Трасмиссия мотоблока

 

Сущность изобретения: относится к сельскохозяйственному машиностроению и может быть использовано в минитракторах и мотоблоках, для упрощения конструкции и обеспечения безопасности эксплуатации. Трансмиссия мотоблока состоит из корпуса 1, в котором размещен входной вал 2 с клиноременной передачей 3, неподвижными в осевом направлении 4,5,6,7 и передвижным 8 зубчатыми колесами, шлицевой вал 9, на котором расположены передвижные 10 и 11 и неподвижное в осевом направлении 12 зубчатые колеса, промежуточный вал 13 и расположенные на нем зубчатое колесо 14 и механизм принудительного поворота 15, ось 16с расположенными на ней зубчатыми блоками шестерня-звездочка 17 и 18, рычаг переключения передач и подвижные в осевом направлении валики 20 и 21, Среднее зубчатое колесо механизма принудительного поворота 15 жестко закреплено на промежуточном валу 13, а крайние зубчатые

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) (sr)s В 60 К 17/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4891053/11 (22) 17,12.90 (46) 15.10.92. Бюл. N . 38 (71) Пермское производственное объединение "Моторостроитель" имени Я.М. Свердлова (72) С.В.Орлов (56) Бурков В.В. и др. Минитракторы, Л,:

"Машиностроение", Ленинградское отдел., 1987, с.143-145, рис.4.8.

Бурков В.В. и др. Минитракторы, Л., "Машиностроение", Ленинградское отдел., 1987, с.48-49; рис.2.9. (54) ТРАНСМИССИЯ МОТОБЛОКА (57) Сущность изобретения: относится к сельскохозяйственному машиностроению и может быть использовано в минитракторах и мотоблоках, для упрощения конструкции

/1 .7 и обеспечения безопасности эксплуатации.

Трансмиссия мотоблока состоит из корпуса

1, в котором размещен входной вал 2 с клиноременной передачей 3, неподвижными в осевом направлении 4,5,6,7 и передвижным

8 зубчатыми колесами, шлицевой вал 9, на котором расположены передвижные 10 и 11 и неподвижное в осевом направлении 12 зубчатые колеса, промежуточный вал 13 и расположенные на нем зубчатое колесо 14 и механизм принудительного поворота 15, ось 16 с расположенными на ней зубчатыми блоками "шестерня-звездочка" 17 и 18, рычаг переключения передач и подвижные в осевом направлении валики 20 и 21. Среднее зубчатое колесо механизма принудительного поворота 15 жестко закреплено на промежуточном валу 13, а крайние зубчатые, / c2

1768411 колеса снабжены упорными кольцами, между которыми установлены зубчатые муфты с внутренним зацеплением, каждая из которых предназначена для связи одного из крайних и среднего зубчатых колес. Зубчатые муфты отключаются вилками. Между муфтами размещена пружина сжатия, взаимодействующая с их торцами. На нижнем валике 20 размещена вилка, на верхнем ва, лике 21 — втулка, На вилке и втулке выпол нены пазы, c êî oðûìè поочередно

Ф взаимодействует штифт, установленный на рычаге переключения передач, который разИзобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению и может быть использовано в минитракторах и мотоблоках, Известна трансмиссия мотоблока МБ-1 5

"Нева", которая имеет две передачи переднего кода. По оси симметрии вытянутого корпуса расположены входной вал, блоки звездочек и выходной вал.

Недостатком известной трансмиссии 10 является отсутствие механизма принудительного поворота и малое тяговое усилие.

Наиболее близкой по технической сущности является трансмиссия мотоблока

"Хонда Г600", содержащая корпус, в кото- 15 ром размещены входной вал с клиноременной передачей и зубчатыми колесами, шлицевой вал, на котором расположены передвижные зубчатые колеса, промежуточный вал и расположенный на нем механизм 20 принудительного поворота, ось с расположенными на ней зубчатыми блоками "шестерня-звездочка", рычаг переключения передач и подвижные в осевом направле,нии валики. 25

Недостатком известной трансмиссии является сложность конструкции.

Цель изобретения — упрощение конструкции и обеспечение безопасности эксплуатации. 30

Указанная цель достигается тем, что в известной трансмиссии мотоблока на входном валу расположены неподвижные и одно передвижное в осевом направлении зубчатые колеса, на промежуточном валу распо- 35 ложены одно зубчатое колесо постоянного зацепления и механизм принудительного поворота, который выполнен в виде блока зубчатых колес, причем среднее зубчатое колесо жестко закреплено на промежуточ- 40 ном валу, а крайние зубчатые колеса снабжены упорными кольцами, между которыми установлены зубчатые муфты с внутренним мещен на оси качания, которая расположена в кольцевой канавке. Цепи 39 и 40 передают крутящий момент на звездочки 41 и 42, жестко закрепленные на полуосях 43 и 44, на которых установлены колеса мотоблока.

Для исключения возможности включения одновременно двух передач между валиками 20 и 21 расположено известное фиксаторное устройство, состоящее из подпружиненных фиксаторов и кольцевых канавок, выполненных на валиках 20 и 21. 3 з.п. ф-лы, 5 ил. зацеплением, каждая из которых предназначена для связи одного иэ крайних и среднего зубчатых колес, между муфтами размещена пружина сжатия, взаимодействующая с торцами муфт, причем суммарная ширина муфт превышает ширину среднего зубчатого колеса, на одном из валиков размещена вилка, на другом — втулка, причем на вилке и втулке выполнены пазы, с которыми поочередно взаимодействует штифт рычага переключения передач, установленный на оси качания. Длина штифта больше расстояния между вилкой и втулкой, ось рычага переключения передач расположена в его кольцевой канавке, а расстояние от края вилки или втулки до середины паза больше расстояния между канавками, выполненными на валиках, Установка на промежуточном валу механизма принудительного поворота позволяет отключать одно из колес при повороте мотоблока.

Выполненные на вилке и втулке пазы позволяют входить в них штифту и перемещать валики влево-вправо.

Установка на рычаге переключения передач штифта с большей длиной чем расстояние между вилкой и втулкой позволяет ему находиться в одном из пазов и переключать передачи передвижением рычага переключения передач влево-вправо и вверх-вниз.

Для исключения возможности включения одновременно двух передач в конструкции предусмотрено известное фиксаторное устройство, состоящее из подпружиненных фиксаторов и кольцевых канавок, выполненных на валиках, Этим обеспечивается безопасность эксплуатации.

Размещение оси качания в кольцевой канавке рычага переключения передач позволяет перемещать штифт рычага переключения передач в верхний или нижний пазы.

1768411

Исключение выпадания штифта рычага переключения передач из паза вилки или втулки обеспечивается тем, что ширина от края вилки или втулки до середины паза, выполненного на вилке или втулке, больше расстояния между кольцевыми канавками, выполненными на валиках, Совокупность отличительных признаков заявляемого изобретения обеспечивается за счет сокращения в трансмиссии мотоблока зубчатых колес и обеспечения безопасности эксплуатации.

На фиг.1 показана кинематическая схема трасмиссии мотоблока; на фиг.2 — механизм и ринудител ьно го поворота; на фиг,3— механизм переключения передач; на фиг.4 — разрез  — В на фиг,3; на фиг.5- механизм переключения передач в рабочем положении.

Трансмиссия мотоблока состоит из корпуса 1, в котором размещен входной вал 2 с клиноременной передачей 3, неподвижными в осевом направлении 4, 5, 6, 7 и передвижным 8 зубчатыми колесами, шлицевой вал 9, на котором расположены передвижные 10 и 11 и неподвижное в осевом направлении 12 зубчатые колеса, промежуточный вал 13 и расположенные на нем зубчатое колесо 14 и механизм принудительного поворота 15, ось 16 с расположенными на ней зубчатыми блоками "шестерня-звездочка"

17 и 18, рычаг переключения передач 19 и подвижные в осевом направлении валики

20 и 21. Среднее зубчатое колесо 22 механизма принудительного поворота 15 жестко закреплено на промежуточном валу 13, а крайние зубчатые колеса 23 и 24 снабжены упорными кольцами 25 и 26, между которыми установлены зубчатые муфты 27 и 28 с внутренним зацеплением, каждая из которых предназначена для связи одного из крайних 23 или 24 и среднего 22 зубчатых колес. Зубчатая муфта 27 отключается вилкой 29, а зубчатая муфта 28 вилкой 30, Между муфтами 27 и 28 размещена пружина сжатия 31, взаимодействующая с их торцами. На нижнем валике 20 размещена вилка

32, на верхнем валике 21 — втулка 33. На вилке 32 и втулке 33 выполнены пазы 34 и

35, с которыми поочередно взаимодействует штифт 36, установленный на рычаге переключения передач 19. Рычаг переключения 19 размещен на оси качания

37, которая расположена в кольцевой канавке 38. Цепи 39 и 40 передают крутящий момент на звездочки 41 и 42, жестко закрепленные на полуосях 43 и 44, на которых установлены колеса мотоблока. Для исключения возможности включения одновременно двух передач между валиками 20 и 21

40 тые блоки "шестерня-звездочка" 17 и 18, 45

50 11 с зубчатым колесом 6, размещенным на входном валу 2. Далее крутящий момент пе. редается как при включении первой переда55

35 расположено известное фиксаторное устройство, состоящее из подпружиненных фиксаторов 45 и 46 и кольцевых канавок 47, выполненных на валиках 20 и 21.

Трансмиссия мотоблока работает следующим образом

Крутящий момент двигателя передается на входной вал 2 через один из шкивов клиноременной передачи 3, обеспечивая этим первый или второй ряд передач.

В нейтральном положении рычага переключения передач 19 крутящий момент передается через входной вал 2 на жестко закрепленное на нем зубчатое колесо 7, которое находится в постоянном зацеплении с зубчатым колесом 12, при этом вращается шлицевой вал 9 и расположенные на нем передвижные зубчатые колеса 10 и 11, которые не входят в зацепление с другими зубчатыми колесами.

При включении первой передачи рычаг переключения передач 19 находится в нижнем положении, при этом штифт 36 находится в пазу 34, выполненном на вилке 32, которая взаимодействует с передвижным зубчатым колесом 10. При перемещении валика 20 влево происходит зацепление передвижного зубчатого колеса 10 с зубчатым колесом 5, расположенным на входном валу

2. Зубчатые колеса 4, 5 и 6 выполнены как один блок, поэтому крутящий момент через зубчатое колесо 5 передается на зубчатое колесо 4, которое находится в постоянном зацеплении с зубчатым колесом 14,жестко закрепленным на промежуточном валу 13.

При вращении промежуточного вала 13 крутящий момент передается на среднее зубчатое колесо 22, которое через зубчатые муфты 27 и 28 передает вращение на зубчаЦепи 39 и 40 передают крутящий момент на звездочки 41 и 42 и через полуоси 43 и 44 на колеса мотоблока.

Для включения второй передачи рычаг переключения передач 19 переводят в верхнее положение, при этом штифт 36 входит в паз 35, выполненный на втулке 33. При перемещении валика 21 влево происходит зацепление передвижного зубчатого колеса чи, Для включения третьей передачи валик

21 из нейтрального положения перемещается вправо, при этом передвижное зубчатое колесо 8, расположенное на входном валу 2, входит в зацепление с зубчатым колесом 6.

Далее крутящий момент передается как при включении первой передачи.

1768411

Для включения реверса рычаг переклю- ненными на валиках 20 и 21, исключает вычения передач 19 переводится в нижнее по- падание штифта 36 рыча а рычага переключения

П ложение, при этом штифт 36 входит в паз 34. передач 19 из паза вил и 32 вилки или втулки 33. ри перемещении валика 20 из нейтрально- Таким образом пре ом, предлагаемая трансго положения вправо происходит зацепле- 5 миссия проста по констр конструкции и езопасна б ние передвижного зубчатого колеса 10 с в эксплуатации. зубчатым колесом 14, расположенным на ула изо ретения промежуточном валу 13. Далее крутящий я мото лока, содержащая момент передается как при включении пер- корпус, в котором размещены входной вал с вой передачи, 10 клиноременной передачей, передвижным

Длиной "А" штифта 36, большей рассто- и неподвижными в осевом направлении зубяния "Б" между вилкой 32 и втулкой 33, чатыми колесами шлицев обеспечиваетсято,что привходештифта36 точный вал и располож и расположенный на нем в паз 34 или 35 обеспечивается надежность механизм принудительно дительного поворота,ось,с сцепления, т.е., например, при входе штиф- 15 расположенными на ней з б неи зу чатыми олоката 36 в паз 35 втулки 33 и последующего ми, рычаг переключения и чения передач и повключения передачи, поверхность вилки 32 движные в осевом направле правлении валики, о тне позволит выйти штифту 36 из паза 35, и, личающаясятем что сце наоборот, при входе штифта 36 в паз 34 конструкции и обеспечения безопасности вилки 32, поверхность втулки 33 не позво- 20 эксплуатации на вход входном валу расположелит выйти штифту 36 из паза 34. При этом ны неподвижные и одно подвижное в осении зу чатые колеса, на обеспечивается безопасность эксплуата- вом направлении зубча промежуточном валу расположено одно

Для отключения одного из колес, напри- зубчатое колесо постоянного зацепления и мер правого,муфта 28 вилкой30 выводится 25 механизм принудительного поворота, выиз зацепления с крайним зубчатым колесом полненные в виде бло б де лока зу чатых колес, 24. При этом передача крутящего момента причем среднее зубчатое колесо жестко зана правое колесо мотоблока прекращается. креплено на промежуто м жуточном валу, а крайЛевоеколесомотоблокаоктлючаетсяанало- ние зубчатые колеса с б л а сна жены упорными гично: муфта 27 вилкой 29 выводится из за- 30 кольцами, между кото ду которыми установлены цепления с крайним зубчатым колесом 27, зубчатые муфты с внутре внутренним зацеплением

При прекращении передачи крутящего мо- для связи одного из из краиних и среднего жду муфтами размещена мента на одно из колес мотоблока другое зубчатых колес, между м ф колесо обеспечивает самостоятельный по- пружина сжатия для вза для взаимодействия с торичем суммарная ширина муфт ворот мотоблока без применения силы one- 35 цами муфт, причем сумм выполнена большей ширины среднего зубном из валиков размеИсключается отключение зубчатых ко- чатого колеса,-на одном лес 23 и 24 одновременно, так как суммар- щена вилка, на другом— угом — втулка, причем на ная ширинамуфт27и28превышаетширину вилке и втулке выполнены пазы для nooseсреднего зубчатого колеса 22. Важность 40 редного взаимодейс ф одеиствия штифта с рычагом этого момента обособляется на крутых переключения пе е я передач, установленным на .подъемах и спусках местности, когда, в лю- оси качания. бом случае, одно из колес мотоблока остает- 2. Трансмисс,1, нсмиссия по и,, о тл и ч а ю щ аб ся в зацеплении, при этом обеспечивается я с я тем что длина ш ф б ина штифта ольше расстоезопасность движения. жд вилкои и втулкой, Для перевода штифта 36 в паз 34 или 35 3. Трансмиссия по п.1, о т л и ч а ю щ арычаг переключения передач 19 перемеща- я с я тем, что ось, что ось рычага переключения ют вверх или вниз на оси качания 37. Для передач распо о сположена в его кольцевой каперемещения валиков 20 и 21 рычаг пере- навке. ключения передач 19 поворачивается влево 50 4. Трансмиссия по п.1 или вправо. рансмиссия по п., о т л и ч а ю щ ая с я тем, что расстояние от края вилки или ки ЗЗ о

Расстояние от края вилки 32 или втул- втулки до середин ередины паза больше расстояки до середины паза 34 или 35 больше ние между канавками авками, выполненными на варасстояния L1 между канавками 47, выпол- ликах.

1768411

Редактор Т,Иванова

Заказ 3611 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101

Ю

1768411

47 1 47 47 г арф

Составитель С. Орлов

Техред М,Моргентал Корректор П.Гереши

Трасмиссия мотоблока Трасмиссия мотоблока Трасмиссия мотоблока Трасмиссия мотоблока Трасмиссия мотоблока Трасмиссия мотоблока 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансммиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в конструкциях тракторов и дорожно-строительных машин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях с гидрообъемным при fff -ff 23 i6 22 L-a S fi-8i7i1 f2t9 k Л .A......j kl.

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к трансмиссиям гусеничных машин

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в трансмиссия.х транспортных средств с мокрыми муфтами сцепления

Изобретение относится к области расположения и монтажа передач транспортных средств, в частности к устройству муфт сцепления

Изобретение относится к фрикционным муфтам автомобилей

Изобретение относится к транспортному машиностроению и предназначено для крепления агрегатов, например раздаточных коробок, на транспортном средстве, а именно к высокоскоростным контактным подвескам

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к ведущим мостам авто-мототранспорта, снабженным дифференциальными механизмами для обеспечения нежесткой кинематической связи между колесами ведущего моста

Изобретение относится к трансмиссиям

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к приводам управления сцеплением транспортных машин и стационарных установок

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к дпухпоточным муфтам сцепления дискового типа

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к автоматизированным сцеплениям

Изобретение относится к трансмиссионному узлу для внедорожного транспортного средства
Наверх