг. 3 — диаграмма изменения рабочего потока Ф и радиальная сила тяжести Fp в функции времени; на фиг. 4—

„„SU „„1695239 А1 (si>s G 01 R 31/34, G 01 В 7(14 (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ РАДИАЛЬНОГО

ЗАЗОРА B ПОДШИПНИКАХ МНОГОПОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к электротехнике, Цель изобретения — упрощение реализации. Способ контроля радиального зазора в подшип никах многопол юсной электрической машины, например, постоянного тока заключается в том, что подключают часть обмотки возбуждения, лежащей выше оси обмотки, к регулируемому источнику постоянного напряжения через реактор. Увеличивают ток в обмотке возбуждения, измеряют амплитуду скачка напряжения на указанной части обмотки возбуждения и по этому скачку судят о величине радиального зазора в подшипниках. Измерение изменения параметров части обмотки возбуждения, подключенной к регулируемому источнику,упрощает реализацию способа. 4 ил. диаграмма изменения напряжения на обмотке возбуждения е и скачок напряжения О

ЬО в ф /нкции времени. (Я

Способ предназначен (фиг. 1) для конт- Я роля зазора б в подшипнике 1 ротора, на- (Д пример якоря 2 электрической машины 3 со постоянного тока. При контроле выводы 4 и

5 обмотки 6 статора, например, возбуждения подключены к источнику 7 постоянного и регулируемого по величине напряжения U через сглаживающий реактор 8. Катушки главных полюсов, расположенные ниже оси

0 — 0 машины, исключены из цепи обмотки 6 возбуждения, например, путем их эакорачивания шунтами 9 или 10. Кобмотке 6 возбуждения подключен также измерительный прибор 10, например осциллограф. Обмотка

1695239

Фиг. 1 якоря разомкнута и обесточена. якорь при контроле может оставаться неподвижным, но предварительно необходимо прогреть подшипники 1 путем, например, кратковременной работы машины 3.

Способ контроля реализуется следующим образом.

Постепенно увеличивают напряжение 0 на выходе источника 7. Пропорционально возрастает ток возбуждения 1 в катушках главных полюсов, кроме тех катушек, на ко торых установлены шунты 9 или 10. Соответственно в магнитных контурах главных полюсов возникает рабочий магнитный поток Q, В контурах отключенных полюсов появляется небольшой паразитный поток

Фл, который не оказывает существенного влияния на реализацию способа и поэтому в дальнейшем не учитывается, поскольку

Фр ) ) Фп.

Ввиду асимметрии рабочего потока усилия тяжести Ft в зазоре "якорь — главные полюса" имеют равнодействующую Fp, направленную вверх. Когда по мере роста U u соответственно (, и Ф получим Fp> Ря, где . Ря — вес якоря, 2, то якорь 2 меняет положение, поднимаясь вверх на величину зазора, д в подшипнике 1. При этом зазоры между якорем 2 и главными полюсами резко уменьшаются, что приводит к снижению магнитного сопротивления для потока Фр и, соответственно, к росту потока Фр, Рост Фр вызывает появление в обмотке б возбуждения ЭДС е Л d Фг б t, где W — число витков в обмотке 6 возбуждения. Эта ЭДС создает скачок напряжения на обмотке 6 возбуждения, фиксируемый осциллографом, Величина скачка hU = е пропорциональна величине зазора д в подшипнике, 5 т.е. перемещению якоря 2. Поэтому по величине AU, фиксируемой измерительным прибором 10, можно осуществлять допусковый контроль зазора в подшипнике.

Технико-экономическая эффективность

10 предложенного способа по сравнению с применяемым в практике диагностики двигателей способом оценки зазора заключается в простоте его реализации благодаря контролю зазора по параметрам части об15 мотки, подключенной к регулируемому источнику.

Формула изобретения

Способ контроля радиального зазора в

20 подшипниках многополюсной электрической машины, содержащей обмотку на статоре, заключающийся в том, что подают постоянный ток от регулируемого источника питания в часть обмотки статора, лежащей

25 выше оси машины, и увеличивают ток до момента скачкообразного изменения электрических характеристик указанной части обмотки, по которому определяют величину зазора в подшипниках, о т л и ч а ю щ и й30 с я тем, что, с целью упрощения реализации частью обмотки статора включают реактор, а в качестве скачкообразно изменяющейся электрической характеристики измеряют амплитуду скачка напряжения на части об35 мотки.

1695239 Хе 3

Фиг k

Составитель B.Íèêàíoðoâ

Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор В.Гирняк

Редактор M.Êåëåìåm

Заказ 4160 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35. Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Способ контроля радиального зазора в подшипниках многополюсной электрической машины Способ контроля радиального зазора в подшипниках многополюсной электрической машины Способ контроля радиального зазора в подшипниках многополюсной электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике , преимущественно к турбогенераторам

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электротехнике , а именно к определению времени разгона электродвигателя

Изобретение относится к электроизмерительной технике и может быть использовано при испытаниях и проектировании коллекторных электрических машин

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электротехнике , а именно к способам контроля неравномерности воздушного зазора асинхронного электродвигателя

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к измерительной технике может быть использовано по калибровке измерителей перемещений

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения и контроля радиальных зазоров в турбомашинах в процессе их сборки или разборки

Изобретение относится к измерительной технике и может использоваться прм определении расстояния

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при монтаже оборудования и конструкций

Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для повышения чувствительности устройства для измерения расстояния до металлической поверхности, которое содержит диэлектрическую пластину 2 с нанесенными на обеих ее поверхностях идентичными, распо1-7 ложенными соосчо симметрично проводяшими контурами - радиальными спиралями 3 и 4, которые имеют противоположные направлений намотки и образуют электроды плоско двухрядной замедляющей системы

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения зазора между объектом и металлической поверхностью, например между головкой рельса и транспортным средством на магнитном подвесе

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано в оптическом приборостроении

Изобретение относится к способам бесконтактного измерения в динамическом режиме смещения проводящего тела по отношению к емкостному датчику, образованному двумя параллельными перекрывающимися проводящими пластинами, электрически изолированными одна от другой, на которые подается высокочастотный сигнал заданного напряжения, а емкостный датчик подключен к прибору для измерения величины тока
Наверх