Вентильный электропривод

 

Использование: в электроприводе с широким диапазоном регулирования частоты. Сущность: фазовый сдвиг между ЭДС вращения и током в синусной и косинусной фазах обмотки якоря синхронной машины, измеряемый блоком вычисления фазы, поддерживается равным нулю во всем диапазоне изменения скорости при произвольном положении статора синхронной машины и датчика положения ротора. Поддержание указанного фазового сдвига равным нулю осуществляется изменением напряжения возбуждения, подаваемого на квадратную отмотку датчика положения ротора. В результате повышается точность рёгулиррвания частоты вращения. 4 ил.

СОК)3 COBE ГСКИХ

СОЦИИ1ИСТИЧЕСКИХ

РГ.СПУБЛИК (я)я Н 02 Р 6/02

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) 1713072 (21) 4799271/07 (22) 25.01,90 (46) 30,01,93, Бюл. hh 4 (71) Львовский научно-исследовательский . радиотехнический институт (72) P.È,×àéêîañêèé, Э.З.Тимощук, М.С.Музыка и M,Å.Ïàí÷àê (56) Авторское свидетельство СССР

М 1713072, кл. Н 02 P 6/02, 1988. (54) ВЕНТИЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД (57) Использование: в электроприводе с широким диапазоном регулирования частоты.

Изобретение о носится к электротехнике, в частности к злектроприводам и системам автоматического управления, и может быть использовано в электроприводах с широким диапазоном регулирования частоты вращения и я ляется усовершенствованием технического решения по авт.св. М 1713072.

Известен вентильный электропривод по авт.св, (Ф 1713072, кл. Н 02 P 6/02, 1988, содержащий двухфазную синхронную машину, первыи и второй блоки умножения, первые входь которых объединены, а выходы через усилители мощности подключены соответственно к синусной и косинусной фазам обмотки якоря синхронной машины, датчик палом. ения ротора, установленный на валу ротора синхронной мишины, синусная и косинус ая выходные обмотки которого подключены через первый и второй фазочувствительные выпрямители ко вторым входам соогветственно первого и BTQрого блоков умножения, источник напряжения, выход которого подключен к обмо1ке возбуждения датчика положения

„„Я „„1791953 А2

Сущность; фазовый сдвиг между ЭДС вращения и током в синусной и косинусной фазах обмотки якоря синхронной машины, измеряемый блоком вычисления фазы, поддерживается равным нулю во всем диапазоне изменения скорости при произвольном положении статора синхронной машины и датчика положения ротора, Поддержание указанного фазового сдвига равным нулю осуществляется изменением напряжения возбуждения, подаваемого на квадратную отмотку датчика положения ротора, l3 результате повышается точйость регулирования частоты вращения, 4 ил. ротора и через формирователь опорного напряжения к опорным входам фазочувствител ьных вып рямителе й, задатчик частоты вращения, выход которого подключен к первому входу блока сравнения, второй вход д которого подключен к выходу датчика частоты вращения, а выход подключен через предварительный усилитель к первым входам первого и второго блоков умножения, выходы первого и второго фазочувстви ель- Q ных выпрямителей подключены к первому и Ql второму входам датчика частоты вращения, () составленного из двух алгебраических сумматоров, первого и второго блоков умножения, выходы которых подключены к соответствующим входам первого алгебраического сумматора. а также первого и второго апериодических звеньев, третьего и четвертого блоков умножения и блока целения, входы делимого и делителя котс рого подключены соотве с зенно к выходам первого и второго алгебраических сумматоров, а выход образует выход датчика частоты вращения, причем выход первого апериоди1791953

25

55 ческого звена подключен к первым входам первого и третьего блоков умножения датчика частоты вращения, а вход соединен со вторыми входами третьего и второго блоков умножения и образует первый вход датчика частоты вращения, выход второго апериодического звена подключен к первым входам второго и четвертого блоков умножения датчика частоты вращения, а вход соединен со вторыми входами первого и четвертого блоков умножения и образует второй вход датчика частоты вращения, выходы третьего и четвертого блоков умножения подключеныы соответственна к первому и второму входам второго алгебраического сумматора.

Недостатками такого вентильного электрапривода являются: — сложность конструкции, содержащей узлы, обеспечивающие взаимный разворот статорав датчика положения и синхронной машины, что обусловлено необходимость его настройки в процессе изготовления, заключающейся в развороте статора датчика положения относительно статора синхронной машины и фиксации углового положения статора датчика, соответствующего максимуму вращающего момента; — нелинейность регулировочных характеристик, обусловленная инерционностью усилителей мощности и фазочувствительных выпрямителей.

Целью изобретения является упрощение и увеличение точности регулирования частоты вращения путем повышения линейности регулировочных характеристик.

Для дости>кения поставленной цели вентильный электропривод содержит дополнительно два датчика тока, два блока вычисления ЭДС вращения, блок вычисления фазы, интегратор, суммматор, инвертор и третий блок умножения.

Сущность изобретения заключается в том, что.фазовый сдвиг между минус ЭДС вращения и током в фазовых обмотках якоря синхронной машины, измеряемой с помощью блока вычисления фазы, поддерживается равным нулю во всем диапазоне изменения скорости при проиэвольrloM взаимном расположении статоров синхронной машины и датчика положения ротора путем изменения напряжения возбуждения, подаваемого на квадратную обмотку датчика положения ротора, т.е. значение угла между магнитными потоками ротора синхронной машины и статора поддерживается оптимальным, равным 20 эл, град.

На фиг.1 изображена функциональная схема электропривода; на фиг.2 — функциональная схема блока вычисления ЭДС вращения; на фиг.3 — функциональная схема блока вычисления фазы; на фиг.4 — векторная диаграмма синхронной машины.

Вентильный электропривод содержит вентильный двигатель 1, который включает в себя двухфазную синхронную машину 2, первый 3 и второй 4 блоки умножения, первые входы которых обьединены. Выходы первого 3 и второго 4 блоков умножения подключены через усилители 5, 6 мощности соответственно к синусной 7 и косинусной

8 фазам обмотки якоря синхронной машины

2, последовательно с которыми соединены первый 9 и второй 19 датчики тока. В состав вентильного двигателя 1 входит также датчик 11 положения ротора, механически связанный с ротором синхронной машины 2, синусная 12 и косинусная 13 выходные обмотки которого подключены через первый

14 и второй 15 фазочувствительные выпрямители ко вторым входам первого 3 и второго 4 блоков умно>кения соответственно, Кроме того, датчик 11 положения ротора содер>кит основную 16 и квадратную 17 обмотки возбуждения. В состав вентильного двигателя 1 входит также источник 18 напряжения возбуждения, выход которого подключен к обмотке 16 возбуждения датчика 11 положения и через формирователь 19 опорного напряжения — к опорным входам фаэочувствительных выпрямителей 14, 15, Электропривод содержит также задатчик 20 частоты вращения, выход которого соединен с первым входом блока 21 сравнения, второй вход котооого соединен с выходом датчика 22 частоты вращения, а выход через предварительный усилитель 23 — с первыми входами первого 3 и втрого 4 блоков умножения. выходы первого 14 и второ — î 15 фазочувствительных выпрямителей подключены соответственно к первому и второму входам датчика 22 частоты вращения.

Кроме того, электропривод содержит первый 24 и второй 25 блоки вычисления

ЭДС вращения; блок 26 вычисления фазы, интегратор 27, сумматор 28, инвертор 29, третий блок 30 умножения, Первые входы первого 24 и второго 25 блоков вычисления

ЭДС вращения подключены соответственно к синусной 7 и косинусной 8 фазам обмотки якоря синхронной машины 2.

Первый вход блока 26 вычисления фазы объединен со вторым входом первого 24 блока вы .исления ЭДС и соединен с выходом первого 9 датчика тока в цепи синусной

7 фазы обмотки якоря синхронной машь .ны

2, второй вход обьединен со вторым входом второго 25 блока вычисления ЭДС и соединен с выходом второго 10 датчика тока коси1791953

30

sin 2л(т; (3) /

Ок-KgUo

cos (m (dt +/3(Г//, r ) j

55 нусной 10 фазы обмотки синхронной машины 2, третий и четвертый входы блока вычисления фазы подключены соответственно к выходам первого 24 и второго 25 блоков вычисления ЭДС, Выход блока 26 вычисления фазы через последовательно соединенные интегратор 27, сумматор 28, инвертор

29 и третий блок 30 умножения соединен с квадратурной обмоткой 17 датчика 11 положения ротора. Второй вход сумматора 28 соединен с входом интегратора 27, а второй вход третьего блока 30 умножения — с выходом источника 18 напряжения возбуждения.

Блоки 24 и 25 вычисления ЭДС вращения содержат, например, звено 31 фазового запаздывания (фиг.2), собранное на операционном усилителе 32 с резистором 33 в цепи обратной связи, входными резисторами 34, 35 и фазосдвигающим конденсатором 36, который подключен к неинвертирующему входу операционного усилителя 32, а также трехвходовый сумматор 37, собранный на операционном усилителе 38 с резистором 39 в цепи обратной связи и входными резисторами 40-43. Выход звена 31 фазового запаздывания соединен со вторым входом трехвходового сумматора 31. Первым входом блока 24 (25) вычисления ЭДС является первый. вход трехвходового сумматора 37, BTopblM входом — соединенные между собой вход звена фазового запаздывания и третий вход трехвходового сумматора 37, Блок 26 вычисления фазы может быть выполнен, например, в виде первого 44, второго 45, третьего 46, и четвертого 47 блоков умножения (фиг.3), первого 48 и второго

49 алгебраических сумматоров и блока 50 деления, причем первый вход блока 26 вычисления фазы образует обьединенные между собой первый вход второго и второй вход третьего 46 блоков умножения, второй вход блока 26 — первый вход четвертого 47 и второй вход первого 44 блоков умножения, третий вход блока 26 — первые входы первого 44 и третьего 46 блоков умножения, а четвертый вход блока 26 — вторые входы второго 45 и четвертого 47 блоков умноже- 50 ния. Вход первого 44 и второго 45 блоков умножения подключены соответственно к первому и второму входам первого 48 алгебраического сумматора, а выходы третьего46 и четвертого 47 блоков умножения — с первым и вторым входами второго 49 алгебраического сумматора, выход первого 48 и второго 49 алгебраических сумматоров подключены соответственно к входам делителя и делимого блока 50 деления. Выход блока

50 деления образует выход блока 26 вычис ления фазы.

Датчик 22 частоты вращения реализован в соответствии со схемой, описанной в авт.св, N 1713072.

Вентильный электропривод работает следующим образом.

На обмотку 16 возбуждения датчика 11 положения ротора с выхода источника 18 напряжения возбуждения подается переменное напряжение

Ов = Ооэ!п2 ft, (1) где ОО1 — амплитуда и частота напряжения возбуждения; — время, Одновременно на квадратную 17 обмотку возбуждения датчика 11 положения ротора подается напряжение, являющееся произведением напряжения Us источника

18 и напряжения U ф(в,с), которые поступают на первый и второй выходы третьего блока 30 умножения;

Окв(г/>t) = UpU ф(г/>, t).slA27E ft. (2)

В соответствии с принципом работы датчика 11 положения на выходных синусной 12 и косинусной 13 обмотках формируется синусоидальные напряжения Uc и Ок, модулированные по амплитуде соответстBeHHG синусом и косинусом электрического угла P(t/> t) поворота ротора датчика 11 . положения, отсчитываемого от неподвижной оси отсчета ti, связанного со статором датчика 11 (фиг.4). Таким образом:

Uc-К /1+(gy((g t)j sln(m//)t+ 3(Ai, ))

sin 2л1т, (4) где К вЂ” коэффициент передачи датчика 11 положения;

m — число пар полюсов синхронной л ашины 2; и — частота вращения ротора двигателя;

j3 (N Л) — угол фазового сдвига напряжения на выходных синусной 12 и косинусной 13 обл1отках датчика 11 положения, вносимой напряжением Окв(ш t), поступающим на его квадратурную 17 обмотку возбуждения, оп редел яемый вы ражен иел :

P (//, t ) = згсс9

= агс19 Urp(//it) . .(5) 1791953

Kg((((Uo Vг! + (() у)р ((д, t ) ) .1. (m и +p ((t ) ) (6) О15 = К()М/фОо г ъ Ч (О, ) (и 1 ) ) cQs (m (l> 1 + p ((t>, 1 ) ) (7) где W4 — передаточная функция фазачувствительных выпрямителей;

С достаточной степенью точности передаточную функцию фазочувствительных выпрямителей 14 и 15 можно представить в виде передаточной функции апериодического звена первого порядка: (Лф = — ) (8)

К

1+Тф Р

d где р =- — — символ дифференцирования;

Ж

Кф — коэффициент передачи фазочувствительного выпрямителя;

Тф — постоянная времени фазочувствитег ьного выпрямителя.

Таким образом, уравнения (6) и (7), описывающие напряжения на выходе фазочувствительных выпрямителей 14 и 15, представляются в виде

О14= К,АФ(и) 11 (О (01+ P() 1)-(,()ф(И ));

U15 = КдАф(и) У

О,сов(()1и 1+ /3(и 1).— ф(и < 1) Uosin(m (9) 1 +(U tj> ((О,+))

g)4, (и ), (10) Кф где А<1(а>)2 — амплитудно1 +(гп итф) частотная характеристика апериодического звена; ф(, (и) = агс19 m и Т4 — фазочувствительная характеристика апериодическаго звена.

Напря>кения U14, О15 поступают соог()е1ственно на первый и ()торой входы датчика 22 (встать) вращения, а так>ко llа

Напряжения Uo и О, поступают соответственна на первый 14 и второй 15 фазочувствительные выпрямители. на опорные входы которых подается напряжение прямоугольной формы с формирователя 19 опорного напряжения, полученное путем преобразования синусоидального напряжения, поступающего на его вход с источника

18 напряжения возбуждения. Следовательно, напряжения U14, U15 на выходе фазочувствительных выпрямителей 14 и 15 описываются уравнениями

О! 4= вторые входы блоков 3, 4 умножения вентильного двигателя 1.

В соответствии с принципом работы датчика 22 частоты вращения, на его выходе

5 формируется напряжение;

О22= mNТв =- Кси, (11) где Кс = m To — коэффициент обратной связи по скорости;

Т вЂ” постоянная времени апериодиче10 ского звена датчика частоты вращения.

Напряжение Uz2 с выхода датчика 22 частоты вращения, пропорциональное частоте вращения ротора синхронной машины

2, поступает на блок 21 сравнения, в кото15 ром сравнивается с напряжением U3 заданной частоты вращения вентильного двигателя, вырабатываемым задатчиком 20.

Сигнал О21 ошибки с выхода блока 21 сравнения, усиленный предварительным усили20 телем 23, поступает в виде напряжения постоянного тока на вход вентильного двигателя 1, Таким образом, напряжение на входе вентильного двигателя 1 равно:

U1=-(U — К и) К, (12)

25 где U! — напр (жение на входе вентильного двигателя;

Кл — коэффициент усиления предварительного усилителя 23.

В блоках 3, 4 напряжение U! умножает30 ся соответственно на напряжен(ля U14 и U(5, поступающие с фазочувствительных вь!прямителей 14, 15, Передаточную функцию усилителей 5, 6 мощности можно представить в виде пере35 даточной функции апериодическога звена первого порядка с передаточным коэффициентом Ку и постоянной времени Ту. Следовательно, напряжения, поступающие на синусную 7 и косинусную 8 фазы обмотки

40 якоря синхронной машины 2, описываются уравнениями: .. = Y„(U., К.

UK = Kn(Vз — Кс И)К Аф(В)АуИ 1+ (U (1))

45 Vo cos(m()> 1+,".(--1) Q() - 1 у (с)), (14) где K„ — коэффициент передачи блоков умножения;

Ку

Ау (и) — амплитуд50 1 +(m<иТф) но-частотная характеристика усилителей 5, 6 мощности; ф, (и) = arc19 m и Ту — фазочастотная характеристика усилителей 5, 6 мощно55 сти.

Под действием этих напряжений в синусной 7 l1 косинуснай 8 фазах обмотки якоря г)ротека)от токи;

I,с:- I) sin(m (c>1+ (> ((<>, () — 1/(<и ) )—

1791953

10 — 1в sin (m cd t + д (в, t ) — Q в 1 !в

1е sIn (m в t + (90 - О ) — фя (в ) ); (15)

I = l3 c0s (m вt+P((d, t) — 7@et)) )— — 1в cos (m в t +P (в, t ) — Щ в) )—

1е соэ(п)в(+(90 О) — фя (в)), (16) где

1з=

КпКн(.)о(.)зАф(В) ФУ (В) Ая (В) ) 10 (17) 1в= 1<п1<н KcN Uo

@ ф(в) 6 (в) Aÿ (в) (18) 15

1е = Kå,Aÿ,(в) в; (19) ф в ) = фф (и ) + gy (m ) + g, (и ), (20)

A,((d )—

1яя — ам плитуд1+(и) вТя)

20 но-частотная характеристика фазы обмотки якоря; фя (в) = arctgm(d T> — фазочастотнаЯ характеристика фазы обмотки якоря;

Rg, Тя сопротивление и электромаг- 25 нитная и электромагнитная постоянная фазы обмотки якоря;

Ке — конструктивный коэффициент синхронной машины 2;

Π— угол между неподвижной осью от- 30 счета, связанной со статором датчика 11 положения и вектором магнитного потока или МДС ротора синхронной машины 2.

Графическим изображением уравнения (15) является векторная диаграмма, пред- 35 ставленная на фиг.4.

Из уравнений (15) и (16) и векторной диаграммы следует, что угол Фо между вектором магнитного потока ротора (в) и вектоРом тока статоРа 1ст или, что то же 40 самое, между магнитным потоком статора и магнитным потоком Фо ротора равен е1 (в. t) =О+)о(в, t) — Я(в)— — у(в), . (21) где У(в) — угол между векторами токов1з 45 и 1ст.

Из теории известно, что вентильный электропривод настроен оптимально, если угол с (в) t) между векторами магнитного г 50 потока Ф, ротора и статора Фе равен т.е. е1 (в, t ) = O+P (cd, т ) — )„(в )—

У(в) =,у (22)

Анализ векторной диаграммы (фиг.4) показывает, что при выполнении условия (22) вектор 1ст тока фазы обмотки статора и вектор минус Ео — ЭДС вращения совмещаются, т.е. угол )(cd, t) между ними равен нулю. Следовательно, с учетом (211 получим:

Л вЂ” л . ((d, t) 2 f.t (вт) (О) +

+ в) +у(в) — ф(в, t) =0, (23)

Л где — О = mL — представляет собой угол между осью и вектором минус Е> ЭДС вращения и определяется угловой ошибкой L взаимной установки статора датчика 11 положения и статора синхронной машины 2 и ри сборке.

Из уравнения (23) следует, что вентильный электропривод обладает оптимальными характеристиками, если угол P(в) фазового сдвига, вносимого наприяжением

0ке, поступающим на квадратурную 17 обмотку возбуждения датчика 11 положения. равен

P(cd, t) =mL+gr.(в)+у(в). (24)

Выполнение условия (24) обеспечивается контуром регулирования фазы /3 (и ) t, состоящим из датчика 11 положения ротора, фазочувствительных выпрямителей 14 и 15, умножителей 3, 4 напряжения, усилителей

5, 6 мощности, синхронной машины 2, датчиков тока 9, 10, блоков 24, 25 вычисления

ЭДС вращения, блока 26 вычисления фазы, интегратора 27, сумматора 28, инвертора 29 и блока 30 умножения, путем изменения напряжения U(в t) формируется с помощью двух блоков 24 и 25 вычисления ЭДС вращения, блока 26 вычисления фазы, интегратора 27, сумматора 28, интегратора 29 и блока 30 умножения.

Формирование напряжения 0,е(в t) происходит следующим образом.

На первые входы блоков 24 и 25 поступают соответственно напряжения V<. U< с выходов усилителей 5, 6 мощности, а на их вторые входы поступают соответственно напряжения Us. Uio,пропорциональные токам в фазах обмотки статора.

Ug = Вш1с. (2 5)

Uio- Вш1к, (26) где RLU — сопротивление датчиков 9, 10 тока.

Блоки 24, 25 вычисления ЭДС вращения реализует известную в теории электрических машин зависимость:

Ео — --U+ IR +)1в L,,, (27) где U, 1, Ео — соответственно напряжение на обмотке статора, ток, протекаемый в обмотке и ЭДС вращения.

Простейшая схема устройства, проводящего вычисления а соответствии с уравнением (27), приведена на фиг.2.

Напряжение Uz> на выходе фазозапаздыва1791953 торого сумма этих напряжений поступает на вход делителя блока 50 деления. Таким образом, на выходе блока 26 вычисления фазы формируетсл напряжение:z

045 — 044 sin ) в, t

045+ 047 cos t)) в, с

= Цф(в, t} (34)

Напряжение Оф через последовательно соединенные интегратор 27, сумматор 28, инвертор 29, третий 30 блок умно>кения поступает на квадратурную 17

10

С учетом (38) система уравнений (37) преобразуется к влду: где Кн — коэффициент передачи блоков 44- с )(о), t }=-у(в) — P(o), t);

47 умно>кения. Р(в, С) =ф(в, t)+ fф(в, с) (39)

Напрлженил 044и 045 поступа)от на вхо- «e y(«) p L 1 1)(в) + 1() ) (щ

55 лы алгебраического сумматора 48, с выхода Решение системы уравнений (39) устакоторого разность этих напряжений постУ навливает функциональну)о зависимость пает на вход делимого блока 50 деления. Угла1))(в, t) от частота в вращения роНапрл>кенил 048i и 047 )оступают на входы тора синхронной машины 2 и времени t алгебраи«е,кого сумматора 49, с выхода KQ-.. ющего звена 31 отстает от тока на 90 эл.

Г() адусо в и равно

U31 =- -jRiijl. (28)

Напряжение 037 на выходе трехвходового сумматора 37 равно

Оз7=- U + J Вш.1 + Рш.1 . (29)

1 39 38 R39

1 40 41 1 42

Сравнивая между собой уравнения (27) и (28) нетрудно установить, что если принято

1 39 1 39 R39

=1,, Rej=в1л,, Re) =Вл,то

R40 41 42

048 = Ео.

Таким образом, на выходах блоков 24, 25 формируются напряжения 024 025, про порциональные соответственно ЭДС вращения в синусной 7 и косинусной 8 фазах обмотки статора. Зти напряжения описываются выражениями:

U24 = KeEosInm Й) t, (30)

025= KeEocosm о) с; (31)

Гдо Ке коэффициент пропорциональности, Зти напряжения поступают соответственно на третий и четвертый входы блока 26 вычисления фазы. На первый и второй входы этого блока поступают соответственно напряжения с датчиков 9, 10 тока, описываемые в соответствии с векторной диаграммой (фиг.4) уравнениями

U9 = RajlаSln(m й) С ф (В t));

010=- Кш1аСОЭ()т) В t- 1))(ВС)), } (32) где 1а = mod(Ia —, 1 в - Ie) - амплитудное, значение тока в фазе.

Блок 26 вычисляет тангенс между ЗДС фазы обмотки якоря и током, протекающим в обмотке, следующим образом, Под действлем напряжений, поступающих на вход блока 26 вычисления фазы, на выходе блоков 44 — 47 умно>кения формируютсл напря>кения:

U44 = Кн024010 — 2 КнКеЕоВш1а(sin

tj)(в t)+ sin(2гп вt — t)r(в, t)};

U45 = K„U25U9 = Кн Ke E o Rej la(s ln

tj j(0) t)+ sin(2m0) t — ф(о)> с);

U4p = К 02409 =- — КнКеЕо1Вш1а(сов ф(в t) — соэ(2гпа t — ф(о), с)}; I

047 = Кн025010 = КнКеЕо)Сш!а(сОэ ф(0) t) + cos(2m u) t — t) r(0) с)}, (33) обмотку возбу>кдения датчика 11 поло>кения, Следовательно, напряжение Ока, поступающее на квадратур ную обмотку, описывается выражением;

U«(0) t) =-Uof0 t))(В,С)+ f ОСР(В, t)

81п2л tt. (35)

Таким образом, напря>кение U

20 вектором тока 1ег статора и вектором минус

Ео ЭДС вращения.

Это напряжение осуществляет сдвиг по фазе огибающей выходных напря>кений Ue и Ок датчика 11 поло>кения ротора. Угол вносимого фазового сдвига определяется уравнением (5). После подстановки в него уравнений (34) и (35) получим: уЗ(о), t) =arctg(щф(в, t) +

+ f tg ф(г)) ° с ) ) (36)

Уравнения (20), (23} и (36) составляют систему уравнений:

) (j)), t ) = гпту + ф 0) ) + y (0) ) — /3 (в, t };)

1к fbi ) = Yj (vi ) - ; д (Q) ) ->, (и );

P (j)), t ) = arctg (tg tj) (u), t ) +

+ f с9 tj) (a), t ) ), (37) которая описывается работу контура регулирования фазы между вектором тока !е статора и вектором минус Ео ЭДС вращения.

Анализ системы (37) показывает, что угол J((i), t) являетсл нелинейной функцией времени и, следовательно, не может быть определен в аналитическом виде.

Дальнейший анализ работы контура регулирования фазы можно провести, рассматривая систему уравнения (37) в области малых значений угла с )(и), t), при которых справедливо соотношение:

tg ф(в, t ) =-)) (в, t ) (38) 1791953

2 д (в, t ) + jy(N, t ) =g(N) . (41)

Анализ уравнения (41) показывает, что для его решения следует иметь функциональну)о зависимость N =- f(t).

Рассмотрим работу контура регулирования фазы, когда в вентильном электроприводе задается постоянная частота

ВращЕНИя, раВНая N = Во . В ЭТОМ СЛуЧаЕ уравнение (41) преобразуется к виду

21/(Nо, t ) + f V(Nо, () =X(())о ) . (42)

Решением уравнения (42) является уравнение: ф(г))о, t ) =g(No ) е, (43)

ГдЕ g(No) ГП3 +1(() ((.()Ь) +))(ао). (44)

Анализ решения уравнения (42) показывает, что фазовый сдвиг между вектором тока статора двигателя 1с) и вектором минус

Ео ЭДС вращения будет изменяться по экспотенциальному закону от начального знаЧЕНИЯ g(No), ОПРЕДЕЛЯЕМОГО ЧаСтстОй вовращения ротора синхронной машины 2 и угловой ошибкой L уменьшалась до нуля.

Следовательно, в установившемся режиме при произвольных постоянных частотах вращения и =const контур регулирования фазы поддерживает нулевое значение угла tP(и, i), инвариантное угловой ошибке Lи,,таким образом,,выполняется условие (22) оптимальной настройки вентильного привода, при котором угол ео (в, t ) между векторами магнитных потоков статора Ф, и ротора Ф, равен 90 эл. градусов.

Если угол между векторами магнитных

7f потоков статора Фс и ротора Ф, равен то в соответствии с принципом действия вентильного привода, токи l< и IK образуют в расточке статора вращающее магнитное поле, в результате взаимодействия которого с магнитным полем ротора возникает вращающий момент, пропорциональный амплитуде токов lo и )х, протекающих в синусной 7 и косинусной 8 фазах якорной обмотки синхронной машины 2, а ротор вращается со скоростью, пропорциональной амплитуде напря>кений, прикладываемых к секциям якорных обмоток.

В результате, в соответствии с выражениями (13) и (14), связь между скоростью и амплитудой напряжений, прикладываемых к фазам якорной обмотки синхронной машины 2,описывается уравнением: и

2 2

КЕ (1+((((Иту) )(1 +(П)кк))тф )

К 2

1+((9 ф(й). ()) (45) где К = Кл(КиК() Ку(к.)о, (N l) = Гп1 + агсТЯп1(()Ту +

arctgmN Тф+ a(ctgm вТя.

Так как коэффициент К>110, а произведение

2 2

1+ mNZ j(1+ mNr j,„

5 (2

1+(tgg(N t)j при любых частотах вращения ротора и соотношениях параметров электропривода. слагаемое (1+ mNT 1+

2 2

)(твТу) ))

1+(tg ф(в, t)j

15 и им можно пренебречь.

Регулировочная:характеристика вентильного привода в этом случае линейна и описывается уравнением

20 1

N = - 0З (4б)

Механическая характеристика вентильного привода с учетом выражений (17) — (19) описывается уравнением:

25 1

М = Км ()з + )И )е ) = Км К

Яя

1+(19 N t ) 2 2 г

30 (+(тф) и1+вту) и1+()т,) ) г 2 кE ((+(втк) )((+ ((lт ) х(()э - (кс i i +((gal(N,1)) 35

К К ня ) 2 (1+{mвтф) )(1+ NTy) )(1+{и г)) т„) ) (()з - КсЮ) (47)

40 Нелинейность механической характеристики (N) =f (М) обуславливается подкоренным выражением уравнений (47) и не превышает 10% при скорости двигателя, равной скорости холостого хода.

45 Таким образом, вентильный электропривод позволяет увеличить точность регулирования частоты вращения за счет повышения линейности регулировочных характеристик и упростить конструкцию при50 вода, исключив из нее узлы, обеспечивающие разворот и точную взаимную установку статора синхронной машины и статора датчика положения ротора при сборке и настройке привода.

55 Формула изобретения

Вентильный электропривод по авт,св.

М 1713072, отличающийся тем. что, с целью упрощения и увеличения точности регулирования частоты вращения путем по15 l 791953

1б вышения линейности регулировочных характеристик, введены два блока вычисления

ЭДС, первые входы которых подключены сооТВ6ТсТВеННо к синусной и косинусной фазам обмотки якоря синхронной машины, 5 датчики тока, включенные в цепи указанных фаз обмотки якоря синхронной машины, четырехвходовой блок вычисления фазы, первый вход которого объединен с вторым входом первого блока вычисления ЭДС и 10 соединен с выходом датчика тока в цепи синусной фазы обмотки якоря синхронной машины, второй вход объединен с вторым входом второго блока вычисления ЭДС и соединен с выходом датчика тока косинус- 15 ной фазы обмотки якоря синхронной машины, третий и четвертый входы бло .а вычисления фазы подключены соответственно к выходам блоков вычисления ЭДС, последовательно соединенные интегратор, двухвходовой сумматор, инвертор и третий блок умножения, а датчик положения ротора снабжен квадратурной обмоткой возбуждения, подключенной к выходу третьего блока умножения, вторым входом соединенного с выходом источника напряжения возбуждения, а второй вход сумматора объединен с входом интегратора и подключен к выходу блока вычисления фазы.

1791953

Составитель Э.Тимощук

Техред М.Моргентал

Редактор

Корректор А.Козориз

Заказ 159 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Вентильный электропривод Вентильный электропривод Вентильный электропривод Вентильный электропривод Вентильный электропривод Вентильный электропривод Вентильный электропривод Вентильный электропривод Вентильный электропривод 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к управляемым электроприводам

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах погружных насосных агрегатов, преимущественно для добычи воды, нефти или в других регулируемых электроприводах, в которых электромеханический преобразователь вентильного электродвигателя удален на большое расстояние от инвертора

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах погружных насосных агрегатов, в частности, для добычи воды, нефти и т.д

Изобретение относится к способу управления реактивным индукторным двигателем

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в нефтегазодобывающей промышленности

Контактор // 2208870
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при создании аппаратуры для частых коммутаций силовых электрических цепей, в частности при управлении электродвигателями

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в следящих системах любого назначения

Изобретение относится к электротехнике и автоматике и может быть использовано в системах управления положением механизмов, для которых более точное управление реализуется за счет включения второго, как правило, более быстрого и точного канала, а именно в манипуляторах, токарных стенках для обработки нецилиндрических деталей и других механизмах, для которых характерны циклические воздействия
Наверх