Способ контроля сопротивления изоляции разветвленной сети постоянного тока
Использование: в электроизмерительной технике для определения конкретного потребителя энергии, имеющего заниженное сопротивление изоляции по отношению к корпусу. Сущность изобретения: по предлагаемому способу контроля сопротивления изоляции предлагается шунтировать сопротивления изоляции между каждой из токоеедущих шин и корпусом и сопротивлениями известной величины, определять величину напряжения между токоведущей шиной сети постоянного тока и корпусом, включать между контролируемым потребителем энергии и токоведущей шиной дополнительный источник постоянного напряжения, определить величину изменения напряжения, между токоведущей шиной и корпусом и сравнивать по модулю полученную величину с допустимым значением. 2 ил. ел С
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)з G 01 R 27/18
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ аедомстао сссР (ГОСПАТЕНТ СССР) списочник изоьг ткни
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1 (21) 4869979/21 (22) 06.08,90 (46) 15.01.93. Бюл. № 2 (71) Специальное конструкторское бюро производственного объединения "Коммунар" (72) Н,А. Горяйнов (56) Авторское свидетельство СССР
¹ 613271, кл. G 01 Й 31/02, 1977.
Авторское свидетельство СССР
¹.561149, кл. G 01 R 27/18, 1976. (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ ИЗОЛЯЦИИ РАЗВЕТВЛЕННОЙ СЕТИ
ПОСТОЯННОГО ТОКА (57) Использование: в электроизмерительной технике для определения конкретного
Предполагаемое изобретение относится к области электроиэмерительной техники и может быть использовано для определения конкретного потребителя энергии, имеющего заниженное сопротивление изоляции по отношейию к корпусу.
Известен способ сопротивления изоляции разветвленной сети постоянного тока (1)
Недостатком известного способа является низкая чувствительность устройства, так как необходимо фиксировать разностный магнитный поток, обусловленный величиной сопротивления:изоляции токоведущих шин по отношению к корпусу, на фоне сильных магнитных потоков, обусловленных током нагрузки потребителя энергии. Кроме того, известное устройство реагирует только на разностный ток утечки сопротивления изоляции обеих токоведущих шин на корпус, вследствие чего оно
Ы 1788478 А1 потребителя энергии, имеющего заниженное сопротивление изоляции по отношению к корпусу. Сущность изобретения: по предлагаемому способу контроля сопротивления изоляции предлагается шунтировать сопротивления изоляции между каждой из токоведущих шин и корпусом и сопротивлениями известной величины, определять величину напряжения между токоведущей шиной сети постоянного тока и корпусом, включать между контролируемым потребителем энергии и токоведущей шиной дополнительный источник постоянного напряжения, определить величину изменения напряжения, между таковедущей шиной и корпусом и сравнивать по модулю полученную величину с допустимым значением. 2 ил. неработоспособно при одинаковом снижении сопротивления изоляции токоведущих шин на корпус, независимо от величины этого снижения. 4
Наиболее близким техническим реше- QQ нием, принятым за прототип, является уст- ф ройство для контроля сопротивления д изоляции сетей постоянного тока,в котором способ контроля включает измерение величины напряжения на делителе, включенном между токоведущими шинами и корпусом и сравнение полученной величины с допустимым значением (2).
Существенным недостатком известного способа контроля является принципиальная невозможность определения конкретного потребителя энергии с заниженным сопротивлением изоляции по отношению к корпусу при количестве потребителей 2 и более беэ электрического и механического разъединения корпусов контролируемых
1788478
05 Й.rz
ГДе гз2 05 R+ .
40
50 потребителей, что является трудоемким и непроизводительным процессом, увеличивающим время поиска потребителя энергии с зайиженным сопротивлением изоляции.
Целью изобретения является сокращение времени определения конкретного потребителя энергии, с заниженным сопротивлением изоляции в группе потребителей энертии, подключенных к разветвленной сетй постоянного тока. 10
Предлагаемый способ имеет признаки, общие с прототипом: — шунтирование сопротивления изоляции между каждой из токоведущих шин и корпусом сопротивлениями известной ве- 15 личины; — определение величины напряжения между токоведущей шиной сети постоянного тока и корпусом; —. сравнение по модулю полученной ве- 20 личины с допустимым значением, Заявителю и автору неизвестны другие технические решения, имеющие признаки, сходные с существенными признаками, отличающими заявленное техническое решение от прототипа, что позволяет. сделать заключение о соответствии заявленного технического решения критерию ".новизна".
Заявляемое техническое решение, благодаря отличительным, по сравнению с про- 30 тотипом, признакам, позволяет сократить время определения конкретно о потребителя энергии с заниженным сопротивлением изоляции в группе потребителей энергии:, подключенных к разветвленной сети постоянного тока, так как обеспечивает путем диагностирования потребителей энергии без разьединения их корпусов выявление конкретных потребителей энергии с зани>кенным сопротивлением изоляции.
Достигнутый положительный эффект позволяет сделать заключение о соответствии заявленного технического решения
- "критерию "существенные отличия".
На фиг,1 и фиг.2 приведены упрощенные электрические схемы, поясняющие предлагаемый способ контроля сопротивления изоляции разветвленной сети постоянного тока, Суть предложенного способа контроля и сопротивлений изоляции разветвленной сети постоянного тока заключается в следующем.
В исходном состоянии производится первое измерение напряжения О» между одной иэ токоведущих шин (любой) и корпусом (землей) (см.фиг,).
Напряжение Ок1 определяется формулой для обыкновенного делителя: э2
Uk1 Е R +R t t(1) где Š— напряжение между шинами питания;
Rr1 э1
R Г2
Rs2= + 1 где R — сопротивление резисторов, подключенных между шинами и корпусом; г1г2 — сопротивление изоляции шин относительно корпуса, Затем между токоведущей шиной (например, шиной "+" и нагрузкой RH контролируемого потребителя энергии включается дополнительный источник постоянного напряжения е (см.фиг,2); и производится вто рое измерение напряжения 4 между токоведущей шиной (той же, что и при первом измерении) и корпусом (см.фиг.2).
Напряжение О»2 определяется по фор муле: знак "+" или "-" определяется полярностью включения источника относительно полярности шины питания.
Разность напряжений U«и 0»2-первого и второго измерений соответственно определяется по формуле:
Л0»; — U« -U»2=+.е(1 ) (3)
Г1
Г1 + Гэ2
Из формулы (3) видно, что разность напряженйй Ж4 зависит от соотношения сопротивления изоляции r1 и г2 шин питания на корпус, величины напряжения е дополнительного источника напряжения и величины резисторов R дели. геля..
Аналогичным образом производится контроль сопротивления изоляции второй шины питания относительно корпуса. B этом случае величина Ж4 определяется по формуле:
AUg= - е (1 — + ) . (4)
05R ° г1
P5R
Сравнивая по модулю величину Ж4 с допустимым (опорным) напряжением, можно однозначно определить, соответствует или не соответствует сопротивление изоляции контролируемого потребителя энергии требуемой норме и если не соответствует, то по какой из с токоведущих шин, причем фиксируется и одновременное снижение сопро1788478 тивления изоляции по обоим к токоведущим шинам.
Предложенный способ контроля сопротивления изоляции разветвленной сети постоянного тока позволяет сократить время определения конкретного потребителя энергии с заниженным сопротивлением изоляции в группе потребителей, подключенных к разветвленной сети постоянного тока, причем достигается это сравнительно простыми средствами.
Положительный эффект достигается за счет новой совокупности действий: — определение величины напряжения между токоведущей шиной и корпусом; — включение дополнительного источника постоянного напряжения между контролируемым потребителем и токоведущей шиной; — определение величины изменения напряжения между токоведущей шиной и корйусом; — сравнение по модулю полученной величины с допустимым значением.
Величина напряжения е дополнительного источника постоянного напряжения составляет (10-20)% оТ величины напря>кения сети постоянного тока, поэтому включение напря>кения между токоведущей шиной и потребителем энергии не нарушает функционального состояния последнего (при безразрывной коммутации), что позволяет осуществлять поиск неисправного (с заниженным сопротивлением) потребителя под напряжением сети постоянйого тока, Включая напряжение е поочередного между контролируемыми потребителями энергии и токоведущими шинами можно выявить все случаи снижения сопротивления
Ъ изоляции с определением конкретных потребителей энергии.
Сравнение заявленного способа с прототипом показывает, что предложенный
5 способ позволяет сократить время определения конкретного потребителя энергии с заниженным сопротивлением изоляции в группе потребителей, подключенных к разветвленной сети постоянного тока. Предло-
10 женный способ контроля сопротивления изоляции разветвленной сети постоянного тока имеет простую техническую реализацию, Технико-экономический эффект приме15 нения предложенного способа контроля заключается в сокращении времени определения неисправного потребителя энергии с заниженным сопротивлением изоляции в группе потребителей, подклю20 ченных к разветвленной сети постоянного. тока.
Формула изобретения
Способ контроля сопротивления изоляции разветвленной сети постоянного тока, 25 включающий шунтирование сопротивления изоляции между каждой из токоведущих шин и корпусом сопротивлениями известной величины и определение величины напряжения между токоведущей шиной сети
30 постоянного тока и корпусом, о т л и ч à ю щ и йс я тем, что, с целью сокращения времени определения конкретного потребителя энергии с заниженным сопротивлением изоляции, включают между контролируемым потреби35 телем энергии и токоведущей шиной дополнительный источник IlocT0AHHOI напряжения, определяют величину изменения напряжения между токоведущей шиной- и корпусом и сравнивают по модулю пол-
40 ученную величину с допустимым значением.
1788478
Составитель Н.Горайнов
Техред М.Моргентал Корректор А.Мотыль
Редактор
Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 72 Тираж Подписное
ВНИИПИ ГосударственногО комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5