Синхронизатор

 

Использование: переключение передач в коробках скоростей самоходных машин, стаь ков и т.д. Сущность изобретения: синхронизатор содержит шлицёвую ступицу с про езями, синхронизируемые элементы, шлидейую каретку со .сквозными радиальным отверстиями (РО) и конусные втулки. .. ; ; . : 2 ; . : ; : .Выступы синхронизируемых элементов выполнены в виде вкладышей с радиальными выступами (РВ), образующими в поперечном сечении геометрическую фигуру, симг метричную отнрсительно плоскости смыкания PBvPB размещены в РО, имеющих поверхности, эквидистантные конфигурацйй геометрической фигуры, образуемой РВ в сомкнутом их положении. С PQ сопряжены продольные пазы, выполненные с внутренней стороны шлицевой каретки. Ширина пазов равна максимальному поперечному размеру РО и больше аналогичного размера контура геометрической фигуры, образуемой РВ при их смыкании. Между выступами установлены упругие элементы. 4 ил. ;:

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (н)я F 16 D 23/02

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

М4цф1" ° 3 г

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4798160/27 (22).,08. 01. 90, (46) 1 5.03;93. Бюл, М 10 (71) Производственное объединение "Мин-. ский тракторный завод им. В.И.Ленина"

1 (72) О.К.Довнар, В.С.Давыдов и П.А.Стецко (56) Авторское свидетельство. СССР

N 1 03762, кл. F 16 0 23/06, 1985. (54) СИНХРОНИЗАТОР (57) спользование: переключение передач в к робках скоростей самоходных машин; ста ков и т;д.. Сущность изобретения: синхрон затор содержит шлицевую ступицу с про езями, синхронизируемые Элементы, шли евую каретку со.сквозными радиальными отверстиями (PO} и конусные втулки., изобретение относится к области машиностроения, в частности к синхронизаторам, используемым для переключения ! кор бок передач самоходных машин, станков т.д. ель изобретения — упрощение конструк ии и уменьшение габаритных размеров., а фиг. 1 показан общий вид синхронизато а; на фиг. 2 — разрез по синхронизатору и рпендикулярно оси; на фиг. 3 — вариант выполнения отверстий каретки цилиндрическиь и, а стержнеи — в виде полуцилиндров; на фиг. 4 — вариант выполнения отверстий каре гки ромбйческими, а стержней —. треугольной формы. синхронизатор содержит шлицевую ступицу 1 с параллельными ее продольной оси прорезями 2, установленную, напри„.,59„„1802241 А1

Выступы синхронизируемых элементов выполнены в виде вкладышей с радиальными выступами (PB), образующими в поперечном сечении геометрическую фигуру, симметричную относительно плоСкости смыкания PB, PB размещены в РО, имеющих поверхности, эквидистантйые конфигурации геометрической фигуры, образуемой

РВ в сомкнутом их положении. С PO сопря- . жены продольнйе пазы, выполненйые с: внутренней стороны шлицеаой каретки, Ширина пазов равна максимальному. поперечному размеру РО и больше аналогичного размера контура геометрической фигуры, образуемой PB при их смыкании. Между выступами установлены упругие элементы.

4 ил.

° ю

° à мер, на валу 3, синхронизируемые элементы

4, 5, например, шестерни с наружными шлицевыми венцами 6, 7 и коническими поверхностями 8, 9, шлицевую каретку 10., установленную на ступице 1 с возможно- О стью поочередного соединенйя со шлицевыми венцами 6, 7 синхронизируемых Я элементов 4, 5; конусные втулки 11, 12 для взаимодействия с коническими поверхно- д стями 8; 9 синхронизируемых элементов 4, 5, имеющие выступы 13, 14, расположенные у попарно в прорезях 2 шлицевой ступицы 1, и упругие элементы 15, установленные меж-. ду выступами 13, 14. Выступы 13, 14 конусных втулок 11, 12 выполнены в виде связанных-с соответствукнцими конусными втулками 11, 12 вкладышей с радиальными выступами 16. 17, при этом радиальные выступы 16, 17 смежных вкладышей 13, 14 в их сомкнутом положении расположены с обра1802241 зованием в поперечном сечении геометрической фигуры, Симметричной относительно. плоскости смыкания радиальных выступов

16, 17. в шлицевой каретке 10 выполнены сквозные радиальные отверстия 18 по числу пар смежных вкладышей 13, 14 с конфигурацией, эквидистантной конфигурации упомянутой- геометрической фигуры, в которой размещены радиальные выступы 16, 17, а также выполнены сопряженные со сквозны- "0 ми радиальными отверстиями 18 продольные пазы 19 с внутренней стороны шлицевой каретки 10, ширина которых равна максимальному поперечному размеру радиальных отверстий 18, и больше аналогичного размера контура упомянутой геометрической фитуры. Геометрическая фигура радиальных отверстий 18 мажет образовываться в виде цилиндра, а радиальных выступов 16, 17 — в виде палуцилин- .20 дрических стержней (фиг.З), или геометрическая фигура отверстий 18 может образовываться в виде ромба, а выступов

16, 17 — в.виде треугольных стержней (фиг.4).

Работает предложенный синхрониза- 25 тор следующим, образом, Для связи шестерни 4 или 5 с валом 3, т,е. для включения какой-либо передачи каретки 10 смещается в направлении данной шестерни; При этом, за счет взаимодейст-. 30 вия радиальных выступов 16, 17, разжатых пружинами 15, с поверхностью отверстий

18, усилие передается на конусную втулку

11 или 12, которая, за счет сил трения от взаимодействия ее конуснай поверхности с 35 конической поверхностью 8 или 9 шестерни

4 или 5, стремится повернуться в направлении вращения данной шестерни 4 или 5 отно-сительно вала 3 и прижимается поверхностью стержня 16 или 17 к поверхности отверстия 18 40 каретки 10 в плоскости, перпендикулярной ее оси. 3а счет данного прижима создается усилие так называемое "блокировочное", препятствующее дальнейшему смещению каретки 10 относительно втулки 11 или 12 в 45 направлении связываемой шестерни 4 или

5 до синхронизации скоростей вала 3 и данной шестерни, осуществляемой за счет фрикционного взаимодействия конусной . поверхности втулки 11 или 12 с конической 50 поверхностью 8 или 9 связываемой шестерни, После синхронизации скоростей вала 3 и одной из шестерен 4 или 5 "блокировочное" усилие исчезает, стержни 16, 17 за счет взаимодействия с поверхностью отверстий

18 каретки 10 и сжатия пружин 15 сходятся вместе с установкой в пазы 19, а каретка 10 получает возможность дальнейшего перемещения для связи ее шлицевого венца с венцам 6 или 7 синхронизируемой шестерни 4 или 5, чем обеспечивается передача крутящего момента от вала 3 к рассматриваемой шестерне 4 или 5. Для выключения передачи, т,е. для разьединения связи вала

3 с шестерней 4 или 5, каретка 10 перемещается в обратном направлении в среднее положение.

Выбором формы и размеров отверстия

18 каретки 10 и стержней 16, 17 втулок 11, 12, а также подбором массы каретки 10, и угла конуса втулок 11, 12 и конических поверхностей 8, 9, обеспечивается достижение "чистоты" синхронизации в зависимости от маховых масс и относительных скоростей элементов, связанных с валом 3 и шестернями 4, 5.

Формула изобретения

Синхронизатор, содержащий . шлицевую ступицу с параллельными ее продольной ее прорезями, синхронизируемые элементы с наружными шлицевыми венцами и коническими поверхностями, шлицевую каретку, установленную на ступице с возможностью поочередного соединения со шлицевыми венцами синхронизируемых элементов, канусные втулки, установленные с возможностью взаимодействия с коническими поверхностями синхронизируемых элементов и имеющие выстуйы, расположенные попарно в прорезях шлицевой ступицы, а также упругие элементы, установленные между выступами, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции и уменьшения габаритных размеров, выступы конусных втулок выполнены в виде связанных с соответствующими конусными втулка-, ми вкладышей с радиальными выступами, при этом радиальные выступы смежных вкладышей в их сомкнутом положении рас-., положены с образованием в поперечном сечении геометрической фигуры, симметричной относительно плоскости Смыкания радиальных выступов, в шлицевой каретке выполнены сквозные радиальные отверстия пр числу пар смежных вкладышей с конфигурацией, эквидистантной конфигурации упомянутой геометрической фигуры, в которых размещены радиальные выступы, а также выполнены сопряженные со сквозными радиальными отверстиями продольные пазы с внутренней стороны шлицевой каретки, ширина которых равна максимальному поперечному размеру радиальных отверстий, и больше аналогичного размера контура упомянутой геометрической фигуры.

1802241

1802241 фиест

Составитель О.Довнар

Редактор В.Трубченко Техред M.Mîðãåíòàë Корректор Н.Милюкова

Заказ 843 Тираж .... Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж 35, Раушская йаб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 г,

Синхронизатор Синхронизатор Синхронизатор Синхронизатор 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в коробках передач транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в коробках передач транспортных машин для соединения зубчатого колеса с валом

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для соединения валов в коробке передач

Изобретение относится к машиностроению , в частности, к транспортному машиностроению, и может быть использовано в коробках передач транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в ступенчатых коробках передач автомобильных и тракторных трансмиссий

Изобретение относится к области машиностроения ,в частности, к транспортному машиностроению, и может быть использовано в коробках перемены передач транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению , в частности к транспортному машиностроению , и может быть использовано в коробках передач транспортных машин

Изобретение относится к коробкам передач транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к синхронизирующим переключающим устройствам (синхронизаторам) ступенчатых и диапазонно-бесступенчатых коробок передач колесных и гусеничных машин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в любой области техники

Изобретение относится к области металлургии и машиностроения, в частности к медно-цинковым сплавам и изготовленным из них блокирующим кольцам синхронизатора

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к пакету колец синхронизатора для коробки переключения передач

Изобретение относится к коробке передач для автомобиля, в частности к автомобильному синхронизатору штифтового типа

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в коробках передач транспортных машин для соединения зубчатого колеса с валом, что необходимо для включения передачи

Изобретение относится к синхронизирующему кольцу из листового материала для синхронизирующего устройства. Синхронизирующее кольцо содержит конусообразный кольцевой элемент, наружный зубчатый венец для блокирования осевого перемещения скользящей муфты, а также по меньшей мере один установочный выступ. Упомянутый выступ выполнен под углом в осевом направлении и ограничивает поворот синхронизирующего кольца в ступице синхронизирующего устройства. При этом установочный выступ имеет по меньшей мере с одной стороны расширение. Расширение выступа направлено относительно кольцевого элемента частично в радиальном направлении и частично в окружном направлении. Часть расширения выступа, направленная в окружном направлении, прилегает к наружному конусу кольцевого элемента. Технический результат - уменьшение удельной нагрузки на блокирующие зубья. 14 з.п. ф-лы, 10 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в механических ступенчатых трансмиссиях транспортных средств. Синхронизатор имеет одну синхронизирующую коническую поверхность трения, выполненную в теле шестерни. Синхронизирующая коническая поверхность трения является дополнительной к основной синхронизирующей поверхности трения. Коэффициент трения на дополнительной синхронизирующей поверхности значительно больше, чем на основной. Дополнительный синхронизатор реализуется как синхронизатор двойного и даже четырехкратного действия. При реализации предлагаемого синхронизатора как синхронизатора двойного действия он имеет две дополнительные конические синхронизирующие поверхности трения: в теле шестерни и на дополнительном синхронизаторе, соединенные с валом или с шестерней жестко в осевом направлении, но с окружным зазором, равным углу поворота блокирующего кольца на четверть шага блокирующих зубьев. При этом только одна из дополнительных поверхностей трения вала или шестерни связана с валом или шестерней с окружным зазором. Достигается повышение надежности устройства. 26 з.п. ф-лы, 6 ил.
Наверх