Способ горячей прокатки плит из алюминиевых сплавов

 

Использование: горячая прокатка плит из алюминиевых сплавов. Сущность изобретения: прокатку осуществляют с уменьшением отношения толщины прокатываемого металла к диаметру валков от прохода к проходу в пределах от 0,55 до 0,05 с относительными обжатиями, выбираемыми из соотношений, скорость прокатки определяют по математической зависимости. 2 табл.

Изобретение относится к прокатке металлов и может быть использовано при горячей прокатке плит из алюминиевых сплавов. В изделиях машиностроения широко используются панели, изготавливаемые путем механической обработки катаных плит из алюминиевых сплавов. При этом полотно панели формируется из приповерхностных и промежуточных слоев по толщине плит, что в свою очередь предопределяет повышенные требования к структуре и механическим свойствам плит в этих слоях. На условия формирования структуры и механических свойств в приповерхностных и промежуточных слоях по толщине плит существенное влияние оказывают схема напряженного состояния и температурные условия деформации металла при прокатке. При напряженном состоянии, характеризующимся действием растягивающих напряжений в высотном направлении в приповерхностных и промежуточных слоях по толщине раската, и повышении температуры металла из-за деформационного разогрева в зонах максимальных сдвиговых деформаций формируется шиферная структура. При испытании в высотном направлении образцов с шиферной структурой разрушение происходит у захватов образцов. Как правило, относительное удлинение снижается на 1-2 абс. при сильной шиферности структуры относительное удлинение падает до нуля, предел прочности также снижается. Поэтому одной из важных является проблема установления режимов прокатки, исключающих образование и развитие шиферной структуры в приповерхностных и промежуточных зонах по толщине проката. Известен способ горячей прокатки плит из малопластичных сплавов, например алюминиевых, включающий нагрев и последующую прокатку литого слитка с повышением от прохода к проходу отношения длины дуги захвата к текущей толщине раската, согласно которому прокатку в проходах с этим отношением в пределах 0,5-0,6 производят с коэффициентом напряженного состояния, равным 1,0-1,05, при относительных обжатиях за проход 15-20% и поддержанием температуры прокатки в пределах 10oС от начальной. Известный способ обеспечивает получение плит с повышенными механическими свойствами и уменьшенным количеством расслоений в центральных по толщине слоях плит за счет улучшения их пластической проработки при действии сжимающих напряжений в продольном направлении. Однако недостатком этого способа является неудовлетворительное качество плит за счет пониженного уровня механических свойств и дефектов структуры металла в приповерхностных и промежуточных слоях по толщине плит, обусловленное действием растягивающих напряжений в высотном направлении и деформационным разогревом металла в зонах максимальных сдвиговых деформаций. Известен также способ горячей прокатки плит из малопластичных сплавов, включающий прокатку плоского слитка с повышением от прохода к проходу отношения длины дуги захвата к средней толщине раската, согласно которому прокатку начинают при отношении длины дуги захвата к средней толщине раската 0,4-0,5 с коэффициентом вытяжки в каждом проходе 1,1-1,15 и заканчивают с коэффициентами вытяжки в каждом проходе 1,3-1,45 при показателе пластической проработки металла 1,0-2,0. По таким режимам деформирования получают плиты с повышенным уровнем механических свойств в центральных слоях по толщине за счет уменьшения расслоений и улучшения пластической проработки металла. Однако недостатком этого известного способа является его применение лишь для прокатки плит из низких по высоте слитков, когда в первых проходах отношение длины дуги захвата к средней толщине раската составляет 0,4-0,5, в то время как для получения требуемых габаритов плиты обычно прокатывают из слитков повышенной высоты при отношении в первых проходах длины дуги захвата к средней толщине раската в пределах 0,1-0,2. Кроме того, интервал частых вытяжек, с которыми необходимо проводить прокатку по этому способу, приводит к появлению значительных по величине высотных растягивающих напряжений в приповерхностных и промежуточных слоях плит по толщине и ухудшению тем самым механических свойств плит. Известен способ горячей прокатки плит из алюминиевых сплавов с уменьшением отношения q толщины прокатываемого металла ho к диаметру валков D в проделах от 0,30 до 0,05, по которому прокатку при 0,15 q 0,08 осуществляют с относительным обжатием 0,15 0,20. Это позволяет устранить расслоение металла в центральной части раската. Однако известный способ имеет такие же недостатки, что и предыдущие. Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является способ изготовления крупногабаритных плит из труднодеформируемых алюминиевых сплавов, включающий литье слитков, их гомогенизацию и прокатку с общим коэффициентом вытяжки 3,5-6,4 с частными обжатиями на первом проходе 0,09-0,12 и последующим увеличением их до 0,3. Прокатка с частными обжатиями в предложенных пределах протекает в условиях отсутствия продольных растягивающих напряжений в центральных по толщине слоях раската, что позволяет повысить уровень механических свойств плит в этих слоях. Однако недостатком этого известного способа, принятого за прототип, является назначение частных обжатий по проходам без учета влияния обжатия на величину и неравномерность распределения напряжений и деформаций по высоте раската, что приводит к появлению значительных по величине высотных растягивающих напряжений в приповерхностных и промежуточных слоях по толщине плит, а также перегреву металла в зонах максимальных сдвиговых деформаций и обусловливает возникновение, развитие шиферной структуры при снижении механических свойств металла в этих слоях. Целью изобретения является повышение качества металла за счет улучшения структуры и повышения механических свойств. Для достижения этой цели в способе горячей прокатки плит, включающем нагрев и прокатку с уменьшением отношения q толщины прокатываемого металла ho к диаметру валков D от прохода к проходу в пределах от 0,05 до 0,05, прокатку ведут с относительными обжатиями по проходам, выбираемыми из следующих соотношений: при 0,55 q 0,4; 0,05 e 0,1 при 0,4 > q 0,3; 0,09 e 0,17 при 0,3 > q 0,25; 0,13 e 0,18 при 0,25 > q 0,15; 0,15 e 0,2 при 0,15 > q 0,1; 0,1 e 0,15 либо 0,26 < e < 0,35 при 0,1 > q 0,05; 0,18 < e < 0,245 а скорость прокатки определяют из следующей зависимости: где Vo коэффициент, равный 1,0 для пластичных и 0,82 для малопластичных алюминиевых сплавов;
o температура, при которой сплав имеет максимальную пластичность;
температура раската;
qп температура, при которой наступает перегрев сплава. Сущность способа заключается в том, что при прокатке плит с относительными обжатиями по проходам и со скоростью, установленными в зависимости от геометрических параметров очага деформации и температуры металла по предлагаемым соотношениям, создаются благоприятные схемы напряженного состояния металла, которые характеризуются отсутствием высотных растягивающих напряжений в приповерхностных и промежуточных слоях по толщине раската либо их незначительным значением, а также исключается перегрев металла в результате его деформационного разогрева, что в конечном итоге предупреждает формирование шиферной структуры и обусловливает повышение механических свойств металла. Кроме того, при прокатке по указанным режимам на оси симметрии раската реализуется также благоприятная схема напряженного состояния, что приводит к повышению механических свойств плит в центральны слоях и предупреждению раскрытия металла. Предложенные зависимости для определения относительных обжатий по проходам получены по результатам совместного теоретико-экспериментального исследования кинематики процесса прокатки с использованием математической модели, построенной на базе метода суперпозиции гармонических течений с последующими локализацией и уточнением и применением метода муар, на основании которого установлены закономерности влияния геометрических параметров очага деформации на напряженно-деформированное состояние и деформационный разогрев металла в любой точке очага деформации. Уравнение для определения скорости прокатки получено путем аппроксимации зависимостей изменения температуры по сечению раската из-за деформационного разогрева от q и при разных скоростях прокатки, рассчитанных на основе вышеуказанной математической модели процесса прокатки. Отклонения от заданных интервалов изменения относительного обжатия за проход для фиксированного параметра q приводит к появлению значительных по величине растягивающих напряжений, ухудшению структуры и снижению механических свойств. Например, при изменении геометрических параметров очага деформации в интервале 0,1 q < 0,15 и 0,15 e 0,25 в приповерхностных слоях и на оси симметрии появляются зоны больших высотных растягивающих напряжений на входе металла в очаг деформации и на выходе из него. Величина этих напряжений достигает (1,3-1,8) sт, где т- напряжение пластического сдвига. При q 0,1 и 0,25; q 0,15 и e 0,15 в приповерхностных слоях и на оси симметрии полосы образуются схемы всестороннего неравномерного растяжения. При 0,05 q < 0,1 относительное обжатие за проход не должно превышать 0,245 и не должно быть меньше 0,18. В противном случае на выходе металла из очага деформации в приповерхностных слоях и на оси полос возникают высотные растягивающие напряжения. Для остальных диапазонов изменения геометрических параметров очага деформации, перечисленных в способе, наблюдаются аналогичные явления. Однако именно диапазон 0,05 q 0,2 является наиболее опасным с точки зрения образования высотных растягивающих напряжений, величина которых принимает большие значения. Для исключения перегрева металла в результате его деформационного разогрева скорость прокатки в каждом проходе необходимо назначать в зависимости от параметров q и e и температуры подката по предложенной зависимости. В противном случае при произвольном назначении скорости прокатки при выбранных параметрах q и e наступит перегрев металла и, как следствие, ухудшение структуры и снижение механических свойств в высотном направлении. Если при расчете скорости V ее значение становится нулевым или отрицательным, то необходимо изменить значения e в пределах заданных интервалов для соответствующих q или понизить температуру подката q (охлаждением) до получения положительного значения. Назначенные в способе режимы обеспечивают ведение прокатки при благоприятных схемах напряженного состояния и отсутствии перегрева металла в приповерхностных и промежуточных слоях по толщине раскатов, что исключает зарождение и развитие шиферной структуры и обусловливает повышение механические свойств плит в высотном направлении. При сравнении предлагаемого технического решения не только с прототипом, но и другими известными решениями и публикациями в технической литературе не обнаружено совпадений ни по существенным отличительным признакам, ни по техническим свойствам, что позволяет сделать вывод о соответствии технического решения критерию "существенные отличия". Способ осуществляют следующим образом (на примере изготовления плит из сплава 1163 в состоянии Т1). Слитки размером 390 х 1300 х 6000 мм и 300 х 1300 х 6000 м (прототип) отливают при температуре 685 710oС со скоростью 60 65 мм/мин. Гомогенизирующий отжиг слитков проводят при температуре 480 - 500oС в течение 18 ч. После механической обработки слитки размером 360 х 1250 х 1500 и 270 х 1250 х 2000 мм (прототип) нагревают и осуществляют их горячую прокатку до получения плит размером 45 х 1250 х 12000 мм. Прокатку производят на реверсивном стане 2800, имеющем рабочие валки диаметром 750 мм. Закалку плит производят на агрегате закалки, температура нагрева перед закалкой 495 500oС, время выдержки 105 мин. После закалки плиты правят растяжением с остаточной деформацией 1,7- 2,2% Старение плит производят при температуре 190oС в течение 11 ч. После старения осуществляют ультразвуковой контроль плит и отбирают образцы для контроля структуры и механических свойств плит. Технологические режимы осуществления предложенного способа (плиты N 1 - 4), способа по прототипу и по опытным режимам N 1-3 приведены в табл.1. Порядок расчета обжатий по предлагаемому способу. Определяют обжатие и температуру раската исходя из допустимых энергосиловых параметров стана и угла захвата, определяют параметр q, затем рассчитанное обжатие сравнивают с предлагаемыми для данного значения q и при необходимости корректируют. Затем определяют по предложенной зависимости скорость прокатки и, если надо, корректируют ее изменением обжатия и (или) снижением температуры раската. Во всех случаях значения e изменяют в пределах интервалов для соответствующих значений q, определенных расчетом. Ограничивающими факторами при построении режимов явились энергосиловые параметры действующего стана горячей прокатки 750/1450 х 2800 и возможность оценки качества плит по стандартным методам испытаний. По этим причинам испытания предлагаемого способа выполнены при 0,48 q 0,07, а для осуществления способа по прототипу использован слиток толщиной 270 мм. В конкретных примерах выполнения режимы прокатки плит N 1-4 по предлагаемому способу включают как граничные значения q и e,, так и средние значения ,, в т.ч. для наиболее неблагоприятного диапазона 0,2 q 0,05. В табл.1 приведены также опытные режимы прокатки плит. Опытный режим N 1 включает наиболее неблагоприятные сочетания и q в диапазоне 0,2 q 0,05, приведены для оценки влияния высотных растягивающих напряжений на структуру и свойства металла при соблюдении скоростных условий деформации по предлагаемому способу. В опытном режиме N 2 соотношения q и e, соответствуют заявленным (см. плиту N 1 ), однако скорость прокатки не регламентирована, а принята по установившейся практике прокатки. Этот режим приведен для оценки влияния скорости прокатки на структуру и свойства плит при благоприятной схеме напряженного состояния. Опытный режим N 3 отличается от режима N 2 по схеме обжатий. Режим приведен с целью подтверждения необходимости регламентирования скорости и температуры прокатки по предложенной зависимости. При построении режимов прокатки плит по предлагаемому способу приняты (по данным экспериментальных исследований):
температура максимальной пластичности сплава 1163 в литом состоянии 450oС, в деформированном 400oС,
температура перегрева сплава и начала образования шиферной структуры 445oС. Показатели качества прокатанных плит приведены в табл.2. Как видно из табл.2, предлагаемый способ горячей прокатки позволяет по сравнению с известным способом улучшить структуру металла и повысить механические свойства (относительное удлинение) по толщине плит. Внедрение предлагаемого способа осуществляется в прокатных цехах заводов авиационной металлургии и позволит решить важную задачу получения деталей авиационных конструкций с улучшенными характеристиками по надежности и ресурсу.


Формула изобретения

Способ горячей прокатки плит из алюминиевых сплавов, включающй нагрев и прокатку с уменьшением отношения q толщины прокатываемого металла по к диаметру валков D от прохода к проходу в пределе 0,55 до 0,05, отличающийся тем, что, с целью повышения качества металла за счет улучшения структуры и повышения механических свойств, прокатку ведут с относительными обжатиями по проходам, выбираемым из следующих соотношений:





либо 0,26 < < 0,35;

а скорость прокатки определяют из следующей зависимости:

где V0 коэффициент, равный 1,0 для пластичных и 0,82 для малопластичных алюминиевых сплавов,
o температура, при которой сплав имеет максимальную пластичность,
температура раската,
qп температура, при которой наступает перегрев сплава и образование шиферной структуры.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Номер и год публикации бюллетеня: 11-2002

Извещение опубликовано: 20.04.2002        




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к металлургии

Изобретение относится к термической обработке металлов и может найти применение практически в любой отрасли машиностроения

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано в мостовых сооружениях неразрезных систем

Изобретение относится к способам термической обработки сплавов системы алюминий-магний-литий и может быть использовано в процессе изготовления полуфабрикатов из сплавов этой системы, предназначенных для изделий различных отраслей промышленности, в том числе и для сварных конструкций в авиационной промышленности

Изобретение относится к способам изготовления сварных соединений из сплавов системы алюминий-магний-литий и может быть использовано в процессе производства сварных узлов изделий авиационной и новой техники

Изобретение относится к автоматизации металлургического производства и может быть использовано для управления положением механизмов прокатных станов
Изобретение относится к области металлургии, конкретно к технологии производства катанки посредством совмещенной непрерывной разливки и прокатки
Наверх