Синхронизатор

 

Использование: в трансмиссиях самоходных машин для безударного переключения передач. Сущность изобретения: синхронизатор содержит вал со шлицевой частью, по обе стороны которого размещены зубчатые колеса. На зубчатых колесах размещены фрикционные кольца. Шлицевая втулка установлена на шлицевом участке вала. Обойма размещена на шлицевой втулке и взаимодействует с ней посредством штифта, установленного в пазу. Паз выполнен на наружной поверхности шлицевой втулки. Зубчатые колеса снабжены штифтом , ограничивающим поворот кольца относительно зубчатого колеса. 1 з.п.ф-лы, 5 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 F 16 0 23/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР ,б

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4824072/27 (22) 10.05.90 (46) 15.09,92, Бюл. N. 34 (71) Институт проблем надежности и долговечности машин АН БССР (72) Е.Е.Богдашич (56) Патент США ¹ 3741358, кл, F 16 D 23/06, 1973. (54) СИНХРОНИЗАТОР (57) Использование: в трансмиссиях самоходных машин для безударного переключения передач. Сущность изобретения:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам переключения передач в ступенчатых трансмиссиях, Известны устройства для переключения передач, включающие в себя зубчатую муфту, одна из полумуфт которой закреплена на валу, а другая соединена с зубчатым колесом включаемой передачи, Переключение ступеней производится перемещением звена, замыкающего полумуфты (П.П,Лукин и др, Конструирование и расчет автомобиля.

M„ Машиностроение, 1984, с.116).

Применение указанного устройства требует предварительного выравнивания угловых скоростей полумуфт, в противном случае переключение передач затруднено и сопровождается износом зубьев полумуфт.

Известны также устройства для переключения передач, включающие наряду с зубчатой муфтой дополнительную фрикционную муфту, предназначенную для предотвращения перемещения замыкающего звена зубчатой муфте если угловые скорости полумуфт не выровнены (патент США ¹

4141440, F 16 D 13/00. 1979).. Ж 1762022 А1 синхронизатор содержит вал со шлицевой частью, по обе стороны которого размещены зубчатые колеса. На зубчатых колесах размещены фрикционные кольца. Шлицевая втулка установлена на шлицевом участке вала. Обойма размещена на шлицевой втулке и взаимодействует с ней посредством штифта, установленного в пазу. Паз выполнен на наружной поверхности шлицевой втулки. Зубчатые колеса снабжены штифтом, ограничивающим поворот кольца относительно зубчатого колеса. 1 з.п.ф-лы, 5 ил.

Указанные устройства требуют для осуществления переключения большого хода зубчатой муфты. что ухудшает эксплуатационные свойства механизма переключения.

Наиболее близка по технической сущности конструкция синхронизатора, содержащего зубчатые колеса, фрикционные а кольца, установленные на зубчатых колесах фиксировано в осевом направлении, вал со Q шлицевой частью, выполненной на нем между установленными на валу зубчатыми колесами, шлицевую втулку, обойму, установленную на шлицевой втулке и фиксатор (патент США N 3741358, кл. F 16 D 23/06, 1973).

Указанная конструкция также требует для осуществления переключения большого ъ хода зубчатой муфты, Цель изобретения: улучшение эксплуатационных качеств, путем уменьшения хода обоймы.

Поставленная цель достигается тем, что в известной конструкции синхронизатора содержащей зубчатые колеса, фрикционные кольца, установленные на зубчатых колесах

1762022

25

45

55 фиксировано в осевом направлении, вал со шлицевой частью, выполненной на нем между установленными на валу зубчатыми колесами, шлицевую втулку, обойму, установленные на шлицевой втулке, и фиксатор, фрикционные кольца установлены с возможностью поворота относительно соответствующего зубчатого колеса, а обойма установлена на шлицевой втулке с возможностью относительного винтового перемещения, причем величина хода шлицевой втулки определяется из соотношения

H = R sg citgP, где Н вЂ” величина хода шлицевой втулки, R — наружный радиус шлицевой втулки, P — угол наклона винтового паза, а — угол поворота фрикционного кольца относительно соответствующего зубчатого колеса.

Уменьшение хода потребного на переключение передач, достигается за счет относительного винтового движения обоймы и шлицевой втулки при десинхронизации полумуфт, На фиг.1 изображен разрез предлагаемого синхронизатора; на фиг,2 и фиг.3— конструкция и геометрические характеристики вышеприведенных выражений.

Синхронизатор включает в себя вал 1, имеющий шлицевой участок 2, по обе стороны которого размещены зубчатые колеса 3 и 4 с установленными на них фрикционными кольцами 5 и 6, На шлицевом участке 2 вала

1 установлена шлицевая втулка 7, на наружной поверхности которой размещена обойма 8, взаимодействующая посредством штифта 9 с винтовым пазом 10 выполненным на наружной поверхности шлицевой втулки 7, Зубчатые колеса 3 и 4 снабжены штифтами 11, ограничивающими, например, поворот фрикционного кольца 6 относительно зубчатого колеса 4 размерами отверстия 12, Между валом 1 и шлицевой втулкой 7 установлен фиксатор, состоящий из шарика 13 и пружины 14.

Фрикционные кольца, например 6. имеют на внутренней поверхности шлицы, аналогичные шлицам шлицевой втулки 7. При сборке фрикционное кольцо 6 продвигается по шпицам зубчатого колеса 4 до выхода в канавку для выхода долбяка, затем поворачивается до совмещения осей штифта 11 и отверстия 12. Штифт 11 запрессовывается в шестерню 4. Подобное выполнение позволяет производить угловые перемещения фрикционного кольца 6 относительно зубчатого колеса 4 и не допускает их относительных осевых перемещений.

Синхронизатор работает следующим образом. Для включения передачи выключают сцепление, перемещают обойму 8 в сторону зубчатого колеса, например 4.

Конусная поверхность обоймы 8 взаимодействует с конусной поверхностью кольца 6.

Происходит выравнивание угловых скоростей вала 1 и зубчатого колеса 4. Направление винтовой линии паза 10 должно совпадать с направлением вращения зубчатого колеса 4, если его угловая скорость больше угловой скорости вала 1, и быть противоположным, если скорость вала 1 выше.

Отсюда следует ограничение, указанный синхронизатор может применяться преимущественно в двухступенчатых передачах. мультипликаторах и демультипликаторах.

После выравнивания угловых скоростей включают сцепление и изменяют угловую скорость вала 1 с помощью двигателя в сторону увеличения, если включается низшая передача или уменьшения если вь сшая, Та,» как обойма 8 остается неподвижной в осевом направлении, то под действием момента на валу 1, шлицевая втулка 7 передвигается вдоль оси вала 1 включая передачу, Этапы работы синхронизатора показаны на фиг,4 и 5. При зтом фрикционнае кольцо 6 поворачивается относ:отельно зубчатого колеса 4, компенсируя угловсе смещение втулки 7 и зубчатого колеса 4.

Передача включена. При необходимости включения другой передачи. обойму 8 передвигают в сторону зубчатого колеса 3 и описанный процесс повторяется. Фиксатор 13 необходим для включения нейтрали, В атом случае обойму 8 передвигают в сторону выключения передачи, увлекая шлицевую втулку 7, После фиксации втулки в нейтральном положении обойму 8 также устанавливают в нейтраль, обеспечивая ее фиксацию в приводе управления. Если же используется переключение без нейтрали, то фиксатор не нужен.

Применение подобной конструкции особенно целесообразно в делителях или редукторах автоматических коробок передач, где переключение ступеней сопровождается контролем и регулированием частоты вращения приводного двигателя и должно происходить по возможности быстро и без ударов.

Во всех случаях замыкание зубчатои муфты происходит при близких угловых скоростях вала и зубчатого колеса включаемой передачи, что обеспечивает безударность переключения, Формула изобретения

1. Синхронизатор, содержащий зубчатые колеса, фрикционные кольца, установ17б2022

10 ленные на зубчатых колесах с фиксацией в осевом направлении, вал со шлицевой частью, выполненной между установленными на нем зубчатыми колесами, шлицевую втулку, обойму, установленную на шлицевой втулке и фиксатор, о т л и ч а ю щ и й— с я тем, что, с целью улучшения эксплуатационных качеств путем увеличения быстродействия, фрикционные кольца установлены с возможностью поворота относительно зубчатых колес, а обойма установлена на шлицевой втулке с возможностью винтового перемещения отно".ительно шлицевой втулки, 2. Синхронизатор по п,1, о т л и ч а ю— шийся тем, что величина хода шлицево втулки определена из соотношения

Н = R то абтоР, где Н вЂ” величина хода шлицевой втулки.

R — наружный радиус шлицевой втулки:

P — угол наклона винтового паза; а — угол поворота фрикционного кольца относительно зубчатого колеса.

1762022

sz a я ю и 4

Составитель Е,Богдашич

Редактор Н,Сиабнягина Техред M,Ìîðãåíòàë Корректор Н.Бучок

Заказ 3246 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Синхронизатор Синхронизатор Синхронизатор Синхронизатор 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в коробках передач транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в коробках передач транспортных машин для соединения зубчатого колеса с валом

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для соединения валов в коробке передач

Изобретение относится к машиностроению , в частности, к транспортному машиностроению, и может быть использовано в коробках передач транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в ступенчатых коробках передач автомобильных и тракторных трансмиссий

Изобретение относится к области машиностроения ,в частности, к транспортному машиностроению, и может быть использовано в коробках перемены передач транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению , в частности к транспортному машиностроению , и может быть использовано в коробках передач транспортных машин

Изобретение относится к области машиностроения, в частности, может быть использовано в коробках передач транспортных машино Цель - повышение срока службы синхронизатора за счет уменьшения перекосов и удельных давлений, возникающих при взаимодействии зубчатой муфты и упругого разрезного толкателя

Изобретение относится к машиностроению , в частности к транспортному машиностроению , и может быть использовано в коробках передач транспортных средств

Изобретение относится к коробкам передач транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к синхронизирующим переключающим устройствам (синхронизаторам) ступенчатых и диапазонно-бесступенчатых коробок передач колесных и гусеничных машин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в любой области техники

Изобретение относится к области металлургии и машиностроения, в частности к медно-цинковым сплавам и изготовленным из них блокирующим кольцам синхронизатора

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к пакету колец синхронизатора для коробки переключения передач

Изобретение относится к коробке передач для автомобиля, в частности к автомобильному синхронизатору штифтового типа

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в коробках передач транспортных машин для соединения зубчатого колеса с валом, что необходимо для включения передачи
Наверх