Агрегат бесперебойного электроснабжения

 

Изобретение относится к электротехнике , а именно к системам бесперебойного электроснабжения токоприемников ответственных потребителей переменного тока специальных объектов. Сущность изобретения: в агрегат бесперебойного электроснабжения введены повышающий редуктор, статический преобразователь частоты и блок управления разобщительной муфты, выполненный в виде логического элемента И. причем повышающий редуктор установлен между асинхронизированной синхронной машиной и маховиком, статорные обмотки машины подключены через статический преобразователь частоты к шинам гарантированного электропитания, управляющий вход которого подключен к системе автоматического управления, а первый и второй вход блока управления разобщительной муфты подключены соответственно к системе автоматического управления и системе пуска первичного двигателя, а выход подключен к разобщительной муфте. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)з Н 02 J 9/06

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4876864/07 (22) 23.10,90 (46) 23.09.92. Бюл. М 35 (72) Б.Т,Кононов, M.Ï.Ë ысенко, А.Д.Супрун, В.M. Рыжков и Д.Б.Глущенко (56) Авторское свидетельство СССР

К 4203041, кл. Н 02 J 9/00, 9/06, 1972.

Авторское свидетельство СССР

М 1334268, кл. Н 02 J9/06,,1987. (54) АГРЕГАТ БЕСПЕРЕБОЙНОГО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ (57) Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам бесперебойного электроснабжения токоприемников ответственных потребителей переменного тока специальных объектов. Сущность изобретения: в агрегат бесперебойного электроснабИзобретение относится к электроэнергетике, а именно к системам бесперебойного электроснабжения токоприемников ответственных потребителей переменного тока специальных объектов.

Известен агрегат бесперебойного электроснабжения, содержащий шины гарантированного электропитания, соединенные с сетью переменного тока через статический переключатель, к которым присоединена буферная установка в виде генераторного блока, состоящего из электрической машины переменного тока, механически соединенной с электрической машиной постоянного тока, подключенной к аккумуляторным батареям. Система управления генераторным блоком содержит трансформатор тока и стабилизатор, управляющий обмоткой возбуждения электрической машины переменного тока. Недостатком изве,, Ы„„1764119 А1

2 женил введены повышающий редуктор, статический преобразователь частоты и блок управления разобщительной муфты, выполненный в виде логического элемента И, причем повышающйй редуктор установлен между асинхронизированной синхронной машиной и маховиком, статорные обмотки машины подключены через статический преобразователь частоты к шинам гарантированного электропитания, управляющий вход которого подключен к системе автоматического управления, а первый и второй вход блока управления разобщительной муфты подключены соответственно к системе автоматического управления и системе пуска первичного двигателя, а выход подключен к разобщительной муфте. 1 ил, стного агрегата является недостаточная экономичность и надежность, обусловленные сложностью схемы буферной установки, состоящей из механически соединенных электрических машин переменного и постоянного тока, подключенной к аккумуляторным батареям, связью с двумя родами тока, наличием аккумуляторных батарей, требующих постоянной подзарядки и контроля за саморазрядом, а также специального помещения, относительно низким коэффициентам полезного действия.

Наиболее близкой к изобретению является система бесперебойного электроснабжения, содержащая шины гарантированного электропитания, соединенные с сетью переменного тока через статический выключатель, к которым присоединена буферная установка в виде асинхронизированной синхронной машины с

1764119 независимым возбуждением и инерционным маховиком, снабженной системой автоматического управления и регулированием, В известной системе недостаточная надежность бесперебойного электроснаб- 5 жения токоприемников ответственных потребителей во времени переходного режима от момента исчезновения напря>кения до принятия нагрузки первичным источником, определяется малым (до нескольких 10 секунд) временем работы буферной установки в режиме генератора эа счет кинетической энергии маховика. Кроме того, недостатком данной системы является наличие маховика с большими массогэбарит- 15 ными показателями, в значительной степени обуславливающих надежность системь1 бесперебойного электроснабжения, Цель изобретения — повышение надеж- 20 ности электроснаб>кения путем уменьшения массогабаритных показателей маховика, Поставленная цель достигается тем, что в агрегат бесперебойного электроснабже. 25 ния введены повышающий редуктор, статический преобразователь частоты и блок управления разобщительной муфты, выполненный в виделогического элемента И, причем повышающий редуктор установлен 30 между эсинхронизированной синхронной машиной и маховиком, статорные обмотки машины подключены через статический преобразователь частоты к шинам гарантированного питания, управляющий вход 35 которого подключен к системе автоматического управления и регулирования, а первый и второй входы блока управления разобщительной муфты подключены соответственно к системе автоматического регу- 40 лирования и системе пуска первичного двигателя, а выход подключен к разобщительной муфте, Массогабаритные показатели маховиков в агрегатах бесперебойного электроснабжения определяются макси- 45 мальной частотой вращения и диапазоном изменения частоты вращения в разрядном цикле. Это видно из аналитической зависимости где N — мощность электромехэнического преобразователя;

Vp — окружная скорость маховика;

Tp — время разрядки цикла; рц — КПД разрядного цикла; р — "" — кратность падения угловой

Имакс скорости маховика, Применение повышающего редуктора позволяет увеличить максимальную частоту вращения до 8000 об/мин, а использование статических преобразователей частоты обеспечивает на шинах гарантированного электропитания напряжение требуемого качества частотой 50 Гц. Таким образом, в предлагаемом устройстве энергии маховика йспользуется в диапазоне частоты вращения 8000 — 1000 об/мин, а в прототипе 15001000 об/мин. При одинаковом времени работы в генераторном режиме это позволяет уменьшить массу маховика в десять раз. 8о-вторых, уменьшение массы маховика достигается использованием запуска первичного двигателя не за счет энергии маховика, а подключением первичного двигателя в момент равенства их угловых скоростей предельно допустимой угловой скорости первичного двигателя, при которой он может взять нагрузку с учетом обеспечения требуемого качества напря>кения на шинах гарантированного электропитания. Применение высоких частот позволяет значительно уменьшить массу асинхронизированной синхронной машины.

На чертеже дана структурная схема агрегата бесперебойного электроснабжения..

Агрегат бесперебойного электроснабжения состоит из основного источника 1 питания, коммутационного аппарата 2, статического выключателя 3, шин 4 гарантированного электропитания с подключенными к ним приемниками 5 электрической энергии ответственных потребителей и через статический преобразователь 6 асинхронизированной синхронной машины (АСМ) 7 с независимой системой возбуждения 8, содержащей расположенный на валу ротора вспомогательный генератор 9, питающий силовую часть тиристорного преобразователя 10, подключенного к обмоткам возбуждения 11, связанной через повышающий редуктор 12 с маховиком 13 соединенным через раэобщительную муфту 14 с блоком управления 15, выполненным в виде логического элемента И и первичным двигателем 16 с системой пуска 17, Агрегат содержит систему 18 автоматического управления, первый 19 вход которой подключен к шинам гарантированного электропитания, второй 20 вход подключен к основному источнику питания, а первый 21 выход подключен к управляющему входу статического преобразователя частоты 6, второй 22 выход подключен к уп1764119 равляющему выходу независимой системы возбуждения 8 ACM 7, третий 23 выход подключен к блоку управления 15 разобщительной муфты 14, четвертый выход 24 подключен к системе пуска 17 первичного 5 двигателя 16, пятый 25 выход подключен к управляющему входу статического выключателя 3, которая осуществляет управление

ACM 7 в компенсаторном режиме по заданной величине скольжения вала ротора и ре- 10 активной мощности статора, а . в генераторном режиме по заданной величине напряжения и частоты, а также формирует управляющие сигналы на переключение статического выключателя 3, включение in 15 отключение первичного двигателя 16 и разобщительной муфты 14. В нормальном режиме электроснабжение приемников 5 электрической энергии ответственных потребителей осуществляется от источника 1 20 через коммутационный аппарат 2, статический выключатель 3, шины 4 гарантированного электропитания ACM 7 подключенная статорными обмотками через статический преобразователь частоты 6 к шинам 4 гаран- 25 тированного электропитания, обмотки воз буждения 11 получают питание через преобразователь 10 частоты от вспомогательного генератора 9, работает в режиме асинхронного компенсатора, вращая через 30 повышающий редуктор 12 маховик 13. Разобщительная муфта 14 разобщена и первичный двигатель 16 находится в готовности к пуску. В этом режиме управление ACM 7 осуществляется по заданной величине 35 скольжения вала ротора и реактивной мощности статора. Поддержание заданного скольжения вала ротора и регулирование величины реактивной мощности статора

АСМ 7 осуществляется системой управле- 40 ния 18, которая формирует на втором 22 выходе такой сигнал, управления преобразователем 10 частоты, который определяет частоту, амплитуду, фазу напряжения на его выходе, а следовательно и токов ротора. Это 45 позволяет создать обмотками возбуждения

11 ротора вращающееся относительно него в нужном направлении круговое поле с требуемой по режиму работы амплитудой, частотой и фазой, обеспечивающих заданное 50 скольжение вала ротора и величину реактивной мощности статора АСМ 7, При поступлении на второй 20 вход системы управления 18 сигналов не соответствующих заданным предельным значениям или 55 при полном прекращении питания со стороны основного источника 1, под воздействием сигнала управления, формируемого на пятом 25 выходе отключается статический выключатель 3 и отделяет от основного источника 1 шины 4 гарантированного электропитания с присоединенными к ним приемникам 5 электрической энергии ответственных потребителей, которые получают питания от ACM 7 переведенной в режим генератора и использующей запасенную кинетическую энергию маховика 13, повышающий редуктор 12 работает на холостом ходе. Одновременно, система управления

18 выдает на четвертом 24 выходе сигнал на блок управления 17 первичным двигателем осуществляя запуск первичного двигателя

16, В этом автономном режиме управление

ACM 7 осуществляется по заданной величине напряжения и частоты на шинах 4 гарантированного электропитания. Поддержание заданной величины напряжения на шинах 4 гарантированного электропитания осуществляется системой управления 18, обеспечивающей заданное значение напряжения на шинах 4 гарантированного электропитания.

Регулирование величины частоты напряжения осуществляется статическим преобразователем частоты 5 по сигналам, формируемым на первом 21 выходе системой управления 18 в пределах угловых скоростей от в„,кс до вм,„— соответствующей f.= 50 Гц. При дальнейшем снижении угловой скорости ниже ш„м регулирование велйчины частоты напряжения статора осуществляется системой независимого возбуждения 8, При этом, системой управления 18 формируется на втором 22 выходе такой сигнал управления преобразователем 10 частоты, который определяет частоту, амплитуду напряжения возбуждения. Это позволяет создать обмотками l1 возбуждения вращающееся относительно ротора в нужном направлении круговое поле с требуемой по режиму работы амплитудой, частотой и фазой, обеспечивающих заданное значение напряжения частоты на шинах 4 гарантированного электропитания. При снижении угловой скорости вращения вала машины до минимальной соответствующей предельно допустимой угловой скорости вращения вала, при которой ACM 7 обеспечивает требуемую частоту напряжения, а первичный двигатель 16 может взять нагрузку с учетом обеспечения требуемого качества напряжения, блок управления 15 разобщительной муфты по сигналам поступающим с третьего

23 выхода системы управления 18 и системы пуска 17 первичного двигателя формирует сигнал, обеспечивающий включение разобщительной муфты 14 и привод ACM 7 начинает осуществляться от первичного

17641 19 двигателя 16. Таким образом, обеспечивается электроснабжение приемников 5 электрической энергии ответственных потребителей электроэнергии требуемого качества от ACM 7, работающей в генераторном режиме. Восстановление напряжения основного источника 1 фиксирует система управления 18. При соответствии всех величин и выполнении условий синхронизации позволяющих включить на параллельную работу с основным источником 1

ACM 7, система управления 18 отменяет на пятом выходе сигнал на отключение статического выключателя 3. на третьем 23 — на включение разобщительной муфты 14, а на четвертом 24 выходе на включение первичного двигателя 16, При этом, исключается статический выключатель 3 и соедийяет с источником 1 шины 4 гарантированного электропитания, Включается блок регулирования 17, первичный двигатель 16 останавливается, отключается рэзобщйтельная муфта 14. ACM 7 переводится из режима синхронного генератора в режим асинхронного компенсатора. Таким образом, агрегат бесперебойного электроснабжения работает в исходном режиме.

Использование в предлагаемом агрегате бесперебойного электроснабжения повышающего редуктора, статического преобразователя частоты и блока управления разобщительной муфты, выполненного в виде логического элемента И, причем повышающий редуктор установлен между асинхронизированной синхронной машиной и маховиком, статорные обмотки которой подключены через статический преобразователь частоты к шинам гарантированного электропитания, управляющий вход которого подключен к системе автоматического управления, а первый и второй ,вход блока управления разобщительной муфты подключен соответственно к системе автоматического управления и системе пуска первичного двигателя, а выход подключен к разобщительной муфте, повышает надежность электроснабжения путем уменьшения массогабаритных показателей маховика, за счет увеличения глубины реализуемого разряда кинетической энергии маховика. Расширение глубины реализуемого разряда маховика достигается использованием в двигательном режиме повышающего редуктора с помощью которого увеличивается угловая скорость вращения маховика до 8000 об/мин, а.в генераторном режиме статического преобразователя частоты. обеспечивающего частоту тока генератора равной 50 Гц при частоте вращения вала ротора 1500 об/мин, а с учетом приме20 положительного экономического эффекта, обусловленного предлагаемой системой

35 к которым присоединена асинхронизированная синхронная машина с независимым

45 ский преобразователь частоты и блок

50 машиной и маховиком, статорные обмотки машины подключены через. статический

15 нения асинхронизировэнной синхронной машины, энергия маховика используется в диапазоне от 8000 до 1000 об/мин, в прототипе от 1500 до 1000 об/мин. Увеличение времени работы в генераторном режиме от маховика позволяет использовать запуск первичного двигателя, от шахтных систем, что дает также возможность уменьшить массогабаритные показатели маховика. Увеличение глубины реализуемого разряда кинетической энергии маховика позволяет использовать маховик, определяющий главным образом степень совершенства и технико-экономические показатели агрегата бесперебойного электроснабжения с маховичными накопителями энергии, с меньшими массогабаритными показателями, менее дорогостоящих материалов при том же времени работы, что и у прототипа. Величина бесперебойного электроснабжения, также зависит от масштаба системы электроснабжения, состав потребителей электроэнергии и величины ущерба, возникающего от перерыва в электропитании. Увеличение надежности электроснэб>кения позволит в большинстве случаев свести этот ущерб к. нулю.

Формула изобретения

Агрегат бесперебойного электроснаб-, жения, содержащий статический выключатель, включенный между сетевым вводом tn шинами гарантированного электропитания; возбуждением и маховиком на валу, связанные через разобщительную муфту с первичным двигателем, снабженная системой автоматического управления, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения надежности путем уменьшения массогабаритных показателей маховика, в агрегат введены повышающий редуктор, статичеуправления разобщительной муфты, выполненный в виде логического элемента И, причем повышающий редуктор установлен между асинхронизирован ной синхронной преобразователь частоты к шинам гарантированного электропитания, управляющий вход которого подключен к системе автоматического управления, а первый и второй входы блока управления разобщительной муфты подключены соответственно к системе автоматического управления и системе пуска первичного двигателя, а выход подключен к разобщительной муфте.

1764119

Составитель Г.Дамская

Техред М. Моргентал Корректор С.Лисина

Редактор ТЛЯагова

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 3461 . . Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комйтета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва. Ж-35, Раушская наб., 4/5

Агрегат бесперебойного электроснабжения Агрегат бесперебойного электроснабжения Агрегат бесперебойного электроснабжения Агрегат бесперебойного электроснабжения Агрегат бесперебойного электроснабжения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электроэнергетике и может быть использовано для питания электрической энергией особо ответственных потребителей большой мощности, например части потребителей собственных нужд (СН) атомной электростанции (АЭС) Цель изобретения - повышение надежности питания электрической энергией ответственного потребителя, например части потребителей СН АЭС, за счет обеспечения совместного с механизмами СН выбега асинхронизированного генератора (АСГ) при его работе в асинхронном режиме или синхронного генератора (СГ) при его переходе в асинхронный режим Цель достигается тем, что в момент отключения генератора (АСГ или CQ 2 от энергосистемы 16 осуществляют конденсаторное возбуждение генератора 2 с помощью батареи конденсаторов 3, обеспечивая на его выводах номинальное напряжение В процессе выбега генератора 2, который через трансформатор 15 СН питает особо ответственные потребители 14 СН, увеличивают возбуждение генератора 2, подключая дополнительные батареи конденсаторов 4 - 6

Изобретение относится к электроэнергетике и может быть использован для питания переменным однофазным током ответственных электроприемников, не допускающих перерывов в электроснабжении

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в системах электроснабжения двойной технологии для питания потребителей первой категории, обеспечивающих непрерывность технологического цикла при максимальном энергосбережении

Изобретение относится к электрооборудованию самолета и предназначено для использования при реализации электроснабжения потребителей самолета в нормальных и аварийных условиях полета

Изобретение относится к системам распределения электроэнергии и резервного электроснабжения, а более конкретно к автономным системам электроснабжения (АСЭС) передвижных объектов, в частности радиоэлектронных комплексов, функционирующих в удалении от стационарных электрических сетей

Изобретение относится к области преобразовательной техники и может быть использовано в системах бесперебойного электропитания потребителей переменного тока для исключения аварийных режимов

Изобретение относится к системам аварийного питания, описанным в ограничительной части п

Изобретение относится к электрораспределительным сетям постоянного тока, предназначенным для питания функциональных органов транспортных средств, преимущественно летательных аппаратов

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для питания потребителей постоянного тока категории 1-A при высоких требованиях к качеству электроэнергии (ЭЭ)

Изобретение относится к энергоснабжению и может быть использовано для долговременного резервирования электропитания при отключении потребителей сети кабельного телевидения от местных источников электропитания

Изобретение относится к электротехнике, в частности к устройствам для питания электрических сетей, и может найти применение в схемах для питания цепей сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) на тяговых подстанциях железных дорог
Наверх