Шахтная дорога для наклонных выработок с двухконцевой откаткой

 

Использование: горная промышленность . Сущность изобретения: на симметричных разъездах, расположенных посредине рельсового пути, подканатные ролики расположены в наклонных роликоопорах под углом 40-45° к горизонтали. При этом диаметр нижней реборды роликов 10 на 35% больше диаметра верхней реборды 11. На прямолинейных участках рельсового пути установлены цилиндрические сдвоенные подканатные ролики 13, имеющие общие роликоопоры и оси с возможностью перемещения роликов вдоль общей оси 15. 4 ил.

союз соВетских

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) (51)5 Е 21 F 13/04

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОЛИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Ф г2

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4884100/03 (22) 19.11.90 (46) 15,01.93. Бюл. N- 2 (71) Стахановский филиал Коммунарского горно-металлургического института (72) В.Ф.Овчинников, В.А.Кошеленко, В,А.Матевосян, Н,А.Галкин, А.В.Овчинников, П.С.Ружелович и Н.И.Нестеренко (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 39678, кл. Е 21 F 13/04, 1932.

Унифицированные типовые сечения горных выработок, Киев, 1971, Будивельник, т.1, с,25, с.43 — 61.

Патент Германии N 63543, кл. 20, 1891, (54) ШАХТНАЯ ДОРОГА ДЛЯ НАКЛОННЫХ

ВЫРАБОТОК С ДВУХКОНЦЕВОЙ ОТКАТКОЙ (57) Использование: горная промышленность. Сущность изобретения: на симметричных разъездах, расположенных посредине рельсового пути, подканатные ролики расположены в наклонных роликоопорах под углом 40 — 45 к горизонтали. При этом диаметр нижней реборды роликов 10 на 35 больше диаметра верхней реборды 11. На прямолинейных участках рельсового пути установлены цилиндрические сдвоенные подканатные ролики 13, имеющие общие роликоопоры и оси с возможностью перемещения роликов вдоль общей оси 15. 4 ил, 1788297

Изобретение относится к горному делу, в частности к устройствам для транспортирования горной массы по наклонным горным выработкам.

Известен рельсовый путь из двух ниток рельсов с разъездом посредине, выполненным путем раздвоения рельсового пути с двух до четырех ниток.

Недостаток этого устройства — возможность применения только в горизонтальных горных выработках с локомотивной откаткой, Известен двухколейный рельсовый путь для двухпутевых откаточных выработок, включающий четыре нитки рельсов, уложенных на шпалы и образующих две обособленные колеи, Недостатком такого устройства рельсового пути является значительная ширина выработки, превосходящая суммарный габарит двух транспортных средств, расположенных на соседних колеях, что приводит к необходимости иметь большое поперечное сечение выработки и, как следствие, приводит к увеличению объемов и значительному удорожанию горных работ.

Известна шахтная дорога для наклонных выработок с двухконцевой откаткой, включающей верхнюю и нижнюю части одноколейного пути из двух ниток рельсов и симметрично выполненный разьезд посредине пути из четырех ниток рельсов, а также подкатные опоры в виде роликов, жестко установленных на кронштейнах снаружи колеи попарно: один из них горизонтально, а второй — вертикально под прямым углом к первому.

Существенным недостатком такого устройства является сложность конструкции совмещенного узла двух подканатных роликов, находящихся под прямым углом друг к другу, приводящая на практике к увеличению трудозатрат, необходимости применения специальных платформ для размещения на них вагонеток и снижению надежности устройства в целом.

Целью изобретения являе.; ся надежное упрощение конструкции, снижение трудозатрат при применении скипов в двухконцевой откатке по наклонным выработкам вместо специальных платформ для размещения на них вагонеток.

Поставленная цель достигается тем, что путем применения скипов при канатной откатке по наклонным выработкам вместо специальных платформ для вагонеток, подканатные опоры в симметричных разъездах рельсового пути выполнены в виде одинарных накло ных роликов, установленных жестко на шпалах посредине колеи

55 посредством наклонных кронштейнов под углом 40 — 45 к горизонтали, с наклоном к центральной оси рельсового пути, при этом диаметр нижней реборды ролика на 357 больше диаметра верхней его реборды.

При этом прямолинейный участок по центру рельсового пути снабжен горизонтальными цилиндрическими сдвоенными подканатными роликами, имеющими общие роликоопоры и оси, установленные с возможностью перемещения вдоль оси.

На фиг,1 изображен общий вид шахтной дороги для наклонных выработок с двухконцевой откаткой (вид в плане), включающий верхний и нижний прямолинейные участки из двух ниток рельсов 1 и 2 и разъезд посредине пути из двух симметричных участксв, левого и правого из четырех ниток рельсов.

Левый разъезд образован нитками рельсов 1 и 2, правый нитками 2 и 1. На прямолинейных участках пути (выше и ниже разъезда) установлен ы сдвоен н ые горизонтальные ролики 13 (конструкция их опоры детально показана на фиг.3). На разъездзх установлены наклонные ролики 9.

В местах пересечения на разъезде cpe,iних ниток рельсов 1 и 2 (так называемых крестовинах) для прохода реборд колес скипа сделаны канавки в теле рельса (условно не показаны ввиду их очень малых размеров при выбранном масштабе изображения), На левом разъезде показано взаимное расположение тягового каната 12 и роликс в, и угол Р отклонения каната в горизонтальной плоскости при нахождении одного пз скипов (условно не показан) ниже разъезра.

На фиг,2 показано устройство наклснного подканатного ролика и его крепления в левой ветви симметричного разъезда. Конструкция наклонных роликов правой ветви разъезда является зеркальным отражением левой; и поэтому отдельно не изображалас .

На фиг.3 показана конструкция и крепление сдвоенных подканатных плавающих на общей горизонтальной оси цилиндрических роликов, установленных на прямолинейных участках рельсового пути. Шахтная канатная дорога содержит две нитки рельсов 1 и 2, которые жестко закреплены посредством прокладок 3 и крепежных элементов 4 к шпалам 5. Посредине колеи левого и правого разъездов посредством резьбовых деталей 6 жестко закреплены роликоопоры в виде опорных кронштейнов

7 (на фиг.2 показан кронштейн для левого разъезда, кронштейн для правого разъезда является зеркальным отображением левого).

На оси 8 каждого кронштейна с возможностью свободного вращения закреплен на1788297

20

35 клонно под углом 40-45 к горизонтали подканатный ролик 9, нижняя реборда 10 которого имеет диаметр на 35 больше диаметра верхней его реборды 11, Тяговый канат 12 располагается в ручье ролика 9 между ребордами 10 и 11, для гарантированного попадания каната в ручей наклонных роликов 9. Поэтому тяговый канал 12 располагается в ручье ролика 9 (а их несколько) между ребордами 10 и 11, не позволяющем канату смещаться в стороны в момент прохода скипа через симметричный разъезд.

На прямолинейных участках рельсового пути (вверху и внизу от разъезда) для поддерживания тяговых канатов правого и левого подъемных сосудов (условно не показаны) имеются сдвоенные цилиндрические ролики 13 с ребордами 14. Ролики 13 надеты на ось 15 с возможностью вращения вокруг нее и свободного перемещения вдоль оси 15 влево и вправо (плавающие ролики). Ось 15 жестко закреплена в кронш -" тейнах 16, которые в свою очередь жестко закреплены к шпалам 5 резьбовыми деталями 6.

Высота реборд 14 сдвоенных цилиндрических подканатных роликов должна обеспечивать беспрепятственное прохождение подъемных сосудов над ними, Заявляемое устройство работает следующим образом, В процессе эксплуатации транспортные средства, например, скипы (условно не показаны) перемещаются по рельсам 1 и 2 нэ прямолинейных участках пути и на разьезде — по левому и правому его участкам.

При этом тяговые канаты 12, закрепленные по центру к подъемным сосудам, встречно движутся с опиранием их нэ поддерживающие ролики — цилиндрические плавающие

13 на прямолинейных участках и наклонные

9 нэ симметричных разъездах.

Вход каждого встречно идущего подьемного сосуда (скипа) в левый и правый симметричный разъезд строго определен конструкцией симметричного въезда, предусматривающей зазоры 17 для прохождения реборд колес скипа (см, фиг,1). При этом левый скип попадает только в левый разьеэд, а правый скип — только в правый разьезд. Закрепленными по центру колеи канат при этом способен лсжиться только в ручьи наклонных роликов 9.

Наклонные ролики (см, фиг.2) с разновысокими ребордами 10 и 11 применены для удержания каната 12 посредине колеи при движении подъемных сосудов на разьездах.

Верхняя короткая реборда 11 ролика 9 обеспечивает попадание каната 12 точно в ручей ролика, а нижняя высокая реборда за счет своей длины удерживает канат 12 от ухода в сторону, давая при этом канату свободу перемещения по ручью наклонных роликов, Кронштейн 7 (см. фиг.2) и наклонно расположенный ролик 9 служат для восприятия бокового усилия, возникающего в канате 12 при движении подъемных сосудов (скипов) на разъездах, В наклонной выработке тяговое усилие в канате будет равно произведению суммарного веса сосуда и груза на синус угла а наклона выработки (условно не показан).

При изгибе тягового каната в горизонтальной плоскости на роликах 9 во время движения сосуда по разъезду появляется дополнительное боковое усилие (см. фиг.1).

Но поскольку угол Р отклонения каната 12 в горизонтальной плоскости за счет наличия плавающих роликов 13 не превысит 8 — 10О, значение сдвигающего усилия составит не более

Рсдв (Ососуд+ Огрузл) Sin a x х sing= (8тс+ 2тс).0, 0,1736=0,87 тс.

Опорные кронштейны 7 и 16 легко выдерживают это усилие без деформаций, так как один крепежныи резьбовый элемент 6 диаметром 16 мм из стали 3 имеет общее сопротивление на срез порядка 3,5 тс. а каждый кронштейн закреплен к шпалам минимумдвумя крепежными элементами, Так как на каждом из двух симметричных разьездов крепится не менее пяти роликоопор, это гарантированно повышает безопасность эксплуатации предлагаемого устройства.

Использование в наклонных выработках с канатной откаткой предложенного устройства шахтной дороги с наклонными подканатными роликами с разновысокими ребордами сокращает количество роликов в узле с двух до одного, Сокращение количества роликов в двэ раза сокращает трудозатраты, упрощает конструкцию и повышает надежность в работе устройства в целом. Кроме того, предлагаемое устройство шахтной канатной дороги может способствовать уменьшению поперечного сечения наклонных выработок на их прямолинейных участках с 15,5 до 11,2 м, Ниже приводится обоснование численных диапазонов значений углов, указанн лх выше.

1788297

50

Диаметр нижней реборды В + 2с наклонного ролика принят на 35 больше диаметра верхней его реборды В при установке ролика под углом 40 — 45 к горизонтали (фиг.4). 5

Чтобы избежать выпадения каната из желоба наклонных поддерживающих роликов 9 при любом прослаблении и биении тягового каната диаметром 20 мм, примем размер зева желоба наклонного ролика 10 (см. фиг,4) равным 80 мм, что обеспечивает четырехкратный запас надежности попадания каната в желоб, При таком соотношении диаметр реборды ролика

В + 2с (см, фиг,4) будет равен 300 мм, а 15 верхней В = 200 мм, т.е. диаметр нижней реборды на 35 больше диаметра верхней реборды (нижняя граница диапазона).

В целях удешевления подъема при переходе шахт на хозрасчет возможно приме- 20 нение канатов из более дешевых сталей, а следовательно, большего диаметра. С этой целью предусматривается возможность увеличения зева желоба ролика за счет возрастания диаметра нижней реборды до 35 25 по сравнению с диаметром верхней реборды (верхняя граница диапазона).

Диапазон углов наклона ролика к горизонтали в пределах 40 — 45 выбран из соображений гарантированного попадания 30 каната в ручей желоба ролика. Обосновывается это тем, что именно при таком положении внутренняя поверхность желоба верхней реборды наклонного ролика занимает практически вертикальное положение 35 (нуль градусов), выполняя роль отражательной стенки, препятствующей сходу натянутого каната к центру разъезда. При угле наклона ролика в 40-45 к горизонтали внутренняя поверхность верхней реборды 40 может иметь даже отрицательный угол наклона в 5О, что гарантирует 100 вероятность недопущения соскальзывания каната с ролика в направлении к центру разъезда.

Таким образом, установка ролика под углом 45 рекомендуется при длинных разьездах и больших радиусах изгиба рельсов (при плавном входе скипов на разъезд). Угол установки ролика в 40 будет применяться при коротких разъездах и малых радиусах изгиба рельсов (т.е. при более значительных разворотах скипов при их входе и выходе из разъезда).

Формула изобретения

1. Шахтная дорога для наклонных выработок с двухконцевой откаткой, содержащая два рельсовых пути, размещенных на шпалах, разминовку посредине длины пути и подканатные опоры для канатов, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью упрощения конструкции, повышения надежности и снижения трудозатрат путем применения скипов при канатной откатке по наклонным выработкам вместо специальных платформ для вагонеток, подканатные опоры в симметричных разъездах рельсового пути выполнены в виде одинарных наклонных роликов, установленных жестко на шпалах посредине колеи посредством наклонных кронштейнов, под углом 40-45 к горизонтали, с наклоном к центральной оси рельсового пути, при этом диаметр нижней реборды ролика на 50 — 70 больше диаметра верхней его реборды.

2. Шахтная дорога по п.1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что прямолинейный участок по центру рельсового пути снабжен горизонтальными цилиндрическими сдвоенными подканатными роликами, имеющими общие роликоопоры и оси, установленные с возможностью перемещения вдоль оси.

1788297

1788297

Составитель В, Овчинников

Техред М.Моргентал Корректор А. Козориз

Редактор Т. Егорова

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул,Гагарина, 101

Заказ 63 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Шахтная дорога для наклонных выработок с двухконцевой откаткой Шахтная дорога для наклонных выработок с двухконцевой откаткой Шахтная дорога для наклонных выработок с двухконцевой откаткой Шахтная дорога для наклонных выработок с двухконцевой откаткой Шахтная дорога для наклонных выработок с двухконцевой откаткой Шахтная дорога для наклонных выработок с двухконцевой откаткой 

 

Похожие патенты:

Рудоспуск // 1776331

Изобретение относится к устройствам для дробления негабаритов и может применяться для дробления крупных кусков горной массы при отработке месторождений /////////////////////////////////////////////////////////////(///////////// полезных ископаемых

Изобретение относится к рудничному транспорту и может быть использовано при скреперной доставке в пределах очистного пространства

Изобретение относится к горному делу, а именно к рудничному транспорту

Рудоспуск // 1700267
Изобретение относится к горной промышленности и может использоваться для перепуска высокоувлажненных руд

Изобретение относится к горному производству , в частности к устройствам для регулирования выпуска горной массы из рудоспуска

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано для выпуска руды из очистных выработок

Изобретение относится к технике отработки крутопадающих угольных пластов, в частности к устройствам для ликвидации зависаний в углеспускных печах и рудоспусках, и содержит направляющую трубу, метательный заряд и механизм крепления трубы, в которой на ее концах установлены две разрывные мембраны и установлены связанные между собой разрушаемой жесткой связью два поршня, между которыми расположен метательный заряд, при этом метаемый элемент выполнен с плоской головной частью и профилированным дном и размещен в верхней части трубы, упираясь своим дном в разрывную мембрану, а в объеме между мембранами и поршнями размещена жидкость, например вода

Изобретение относится к транспортным средствам, используемым в горном деле, преимущественно для канатных напочвенных дорог

Изобретение относится к оборудованию для угольной горнорудной промышленности и тоннелестроения, в частности для проведения горизонтальных и наклонных выработок

Изобретение относится к промышленному рудничному транспорту

Рудоспуск // 2221147
Изобретение относится к горной промышленности и предназначено для использования при открытой разработке преимущественно рудных залежей и отвалов горнодобывающих предприятий

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано для повышения производительности выпуска горной массы из рудоспусков и дучек

Рудоспуск // 2272148
Изобретение относится к горной промышленности и предназначено для использования при подземной разработке преимущественно рудных залежей и кимберлитовых трубок

Рудоспуск // 2298104
Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при подземной разработке преимущественно рудных залежей и кимберлитовых трубок

Изобретение относится к горнодобывающей промышленности и может быть использовано для транспортировки отходов производства в подземные выработки

Изобретение относится к используемым в горном деле устройствам для выпуска и доставки сыпучих материалов (раздробленной горной массы) из рудоспусков при подземной добыче
Наверх