Устройство для стабилизации скорости электродвигателя постоянного тока

 

Использование: в изделиях точной механики машиностроительной, радиои электротехнической промышленности для стабилизации скорости вращения электродвигателя постоянного тока. Сущность: устройство содержит управляемый источник 1 опорных сигналов, выполненный на основе кварцевого генератора 2 и двух программируемых счетчиков 3 и 4, блок 6 сравнения частот, два элемента ИЛИ 5 и 9, ключевой элемент 10 и формирователь 15 с прямым и инверсным выходами. Процесс формирования опорного сигнала программируемым источником 1 происходит последовательно дважды за период сигнала с формирователем 15 меньшим количеством элементов, что повышает надежность. Непосредственное управление программируемым источником 1 интервала времени импульсами высокого и низкого уровня, а также подача максимального напряжения в процессе разгона двигателя 11 позволяет получить максимальное быстродействие, что сказывается на времени переходного процесса (регулирования), вследствие этого любые воздействия возмущающих факторов (нагрузка, напряжение питания, температура окружающей среды) система стабилизации отрабатывает. 2 ил. (Л С

„„5lJ„„ 1757074 А1

СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 Н 02 P 5/06

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 .:..-: . -:.:.: 2 (21) 4748011/07 .. ::::: кварцевого генератора 2 и двух программи(22) 11.10.89 ..:: .;;;.:, : руемых счетчиков 3 и 4, блок 6 сравнения (46) 23.08.92. Бюл. М 31: ..: .. .:--::. частот, два элемента ИЛИ 5 и 9, ключевой (71) Изюмский приборостроительный завод : элемент 10 и формирователь-15 с прямым и им. Ф.Э.Дзержинского; .::: инверсным выходами . Процесс формирова(72) А.И.Ткаченков, Е.П.Бабкин и А.Б.Фили- ; "ния опорного сигнала программируемым монов . .:, .- ....- :.: ...", :::. - источником 1 происходит последовательно (56) Авторское свидетельство СССР .-" ::. ::: дважды за период сигнала с формироватеi+983951, кл. Н 02 Р 5/06. 1980.: : -" лем 15 меньшим количеством элементов, Авторское свидетельство СССР ..:.::.- . что повышает надежноСть. НепосредственМ 1697238, кл. Н 02 P 5/06, 01,09.89.:::;:,: :: ноеуправленйе программируема источником 1 ийтервала .времени импульсами (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СТАБИЛИЗАЦИИ -: высокого и низкого-уровня. а также подача

СКОРОСТИ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПОСТО-. максимального. напряжения в процессе разЯННОГО.ТОКА:, .::.:;::::: - . .::;: ". гона двигателя 11 позволяет получить мак- ф (57) Использование; в изделиях точной ме- --:: . симальное быстродействие, что: . ханикимашиностроительной, радио-иэлек-:. : сказывается на времени йереходного про- тротехнической промышленности для.::-: цесса(регулировайия), вследствие этого лю. стабилизации скорости вращения электро- : бые воздействйя возмущающих факторов

: двигателя постоянного тока. Сущность . уст--.- (нагрузка, напряжейие питанйя, твмпературойство содержит управляемый источнйк 1 ра окружающей среды) система стабилизаопорных сигналов, выполненный на основе: -- ции отрабатывает. 2 ил; 4

Ql

С) ч

Юиг1

1757074

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в изделиях точной механики машиностроительной, радио- и электротехнической промышленности для стабилизации скорости вращения электродвигателя постоянного тока.

Известно устройство для стабилизации скорости вращения, содержащее электродвигатель с электромагнитным датчиком скорости с сигналом, пропорцйональным скорости вращения, частотно-фазовый дискриминатор, работа которого основана на синхронизации числа оборотов двигателя в зависимости от фазового рассогласования путем сравнения резонансной частоты фазового дискриминатора с частотой датчика скорости.

Наличие резонансного фазового диск.риминатора в устройстве"не дает возможности реализовать высокие динамические свойства системы регулирования скорости вращения, Также известно устройство для стабилизации скорости вращения, содержащее электродвигатель постоянного тока, механически соединенный с датчиком скорости, фильтр, формирователь, преобразователь частоты, источник опорного сигнала, регулятор. Работа устройства основана на синх.: ронизации числа оборотов двигателя путем сравнения удвоенной частоты датчика скорости с частотой источника опорного сигнала в зависимости от фазорассогласования указанных сигналов.

Однако наличйе фильтра в цепи обратной связи по скорости схемы формирования коротких импульсов, а также отсутствие синхронизации источника опорного сигнала импульсами датчика приводят к повышеwe статической погрешности и ухудшению динамических свойств системы регулирования скорости вращения.

Известно устройство для стабилизации скорости вращения электродвигателя, содержащее кварцевый генератор, делитель частоты, блок импульсной модуляции, исполнительный блок; оптический тахометр, состоящий из растрового диска с метками, источника излучения и фотоприемника, при этом выход кварцевого генератора подключен к входу делителя частоты, а выход блока импульсной модуляции соединен с выходом исполнительного блока, источник излуче. ния через метки растрового диска оптически связан с фотоприемником.

Недостатком устройства является невозможность точной регулировки скорости вращения электродвигателя из-за несоответствия погрешности оптического тахомет10

35

40 вход реверсивного счетчика соединен с выходом элемента И, первый и второй входы

25 ра погрешности кварцевого генератора, вызванное повышенными требованиями к точ ности нанесения меток растрового диска тахометра. Дополнительное введение в ус-. тройство второго фотоприемника, двух усилителей формирователей импульсов, формирователей коротких импульсов растрового диска с двумя рядами меток усложняет устройство.

Наиболее близким к предлагаемому является электропривод постоянного тока, содержащий электродвигатель с импульсными датчИками скорости, последовательно соединенный с формирователем, первые и вторые выходы которого соединены с входами первого и второго дифференцирующего узла. выходы которых соединены с первым и вторым входами источника опорных сигналов соответственно (состоящий из генератора импульсов, первого и второго триггеров и первого и второго счетчиков), первый и второй выходы которого соединены с вторыми выходами первого и второго блока сравнения соответственно, первые входы которых соединены с первым и вторым выходами формирователя соответственно.

Первые выходы блоков сравнения соединены с первым и вторым входом первого элемента ИЛИ, вторые выходы блоков сравнения соединены с первым и вторым входами второго элемента WIN. Выход первого элемента ИЛИ соединен с первыми входами элемента ИЛИ вЂ” НЕ и триггера, выход отороro элемента ИЛИ соединен с вторыми входами элемента ИЛИ вЂ” НЕ и триггера. Выход элемента ИЛИ-НЕ соединен с первым входом реверсивного счетчика, второй вход которого соединен с выходом триггера, третий которого соединены с выходом генератора эталонных импульсов и вторым выходом реверсивного счетчика, а вторые входы первоro и второго триггеров соединены между собой и являются третьим входом схемы сравнения, выходы первого и второго триггеров соединены через второй элемент

ИЛИ, выход которого является выходом схемы сравнения, и ключевой элемент с электродвигателем, механически связанным с датчиком скорости, который связан с формирователем.

Наличие в цепи обратной связи по скорости дифференцирующих узлов снижает динамические и точностные свойства системы регулирования скорости вращения, а также устройство конструктивно более сложное о изготовлении, что приводит к недостаточной надежности.

1757074 сравнения частот в состояние "0", при котором ключевой элемент 10 открывается, подавая питание на электродвигатель 11, Цель изобретения - повышение надежности.

В управляемый источник опорных сигналов предлагаемого устройства для стабилизации скорости электродвигателя 5 введены программируемые счетчики, при этом первый вход управляемого источника опорных сигналов подключен к прямому вы-. второй вариант соответствует установке выхода блока 6 сравнения частот в состояние

"1", при этом ключевой элемент 10 закрыт:, на второй вход управляемого источйикэ 1 опорнога сигнала поступает разрешение для формирования интервала времени, ходу формирователя импульсов, инверсный вход которого:соединен с вторым входом 10 равного половине периода частоты сигнасти, -который подключает к источнику 25 ностью rq,1 высокого уровня и тфг низкого питайия электродвигатель, механически . уровня, сумма которых состыавляет период связтанйый с датчиком скорости: " .",:, ";---:::::Тф формирователей; поступает на первые

На фиг. 1 представлена функциохнальх- -": входы блока 6 сравнения частот и управляйая схема прседлагаемога устройства; на ". емого источника 1 опорного сигнала с пряфиг. 2 — зпюры напряжений, поясняющие 30 мого выхода 13, а на вторые - выходы — с его работу..-:: .,:,:- ;:,:- -- инверсного "выха д а 14, при атом

Устройство (фиг.1) содержйтд управлдяет- программируемый исуточник 1 при саответ- мый источййк 1 опорных сигналов, состоя- ствующей программе йрограммируемых щий из кварцевого генератора 2, вход:" первого 3 и второго 4 счетчиков, набранной которого соединен с тактовыми входами 35 каким-либо из сусществуютцих способов первого 3 и второго 4 программируемых .::: формирует интервалы всрехмени счетчиков, выходы которых соединены с первыми вторым входами первогаэлемента - . Vcr) =тф1 и г,,г — -тфг, ИЛИ 5, блок 6 сравнения частот, состоящий из первого 7 и второго 8триггеров, Я-входы 40 где r« - длительность импульса первого которых объединена и соединены с аыха:" . счетчика; дом первого элемента ИЛИ, а выходы — с i,уг — длительность импульса второго первым и вторым входами второго элемента:; " счетчика;

ИЛИ 9, ключевой элемент 10, вход которого: " - Состояние выхода блока 6 сравнения связан с выходом второго элемента ИЛИ, 45 определяется соотношением электродвигатель 11, электрически связанный с выходом ключевого элемента 10 и мехайически с датчиком 12 скорости, выход уг Гсг1 Тсг2 которого соединен с входом формирователя

15, прямой 13 и йнверсный 14 входы которо-" 50 Если соотношения больше единйцы, то го соединеньгс первыми и вторыми входами . блок 6 сравнения частбт переходит в састоблока 6 сравнения и управляемого источни- яние н0", при котором элемент 10 открыт и ка 1 опорных сигналов. двигатель 11 разгоняется. Если соотношеУстРойство Работает следУющим абра .. ния меньше единицы, то блок 6 сравнения зом. 55 частот переходит в состояние "1", при котоПри включении питания блок 6 сравне- ром ключевой элемент 10 закрыт и двигания частот устанавливается в случайное по- тель отключен ложение, что обУславливает два возможных Блок 6 сравнения частот, периодичеварианта пУска двигателЯ; пеРвый ваРиаккт ски отслеживая либо первое. либо второе соответствует установке выхода блока 6 управляемогоисточника опорнйх сигналов,:. : ла датчика 12 скорости, после окончания выходы которых подключены к соответству- формирования интеовтэла времхенни сигнал ющим входам первого Элемента ИЛИ, выход с выхода управляемого источника 1 подакоторого подключен ктретьемувходублока ется нэ третий вход блока 6 сравнения сравнения частот, выполненного нэ двух 15; устэнавлйвая егахв состояние "0", триггерах, С-входы которых соедййены со - - при котором ключевой элдементс10 открыответственно с первым и вторым входами .вается, подавая питание на электрддвигаблока сравнена частот, à R -входы обьеди- .: тель 11. нены и соединены с третьим входом блока - В дальнейшем регулирование скорости сравнения частот, выходы триггеров явля- 20 днвигэхтеля птроисходитслтедующбимобразом . ются выходами блока сравнения частот и : сигнал с датчика 12 скорости через формисоединены с соответствующими входами : рователга15, который на прямом 1.3 и инвер второго элемента ИЛИ, выход которого под-: . сном 14 выходах формирует сигйал в виде ключен к входу ключевого усилителя мощно- .: - х прямоугольных импульсов (фиг.2) длитель1757074 условие, формирует на выходе импульсы, усилитель мощности, формирователь импропорциональные количественному соот- пульсов с прямым и инверсным выходами, ношению длительности импульсов форми- вход которого является входом устройства, рователя 15 и интервалов источника 1 авыходусилителямощностиявляетсявыхоопорных сигналов, которые управляют клю- 5 дом устройства, прямой выход формировачевым элементом 10.:: - теля импульсов соединен с первым входом

Таким образом, процесс формирования блока сравнения частот, инверсный выход опорного сигнала программируемым источ- формирователя импульсов соединен с втоником- происходит последовательно дваж- рым входом блока сравнения частот, о т л иды эа период сигналов с формирователя 10 ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения меньшим количеством элементов, что повы- - -надежности, счетчики в управляемом источшает надежность, Непосредственное уп- нике ойорнЫх сигналов вйполнены про равление программируемым источником граммируемыми; .: первый вход интервала времени импульсами высокого и управляемого источника опорных сигналов низкого уровня, а также подача максималь - 15 подключен к прямому выходу формироватеного напряжения в процессе разгона двига- ля импульсов, инверсный вход которого сотеля позволяют получать максимальное единен с вторйм входом управляемого быстродействие, что сказывается на време- . источника опорных сигналов, выходы котони переходного процесса (регулирования), рого подключены к соответствующим вховследствие этого любые воздействия возму- 20 дам первого элемента ИЛИ; выход которого щающих факторов (нагрузка, напряжение - подключен к третьему входу блока сравне-. питания, температура окружающей среды) нйя частот, выполненного на двух триггерах, системы стабилизации отрабатывает.: С-входы которых соединены соответствен, но с первыМ и аторым входами блока сравФормула изобрет ени я 25 нения частот, à R -входы обьединены и

Устройство для стабйлизации скорости " соединены с третьим входом блока сравнеэлектродвигателя постоянного тока, содер- —: . ния частот, выходы триггеров являются вхо.: жащее управляемый источник опорных сиг- . дами блока сравненйя частот и соединены с налов, выполненный в виде кварцевого соответствующими входами первого элегенератора с двумя счетчиками, блок срав- 30 мента ИЛИ, выход которого подключен к нения частот, два элемента ИЛИ, ключевой входу ключевого усилителя мощности. 1757074

Составитель А.Терновская

Техред М.Моргентал Корректор М.Максимишинец

Редактор И,Шулла

Заказ 3098 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Устройство для стабилизации скорости электродвигателя постоянного тока Устройство для стабилизации скорости электродвигателя постоянного тока Устройство для стабилизации скорости электродвигателя постоянного тока Устройство для стабилизации скорости электродвигателя постоянного тока Устройство для стабилизации скорости электродвигателя постоянного тока 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводе с широтно-импульсным регулятором Целью изобретения является повышение точности и надежности

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для демпфирования приводов с упругими связями

Изобретение относится к электротехнике , в частности к автоматизированным вентильным электроприводам постоянного тока, и может быть использовано в металлургической , подъемно-транспортной, станкостроительной и других отраслях промышленности

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах экскаваторов

Изобретение относится к электротехнике, в частности к системам управления реверсивными вентильными электроприводами постоянного тока с раздельным управлением групп вентилей преобразователя, и может быть использовано в металлургической, бумагоделательной и других отраслях промышленности

Изобретение относится к электротехнике, в частности к позиционным электроприводам постоянного тока, и может быть использовано для автоматизации металлорежущих станков, электромеханических роботов и других механизмов

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам стабилизации угловой скорости, построенным на принципе контура фазовой синхронизации, в которых в качестве датчика обратной связи используется сельсин или многополюсный синусно-косинусный вращающийся трансформатор

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам стабилизации угловой скорости, построенным на принципе контура фазовой синхронизации, в которых в качестве датчика обратной связи используется сельсин или многополюсный синусно-косинусный вращающийся трансформатор

Изобретение относится к системам стабилизации скорости вращения двигателей постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах автоматического управления для регулирования частоты вращения электродвигателя постоянного тока
Наверх