Синхронизатор

 

Изобретение относится к машиностроению , в частности к транспортному машиностроению , и может быть использовано в коробках передач транспортных машин. Цель изобретения - повышение срока службы и надежности работы путем обеспечения разделения попарно взаимодействующих между собой участков зубчатой муфты и соответственно участков блокирующего кольца гг и зубчатого венца. Синхронизатор содержит ступицу (С) 8, соединенную с валом 3. На С 8 установлена зубчатая муфта (М) 9, перемещаемая в осевом направлении. Зубчатая М 9 выполнена со ступенчатыми зубьями 29 и зубьями 10, между которыми имеется канавка 32. Блокирующие кольца (БК) 12 и 13 имеют зубья 16 и 17, ширина которых по делительной окружности равна соответствующей ширине зубьев 22 и 23 зубчатых венцов 4 и 5. Наружные диаметры зубьев 16 и 17 БК и 13 превышает наружные диаметры зубьев 22 и 23 венцов 4 и 5. При включении передачи зубчатую М 9 перемещают в сторону БК 12 или 13. Взаимодействие конических поверхностей 14 и 6 соответственно БК 12 и венцов 4 обеспечивает выравнивание угловых скоростей вала 3 и зубчатого колеса 1. Соединение их происходит при перемещении зубчатой М 9 и зацеплении ее зубьев с зубьями 22 венцов 4. 8 ил. i (Л Z3 4 СХ) 6 S, ° 3 7 Фаг.1

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

„„SU„. 1448141 А 1 (5D 4

F 16 D 23/02 с

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4093538/27-27 (22) 11.07.86 (46) 30.12.88. Бюл. № 48 (71) Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ» (72) А. П. Недялков, Е. Д. Туртанов и В. Г. Выборнов (53) 621-825.54 (088.8) (56) П атент С Ш А № 3779352, кл. F 16 D 23/06, 1973. (54) СИНХРОНИЗАТОР (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к транспортному машиностроению, и может быть использовано в коробках передач транспортных машин. Цель изобретения — повышение срока службы и надежности работы путем обеспечения разделения попарно взаимодействующих между собой участков зубчатой муфты и соответственно участков блокирующего кольца и зубчатого венца. Синхронизатор содержит ступицу (С) 8, соединенную с валом 3. На

С 8 установлена зубчатая муфта (М) 9, перемещаемая в осевом направлении. Зубчатая

М 9 выполнена со ступенчатыми зубьями

29 и зубьями 10, между которыми имеется канавка 32. Блокирующие кольца (БК) 12 и 13 имеют зубья 16 и 17, ширина которых по делительной окружности равна соответствующей ширине зубьев 22 и 23 зубчатых . венцов 4 и 5. Наружные диаметры зубьев

16 и 17 БК и 13 превышает наружные диаметры зубьев 22 и 23 венцов 4 и 5. При включении передачи зубчатую М 9 перемещают в сторону БК 12 или 13. Взаимодействие конических поверхностей 14 и 6 соответственно БК 12 и венцов 4 обеспечивает выравнивание угловых скоростей вала 3 и зуб- Я чатого колеса 1. Соединение их происходит при перемещении зубчатой М 9 и зацеплении ее зубьев с зубьями 22 венцов 4.

8 ил.

1448141

Изобретение относится к машиностроению, в частности к транспортному машиностроению, и может быть использовано в коробках передач транспортных машин.

Целью изобретения является повышение срока службы и надежности работы путем

5 обеспечения разделения попарно взаимодействуюших между собой участков зубчатой муфты и соответственно участков блокирующего кольца и зубчатого венца.

На фиг. 1 изображено устройство для 1О соединения зубчатого колеса с валом; на фиг. 2 — вид на блокирующие кольца и венцы; на фиг. 3 — положение зубьев элементов устройства в выключенном состоянии; на фиг. 4 — то же, вариант выполнения; на фиг. 5 — положение зубчатой муфты при синхронизации; на фиг. 6 — положение зубчатой муфты во включенном состоянии; на фиг. 7 — сечение А-А на фиг. 6; на фиг.

8 — сечение Б-Б на фиг. 7.

Устройство для соединения зубчатого колеса с валом содержит зубчатые колеса

1 и 2, установленные на валу 3. С зубчатыми колесами 1 и 2 неподвижно соединены венцы 4 и 5, выполненные с коническими фрикционными поверхностями 6 и 7. Между зубчатыми венцами 4 и 5 размещена ступица

8, соединенная с валом 3. На ступице 8 установлена зубчатая муфта 9 с зубьями !О с возможностью осевого перемещения. Лубчатая муфта 9 подпружинена относительно ступицы 8 с помощью шариковых фиксаторов

11. На ступице 8 установлены блокирующие кольца 12 и 13 с коническими фрикционными поверхностями 14 и 15. Блокирующие кольца 12 и 13 соответственно размешены между ступицей 8 и венцом 4 и между ступицей 8 и венцом 5.

Блокирующие кольца 12 и 13 имеют зубья 16 и 17, ширин" 18 и 19 которых по делительной окружности равна соответствующей ширине 20 и 21 зубьев 22 и 23 венцов

4 и 5. Выполнение зубьев 16 и. 17 равной ширины с зубьями 22 и 23 позволяет обес- 40 печить возможность взаимодействия и передачи момента зубьям 10 муфты 9. Наружные диаметры 24 и 25 зубьев 16 и 17 блокирующих колец !2 и 13 превышают наружные диаметры 26 и 27 зубьев 22 и 23 венцов 4

4 и 5, Участки боковых поверхностей 28 каждого из зубьев 29 муфты, прилежащие к ее торцу, расположены один к другому, под углом, вершина которого направлена к второму торцу муфты.

Боковые поверхности каждого из зубьев

22, 23 венца, прилежащие к ее торцу, расположены одна к другой под углом, вершина которого направлена в сторону зубчатого колеса 22 или 23. Боковые поверхности

30 зубьев 10 и 29 являются общими для этих зубьев. Диаметр 31 канавки 32, раз- 55 деляющей зубья 10 зубчатой муфты 9 и ее ступенчатые зубья 29, превышает наружные диаметры 26 и 27 зубьев 22 и 23 зубчатых венцов 4 и 5. Диаметр 33 ступеньки 34 зубьев 29 на размер допуска превышает наружные диаметры 26 и 27 зубьев 22 и 23 венцов

4 и 5 соответственно, при этом наружные диаметры 24 и 25 зубьев 6 и 17 блокирующих колец 12 и 13 превышают диаметр 33 ступеньки 34 зубьев 29 муфты 9. Ширина зубьев 22 и 23 венцов 4 и 5, а также ширина зубьев 16 и 17 блокирующих колец 12 и 13 превышает ширину 35 канавки 32.

Устройство работает следующим образом.

При включении передачи зубчатую муфту

9 перемещают в сторону блокирующего кольца 12 или 13. Г!ри перемещении зубчатой муфты 9 происходит взаимодействие зубьев блокирующего кольца 12 и зубчатой муфты 9, после чего последняя перемещается вместе с блокирующим кольцом 12. При этом происходит взаимодействие конической фрикционной поверхности 14 с конической фрикционной поверхностью 6 венца 4. После выравнивания угловых скоростей вала 3 и зубчатого колеса 1 зубчатую муфту 9 перемешают далее, при этом блокирующее кольцо 12 будет ориентировано относительно зубчатой муфты 9 по поверхности 30 зубьев

10, являющейся обшей для зубьев 10 и 29.

При дальнейшем перемещении зубчатой муфты 9 зубья 29 входят в зацепление с зубьями

22 венца 4 и зубчатое кольцо 1 соединяется с валом 3.

При перемещении зубчатой муфты 9 в исходное положение, ориентированное по поверхности 30 зубьев 10 и 29, она смешается без повреждений в исходное положение.

Формула изобретения

Синхронизатор, содержащий зубчатый венец, соединенный с зубчатым колесом, ступицу, закрепленную на валу, зубчатую муфту с блокирующими фасками, установленную на ступице с возможностью осевого перемещения и взаимодействия с зубьями венца, блокирующее кольцо, размещенное между ступицей и венцом с возможностью взаимодействия с зубчатой муфтой, при этом боковые поверхности каждого из зубьев венца расположены одна к другой под углом, вершина которого направлена в сторону зубчатого колеса, а участки боковых поверхностей каждого из зубьев муфты, прилежащие к ее торцу, расположены один к другому под углом, вершина которого направлена к второму торцу муфты, отличаюи1ийся тем, что, с целью повышения срока службы и надежности работы путем обеспечения разделения попарно взаимодействуюгцих участков зубчатой муфты и соответственно участков блокирующего кольца и зубчатого венца, высота упомянутых участков зубьев муфты меньше высоты участков остальной части ее зубьев, между упомянуты1448141 з ми участками зубьев муфты выполнена канав-. ка, при этом диаметр участков зубьев муфты, прилежащих к торцу, больше наружного диаметра зубьев венца, а длина вен4 ца больше ширины канавки, при этом блокирующее кольцо выполнено с зубьями, имеющими наружный диаметр больше диаметра канавки.

76 !

448141

29

Составитель H. Размета

Редактор М. Бандура Техред И. Верее Корректор В. Бутяга

Заказ 6831143 Тираж 784 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 7К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Синхронизатор Синхронизатор Синхронизатор Синхронизатор 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности, может быть использовано в коробках передач транспортных машино Цель - повышение срока службы синхронизатора за счет уменьшения перекосов и удельных давлений, возникающих при взаимодействии зубчатой муфты и упругого разрезного толкателя

Изобретение относится к машиностроению , в частности к транспортному машиностроению , и может быть использовано в коробках передач транспортных средств

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к-синхронизирующим переключающим устройствам , и может быть использовано в коробках передач транспортных средств

Изобретение относится к коробкам передач транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к синхронизирующим переключающим устройствам (синхронизаторам) ступенчатых и диапазонно-бесступенчатых коробок передач колесных и гусеничных машин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в любой области техники

Изобретение относится к области металлургии и машиностроения, в частности к медно-цинковым сплавам и изготовленным из них блокирующим кольцам синхронизатора

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к пакету колец синхронизатора для коробки переключения передач

Изобретение относится к коробке передач для автомобиля, в частности к автомобильному синхронизатору штифтового типа

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в коробках передач транспортных машин для соединения зубчатого колеса с валом, что необходимо для включения передачи

Изобретение относится к области машиностроения ,в частности, к транспортному машиностроению, и может быть использовано в коробках перемены передач транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в ступенчатых коробках передач автомобильных и тракторных трансмиссий
Наверх