Цилиндрическая зубчатая передача

 

Использование: изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для регулирования вращательного движения в тяговом режиме и автоматического стопорения привода при отсутствии движущегося момента либо при переходе к режиму оттормаживания. Сущность: в ЦЗП с параллельными осями, содержащей ведущее 1 и ведомое 2 колеса внешнего, внутреннего или реечного зацепления, торцовые углы профилей колес удовлетворяют условиям у sin y tg «tya tg «tyi где #tyi,2 торцовые углы профилей шестерни и колеса на окружностях контакта, f - коэффициент трения скольжения в зацеплении , у - угол отклонения нормали в зацеплении от оси вращения, а профиль колес выполнены сопряженными. 1 с.п.ф-лы, 3 ил.

(19) (! 1) СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК (s()s F 16 Н 1/18

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

»

„, В

Slfl P tg Q(>2 (tg Ql>t

/ (21) 4880120/28 (22) 02,10.90 (46) 23.03.93. Бюл. № 11 (71) Владимирский политехнический инстиТУТ (72) 8,И.Панюхин . (56) Патент США ¹ 2553386, кл. F 16 Н

55/04. (54) ЦИЛИНДРИЧЕСКАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА (57) Использование: изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для регулирования вращательного движения в тяговом режиме и автоматического стопорения привода при отсутствии

Изобретение относится к области ма, шиностроения и может быть использовано для редуцирования вращательного движения в тяговом режиме, когда моменты двигателя и нагрузки совершают работу разных знаков и автоматического стопорения привода при отсутствии движущего момента либо при переходе к режиму оттормаживания, когда моменты двигателя и нагрузки совершают положительную работу.

Целью изобретения является повышение КПД и нагрузочной способности передачи при сохранении самоторможения как обратного, так и прямого хода в режиме оттормаживания.

Указанная цель достигается тем, что в

ЦЗП с параллельными осями, содержащей ведущее и ведомое колеса внешнего, внутреннего или реечного зацепления торцовые углы профилей колес удовлетворяютусловиям движущегося момента либо при переходе к режиму оттормаживания. Сущность; в

ЦЗП с параллельными осями, содержащей ведущее 1 и ведомое 2 колеса внешнего, внутреннего или реечного зацепления, торцовые углы профилей колес удовлетворяют условиям

1 — sin y tg а1У2 < tg а(У1 где а1„12 — торцовые углы профилей шестерни и колеса на окружностях контакта, f— коэффициент трения скольжения в зацеплении, y — угол отклонения нормали в зацеплении.от оси вращения, а профиль колес выполнены сопряженными. 1 с.n,ô-лы, 3 ил. где а „12 — торцовые углы профилей шестерни и колеса на окружностях контакта;

f — коэффициент трения скольжения в зацеплении;

y — угол отклонения нормали в зацеплении от оси вращения, а профили колес выполнены сопряженными, Условия (1) справедливы для всех разновидностей ЦЗП с параллельными осями независимо от конфигурации. профиля, направления зуба и взаимного расположения колес, Из этих условий видно, что для достижения высокого КПД прямого хода при сохранении самоторможения нужно обеспечить минимально возможную разность углов профилей зубьев колес. необходимую для сохранения заполюсности во всех точках активного участка линии зацепления, 1803645

Исключение кромочного контакта в зацеплении достигается выполнением профилей сопряженными, например, эвольвентными, а величины нормальных углов профилей в заявляемой конструкции не ограничиваются, поскольку условие (1) может быть выполнено практически при любом значении этих углов, в том числе стандартном 20О, что существенно уменьшает радиальные нагрузки.

На фиг.1 показана схема ЦЗП внешнего зацепления с шевронными зубьями; на фиг,2 и 3 —.схемы усилий в зацеплении колес в торцовом сечении.

ЦЗП (фиг.1) содержит ведущую шестерню 1 и ведомое колесо 2. Передача работает следующим образом. В тяговом режиме (фиг.2), когда работа момента двигателя М1 положительна, а момента нагрузки Mz отрицательна,проекции на, торцовую плоскость нормального усилия N и силы трения F создают моменты одного знака относительно осей каждого из колес. В этом режиме вращающаяся с угловой скоростью ю1 шестерня передает движение колесу, вращающемуся сугловой скоростью а, При переходе к режиме оттормажива, ния (фиг.3), когда ведущим становится колесо 2, . сила трения F .меняет свое направление. Посколькуторцовыеуглы профилей колес а „1 и а у2 связаны соотношением (1), момент силы трения относительно оси шестерни 1 превышает момент нормального усилия, и вращение шестерни 1 становится невозможным. Происходит автоматическое стопорение передачи (самоторможение). Такое же явление происходит в этом режиме и при стремлении колеса 2 вращаться в другую сторону, Более того, при совершении моментом Мг положительной работы самоторможение произойдет и в том случае, если ведущей будет оставаться шестерня 1, поскольку схе5 ма усилий в зацеплении остается той же (фиг.3).

Расчеты показывают, что заявляемая

ЦЗП по сравнению с конструкцией аналогичного назначения (прототип) обладает бо"0 лее высоким КПД прямого хода при одновременном уреличении нагрузочной способности, .Например, при выполнении профилей зубьев колес в нормальном сечении по нормали МН-4229-63, которая обес15 печивает заполюсное зацепление, КПД ЦЗП при работе в масляной ванне будет не менее

0,9.

Формула изобретения

Цилиндрическая зубчатая передача с

20 параллельными осями, содержащая ведущее и ведомое колеса внешнего, внутреннего или реечного зацепления, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью повышения КПД и нагрузочной способности передачи при

25 сохранении самоторможения как обратного так и прямого хода в режиме оттормаживания, торцовые углы профилей колес удовлетворяют условию: где а у1 — торцовые углы профиля шестерни и колеса на окружностях контакта;

f — коэффициент трения скольжения в зацеплении;

y — узел отклойения нормали в зацеплении от оси вращения с профилем колес выполнены сопряженными.

1803645 г.

Составитель В.Панюхин

Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор И;Муска

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул,Гагарина, 101

Заказ 1044 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Цилиндрическая зубчатая передача Цилиндрическая зубчатая передача Цилиндрическая зубчатая передача 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в дискретных приводах роторных, роторно-конвейерных машин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в червячных передачах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для замены прямозубых цилиндрических передач в условиях повышенных требований к долговечности и габаритам подшипниковых узлов и снижению вибрации и соответствующего им шума в осевом направлении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в поступательное

Редуктор // 2109186
Изобретение относится к машиностроению, в частности касается приводов

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах станков и мотоблоков

Изобретение относится к машиностроению, в частности к редукторостроению, и может быть использовано в любой отрасли народного хозяйства как передаточный механизм общемашиностроительного применения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании планетарных редукторов для машин и оборудования
Наверх