Динамический гаситель колебаний машины

 

Использование: машиностроение, средства динамического гашения колебаний малогабаритных машин, Сущность изобретения: гаситель содержит фрикционную передачу , включающую центральные колеса

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (505 F 16 F 15/12

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4852309/28 (22) 18,07,90 (46) 07,10,92. Бюл, К 37 (71) Омский политехнический институт (72) В,Т. Швецов (56) Авторское свидетельство СССР

N 840612, кл. F 25 В 9/00, 1980.

Авторское свидетельство СССР

N 1647179, кл, F 16 Г 15/12, 1988. (54) ДИНАМИЧЕСКИЙ ГАСИТЕЛЬ KQPEÁÀНИЙ МАШИНЫ (57) Использование: машиностроение, средства динамического гашения колебаний малогабаритных машин, Сущчость изобретения: гаситель содержит фрикционную передачу, включающую центральные колеса (1) и {2) с наружным и внутренним зацеплениями, сателлиты (3), установленные в корпусе машины {4), маховик {5) и упругие алеман.;ы (6) и (10), обеспечив;-.ю.цие силовое замыкание кинематических пар и создающие окружное упругое соединение маховых масс гасителя. При этом рабочие повеохности колес (1) и (2) выполнены конической формы, а поофили контактируемых с ним:» говерхностей сателли ов (3) в осевом сечении очерчены пп дугам окружности.

Подбором величин момента инерции маховика (5) и жесткости упругого элемента {6) формлруется момент сил, компенсирующий нагружение корпуса машины (4), что уменьшает ее угловые колебани".„3 з.п. ф-лы, 2 ил.

1767257

Изобретение относится к машиностроению, а именно: к средствам динамического гашения колебаний малогабаритных машин.

Известен динамический гаситель коле- 5 баний, выполненный в виде связанных с корпусом машины цейтрального зубчатого колеса и взаИМодействующих с ним шестерен, расположенных в плоскости, перпендикулярной оси вала, причем колесо с 10 помощью упругого элемента соединено с валом".

Недостатком известного гасителя является его малая эффективность и высокий уровень высокочастотных возмущений, ис- 15 точником которых является зубчатый механизм гасителя.

Известен динамический гаситель колебаний, содержащий планетарную передачу, сателлиТы которой предназначены для уста- 20 новки на корпусе машины, маховик, установленный коаксиально с центральным колесом с внутренними зубьями в плоскости его ступицы, и упругий элемент, установленный или между маховиком и 25 центральным колесом с наружными зубьями в плоскости ступицы центрального колеса с внутренними зубьями, а последнее предназначено для жесткого закрепления на валу машины, или предназначен для ус- 30 тановки между валом машины и центральным колесом с внутренними зубьями, а маховик жестко закреплен на ступице центрального колеса с наружными зубьями.

Недостатком известного гасителя явля- 35 ется низкая надежность работы гасителя, обусловленная высоким уровнем возмущений, источником которых является зубчатый механизм гасителя, Цель изобретения — повышение надеж- 40 ности работы гасителя за счет уменьшения .интенсивности высокочастотных колебаний.

Поставленная цель достигается тем, что в динамическом гасителе колебаний маши- 45 ны, содержащем планетарную передачу, сателлиты которой предназначены для установки на корпусе машины, маховик, размещенный коаксиально предназначенному для установки на валу машины или с 50 фиксацией от вращения, или с возможностью вращения центральному колесу внутреннего зацепления в полости его ступицы и соответственно или установленный с возможностью вращения 55 относительно обоих центральных колес, или жестко соединенный с центральным колесом наружного зацепления, и упругий элемент, установленный в полости ступицы центрального колеса внутреннего зацепления и соответственно или связывающий центральное колесо наружного зацепления с маховиком, или предназначенный для соединения центрального колеса внутреннего зацепления с валом машины, планетарная передача— фрикционная, рабочие поверхности центральных колес — конические, рабочие поверхности сателлитов в осевом сечении очерчены дугой окружности, упругий элемент выполнен в виде винтовой пружины сжатия — кручения, гаситель снабжен дополнительным упругим элементом, предназначенным для подпружинивания к валу машины соответственно или центрального колеса внутреннего зацепления, или центрального колеса наружного зацепления, а последнее предназначено для установки соответственно или на корпусе, или на валу машины. При этом на центральном колесе выполнены или шлицы, или элементы шпоночного соединения, предназначенные для взаимодействия со шлицами или соответствующим элементом шпоночного соединения вала машины. Кроме того, гаситель снабжен фиксатором осевого перемещения маховика, предназначенным для установки последнего на валу машины, а также самоустанавливающейся подшипниковой опорой для установки центрального колеса наружного зацепления.

На фиг,1 и 2 изображены варианты компоновочной схемы устройства, разрез.

Динамический гаситель колебаний машины содержит планетарную фрикционную передачу, включающую центральное колесо

1 с наружным зацеплением, центральное колесо 2 с внутренним зацеплением и сателлиты 3, установленные в корпусе 4 машины, маховик 5, установленный коаксиально с центральным колесом 2 в полости его ступицы, и упругий элемент 6 для окружного упругого соединения, установленный или между маховиком 5 и центральным колесом

1, а центральное колесо 2 с внутренним зацеплением размещено на валу 7 машины с возможностью перемещения относительно этого вала вдоль его оси и соединено с валом 6 шпоночным или шлицевым соединением 8, или между валом 7 машины и центральным колесом 2 с внутренним зацеплением, а маховик 5 при этом жестко соединен со ступицей центрального колеса

1 с наружным зацеплением, Причем контактируемые фрикционные поверхности колес

1 и 2 имеют коническую форму, а поверхности сателлитов 3 в осевом сечении очерчены по дугам окружности, упругий элемент 6 для окружного упругого соединения выполнен s виде винтовой пружины кручения и установ1767257 лен с поджатием в осевом направлении, маховик 5 размещен на подшипниковой опоре

9 на валу 7 машины, Гаситель снабжен дополнительным упругим элементом 10 в виде винтовой пружины кручения, поджатой в осевом направлении, установленной или между валом 7 машины и подшипниковой опорой 11 колеса 11 с наружным зацеплением, при этом маховик 5 cîåäèíåí с центральным колесом 1 с внешним зацеплением жестко, а подшипниковая опора 11 размещена на валу 7 машины с возможностью перемещения вдоль оси этого вала, или размещенной между валом 7 машины и ступи5

10 цей колеса 2 с внутренним зацеплением, а подшипниковая опора 9 маховика 5 установлена на валу 7 машины в осевом направлении неподвижно. При этом подшипниковая опора 11 колеса с наружным зацепле20 нием выполнена самоустанавливающейся и размещена или в корпусе 4 машины, или на ее валу 7.

Фрикционный контакт между колесами

1, 2 и сателлитами 3 обеспечивается поджа тием в осевом направлении винтовыми пру- жинами кручения 6 и 10. При этом неточности изготовления и сборки механизма преобразования движения компенсируются точечным контактом фрикционных рез сателлиты выравнивается подбором жесткости упругих элементов 6 и 10 в осевом направлении и установкой центрального колеса 1 с наружным зацеплением на самоустанавливающейся опоре 11

Динамический гаситель колебаний машины работает следующим образом, Угловые колебания вала 7 машины через колесо 2 с внутренним зацеплением и сателлиты 3 передаются на корпус 4 машины, а через центральное колесо 1 с наружным зацеплением и упругий элемент 6 — на маховик 5. Подбором величин момента инерции маховика 5 и жесткости упругого элемента 6 формируется момент сил, компенсирующий нагружение корпуса 4 машины, что уменьшает угловые колебания последней по доминирующей гармонике в низкочастотном спектре частот, При этом угловые ускорения вала 7 машины и маховика 5 в переносном движении противоположны по направлению, что способствует уменьшению требуемого компенсирующего колебания корпуса 4 момента в гасителе и

55 повышению его эффективности, Фрикционный механизм преобразования движения по сравнению с зубчатым поэволяет существенно уменьшить интенсивность этого механизма как источповерхностей, а передача моментов сил че- 30 ника высокочастотных колебаний корпуса машины, Формула изобретения

1. Динамический гаситель колебаний машины, содержащий планетарную передачу, сателлиты которой предназначены для установки на корпусе машины, маховик, размещенный коаксиально предназначенному для установки на валу машины или с фиксацией от вращения, или с возможностью вращения центральному колесу внутреннего зацепления в полости его ступицы и соответственно или установленный с возможностью вращения относительно обоих центральных колес, или жестко соединенный с центральным колесом наружного за цепления, и упругий элемент, установленный в полости ступицы центрального колеса внутреннего зацепления и соответственно или связывающий центральное колесо наружного зацепления с маховиком. или предназначенный для соединечия центрального колеса внутреннего зацепления с валом машины, о т г и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности работы за счет уменьшения интенсивности высокочастотных колебаний, планетарнзя передача — фрикционная, рабочие поверхности центральных колес — конические, рабочие поверхности сателлитов в осевом сечении очерчены дугой окружности, упругий элемент выполнен в виде винтовой пружины сжатия-кручения, гаситель снабжен дополнительным упругим элементом, предназначенным для подпружинивания к валу машины соответственно или центрального колеса внутреннего зацепления, или центрального колеса наружного зацепления, а последнее предназначено для установки соответственно или на корпусе, или на валу машины.

2. Гаситель по п.1. о т л и ч а ю щ и й: я тем, что на центральном колесе внутреннего зацепления выполнены или шлицы, или элементы шпоночно;о соединения, предназначенные для взаимодействия с шлицами или соответствующим элементом шпоночного соединения вала машины.

3, Гаситель по пп. 1 и 2, î ". л и ч а ю щи и с я тем, что он снабжен фиксатором осевого перемещения маховика, предназначенным для установки последнего на валу машины, 4. Гаситель колебаний машины по пп, 1 — З,отл ич а ю щи йсятем,что он снабжен самоустанавливающейся подшипниковой опорой, предназначенной для установки центрального колеса .наружного зацепления, 1767257

Составитель В.Швецов

Техред М.Моргентал Корректор О.Густи

Редактор С,Кулакова

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101

Заказ 3537 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Рэушская наб., 4/5

Динамический гаситель колебаний машины Динамический гаситель колебаний машины Динамический гаситель колебаний машины Динамический гаситель колебаний машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , а именно к амортизатору крутильных колебаний, в частности, для автомобиля, в состав фрикционного сцепления которого он входит

Изобретение относится к машиностроению, а именно к средствам гашения угловых колебаний объектов

Изобретение относится к машиностроению, а именно к средствам гашения угловыхколебаний валов

Изобретение относится к машиностроению , а именно к средствам гашения угловых колебаний объектов

Изобретение относится к машиностроению , а именно к средствам гашения угловых колебаний объектов

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для гашения крутильных колебаний коленчатых валов ДВС

Изобретение относится к машиностроению, а именно к демпферам крутильных колебаний в передачах

Изобретение относится к машиностроению , а именно к средствам динамического гашения колебаний валов и роторов

Изобретение относится к гасителю крутильных колебаний, выполненному по меньшей мере с входной деталью и по меньшей мере с выходной деталью, между которыми предусмотрены демпфирующие средства

Изобретение относится к двойным маховикам для передачи крутящего момента и поглощения или компенсации крутильных колебаний, которые могут возникнуть в устройстве коробки передач транспортного средства

Изобретение относится к конструкции маховика с парными массами, предназначенного для передачи крутящего момента и поглощения ими компенсации вибраций при вращении, которые могут возникнуть в узле трансмиссии транспортного средства

Изобретение относится к машиностроению, в частности к демпферам колебаний агрегатов ДВС, компрессоров и т.п

Изобретение относится к гасителям крутильных колебаний, устанавливаемым в силовом приводе транспортного средства

Изобретение относится к средствам гашения колебаний

Изобретение относится к устройствам для передачи вращающего момента

Изобретение относится к гасителю крутильных колебаний, в частности колебаний крутящего момента ДВС

Изобретение относится к демпферу крутильных колебаний, в частности, для дисков сцепления автомобилей

Изобретение относится к области механики, а более конкретно к средствам гашения колебаний
Наверх