Способ изготовления сборных деталей

 

Использование: для накатывания шлицевых и зубчатых профилей на соединяемых деталях. Сущность: собирают заготовку валвтулка. По наружной поверхности втулки профильными роликами осуществляют продольную накатку за несколько проходов с сохранением зазора между валом и втулкой на последнем проходе. Затем соединяют детали, уменьшая зазор, до получения натяга с заданными эксплуатационными свойствами соединения. 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51) 5 В 23 Р 11/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ 0, 1

О (21) 4873218/27 (22) 11,10.90 (46) 30.09.92. Бюл. N 36 (71) Научно-производственное объединение

"АНИТИМ" (72) Л.А, Фукс (56) Авторское свидетельство СССР

¹1278159,,кл. B 23 К 20/04, 1983. (54) СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СБОРНЫХ

ДЕТАЛЕЙ

Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к накатыванию шлицевых и зубчатых профилей, Известен способ соединения валов при изготовлении передач (заявка Великобритании N 2198377, кл. В 21 К 25/00, 1988), по которому на сплошном валу выполняют шлицы, вставляют в полый вал и деформируют последний обжимными матрицами, которые в первый момент формуют канавку между шлицами, а затем обжимают шлицы полностью.

Недостатком данного способа является то, что данным способом можно обрабатывать только тонкостенные детали, Получение зубчатых профилей на толстостенных цилиндрах практически невозможно, кроме того, точность получаемого профиля будет невысокой.

Известен также способ изготовления полых многослойных изделий (по а.с. СССР

¹ 1278159 В 23 К 20/04, 1986), при котором внутрь стакана по свободной посадке вводят полые цилиндры до упора в дно, нагре1764922 А1 (57) Использование: для накатывания шлицевых и зубчатых профилей на соединяемых деталях. Сущность: собирают заготовку валвтулка, Ilo наружной поверхности втулки профильными роликами осуществляют продольную накатку за несколько проходов с сохранением зазора между валом и втулкой на последнем проходе, Затем соединяют детали, уменьшая зазор, до получения натяга с заданными эксплуатационными свойствами соединения. 3 ил, вают до нужной температуры и надевают на длинную оправку. Затем производят прокатку заготовки в валках стана продольной прокатки, В процессе протяжки на наружную стенку стакана действуют осевые растягивающие и радиальные сжимающие напряжения от валков (роликов), последние передаются внутренним слоям и обеспечивают плотное соединение и сварку контактных поверхностей слоев.

Недостатком данного способа является то, что при получении зубчатых профилей в горячем состоянии за один проход невозможно получить требуемую точность получаемого профиля. Использование многопроходности в горячем состоянии не позволит улучшить точность, т.к, после первого прохода происходит прочное сцепление внутреннего цилиндра с наружным, т.е, заготовка превращается в сплошную (однородную) деталь, а как известно, при накатывании сплошных заготовок величина осевой деформации от центра профиля к краям (торцам) увеличивается, что приводит к ис1764922 кажению прямолинейности зуба, так называемой "бочке". Кроме того, вал-шестерня, полученная известным способом, неразьемна, т.е, не ремонтопригодна.

Целью изобретения является повышение точности получаемых изделий за счет повышения точности накатываемого профиля и экономии металла за счет обеспечения возможности ремонта.

Поставленная цель достигается тем, что в способе изготовления сборных деталей, преимущественно типа вал-шестерня, при котором осуществляют сборку заготовки, состоящей из вала и втулки, а затем продольную накатку профиля по наружной поверхности детали профильными роликами и соединение детали, согласно изобретению, продольную накатку осуществляют за несколько проходов, сохраняя зазор между валом и втулкой на последнем проходе, а в процессе соединения деталей указанный зазор уменьшает до получения натяга 7 с заданными эксплуатационными свойствами соединения.

На фиг.1 показана схема накатывания профиля; на фиг.2 — процесс накатывания; на фиг.3 — сечение А — А на фиг.2, Заготовку, состоящую из вала 1 и втулки

2, собранную с зазором, устанавливают между верхним 3 и нижним 4 центрами, Затем ролики 5, установленные концентрично валу 1, подают к оси заготовки и осуществляют первый проход в направлении неподвижного в данный момент центра 3, перемещая ролики 5 вдоль оси заготовки до выхода из профиля, Центр 4 в этот момент имеет возможность свободно перемещаться вниз и не препятствует осевой деформации.

В процессе накатывания происходит деформация втулки 2 в радиальном и осевом направлениях, причем деформация в радиальном направлении приводит к умен ьшению зазора между валом 1 и втулкой 2, а деформация в осевом направлении происходит равномерно по всей длине втулки, что позволяет получить одинаковую толщину зуба во всех сечениях шестерни и требуемую прямолинейность зуба. Затем в верхнем положении ролики 5 вновь подаются к центру под очередной проход и производят накатывание в направлении неподвижного в этот момент центра 4, а центр 3 становится подвижным. Дальнейшее накатывание осу40

35 ществляют аналогично первому и второму проходам, в результате которых зазор после последнего прохода устраняется, а втулка с натягом обжимает вал 1.

Таким образом, после завершения заданного количества проходов получают накатанный профиль необходимой формы и . готовую сборную деталь.

Пример конкретного исполнения, На вал диаметром 26 мм и длиной 119 мм устанавливают с зазором 0,10 мм втулку с наружным диаметром 53,5 мм, диаметром отверстия 26,1 мм и длиной 30 мм. Вал и втулка изготовлены из стали 18 ХГТ с твердостык 200 НВ. Затем собранную заготовку устанавливают между центрами и производят продольное накатывание втулки профильными роликами, установленными концентрично оси заготовки.

Зубчатый профиль m = 5 мм с числом зубьев z = 8 образуют за 12 проходов, Перед последним проходом зазор составляет

0,002 мм. После 12-го прохода получают ведомую вал-шестерню масляного насоса, Натяг между валом и шестерней (втулкой) составляет 0,025 мм, что позволяет передавать крутящий момент 30 кгс.м, при необходимости не более 18 кгс.м.

По всем параметрам полученная валшестерня не уступает вал-шестерне, накатанной из сплошной заготовки, а непрямолинейность зуба не превышает

0,015 мм, чего нельзя получить при накатывании сплошной заготовки.

Формула изобретения

Способ изготовления сборных деталей, преимущественно типа вал-шестерня, при котором осуществляют сборку заготовки, состоящей из вала и втулки, а затем продольную накатку проФиля по наружной поверхности детали профильными роликами и соединение детали, отличающийся тем, что, с целью повышения точности получаемых изделий за счет повышения точности накатываемого профиля и экономии металла за счет обеспечения возможности ремонта, продольную накатку осуществляют за несколько проходов, сохраняя зазор между валом и втулкой на последнем проходе, а в процессе соединения деталей указанный зазор уменьшают до получения натяга с заданными эксплуатационными свойствами соединения.

1764922

1764922

Составитель Л. Фукс

Редактор Т. Орловская Техред М.Моргентал Корректор

Заказ 3340 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Способ изготовления сборных деталей Способ изготовления сборных деталей Способ изготовления сборных деталей Способ изготовления сборных деталей 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к сборочному производству, в частности к сборке газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к машиностроению и может найти применение при соединении деталей из различных несвариваемых материалов, например металл-керамика, алюминий-сталь, титан-нержавеющая сталь и т.п

Изобретение относится к области восстановления сопряжений цилиндрических поверхностей при ремонте деталей машин

Изобретение относится к машиностроению, а именно: к способам получения прессовых соединений цилиндрических деталей, используемых, например, в устройствах защиты от вибраций и ударов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при соединении с натягом деталей типа вал-втулка

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при соединении с натягом деталей типа вал-втулка методом горячей запрессовки

Изобретение относится к ремонту бронетанковой техники

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к соединению колес с осью колесной пары, и может быть использовано для соединения деталей с натягом в машиностроении
Наверх