Распределительное устройство для управления четырехскоростной реверсивной коробкой передач транспортного средства

 

Использование: в транспортном и строительно-дорожном машиностроении и может применяться в трансмиссиях транспортных средств и строительно-дорожных машин . Цель изобретения - повышение надежности работы устройства и долговечности фрикционных муфт четырехскоростной реверсивной коробки передач транспортного средства. Распределительное устройство состоит из корпуса 1 с расположенными в его полостях распределителями 2, 3, 4 питания фрикционных муфт, распределителем 5 переключения передач, распределителем 6 реверса, клапана 7 задержки, клапана 8 плавности, клапана 9 управления, клапаном 10 включе

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

1787815 А1 (5ц5 В 60 К 17/10

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 11 а1?4

/ (21) 4898121/11 (22) 11.10.90 (46) 15.01,93, Бюл. N. 2 (71) Могилевский автомобильный завод им.

С.М.Кирова (72) А.А.Винарский и О.Н.Казюк (56) Авторское свидетельство СССР

М 969561, кл. В 60 К 17/10, 1980, (54) РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО

ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕТЫРЕХСКОРОСТНОЙ РЕВЕРСИВНОЙ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Использование: в транспортном и строительно-дорожном машиностроении и может применяться в трансмиссиях транспортных средств и строительно-дорожных машин. Цель изобретения — повышение надежности работы устройства и долговечности фрикционных муфт четырехскоростной реверсивной коробки передач транспортного средства. Распределительное устройство состоит из корпуса 1 с расположенными в его полостях распределителями 2, 3, 4 питания фрикциочных муфт, распределителем 5 переключения передач, распределителем 6 реверса, клапана 7 задержки, клапана 8 плавности, клапана 9 управления, клапаном 10 включе1787815 ния передач и шариковые клапаны управления 18, 19, 20, 21. Распределитель 6 обеспечивает включение первых передач прямого и обратного хода, распределитель 5 производит управление передачами воздействуя на тот или иной распределитель питания муфт, Клапан 7 задер>кки не позволяет включиться муфтам передач пока не переИзобретение относится к транспортному и строительно-дорожному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств и дорожно-строительных машин. безвест-io распределительное устройство для управления коробками передач транспортного средства, содержащее корпус, расположенные в нем механически управляемые распределитель реверса и распределитель переключения передач, подпружиненные гидравлически управляемые двухпозиционные распределители включения диапазонов и передач прямого и обратного хода, которое предназначено для управгения коробками передач транспортнь;х средств вариантов 4х4, Недостатком указанного распределительного устройства является отсутствие устройств, обеспечивающих надежность и долговечность работы узлов коробок передач и спецтребований, предьявляемых к строительно-дорожным машинам, в частности к погрузчикам. Одними из таких требований являются плавность включения передач, автоматическое вы,<лючение передач при воздействии на тормоз и включение той из передач. ilr\ .<оiopîé транспортное средство двигалось при вь.ходе из режима тормо>кения.

Целью изобретения является повышение надежности работы устройства и долговечности фрикционных муфт четырехскоростной реверсивной коробки передач транспортного средства.

Указанная цель достигается тем, что устройстьо снабжено клапаном задержки включения муфт передач, клапаном плавности включения муфт передач, клапаном упраBëeíèÿ распределителями включения передач и клапаном выключения передач от воздействия на педаль тормоза, при этом клапан управления распределителями включения переда выполнен двухпозиционным трехлинейным и имеет пружинную и управляющую полости, и клапан выключения передач от воздействия на педаль тормоза также двух пози циОнный трехлинейный распределитегь реверса трехпозиционный четырехлинейный и рас5 0

45 ключится муфта диапазонов, Клапан 8 плавности обеспечивает плавное включение муфт передач, клапан 9 управления управляет распределителями 2 и 3. Шариковый клапан 21 управляет клапаном 7 задержки, а шариковые клапаны 18, 19, 20 управляют клапаном 8 плавности. 2 ил. пределитель переключения передач четырехпозиционный пятилинейный, При этом первая линия распределителя переключения передач соединена с нагнетательной магистралью, вторая линия с противопружиненными полостями распределителей включения передач, третья линия с противопружинной полостью распределителя включения диапазонов, четвертая с управляющей полостью клапана управления распределителями включения передач, пятая со сливом, первая же линия распределителя реверса соединена со второй линией клапана выключения передач от воздействия на педаль тормоза и с первой линией клапана плавности, вторая и третья линии распределителя реверса соединены с первыми линиями распределителей вклю;ения передач прямого и обратного хода состветственно, четвертая линия — со сливом, пружинные полости распределителей включения передач прямого и обратного хода соединены со второй линией клапана управления ими, в первой позиции первая линия клапана управления распределителями включения передач соединена с магистралью питания высокого диапазона, а третья — со сливом, во второй позиции— вторая и третья линии соединяются между собой, в первой позиции первая линия клапана выключения передач, от воздействия на педаль тормоза соединена с третьей линией клапана задержки, третья линия со сливом, а во второй позиции — вторая с третьей, противопружинная полость клапана плавности соединена с магистралями питания муфт включения передач прямого и обратного хода через шариковые клапаны и противопружинная полость клапана задержки соединена через шариковый клапан с магистралями питания муфт диапазонов.

На фиг, 1 показано распределительное устройство, общий вид; на фиг. 2 — гидравлическая схема распределительного устройства в нейтральном положении.

Распределительное устройство для управления четырехскоростной реверсивной коробкой передач состоит из корпуса 1 фиг, 1,2) с располо>кенными в его полостях рас1787815 пределителями 2 включения передач прямого хода и 3 включения передач обратного хода, распределителем 4 включения диапазонов, распределителем 5 переключения передач, распределителем 6 реверса, клапаном 7 задержки включения передач при переключении диапазонов, клапаном 8 плавности включения муфт передач, клапаном 9 управления распределителями включения передач прямого и обратного хода и механически управляемым клапаном 10 выключения передач от воздействия на тормоз, Магистраль 11 питания муфты низкого диапазона соединена через распределитель 4 с нагнетательной магистралью 13.

Магистраль 12 питания муфты высокого диапазона через этот же распределитель 4 — со сливом.

Магистраль 14 питания муфты первойтретьей передач обратного хода соединена со сливом через распределитель 3 включения передач обратного хода и распределитель 6, Магистраль 15 питания муфты второйчетвертой передач обратного хода соединена со сливом через распределитель 3.

Магистраль 16 питания муфты первойтретьей передач прямого хода соединена со сливом через распределитель 2 и 6 реверса.

Магистраль 17 питания муфты второйчетвертой передач прямого хода соединена со сливом через распределитель 2.

Противопружинная полость клапана 8 плавности соединена с магистралями 17, 16 и 15, 14 питания муфт прямого и обратного хода через шариковые клапаны 18, 18-19, 18-19-20 соответственно.

Противопружинная полость клапана 7 задержки соединена с магистралями 11, l2 питания муфт диапазонов через шариковый клапан 21, Противопружинные полости распределителей включения диапазонов 4, передач прямого 2 и обратного 3 хода и клапана управления распределителями включения передач соединены со сливом через распределитель 5 переключения передач, Пружинные полости распределителей 2 и 3 включения передач прямого и обратного хода соединены через клапан 9 управления этими распределителями с магистралью 12 питания муфты высокого диапазона, Устройство работает следующим образом, По пускудвигателя рабочая жидкость от гидронасоса подается по магистрали 13 через распределитель 4 в магистраль 11 питания муфты низкого диапазона и из нее через шариковый клапан 21 в противопружинную

55 полость клапана 7 задеожки к первой линии распределителя 5 переключения передач первой линии клапана 7 задержки, Муфта низкого диапазона включается и клапан задержки, переместившись во вторую позицию, подает рабочую жидкость через клапан

10 отключения передач от воздействия на тормоз к первой линии распределителя 6 реверса и к первой линии клапана 8 плавности включения муфт, Устройство готово к дальнейшей работе.

Для включения первой передачи прямого хода перемещаем распределитель реверса вправо. Рабочая жидкость от первой линии поступает к третьей и от нее через распределитель 2 включения передач прямого хода в магистраль 16 питания муфты первой-третьей передач и от магистрали 16 через шариковые клапаны 19 и 18 в противоположную полость клапана 8 плавности.

Муфта первой третьей передачи наполняется рабочей жидкостью с замедлением, так как клапан 8 плавности начинает перемещаться во вторую позицию и в процессе перемещения соединяет первую линию распределителя 6 реверса кратковременно со сливом, что вызывает в этой линии снижение давления до пределов, обеспечивающих плавное перемещение поршней муфты и сжатие ее пакета дисков. Передача вклю° вдается без ударных нагрузок.

Для включения второй передачи прямого хода перемещаем распределитель 5 переключения передач во вторую позицию.

Первая линия распределителя соединяется со второй и подает рабочую жидкость в противопружинные полости распределителей 2 и 3, которые перемещаются во вторую позицию и так как первая линия распределителя

2 запитана рабочей жидкостью от распределителя 6, и соединилась с четвертой линией, жидкость подается в магистраль 17 питания муфты второй-четвертой передач прямого хода и через шариковый клапан 19 в противопружинную полость клапана 8 плавности, который в момент выключения муфты первой-третьей передач возвратился в исходную позицию. Клапан 8 плавности снова перемещается во вторую позицию и процесс включения муфты происходит идентично как и при включении первой передачи.

Для включения третьей передачи перемещаем распределитель 5 в третью позицию, Первая линия распределителя, оставаясь соединенной со второй, соединяется с третьей линией и подает рабочую жидкость в противопружинную полость распределителя 4 включения диапазонов. Распределитель 4, переместившись во вторую позицию, соединяет магистраль 11 питания

1787815 муфты низкого диапазона со сливом, а магистраль 12 питания муфты высокого диапазона с нагнетательной магистралью 13.

Рабочая жидкость поступает в муфту высокого диапазона и из магистрали 12 через клапан 9 управления в пружинные полости распределителей 2 и 3 включения передач прямого и обратного хода. Распределители

2 и 3 возвращаются в первую позицию, Происходит включение муфты высокого диапазона, Клапан 7, возвратившись в первую позицию при выключении муфты низкого диапазона, снова перемещается во вторую позицию, так как жидкость из магистрали 12 через шариковый клапан 21 подается в противопружинную полость клапана 7 и рабочая жидкость из нагнетательной магистрали

13 через клапаны 7 и 10, распределитель 6, реверса и через распределитель 2 подается снова в магистраль 16 питания муфты первой-третьей передач прямого хода. Включилась третья передача.

Для включения четвертой передачи перемещаем распределитель 5 в четвертую позицию. Первая линия распределителя 5, оставаясь соединенной со второй и третьей, соединяется с четвертой линией и рабочая жидкость поступает в противопружинную полость клапана 9 управления, Клапан 9 перемещается во вторую позицию, запирает первую лилию, и соединяет между собой вторую и третью, в результате чего пружинные полости распределителей 2 и 3 соединяются со сливом через клапан 9 и распределители 2 и 3 перемещаются во вторую позицию, так как противопружинные полости их соединены с нагнетанием. Рабочая жидкость поступает в магистраль 17 питания муфты второй-четвертой передач.

Включилась четвертая передача, так как магистраль 12 питания муфты высокого диапазона остается включенной в нагнетательную магистраль 13, Таким образом происходит включение передач прямого хода. Выключение в обратном порядке, Для включения первой передачи обратного хода необходимо переместить распределитель 6 реверса влево. В этом случае первая линия распределителя 6 соединяется со второй и подает рабочую жидкость через распределитель 3 включения передач обратного хода в магистраль 14 питания муфты первой-третьей передач обратного хода и через шариковые клапаны 20, 19, 18 в противопружинную полость клапана 8 плавности, Процесс включения первой передачи обратного хода идентичен процессу включения первой передачи прямого хода, 5

Дальнейшее переключение передач обратного хода происходит перемещением распределителя 5 в соответствующие позиции подобно переключению передач прямого хода, При движении транспортного средства на любой из передач прямого или обратного хода при воздействии на дублирующую педаль тормоза, соединенную механической связью с распределителем 10, последний, перемещаясь во вторую позицию, запирает свою первую линию, а вторую соединяют с третьей, чем вызывается обесточивание первой линии распределителя 6 реверса, а следовательно и магистралей 14, 15, 16, 17 питания муфт прямого и обратного хода.

Любая из включенных передач выключается, При снятии воздействия на дублирующую педаль тормоза распределитель 10 возвращается s первую позицию и снова подает рабочую жидкость к первой линии распределителя 6 реверса и, следовательно, в магистраль питания муфты ранее включенной передачи — транспортное средство продолжает двигаться на ранее включенной передаче без дополнительной манипуляции рычагами управления коробкой передач.

Таким образом, предлагаемое изобретение обеспечивает надежную и долговечную работу узлов гидропередачи и следовательно самой гидропередачи в целом.

Формула изобретения

Распределительное устройство для управления четырехскоростной реверсивной коробкой передач транспортного средства, содержащее корпус, расположенные в нем механически управляемые распределитель переключения передач и распределитель реверса, подпружиненные гидравлически управляемые двухпозиционные распределители включения диапазонов и передач прямого и обратного хода, при этом нагнетательная магистраль соединена с магистралью питания муфты низкого диапазона через распределитель включения диапазонов, а магистраль питания муфты высокого диапазона соединена со сливом, о т л и ч аю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности работы устройства и долговечности фрикционных муфт реверсивной коробки передач транспортного средства, оно снабжено клапаном задержки включения муфт передач, клапаном плавности включения муфт передач, клапаном управления распределителями включения муфт передач и клапаном выключения передач от воздействия на педаль тормоза, при этом клапан управления распределителями включения передач выполнен двухпозиционным трех1787815

fг 1У б(—

Лс- г

Составитель А.Барыков

Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор О.Густи

Редактор В.Фельдман

Заказ 39 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 линейным и имеет пружинную и управляющую полости, клапан выключения передач от воздействия на педаль тормоза — двухпозиционный трехлинейный, распределитель реверса — трехпозиционный четырехлиней- 5 ный и распределитель переключения передач — четырехпозиционный пятилинейный, при атом первая линия распределителя переключения передач соединена с нагнетательной магистралью, вторая линия — с 10 противопружинными полостями распределителей включения передач, третья линия — с противопружинной полостью распределителя включения диапазонов, четвертая линия — с управляющей полостью клапана 15 управления распределителя включения передач, пятая — со сливом, первая линия распределителя реверса соединена с второй линией клапана выключения передач от воздействия на педаль тормоза и с первой ли- 20 нией клапана плавности, вторая и третья линии распределителя реверса соединены с первыми линиями распределителей включения передач прямого и обратного хода соответственно, четвертая линия — со сливом, пружинные полости распределителей включения передач прямого и обратного хода соединены с второй линией клапана управления ими, в первой позиции первая линия клапана управления распределителями включения передач соединена с магистралью питания высокого диапазона, а третья — со сливом, а во второй позиции вторая и третья линии соединяются между собой, в первой позиции первая линия клапана выключения передач от воздействия на педаль тормоза соединена с третьей линией клапана задержки, третья линия — со сливом, а во второй позиции — вторая с третьей, противопружинная полость клапана плавности соединена с магистралями питания муфт включения передач прямого и обратного хода через шариковые клапаны и противопружинная полость клапана задержки соединена через шариковый клапан с магистралями питания муфт диапазонов.

Распределительное устройство для управления четырехскоростной реверсивной коробкой передач транспортного средства Распределительное устройство для управления четырехскоростной реверсивной коробкой передач транспортного средства Распределительное устройство для управления четырехскоростной реверсивной коробкой передач транспортного средства Распределительное устройство для управления четырехскоростной реверсивной коробкой передач транспортного средства Распределительное устройство для управления четырехскоростной реверсивной коробкой передач транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к механизмам управления транспортными средствами типа автомобилей/тракторов и т.д

Изобретение относится к гидромеханическим передачам и может быть использовано в системах маслопитания гидромеханических передач с гидроциклоном

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а более конкретно - к системам управления автомобилей и тракторов

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности, к механизмам управления коробками передач, используемых в конструкциях самоходных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, используемым на самоходных машинах типа трактора и аналогичных транспортных средств

Изобретение относится к маши «острой тепьному гидроприводу и может быть использовано в транспортном машиностроении в качестве гидравлического привода вспомогательных агрегатов двигателя внутреннего сгорания Цель изобретения - повышение эффективности работы привода путем регулирования частоты вращения вспомогательных агрегатов двигателя в зависимости от его температурного режима

Изобретение относится к гидроприводам передвижения транспортных средств и может быть использовано в строительно-дорожном машиностроении

Гидрообъемный привод ходовой части транспортного средства, система автоматической смены рабочей жидкости гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, насосный агрегат гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, система кондиционирования и реверса гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства и гидромоторный агрегат гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства // 2108507
Изобретение относится к гидрообъемному приводу ходовой части транспортного средства, системе автоматической смены рабочей жидкости гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, насосному агрегату гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, системе кондиционирования и реверса гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, гидромоторному агрегату гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, предназначенному для самоходных машин

Изобретение относится к области транспорта и позволяет избавиться от механического ручного переключения передач в коробке передач при сохранении высокого КПД коробки передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к гидроходопреобразователям - устройствам для изменения и бесступенчатого регулирования скорости тракторов и аналогичных машин

Изобретение относится к лесному хозяйству и лесной промышленности, в частности к конструкциям энергетических средств

Изобретение относится к гидроприводам транспортных средств

Изобретение относится к области тракторного машиностроения, в частности к тракторам сельскохозяйственного назначения со всеми ведущими мостами

Изобретение относится к транспортному средству, в частности к механизму автоматической трансмиссии
Наверх