Патент ссср 183611

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ. Союз Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства ¹

Заявлено 07Х.1964 (№ 899796/27-11) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 17.Ъ 1.1966. Бюллетень № 13

Дата опубликования описания 17Л III.1966

Кл. 63с, 10/01

Комитет по делам изобретений и открытий при Совете ГЛииистров

СССР

МПК В 62d

УДЬ; 629.113-685.126 (088.8) Авторы изобретения

Ю. Д. Папин и Б, С.

Горьковский автомоби,п

Заявитель

Г1ЛАЙЕ 1 АРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

Изобретение относится к планетарным коробкам передач преимущественно для транспортных средств, в частности для грузовых автомобилей.

Известны планетарные коробки передач, обеспечивающие получение четырех передач переднего хода и двух передач заднего хода, содержащие: входной и выходный валы; расположенные между этими валами два сцепления, ведущие элементы которых соединены с входным валом; три тормоза и планетарный ряд. Последний включает в себя несколько солнечных шестерен, одна из которых соединена валом с ведомым элементом первого сцепления, а другая — полым валом, концентричным валу первой солнечной шестерни, соединена с ведомым элементом второго сцепления и с одним из тормозов; две коронные шестерни, одна из которых соединена с выходным валом, а другая — со вторым тормозом, соединенное с третьим тормозом водило, несущее три комплекта сателлитов. Шестерни двух комплектов сателлитов находятся в зацеплении между собой и, кроме того, шестерни одного комплекта связаны с одной солнечной шестерней, шестерни второго комплекта — с одной из коронных шестерен, а шестерни третьего комплекга — со второй солнечной и второй коронной шестернями.

Особенностью предлагаемой планетарной коробки передач является то, что она снабжена третьей солнечной шестерней, закрепленной на валу второй солнечной шестерни или выполненной с ним за одно целое и находящейся в зацеплении с удлиненными шестернями второго комплекта сателлитов.

В таких планетарных коробках передач распределение передаточных чисел на разных

10 ступенях улучшено.

На фиг. 1 изображена кинематическая схе ма планетарной трансмиссии; на фиг. 2 — сечение по А-А на фиг, 1; на фиг. 3 — сечение по Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 — сечение по В-В

15 на фиг. 1.

На ведущем валу 1 трансмиссии располо кены ведущие элементы 2 первого сцепления

8 и ведущие элементы 4 второго сцепления 5, между которыми расположены ведомые эле20 менты б первого сцепления и ведомые элементы 7 второго сцепления соответственно. Ведомые элементы б и 7 установлены на валах

h и 9 соответственно. Вал 9 полый; расположен он концентрично по отношению к валу 8.

25 При включении сцепления 3 или 5 ведущий вал 1 соединяется жесткой кинематической связью с валом 8 или 9 соответственно.

На валу 8 закреплена или выполнена за одно целое с ним солнечная шестерня 10, на30 ходящаяся в зацеплении с сателлитами 11, 183611

Сцепления

Тормоза

Передачи

3 (5

22 | 21 (20 !

Откл.

Откл

Откл.

В кл.

Откл.

Вкл.

Откл

Низшая

Понижающая

Промежуточная

Высшая

Нейтральная

Низшая передача заднего хода

Высшая передача заднего хода

Вкл.

Откл.

Вкл.

Откл.

Откл.

Вкл.

Вкл.

Откл. Вкл.

55 ь0 о5 расположенными на водиле И. Сателлиты 11 находятся в зацеплении с длинными сателлитами 12, расположенными также на водиле И.

Сателлиты 12 находятся в зацеплении с короннОИ шестерней 14, связанной с ведомым валом 15 трансмиссии, а также — с солнечной шестерней 1б, закрепленной на валу 9 или выполненной с ним за одно целое.

На валу 9 закреплена другая солнечная шестерня 17, находящаяся в зацеплении с сателлитами 18, расположенными на водиле 1о .

Сателлиты 18, в свою очередь, находятся в зацеплении с другой коронной шестерней 19.

В ал 9 может Оста)!авливатьс!! тормозом 20, водило 18 — тор мозом 21, а коронная ш естерня 19 — тормозом 22.

В таблице показано, какие из фрикционных рабочих элементов участвуют во включении перечач («Вкл.» — включенные фрикционные рабочие элементы, «Откл.» — выключенные элементы) .

Из таблицы следует, что на всех передачах переднего хода включено сцепление 8. Вал 8 связан жесткой кинематической связью с ведущим валом 1 трансмиссии.

Для получения понижающей передачи необходимо с помощью тормоза 21 остановить водило 18.

При остановленном водиле 18 планетарная передача работает как простая передача с неподвижными осями и сателлиты 11 и 12 выполняют роль промежуточных шестерен. Коронная шестерня 14 и ведомый иал И приводятся во вращение в том 3ке направлении, Б котором вращается вал 1, причем окружная скорость шестерни 14 равна окружной скорости шестерни 10. Солнеч;)ые шестерни 1б и 17 и вал 9 вращаются в сторону, противоположную вращению ведущего вала 1, а сателлит

18 и коронная шестерня 19 — в ту же сторону, что и вал 1. Поскольку сцепление 8 и тормоза 20 и 22 выключены, то вал 9 и коронная шесгерня 19 свободно вращаются Б соотыетстыу)ощих направлениях.

На низшей передаче включен тормоз 22, который останавливает коронную шестершо 19, При включенной низшей передаче шестер) я

17 вращается ы направлении, противоположном направлению вращения ьала 1.

Поскольку коро)шая шестерня 19 останов лена и ее точки контакта с сателлитами !8 служат мгновенными центрами ыраще))ия для е

50 этих сателлитов, то водилу 18 сообщается

»ращение в ту же сторону, в которую вращается солнечная шестерня 17, т. е. и сторону, llpO) ИьОПОЛОжиуЮ ВращЕНИЮ ВЕдущЕГО ЫаЛа.

Отсюда следует, что переносная скорость водила 13, приыеденная к радиусу начальнои окружности коронной шестерни 14, направлена ы сторону, противоположную относитель ной скорости коронной шестерни 14, имеющей направление, одинаковое с окружной скоростью ведущего вала 1. При соответствующем подборе чисел зуоьеи шестерен планетарного ряда указаш!ая переносная скорость мо кет иметь ыеличину, меньшу)о относительнои скорости корош)ой шестерни 14.

Абсол)отная скоросчь коронной шестерни

14, выражаемая алгебраической суммои переноснои и относителы)ои скоростей данной шестерни, имеет направление, одинаковое с направлением относительной скорости в полюсе зацепления сателлита 12 и коронной шестерни

14, т. е. одинаковое с окружностью ведущего сlЛ сl l.

iiB низшей передаче отношение окружных скоростей солнечной шестерни 10 и коронной шестерни 14 больше единицы, следовательно, передаточное отношение на низшей передаче больше, чем на понижающей.

iак как на низшей передаче тормоза 21 и

20, а также сцепление 8 выключены, то иоди. о i 8 и иал 9 враща)отся свободно.

При иключении промежуточной передачи с помощью тормоза 20 останавливается вал 9, ыследстыие чего останавливаются и шестерни

r и16.

1 B. Промежугочной передаче солнечная шестерня l)3 неподвижна, и ее точки контакта с сателли-ами 12 с. ужат мгноыенными центра

: iH i3p B1цени!! д"! » э Нх са 1 еллитов, KDTop»IL> !

I0pcIci)T»!I3BHcü i)0 не)30дыг)жной солнечной шестерне 1б, персме)ца)ог за собой водило И 13

CT0)3ОНУ> lIPOTH»O).03)03ICH>>>)O LPBlUC HHIO СОЛНЕс)пои шестер)>и I u на пониукающей передаче.

Вследс;ыие этого водило на промежуточной

ПЕ13ЕДа-li i)Pсl)ЦаЕ 1 СЯ Ь ) g жЕ С) ОРОНУ> ЧТО И ведущий 13ал.

i акИ:>l 00p BBOVI, I!2pe)IOCIIBH CKOpOCT» БОДИла И, приведенная к радиусу начальной окружное)и коронной шестерни 14, направлена

)3 гу . ке сторону, что и от)юсительная скорость коро;,: он шестерш!, имаощей направление, одинако))ое с окружной скоростью ведущего

Ы с) I B.. ьб)сол)oт))а!! ско))Ость коронной шестерни 14 предста»ляет собой алгебраическую сумму пе)3е))осной H QTIIucHTP !I>!!0É скоростей iiaiiilOI) шестерни и больше окружной скорости солнеч)ной )пестерни 10. Поэтому отношение окружьы)c скоростей солнечной шестерни 10 и ко)3o!!! ой шесгернн 14 меньше единицы и пере. гB го". )Ое 0! ноше)!Hc на IlpO.яежугочнОЙ пере да; 3)с))ьц!е, чем I!c! ):онижающеи передаче.

1 рмоза 21 н 22 и сцен icliHC 8 на нромежу О- Нои );ЕРСДас)С БЫКЛ OЧЕНЫ li НЕ ПРЕПЯтетиУ183611

15

50 ют свободному вращению водила 13 и коронной шестерни 19.

При включении высшей передачи сцепление

8 включено, тормоза 20, 21 и 22 отключены, планетарный ряд заблокирован и вращается как одно целое совместно с ведомым валом

15, что соответствует прямой передаче.

В нейтральном положении гормоза 20, 21 и

22 и сцепления 8 и 5 отключены, и вращение с ведущего вала 1 на ведомый вал 15 не передается.

При включении передач заднего хода включается сцепление 5. На низшей передаче заднего хода, кроме того, включается тормоз 22, останавливающий коронную шестерню 19.

Как было указано, при включенной низшей передаче и заторможенной коронной шестер не 19, когда солнечная шестерня 10 является ведущей шестерней и коронная шестерня 14 имеет направление вращения, одинаковое с направлением вращения ведущего вала 1, вал

9 и установленные на нем неподвижные солнечные шестерни 1б и 17 вращаются в направлении, противоположном направлению вращения ведущего вала 1.

Если выключить сцепление 8 и включить сцепление 5 при остановленной коронной шестерне 19 с помощью того же тормоза 22, то шестерни 1б и 17 изменят направление вращения на противоположное. Следовательно, изменят направление вращения на противоположное все подвижные элементы планетарного ряда, в том числе и коронная шестерня 14 вместе с ведомым валом 15.

Поскольку водило 18 изменит направление вращения, переносная скорость водила 13, приведенная к радиусу начальной окружности коронной шестерни 14, будет направлена в сторону, противоположную абсолютной скорости коронной шестерни 14.

Отсюда следует, что переносная и относительная скорости коронной шестерни 14 в полюсе зацепления с сателлитами 12 имеют протиьоположные направления, и поэтому окружная скорость коронной шестерни 14 будет меньше окружной скорости солнечной шестерни 17, и отношение абсолютных величин окружной скорости солнечной шестерни 17 в окружной скорости коронной шсстерни 14 будет больше единицы.

При включенной низшей передаче заднего хода тормоза 20 и 21 и сцепление 8 отключены, поэтому водило 18 и вал 18 могут свободно вращаться.

Включение высшей передачи заднего хода осуществляется включением тормоза 21, останавливающего водило 18. В этом случае планетарная передача работает как простая с неподвижньl5IH осями H сателлиты 12 BbIIIOJIHSIют функции промежуточных шестерен, изменя» направление вращения коронной шестерни 14 на противоположное направлению вращения ведущего вала. При этом отношение абсолютных величин окружных скоростей солнечной шестерни 16 и коронной шестерни 14 равно единице. Это означает, что абсолютная величина передаточного отношения на высшей передаче заднего хода будет меньше абсолютной величины передаточного отношения на низшей передаче заднего хода.

При включенной высшей передаче заднего хода тормоза 20 и 22 и сцепление 8 отключены и коронная шестерня 19 и вал 8 могут вращаться свободно.

Предмет изобретения

Планетарная коробка передач преимущественно для транспортных средств, содержащая входной вал, выходной вал, расположенные между упомянутыми валами два сцепления, ведущие элементы которых соединены с входным валом, три тормоза и планетарный ряд, включающий в себя несколько солнечных шестерен, одна из которых соединена валом с ведомым элементом первого сцепления, а другая соединена полым валом, концентричным валу первой солнечной шестерни, с ведомым элементом второго сцепления и с одним из тормозов, две коронные шестерни, одна из которых соединена с выходным валом, а другая — со вторым тормозом, соединенное с третьим тормозом водило, несущее три комплекта сателлитов, причем шестерни двух комплектов сателлитов, находяшиеся в зацеплении между собой, связаны: шестерни одного комплекта — с первой солнечной шестерней, шестерни второго комплекта — с коронной шестерней, соединенной с выходным валом, а шестерни третьего комплекта сателлитов связаны со второй солнечной и второй коронной шестернями, от гичаюгчаяся тем, что, с целью улучшения распределения передаточных чисел иа разных ступенях, она снабжена третьей солнечной шестерней, закрепленной иа валу второй солнечной шестерни или вы. иолнепиой с ним за одно целое и находящейся в зацеплении с удлиненными шестернями второго упомянутого комплекта сателлитов.

В b А фаг /

В-В а /

Составитель И. A. Курзель

Редактор Л. В. Калашникова Техред Г, Е. Петровская Корректоры: Г. Е. Опарина и В. В. Крылова

Заказ 2275/13 i èðàæ 1025 Формат бум. 60;к 9, )//ц Объем 0,41 изд. л. Подписное

ЦIIIIIIIII Комитета по делам пзобретсппй и открытий прп Совете Министров СССР

Москва, Центр, пр. Серова, д, 4

Типография, пр. Сапунова, 2

Ю

АА

Q /

/г „

//

// / iz фиг 2 ф

/б- г л/б

/2

-—

Фиг 4

Патент ссср 183611 Патент ссср 183611 Патент ссср 183611 Патент ссср 183611 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается выполнения трансмиссии транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к бесступенчатой трансмиссии для автомашин, тракторов и других транспортных средств, и может быть использовано в различных установках, где требуется плавное изменение передаточного отношения

Изобретение относится к сложным трансмиссиям "5х2" для транспортных средств

Изобретение относится к механическим трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено, в частности, в приводе хода экскаватора

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, применяемым в трансмиссиях транспортных средств
Наверх