Способ отделения масла от хладагента и маслоотделитель холодильной установки

 

Использование: изобретение относится к холодильной технике, а именно к маслоотделителям , и позволяет повысить эффективность отделения масла от хладагента. Сущность: способ заключается в том, что смесь хладагента и масла подвергают трибозлектризации, пропускают через электростатическое поле неравномерной напряженности, увеличивающейся по направлению движения смеси, а затем пропускают через электростатическое поле, создаваемое внутри маслоотделителя. лоотделитель содержит корпус 1, заполненный фильтрующим материалом и подключенный к линии заземления, перфорированный отбойный диск 4, установленный коаксиально корпусу 1 перфорированный цилиндр 5, имеющий внутреннюю токопроводящую 6. подключенную к линии заземления, и наружную диэлектрическую 7 поверхности и выполненный с внутренним диаметром, большим, чем наружный диаметр входного патрубка 2, расположенный по оси корпуса 1е первый высоковольтный электрод 8, токопроводящие элементы 9 которого образуют конусообразную поверхность, направленную вершиной 10 к входному патрубку 2, имеющему внутреннюю диэлектрическую поверхность , и закреплены на диэлектрической раме 11, второй высоковольтный электрод 12, у которого токонесущие элементы расположены на диэлектрической поверхности 7 цилиндра 5, верхнюю 14 и нижнюю 15 крышки . 2 с.п. ф-лы, 1 ил., 1 табл. 3 /J Ч 4 О О СЛ СП

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 F 25 В 43/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4847814/90 (22) 09.07.90 (46) 23.07.92. Бюл. В 27 (71) Московский wcTmyr прикладной био технологии (72) Б.С.Бабакин и М.P.Áîâêóí (56) Авторское свидетельство СССР

М 832271, кл. F 25 В 43/02, 1981. (54) СПОСОБ ОТДЕЛЕНИЯ МАСЛА ОТ ХЛАДАГЕНТА И МАСЛООТДЕЛИТЕЛЬ ХОЛОДИЛЬНОЙ УСТАНОВКИ (57) Использование: изобретение относится к холодильной технике, а именно к маслоотделителям, и позволяет повысить эффективность отделения масла от хладагента.

Сущность; способ заключается в том, что смесь хладагента и масла подвергают трибоэлектризации, пропускают через электростатическое поле неравномерной напряженности, увеличивающейся по направлению движения смеси, а затем пропускают через электростатическое поле, создаваемое внутри маслоотделителя Мас

„„. Ж „„1749655 А1 лоотделитель содержит корпус 1, заполненный фильтрующим материалом и подключен н ый к линии заземления, перфорированный отбойный диск 4, установленный коаксиально корпусу 1 перфорированный цилиндр 5, имеющий внутреннюю токопроводящую 6. подключенную к линии заземления, и наружную диэлектрическую 7 поверхности и выполненный с внутренним диаметром, большим, чем на ружный диаметр входного патрубка 2, расположенный по оси корпуса 1 первый высоковольтный электрод 8, токопроводящие элементы 9 которого образуют конусообразную поверхность, направленную вершиной 10 к входному патрубку 2, имеющему внутреннюю диэлектрическую поверхность, и закреплены на диэлектрической раме 11, второй высоковольтный электрод

12, у которого токонесущие элементы расположены на диэлектрической поверхности 7 цилиндра 5, верхнюю 14 и нижнюю15 крышки 2сп флы 1ил.,1табл.

1749655 необходимость добавления специальной присадки в масло усложняет процесс разде- 50 ления смеси.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является маслоотделитель холодильной установки, содержащей заполненный фильтрующим материалом корпус, служащий одним электродом, по оси которого расположен перфорированный патрубок, являющийся заземленным электродом, и отбойный диск, при этом оба

Изобретение относится к холодильной технике, а именно к способам и устройствам для отделения масла от хладагента в холодильных установках, Известен способ отделения масла от хладагента вмаслоотделителе холодильной установки, имеющей испаритель, конденсатор и линейный ресивер. путем пропускания смеси хладагента и масла через слой жидкого хладагента и направления хладагента из конденсатора в линейный ресивер через маслоотделитель, в котором организуют его противоток с парами хладагента без дросселирования последних, Известны устройства для разделения сред, преимущественно маслоотделители холодильной установки, содержащее цилиндрический корпус с входным и выходным патрубками и поярусно размещенные внутри него сепаратор, отбойную перегородку и поплавковый клапан, Недостатком известных устройств является их низкая эффективность разделения срер, вследствие недостаточных сил, действую цих на выпадение капельной жидкости из парового или газового потока.

Известно также устройство для разделения сред, преимущественно маслоотде- литель холодильной установки, содержащее цилиндрический корпус с входHuM > выходным патрубками и поярусно размещенные внутри него сепаратор, отбойную перегородку, отбойную тарель, поплавковый клапан, перфорированную решетку и источник электрического тока, отрицательный полюс которого подсоединен к сепаратору, а положительный — к отбойной перегородке, Данное устройство позволяет более эффективно осуществлять разделение сред, однако к недостаткам его следует отнести то, что создаваемое в устройстве электрическое поле заставляет работать нижнюю сетчатую перегородку, в то время как остальные находятся за пределами действия электрических сил, способствующих отделению масла иэ среды. Кроме того, 20

45 электрода создают электростатическое поле.

Недостатком известного маслоотделителя является низкая эффективность отделения масла вследствие большого межэлектродного расстояния, снижающего действие электрических сил на частицы масла или приводящего к повышенным энергозатратам на создание электрического поля, кроме того, отсутствие дополнительного электростатического йоля также снижает эффективность отделения масла.

Цель изобретения — повышение эффективности отделения масла от хладагента.

Указанная цель достигается тем, что в способе отделения масла от хладагента путем пропускания смеси хладагента и масла через электростатическое поле, создаваемое внутри маслоотделителя, смесь хладагента и масла подвергают трибоэлектризации, пропускаютчерез электростатическое поле неравномерной напряженности, увеличивающейся по направлению движения смеси, а затем пропускают через электростатическое поле, создаваемое внутри маслоотделителя между высоковольтным электродом и заземленным корпусом, Способ отделения масла от хладагента реализован в маслоотделителе для холодильной установки, содержащем заполненный фильтрующим материалом корпус, служащий одним из электродом, по оси которого расположен входной патрубок и другой электрод, отбойный диск, в котором коаксиально корпусу установлен перфорированный цилиндр, имеющий токопроводящую внутреннюю и диэлектрическую наружную поверхности, а по оси корпуса расположен первый высоковольтный электрод, токонесущие элементы которого образуют конусообразную поверхность, направленную вершиной к входному патрубку, имеющую внутреннюю диэлектрическую поверхность и выполненному с наружным, диаметром меньшим, чем внутренний диаметр перфорированного цилиндра, на наружной диэлектрической поверхности которого расположены токонесущие элементы второго высоковольтного электрода, при этом внутренняя токопроводящая поверхность цилиндра и корпус заземлен, Способ основан на том, что в процессе трибоэлектризации частицы масла, содержащиеся в хладагенте, отличные по своему размеру, приобретают различные разряды.

Следовательно, в электростатическом поле неравномерной напряженности, увеличивающейся по направлению движения смеси, 1749655

25

35

50

55 происходит дифференциальное отделение частиц масла, т.е, в области с малой напряженностью происходит отделение крупных частиц, а по мере увеличения напряженности размер отделяемых частиц уменьшается. Дальнейшее пропускание смеси хладагента и масла через электростатическое поле и фильтрующий материал обеспечивает полное отделение оставшегося масла, Создание электростатического поля между высоковольтным электродом и корпусом также способствует повышению эффективности отделения масла, так как при этом электрические силы направляют частицы масла перпендикулярно движению хладагента и не препятствуют этомудвижению.

Кроме того, повышается безопасность эксплуатации, так как исключается появление напряженности на корпусе.

Установка в маслоотделителе коаксиально его корпусу перфорированного цилиндра, имеющего токопроводящую внутреннюю поверхность и диэлектрическую наружную поверхность, обеспечивает воэможность использования внутренней поверхности в качестве заземленного электрода, а на наружной поверхности размещать высоковольтный электрод.

Перфорация обеспечивает прохождение хладагента внутрь корпуса, Расположение по оси корпуса высоковольтного электрода, токопроводящие элементы которого образуют конусообразную поверхность, направленную вершиной к входному патрубку, позволяет создать электрическое воле неравномерной напряженности, увеличивающейся по ходу хладагента, что обеспечивает дифференцированное по размерам отделение масла, т.е. в области с меньшей напряженностью отделяются более крупные частицы масла, а далее по ходу хладагента с увеличением напряженности отделяются более мелкие капли, что значительно повышает эффективность отделения масла в маслоотделителе в . целом.

Выполнение входного патрубка с наружным диаметром, меньшим. чем внутренний диаметр перфорированного цилиндра, позволяет исключить попадание отделяемого масла во входной патрубок {обратное стекание), так как масло, оседающее на внутренней поверхности цилиндра, под действием неравномерного электростатического поля будет стекать на нижнюю крышку вокруг входного патрубка, минуя его. Выполнение входного патрубка с внутренней диэлектрической поверхностью позволяет осуществлять трибоэлектризацию частиц масла, вследствие чего они приобретают электрические заряды и повышается эффективность разделения.

Размещение токонесущих элементов второго высоковольтного электрода на наружной диэлектрической поверхности перфорированного цилиндра позволяет создать электрическое поле, способствующее отделению оставшегося масла и не препятствующее движению хладагента.

Заземление корпуса и внутренней поверхности перфорированного цилиндра гарантирует исключение воэможности появления напряжения на корпусе или патрубках маслоотделителя, что во многом повышает безопасность эксплуатации, а также обеспечивает требуемое направление силовых линий создаваемых электростатических полей., На чертеже схематйчески изображен маслоотделитель холодильной установки.

Маслоотделитель содержит корпус 1, заполненный фильтрующим материалом и подключенный к линии заземления, входной 2 и выходной 3 патрубки, перфорированный отбойный диск 4, установленный коаксиально корпусу 1 перфорированный цилиндр 5, имеющий внутреннюю токопроводящую 6, подключенную к линии заземления, и наружную диэлектрическую 7 поверхности и выполненный с внутренним диаметром большим, чем наружный диаметр входного патрубка 2, расположенный по оси корпуса 1 первый высоковольтный электрод 8, токонесущие элементы 9 которого образуют конусообразную поверхность, направленную вершиной 10 к входному патрубку 2, имеющему внутреннюю диэлектрическую поверхность, и закреплены на диэлектрической раме 11, второй высоковольтный электрод 12, у которого токонесущие элементы расположены на диэлектрической поверхности 7 цилиндра 5, верхнюю 14 и нижнюю 15 крышки, патрубок

16 для слива масла. изолятор 17 для высоковольтной линии, сетчатый диск 18.

Маслоотделитель работает следующим образом.

Подают заданный. потенциал на токонесущие элементы 9 и 13 высоковольтных электродов 7 и 12, при этом возникает электрическое поле неравномерной напряженности между токонесущими элементами 9 и токопроводящей заземленной поверхностью 6, а также равномерное электрическое поле между токонесущими элементами 13 и заземленным корпусом 1 ° Поступающие через входной патрубок 2 в перфорированный цилиндр 5 пары хладагента подвергаются действию электрического поля неравно1749655

7 мерной напряженности, в результате чего сначала более крупные частицы масла, а затем по ходу движения паров хладагента и увеличения напряженности и более мелкие частицы масла приобретают электрический заряд, изменяют траекторию движения и осаждаются на внутренней заземленной поверхности 6 цилиндра 5. Далев пары хладагента через перфорацию цилиндра 5 поступают в зону корпуса 1, заполненную фйльтрующим материалом, где подвергаются воздействию электрического йоль, созданного между токонесущими элементами 12 и заземленным корпусом

1, при этом происходит механическое отделение оставшегося масла, а также интенсивный процесс коагуляции мелкодисперсных частиц в более крупные, которые под действием электрических сил совершают движение, направленное к заземленному корпусу 1. Очищенные отрасла пары хладагента проходят отбойный перфорированный диск 4 и через выходной патрубок 3 вы адят из маслоотделителя. Масла, осевшее на внутренней поверхности корпуса 1 на фильтрующем материале на внутренней поверхности цилиндра 5, под действием си"лытяжести проходит через сетчатый диск 18 и скапливается в нижней крышке 15, откуда удаляется через патрубок 16, На токонесущие элементы 9 и 13 по мере необходимости (в зависимости от выбранного режима и вида хладагента) можно подавать импульсное или пульсирующее напряжение, Следует также отметить, что скорость потока паров хладагента незначительна (не более 0,5 м/с), что способствует полному отделению масла иэ паров хладагента в сильном электрическом поле.

Способ осуществляют следующим образом.

Смесь паров хладагента и масла подвергают трибозлектризации на диэлектрической поверхности и пропускают через электростатическое поле неравномерной напряженности, увеличивающейся по ходу движения смеси, в котором сначала более крупные частицы, а по мере увеличения напряженности и более мелкие частицй масла приобретают электрический заряд и, изменяя направление траектории движения, отделяются от паров хладагента, которые далее пропускают через электростатическое поле,-создаваемое внутри маслоотделителя между высоковольтным электродом и заземленным корпусом, при этом оставшиеся частицы масла под действием электрических сил совершают направленное к заземленному корпусу движение и осаждаются на нем. Далее, освободившиеся от масла пары хладагента совершают дальнейшее движение, а отделившееся масло направляют в предназначенную для сбора емкость.

5 Целесообразно создавать электростатическое поле неравномерной напряженности, увеличивающейся в 2-9 раз по ходу движения смеси паров хладагента и масла, Такой интервал обусловлен тем, что обычно

10 размеры частиц масла отличаются в 2 — 3 раза, а величина приобретаемого заряда прямо пропорциональна произведению квадрата размера частицы на напряженность электрического поля (формула M,Ïî15 тенье); ц - 12 жео Е R — . (1)

4ляо+леп кt где 6 — электрическая постоянная;

E — напряженность электрического по20 ля;

R — радиус частицы; е — заряд иона; и- концентрация ионов;

k — подви>кность ионов;

25 t- время зарядки, Таким образом, уменьшение размера частиц будет компенсироваться увеличением напряженности, следовательно, величина приобретаемого частицами заряда

30 остается постоянной и эффективность отделения масла не уменьшится, Пример 1. На такаиесущие элементы

9 и 13 высоковольтных электродов 7 и 12

35 падают потенциал 5 кВ, Включают холодильную установку и подают пары хладагента, содержащие частицы масла, в маслоатделитель. По количеству удаляемого из маслоатделителя масла определяют эф40 фективнасть осуществления способа, Пример 2. Осуществляется аналогично примеру 1, при этом на таконесущие элементы 9 и 13 подают потенциал 6 кВ, Пример 3, Осуществляется аналогич45 но примеру 1, при этом на токонесущие элементы 9 и 13 падают потенциал 8 кВ.

Пример 4. Осуществляется аналогично примеру 1, при этом на таконесущие элементы 9 и 13 подают потенциал 9 кВ.

50 П"р и м е "р 5. Осуществляется аналогично примеру 1, при этом на токонесущие элементы 9 л 13 подают потенциал 10 кВ.

Результаты по примерам 1-5 представлены в таблице.

55 Как видно из приведенных примеров, предлагаемые способ и устройство позволяют повысить эффективность отделения масла от паров хладагента по сравнению с прототипом в 1 12-1,25 раза.

1749655

Составитель Н. Алексеева

Редактор С. Пекарь Техред M.Mîðãåíòàë Корректор О. Кравцова

Заказ 2584 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, улХагарина, 101

Величина подаваемого на токонесущие элементы потенциала зависит от многих факторов — скорости и температуры паров хладагента, геометрических размеров масиоотделителя, вида хладагента и т.п. Из экспериментальных исследований установлено, что наиболее рациональным интервалом потенциала, подаваемого на токонесущие элементы, является 1-20 кВ. При более низком потенциале эффективность отделения падает вследствие малых величин зарядов, приобретаемых частицами масла, а также электрических сил, действующих на частицы масла. При более высоком потенциале нарушается нормальная работа маслоотделителя вследствие возникновения предпробойного состоянйя, Более высокий потенциал можно подавать при импульсном или пульсирующем режиме работы источника питания, Формула изобретения

1; Способ отделения масла от хладагента путем пропускания смеси хладагента и масла через электростатическое поле, создаваемое внутри маслоотделителя, о т л и. ч а ю шийся тем, что, с целью повышения эффективности отделения масла, смесь хладагента и масла подвергают трибоэлектризации, пропускают через электростатическое поле неравномерной напряженности, увеличивающейся по направлению движения смеси, а затем пропускают через электростатистическое поле, создаваемое внутри маслоотделителя между высоковольтным электродом и заземлен5 Hb1M корпусом, 2. Маслоотделитель холодильной установки, содержащий два электрода, один из которых высоковольтный, заполненный фильтрующим материалом корпус, по оси

10 которого расположей входной патрубок и один из электродов, отбойный диск и перфорированный цилиндр, установленный коаксиально корпусу,отл ича ющийс я тем, что, с целью повышения эффективности от15 деления масла, перфорированный цилиндр выполнен с токопроводящей внутренней и диэлектрической наружной поверхностями, а по оси корпуса расположен высоковольтный электрод, токонесущие элементы кото20 рого образуют конусообразную поверхность, направленную вершиной к входному патрубку, имеющему внутоеннюю диэлектрическую поверхность и выполненную с наружным диаметром, меньшем, чем

25 внутренний диаметр перфорированного цилиндра, на наружной диэлектрической поверхности которого расположены токонесущие элементы дополнительного высоковольтного электрода, при э ом внут30 ренняя токопроводящая поверхность ци. линдра и корпус заземлены.

Способ отделения масла от хладагента и маслоотделитель холодильной установки Способ отделения масла от хладагента и маслоотделитель холодильной установки Способ отделения масла от хладагента и маслоотделитель холодильной установки Способ отделения масла от хладагента и маслоотделитель холодильной установки Способ отделения масла от хладагента и маслоотделитель холодильной установки 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к холодильной и компрессорной технике, точнее к маслоотделителям холодильных и компрессорныхустановок

Сепаратор // 1655539
Изобретение относится к компрессорному машиностроению и позволяет повысить степень очистки

Изобретение относится к компрессоростроению, в частности к конструкции маслоотделителей для воздушных компрессоров и для компрессионных холодильных установок

Изобретение относится к холодильной технике, к устройствам, предназначенным для отделения масла от жидкого холодильного агента

Изобретение относится к компрессоростроению и может быть использовано в холодильной, криогенной и других областях техники, где требуется очищенный от масла сжатый газ

Изобретение относится к холодильной технике, точнее к отделителям жидкости в компрессионных холодильных установках, и позволяет повысить их эксплуатационную надежность при переменных режимах работы

Изобретение относится к холодильной технике, а конкретно к устройствам, предназначенным для отделения масла от жидкого холодильного агента, и позволит интенсифицировать процесс маслоотделения

Изобретение относится к холодильной технике

Изобретение относится к холодильной технике, в частности к установкам с винтовыми компрессорами, и касается тепловых насосов с использованием маслозаполненных винтовых компрессоров

Изобретение относится к холодильной технике и может быть использовано в промышленных аммиачных и фреоновых холодильных установках с винтовыми маслозаполненными компрессорами на предприятиях пищевой промышленности и в других отраслях промышленности, где используются холодильное оборудование

Изобретение относится к холодильной технике и может быть использовано в промышленных аммиачных холодильных установках на предприятиях пищевой промышленности и в других отраслях промышленности, где используется аммиачное холодильное оборудование

Изобретение относится к холодильной технике и может быть использовано в промышленных аммиачных холодильных установках на предприятиях пищевой промышленности и в других отраслях промышленности, где используются аммиачное холодильное оборудование

Сепаратор // 2176056
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства для очистки газов, в частности в газовой промышленности для очистки природного газа

Изобретение относится к холодильной технике, а именно к прогрессивным аммиачным установкам с насосно-циркуляционными схемами, и может быть использовано в других отраслях промышленности, например в химической

Изобретение относится к холодильной технике, а именно к прогрессивным аммиачным установкам с насосно-циркуляционными схемами, и может быть использовано в других отраслях промышленности, например в химической

Изобретение относится к холодильной установке с компрессором
Наверх