Механизм привода задних валов отбора мощности универсально- пропашного трактора

 

Использования изобретения - в тракторостроении . Механизм привода валов отбора мощности (ВОМ) универсально-пропашного трактора, содержит источник вращения , два потребителя с приводом через комбинированный ВОМ выборочного подсоединения независимого или синхронного валов для передачи крутящего момента муфтами включения к планетарному редуктору , смонтированному з корпусе заднего моста, а к независимому валу отбора мощности через двухскоростной редуктор, установленный в корпусе муфты сцепления, а к синхронному валу отбора мощности - через коробку передач, кинематически связанную также через главную передачу, дифференциал , конечную передачу, расположенные в корпусе заднего моста, с ведущими колесами трактора Сущность изобретения в том. что с целью расширения функциональных возможностей он снабжен дополнительным независимым валом отбора мощности, кинематически связанным через муфту включения и зубчатые колеса с одной из шестерен двухскоростного редуктора, продольная ось выходного хвостовика которого параллельна оси комбинированного вала отбора мощности, и дополнительными редукторами конечной передачи привода ведущих колес. 2 з.п.ф-лы, 3 ил сл С

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИЛЛИСТИ 1ЕСКИХ

РЕСГ!УБЛИК (я)с В 60 К 17/28, F 16 Н 1/38

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4872198/11 (22) 10.10,90 (46) 23.12,92, Бюл.N 47 (71) Белорусский политехнический институт (72) А,И,Бобровник (56) Авторское свидетельство СССР

М 1471013, кл. F 16 Н 1/38, 1989, (54) МЕХАНИЗМ ПРИВОДА ЗАДНИХ ВАЛОВ ОТБОРА МОЩНОСТИ УНИВЕРСАЛЬНО-ПРОПАШНОГО ТРАКТОРА (57) Использования изобретения — в тракторостроении. Механизм привода валов отбора мощности (ROM) универсально-пропашного трактора, содержит источник вращения, два потребителя с приводом через комбинированный ВОМ выборочного подсоединения независимого или синхронного валов для передачи крутящего момента муфтами включения к планетарному редуктору, смонтированному в корпусе заднего

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к механиз.мам приводов валов отбора мощности, используемых на универсально-пропашных транспортных средствах.

Известны валы отбора мощности (ВОМ) тракторов, служащих для привода от двигателя рабочих органов навесных, полунавесных, прицепных машин и сельскохозяйственных орудий. По принципу действия их подразделяют на зависимые, частично независимые, независимы и синхронные, а по расположению бывают задние, передние, боковые. Задний BOM имеет две скорости 540 об/мин им 1000 об/мин при

„„5U„„1782785 А1

2 моста, а к независимому валу отбора мощности через двухскоростной редуктор. установленный в корпусе муфты сцепления, а к сйнхронному валу отбора мощности — через коробку передач, кинематически связанную также через главную передачу, дифференциал, конечную передачу, расположенные в корпусе заднего моста, с ведущими колесами трактора. Сущность изобретения в том, что с целью расширения функциональных возможностей он снабжен дополнительным независимым валом отбора мощности, ки-нематически связанным через муфту включения и зубчатые колеса с одной из шестерен двухскоростного редуктора, продольная ось выходного хвостовика которого параллельна оси комбинированного вала отбора мощности, и дополнительными редукторами конечной передачи привода ведущих колес. 2 з.п.ф-лы, 3 ил.

Ч

СО номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя, Обороты синхронного

ВОМ составляет 3 3-3,5 об/1м пути, Задний ВОМ трактора МТЗ-80 являе ся 10 комбинированным и в зависимости от вклю- (Л ченного привода может быты независимым и синхронным, Двухскоростной независимый ВОМ обеспечивается зэ счет двухступенчатого редуктора. установленного в корпусе сцепления. Управление редуктора производится посредством поводка, соединенного с подвижной муфтой. Переключение привода с независимого на синхронный и наоборот производится посредством муфты, При

1782785 этом движение от ведомого вала двухступенчатого редуктора через внутренний вал и муфту передается валу коронной шестерни планетарного редуктора управления задним ВОМ, (Независимый привод).

Перемещение муфты вперед приводит к ее разъединению.с валом и соединению с шлицами ступицы ведущей шестерни второй ступени редуктора коробки передач (синхронный ВОМ). Планетарный редуктор ВОМ имеет передаточное число 1, 47 и состоит из ведущей коронной шестерни, трех сателлитов, солнечной шестерни, водила, плавающих тормозов водила и солнечной шестерни, При затянутом тормозе солнечной шестерни и отпущенном тормозе водила движение от коронной шестерни передается сателлитом, обкатывающимся вокруг неподвижной солнечйой шестерни, и далее на водило и хвостовик, BOM включен, Для соединения трактора с машинами и сельскохозяйственными орудйями используется навесная гидравлическая система, позволяющая регистрировать- положение с/х машины относительно трактора по высоте.

Недостатком известного устройства является невозможйость передачи крутящего момента одновременно синхронному и независимому ВОМ отбора мощности, что приводит к усложнению конструкций сельскохозяйственных машин и.орудий.

Известно устройство, используемое для передачи крутящего момента от двух расположенных источников вращения к выходным хвостовикам независимого и синхронного валов отбора.

Это устройство расширяет функциональныее возможности универсально-и ропаш ного трактора. Однако для обеспечения работоспособности такой конструкции необходиМо предусмотреть в кинематической схеме .специальный дифференциальный механизм, это невозможно выполнить в корпусе заднего моста универсально-пропашного трактора без существенных конструктивных изменений, Известно, чтб в настоящее время из более чем двухсот агрегатируемых с трактором сельскохозяйственных машин более 40 имеют прйвод — от независимого

ВОМ и несколько привод — от синхронного

В0М.

Однако отсутствие одновременно работающих валов отбора мощности приводит к созданию сельскохозяйственных машин со сложными кинематическими цепями, с приводом рабочих органов от независимого

ВОМа и созданию синхронного привода от ходовых систем сельскохозяйственных машин для передачи крутящего момента, на10 качественных показателей машинно-трак15

25

35

40 тором применен предложенный механизм

55 пример, транспортера в машинах для внесения минеральных удобрений. Поэтому целесообразно сохранить существующий ВОМ— независимым — на высоте от оси задних колес. или опорной поверхности с целью использования существующих машин, агрегатируемых с трактором.

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей, улучшение торного агрегата при выполнении технических операций.

На фиг.1 показан трактор, общий вид, оборудованный предложенным механизмом; фиг.2 — то же, вид сзади; фиг,3 — кинематическая схема механизма.

Указанная цель достигается тем, что устанавливаемый на универсально-пропашной трактор механизм привода валов отбора мощности оборудован дополни тельным независимым валом отбора мощности, кинематически связанном через муфту включения и зубчатые колеса с одной из шестерен двухскоростного редуктора, продольная ось выходного хвостовика которого параллельна оси комбинированного вала отбора мощности, и дополнительными редукторами конечной передачи привода ведущих колес, Передаточное число шестерни двухскоростного редуктора и эубчатых колес привода дополнительного независимого вала отбора мощности равно передаточному числу планетарного редуктора комбинированного вала отбора мощности. Входной и выходной валы дополнительного редуктора конечной передачи привода ведущих колес расположены в вертикальной плоскости.

Универсально-пропашной трактор, в копривода валов отбора мощности, содержит движитель 1, главную муфту сцепления 2, коробку передач 3, задний мост 4, в котором расположены главная передача 5, дифференциал 6, конечная передача 7. дополнительный редуктор конечной передачи 8, ведущие колеса 9. Механизм привода валов отбора мощности содержит двухступенчатый редуктор 10, имеющий двойную ведущую шестерню 11, взаимодействующую с ведомой шестерней первой ступени редуктора 12 и ведомой шестерней второй ступени редуктора 13, а также подвижную муфту

14. Двухступенчатый редуктор 10 расположен в корпусе главной муфты сцепления 2;

Механизм привода валов отбора мощности имеет планетарный редуктор 20комбинированного вала отбора мощности. содержащий коронную шестерню 21, сателлиты 22, вал отбора мощности 23, солнечную шестер1782785 ню 24, тормозные барабаны водила 25 и солнечной шестерни 26. Крутящий момент к планетарному редуктору передается валом коронной шестерни 27, а снимается с хвостовика вала отбора мощности 28, имеющего ограждение 29, Перед редуктором 20 установлена муфта переключения 30. соединяющая внутренний вал 31 с планетарным редуктором 20 или полый вал 32, связанный с неподвижной шестерней 33 вторичного вала коробки передач, а через колесо 34 с вторичным валом 35 коробки передач, С двойной ведущей шестерней 11 через ведомую шестерню второй ступени редуктора

12, зубчатые колеса 36, 37, муфту 38, вал 39 кинематически связан хвостовик вала 40, установленный в продольной плоскости трактора под хвостовиком комбинированного вала отбора мощности 28. Трактор содержит направляющие колеса 41 с механическим приводом 42. навесное устройство 43, кабину 44 с рычагами управления трактором.

Предлагаемый механизм привода валов отбора мощности универсально-пропашного трактора работает следующим образом.

Крутящий момент от двигателя 1 через главную муфту сцепления 2, коробку передач 3, задний мост 4 и дополнительные редукторы конечной передачи 8 передается ведущим колесом 9, в также через механический привод 42 направляющим колесам 41.

Для получения синхронного вала отбора мощности включается муфта переключения 30. соединяющая полый вал 32 с валом коронной шестерни 27. При отпущенном тормозном барабане водила 25 и затяжном барабане солнечной шестерни 26 крутящий момент от коронной шестерни 21 через сателлиты 22 передаются хвостовику вала отбора мощности 28. Обороты хвостовика вала пропорциональны пройденному пути. При включении муфты 38 крутящий момент от двойной ведущей шестерни 11 через шестерню второй ступени редуктора 12 и зубчатые колеса 36, 37, вал 39 передается на хвостовик вала 40.

При этом имеем независимый привод вала отбора мощности хвостовика вала 40. Для получения независимого вала отбора мощности хвостовиком 28 муфта переключения

30 переводится в положение, соединяющее внутренний вал 31 с валом коронной шестерни 27, Переключение скоростей незавлсимого вала отбора мощности осуществляется подвижной муфтой 14. Продольная ось выходного хвостовика параллельна оси хвостовика комбинированного вала и расположена относительно остова трактора (или опорной поверхности) на расстоянии, обеспечивающем сохранении возможности агрегатирования выпускаемых сельскохозяйственных машин беэ конструктивных изменений. Это обеспечивается тем, что при сохранении той же ком5 плектации шин ведущих колес эа счет установки дополнительного редуктора крнечной.передачи привода ведущих колес, остов трактора поднимается на величину межосевого расстояния между входным и

10 выходным валами, а за счет установки дополнительных зубчатых колес, взаимодействующих с одной из шестерен двустороннего редуктора ось хвостовика опускается на ту же величину, Хвостовик

15 комбинированного BOM располагается несколько выше и служит для создания новых приводов сельскохозяйственных машин с синхронным или независимым приводом рабочих органов и ходовых систем, а также

20 привода существующих машин от синхронного или независимого вала отбора мощности.

Предложенный механизм привода валов отбора мощности позволяет получить

25 следующие режимы работы хвостовиков вала отбора мощности;

Независимый (28) с двумя частотами вращения 540 об/мин или 1000 об/мин.

Синхронный (28).

30 Независимый (39).

Независимый (28) и независимый (39).

Синхронный (28) и независимый (39).

Независимый (39).

При этом возможно одновременное

35 включение, отключение, работа двух одновременно валов отбора мощности; синхронный или независимый, двух независимых, один синхронный или независимый при высоком к.п.д. 0,92-0,94 .

40 Расположение входного и выходного валов дополнительного редуктора кОнечной передачи в вертикальной плоскости позволяет сохранить продольную базу трактора и расстояние от оси задних колес до хвосто45 виков валов отбора мощности и заднего навесного устройства, легко агрегатироваться с сельскохозяйственными машинами, навесным устройством 43. Установкой одного или двух зубчатых колес 36, 37 можно пол50 учить различное направление вращения хвостовика вала отбора мощности.

Предложенное устройство легко управляется из кабины 44 универсально-пропашного трактора (муфты 14, 30, 38).

55 Формула изобретения

1.Механизм привода задних валов отбора мощности универсально-пропашного трактора, содержащий источник вращения, два потребителя с приводом через комбинированный вал Отбора мощности для выбо1782785 рочного подсоединения независимого или синхронного валов для передачи крутящего момента муфтам включения к планетарному редуктору. смонтированному в корпусе заднего моста, а к независимому валу отбора мощности через двухскоростной редуктор, установленный в корпусе муфты сцепления, а к синхронному валу отбора мощности— через коробки передач, кинематически связанную через главную передачу, дифференциал, конечную передачу, расположенные в корпусе заднего моста. отличающийся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей. он снабжен дополнительным независимым валом отбора мощности, кинематически связанным через муфту включения и зубчатые колеса с одной из шестерен двухскоростного редуктора, продольная ось выходного хвостовика которого параллельна оси комбинированного вала отбора мощности, и дополнительными редукторами

5 конечной передачи привода ведущих колес.

2. Механизм по п.1, отличающийся тем, что передаточное число шестерни двухскоростного редуктора и зубчатых колес привода дополнительного независимого ва10 ла отбора мощности равно передаточному числу планетарного редуктора комбинированного вала отбора мощности.

3. Механизм по п.1, отличающийся тем, что входной и выходной валы дополни15 тельного редуктора конечной передач; привода ведущих колес расположень в вертикальной плоскости.

1782785 0

1782785

Составитель А. Бобровнин

Техред M,Ìoðãåíòàë Корректор Е. Папп

Редактор Т. Иванова

Производственно-издат(льский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул Гагарина, 101

Заказ 4480 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035. Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Механизм привода задних валов отбора мощности универсально- пропашного трактора Механизм привода задних валов отбора мощности универсально- пропашного трактора Механизм привода задних валов отбора мощности универсально- пропашного трактора Механизм привода задних валов отбора мощности универсально- пропашного трактора Механизм привода задних валов отбора мощности универсально- пропашного трактора Механизм привода задних валов отбора мощности универсально- пропашного трактора 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конических передачах с криволинейными зубьями

Редуктор // 1778396

Редуктор // 1778396

Изобретение относится к транспортному и сельскохозяйственному машиностроению , а именно к приводам независимых валов отбора мощности транспортных средств, в частности тракторов

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к механизмам привода валов отбора мощности 1 7J транспортного средства, например тракторов

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях самоходных машин, в частности малогабаритных тракторов

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к механизмам отбора мощности для привода агрегатируемых машин

Изобретение относится к механизмам привода двухсюростных валов отбора мощности

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к механизмам отбора мощности, используемым на транспортных средствах, типа тракторов

Изобретение относится к области машиностроения , в частности к механизму отбора мощности сельскохозяйственных тракторов

Изобретение относится к сельскому хозяйству , а именно к мобильным электростанциям , обеспечивающим привод маломощных потребителей, удаленных от источников централизованного энергоснабжения

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к механизмам привода валов отбора мощности, используемых на тракторах и аналогичных транспортных средствах

Изобретение относится к автомобилестроению
Наверх