Способ строительства подземных сооружений метрополитена

 

Сущность изобретения: по окончании проходки стволов сопряженно по касательной к одной стороне главного ствола проходят обгонную выработку, которую поворачивают и нарезают до ближайшего к стволам перегонного, тоннеля, сопрягают с ним и ведут его проходку. Одновременно с проходкой обгонной выработки от вспомогательного ствола проходят грузовую и порожняковую откаточные выработки до соединения с обгонной выработкой, По окончании проходки грузовой откаточной выработки с нее по нормали в плане к главному стволу выполняют вертикальнуЮвыработку, от которой с подъемом нарезают наклонную выработку. В стволе с направлением наклонной выработки в плане в противоположном от главного стеола направлении с уклоном вниз под ближайший перегонный тоннель проходят вспомогательную выработку и сопрягают ее вертикальной выработкой с перегонным тоннелем, От места раскоски с перегонного тоннеля нарезают горизонтальную хребтовую выработку, с которой последовательно начинают и ведут проходку в противоположных направлениях последующих перегонных тоннелей. 2 ил. СП С

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)з Е 02 О 29/04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4842649/33 (22) 25,06.90 (46) 15,07.92, Бюл, N 26 (71) Подмосковный научно-исследовательский и проектно-конструкторский угольный институт (72) В.Т. Васильев, Ю.В. Казанский, B,А, Потапенко, Ю.П. Рахманинов, Ю,А. Кошелев, В.А. Дронов, Б.И. Яцков. В.Г, Милов, Ю.П.

Дубовский, В.Л, Николаев, В.Б. Богданов, В.Б. Гуров и В.В. Меркулов (53) 624.193(088,8) (56) Карасев Н.Ф. Постройка тоннелей..— М.:

Оргтрансстрой, 1958, с.266-269. (54) СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА ПОДЗЕМН ЫХ СООРУЖЕНИЙ М ЕТРОПОЛ ITEHA (57) Сущность изобретения. по окончании проходки стволов сопряженно йо касательной к одной стороне главного ствола проходят обгонную выработку, которую поворачивают и нарезают до ближайшего к

Изобретение относится к горному делу, а именно к строительству подземных соору. жений метрополитена шахтным способом.

Известен способ строительства подземных сооружений метрополитена, включающий проходку вертикального ствола и оборудование его клетьевым подъемом, проходку рудничного двора, обгонной штольни, вентиляционного и перегонного тоннелей с оборудованием их рельсовым транспортом, проходку вспомогательных горных выработок.

Наиболее близким к предлагаемому решению по технической сущности и достигаемому результату является способ строительства подземных сооружений метДЦ 1747610 А1

4 стволам перегонного тойнеля, сопрягают с ним и ведут его проходку. Одновременно с проходкой обгонной выработки от вспомогательного ствола проходят грузовую и порожняковую откаточные выработки до соединения с обгонной выработкой, По окончании проходки грузовой откаточной выработки с нее по нормали в плане к главному стволу выполняют вертикальную выработку, от которой" подъемом нарезают наклонную выработку, В стволе с направлением наклонной выработки в плане в противоположном от главного ствола йаправлеиии с уклоном вниз под ближайший перегонный тоннель проходят вспомогательную выра- ботку и сопрягают ее вертикальной выработкой с перегонным тоннелем. Or места раскоски с перегонного тоннеля нарезают горизонтальную хребтовую выработку, с которой последовательно начинают и ведут проходку в противоположных направлениях последующих перегонных тоннелей. 2 ил. рополитена, вклю акающий проходку главногп и вспомогательного стволов, выйолйение" сопряжений с околоствольными выработками, проходку обгонной, грузовой и порожняковой откаточных выработок околоствольного двора. ближайшего к стволам, и последующих перегонных тоннелей и проходку вспомогательных выработок.

Эффективность ведения работ и темпов строительства в известном способе недостаточны. Действительно, по одним и тем же горным выработкам в обоих направлениях одновременно транспортируются всевозможные грузы, предназначенные для различных стадий строительства. Для повышения эффективности ведения работ и

3 4 темпов строительства необходимо разделе- В это же время с грузовой откаточной . ние грузопотоков, что может быть обеспече- выработки 8 по нормали от главного ствола но путем изменения технологических схем 1 вниз выполняют вертикальную выработку проходки и размещения горных выработок, 11. от которой к другой стороне главного предназначенных для строительства под- 5 ствола 1 нарезают с подьемом в сторону земных сооружений метрополитена, меха- ствола 1 наклонную выработку 12, которая низации бткатки "и TpBHcnopTvlpooBHMA заканчивается у комплекса загрузочно- догорной Meccbl, крепежных и вспомогатель- заторных устройств главного ствола 1. Проных материалов и оборудования оТ забоя до ходку наклонной выработки 12 ведут с поверхности и.наоборот.:: - . 10 использованием, например, ленточного

Цель изобретения — повышение эффек- конвейера 13, периодически. удлиняемого тивности ведения работ и темпов строи- следом за подвиганием забоя выработки 12 тельства, . и оставляемого для дальнейшей эксплуатаНа фиг. 1 изображена технологическая ции, схема расположения горных выработок и 15 . Приэтом горная масса, отрабатываемая подземного транспорта; вид в плане; на в забое, подается вниз по конвейеру 13 «а фиг, 2 — сечение А-А на фиг. 1; - временное подъемное устройство (наприСпособ осуществляют следующим об- мер, ковшовый элеватор),.которое перегруразом...,.... . .: жает торную массу в вагонетки, Проходят главный 1 и вспомогательный 20 располагающиеся на рельсовых путях 10 (грузо -людской) 2: вертикальные шахтные грузовой откаточной,выработки 8 и выдаетстволы, Разделываютсопряженияскамера- ся на поверхйость по клетьевому подъему ми загрузочно-разгрузочных и дозаторных . главного ствола 1. устройств. Главный ствол 1 со стороны трас- Одновременно "с проходкой наклонной сы обгонной выработки 3 оборудуют клеть- 25 выработки 12 с грузовой откаточной выраевым подъемом, à с. противоположной —.. ботки 8 в стволе в плане с направлением. скиповым..: .......: . наклонной выработки 12 в противоположСо стороны клетьевого подъема главно- ном от главного ствола направлении, с уклого ствола 1 сопряжено с ним вначале по ном вниз "под ближайший перегонный прямой касательной к нему и параллельно 30 тоннель 4 проходят. вспомогательную выра- . трассам перегонных тоннелей в.обоих на- ботку 1.4 и сопрягают ее направленной правлениях начинают проходку обгонной вверх дополнительной вертикальной выравыработки 3, После проходки прямого уча- - боткой 15 с перегонным. тоннелем 4; Простка обгонной выработки 3, длина которого ходку вспомогательной выработки 14 ведут вйбирается в соответствии с проектной дли- 35 с использованием ленточного конвейера 16, ной порожняковой и грузовой ветвей, осу- периодически удлиняемого следом за по * ществляют ее поворот в сторону трасс двиганием забоя выработки 14 и оставляеперегонных. тоннелей 4-7 и продслжают мого для дальнейшей эксплуатации. проходку обгонной выработки 3, -:::,- .::; ..: .. Поступающая из забоя вспомогательОдновремейно с проходкой обгонной 40 ной выработки 14 горная массатранспортивыработки от вспомогательного ствола 2, руется по конвейеру 16 на грузовую ветвь который оборудуют клетьевым подъемом, откаточной выработки 8 в вагонетки, распотакже в обоих направлениях к трассе обгон- лагающиеся на рельсовых путях 10, или же, ной выработки 3 осуществляют проходку при отсутствии порожних вагонеток, до их грузовой 8 и порожняковой 9 откаточных, 45 подачи в конвейерный буйкер-накопитель выработок вспомогательного ствола 2 до со- . 17, оснащенный бортами и устанавливае единения с обгонной выработкой 3, которую . мый на грузовой ветви откаточной выработпроходят до трассы ближайшего к стволам ки 8 параллельно ее рельсовым путям 10, с

1 и 2 перегонного тоннеля 4. и начинают его возможностью последующей перегрузки проходку,:. - 50 горной .массы на конвейер 13 и подачи с

Проходку всех выработок ведут-механи- него в скиповой подъем главного ствола 1. .зированным способом, например с по- Конвейер 16 и конвейерный бункер- накопимощью: щитов, а транспортировку тель 17 оставляют для дальнейшей эксплуаотработанной горной массы из.забоев — rio тации, забойному конвейерному перегружателю 55 Отместадополнительнойвертикальной (йапример, ленточному или скребковому выработки 15 с перегонного тоннеля 4 в транспортерам) в шахтные вагойетки, кото- направлении, пересекающем трассы осрые перемещают по рельсовым путям 10 с тальных перегонных тоннелей 5-7, прохопомощью, например, электровозной откат- дят горизонтальную хребтовую выработку ки к клетьевому подъему главного ствола 1. 18, с которой последовательно начинают и

1747610

5 ведут проходку перегонных тоннелей. В хребтовой выработке 18 над дополнительной выработкой 15 устанавливают круговой опрокидыватель 19 вагонеток с возможно-. стью их разгрузки на конвейер 16 вспомога- 5 тельной выработки.

Дальнейшее строительство перегонных тоннелей ведут по следующей технологии.

Отработанную в перегонных тоннелях 4-7 горную массу погрузочными устройствами 10 (погрузочные машины, конвейеры-перегружатели и пр.) грузят в вагонетки и, например, с помощью электровозов доставляют на хребтовую выработку 18 и далее в опрокидыватель. 19 вагонеток с разгрузкой на 15 конвейер 16.

По конвейеру 16 вспомогательной выработкй 14 горная масса перегружается на конвейер 13 наклонной выработки 12 и далее через загрузочное устройство по скипо- 20 вому подъему главного ствола 1 выдается на поверхность, где, нэпрймер; грузится в автосамосвэлы и вывозится. В случае задерж-. ки с вывозом горной массы нэ поверхности (например, отсутствие автосамосвалов) и 25 остановки скипового подъема горную массу с конвейера 16 подают в конвейерныйбункер-накопитель 17, а затем, с пуском ленточного конвейера 13. горную массу из бункера-накопителя выгружают на него. 30

" Тюбинги и другие крупногабаритные крепежные материалы спускают в шахту no клетьевому подъему главного ствола 1 и доставляют в вагонетках . (или других транспортных средствах, например, платформах, 35 площадках) по рельсовым путям 10 обгонной выработки в перегонный тоннель 4, а иэ него на хребтовую выработку 18 и далее в соответствующие забои перегонных тоннелей 5-7. 40

Вс помо гательн ы е материал ы (бетонный. раствор, кирпич, лес, облицовочные йлиты и пр,) и людей опускают s шахту по вспомогательному стволу 2, оборудованно- . му клетьевым подъемом. Вспомогательные 45 материалы в вагонетках транспортируют по рельсовым путям 10 грузовой ветви откаточной выработки 8 на обгонную выработку 3 и далее в забои аналогично доставке крепежных материалов. 50 Для обслуживания и ремонта ленточных конвейеров 13 и 16 на их ставах устанавливают грузовые тележки, позволяющие доставлять ремонтные материалы без остановки и. реверсирования ленточных 55 конвейеров..

Предлагаемый способ повышает эффективность ведения работ и темпы строительства за счет ускорения сооружения и увеличения произ водител ь ности около- ствольного двора.

Формула изобретения

Способ строительства подземных сооружений метрополитена, включающий проходку главного и всйомогательного стволов, выполнение-сопряжений с околоствольными выработками, проходку обгонной, грузовой и порожняковой откаточных выработок околоствольного двора, ближайшего к стволам; и последующих перегойных тоннелей, проходку вспомогательных выработок, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения эффективности ведения работ и темпов строительства, проходку обгонной выработки производят по окойчэнии проходки стволов сопряженно к одной стороне главного ствола: вначале йо прямой. касательной к нему и параллельно трассам перегонных тоннелей, а затем с поворотом в сторону этих трасс, причем обгонную выработку проходят до ближайшего к стволам перегонного тоннеля, сойрягэют с ним и ведут его проходку одновременно с проходкой обгонной выработки от вспомогательного ствола проходят грузовую и порожняковую откэточные выработки до соединения с обгонной выработкой, вслед за окончанием проходкй грузовой откаточной выработки в направлении rio нормали в плане к перегонным тоннелям от главного ствола с откаточной выработки вниз выполняют вертикальную выработку, от которой к другой стороне главного ствола с подъемом нарезают наклонную выработку, одновременно в стволе в плане с направлением наклонной выработки с грузовой откаточной выработки в противоположном от главного ствола направлении с уклоном вниз под ближайшйй перегонный тоннель проходят вспомогательную выработку и сопрягают ее направленной вверх дополнительной вертикальной выработкой с перегoHHblM тоннелем от места их сбойки в направлении, пересекающем трассы последующих перегонныx тоннелей, и проходят горизонтальную хребтовую выработку, с ко-. торой последовательно начинают и одновременно ведут проходку в противоположных направлениях последующих перегонных тоннелей, 1747610

1747610

Составитель lO.Äóáoâñêèé

Редактор M.Êoáûëÿíñêàÿ Теехред М.Моргентал Корректор И, Муска

1. Заказ 2479 Тираж:: Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101

Способ строительства подземных сооружений метрополитена Способ строительства подземных сооружений метрополитена Способ строительства подземных сооружений метрополитена Способ строительства подземных сооружений метрополитена Способ строительства подземных сооружений метрополитена 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к строительству , а именно к способам прокладки подземных бесканальных трубопроводов

Изобретение относится к строительству , а именно к способам прокладки подводных трубопроводов

Изобретение относится к строительству

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при сооружении метрополитенов с целью повыМ .: рори вышения эффективности функционирования за счет расширения зоны обслуживания

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при строительстве опускных сооружений с целью сниисения материалоемкости и трудозатрат при/погружении

Изобретение относится к фундаментам с низким ростверком, возводимым на местности , -покрытой водой, и может быть использовано при строительстве различных сооружений: опор мостов, линий электропередач , Целью изобретения является повышение несущей способности и упрощение производства работ при возведении фундаментов на глубоководных акваториях

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при строительстве метрополитенов мелкого заложения с целью снижения материалоемкости тонне 2 ля за счет обеспечения оптимального распределения материала плит жесткости и повышения эффективности виброзащиты

Изобретение относится к строительству и может быть использовано для защиты гидроизоляционного слоя подземного сооружения с целью повышения эксплуатационной надежности при воздействии динамических нагрузок Защитное покрытие подземного сооружения включает размещенный с наружной стороны сооружения экран 1, выполненный составным из пластин 2, прикрепленных одним ребром к гибкому полотнищу 3 поперек него эквидистантно с возможностью поворота вокруг осей 4, или экран 1 выполнен составным из пластин 2, заведенных и закрепленных в образованных на гибком полотнище 3 карманах 5, причем пластины или карманы расположены с шагом а, меньшим их ширины б

Изобретение относится к области строительства, в частности к строительству заглубленных подземных сооружений промышленного и гражданского назначения и прокладке инженерных коммуникаций

Изобретение относится к строительству, преимущественно к конструкциям зданий, сооружений

Изобретение относится к подземному строительству, в частности к возведению станций метрополитена глубокого заложения

Изобретение относится к строительству метрополитенов, непосредственно к реконструкции их отдельных участков в случае возникновения необходимости

Изобретение относится к строительству подземных сооружений в обводненных грунтах и позволяет повысить несущую способность и водонепроницаемость обделки

Изобретение относится к тоннелестроению и может быть использовано при сооружении метрополитенов, железнодорожных и автодорожных тоннелей, возводимых в обводненных грунтах

Изобретение относится к строительству, в частности к подземным хранилищам продуктов с использованием естественного холода, в том числе на талых грунтах

Изобретение относится к области строительства и предназначено для возведения открытым способом подземных сооружений различного назначения

Изобретение относится к метростроению, а непосредственно к сооружению двухъярусных односводочных пересадочных станционных узлов метрополитена глубокого заложения
Наверх