Зубчатая передача

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 Е 16 Н 1/08

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОспАтент сссР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ (21) 4929364/28 (22) 19.04.91 (4б) 07.03,93. Бюл. М 9 (71) Криворожский горнорудный институт (72) Л,А,Лавренко (73) Криворожский горнорудный институт и

Л.А.Лавренко (55) Решетов Д.Н. Детали машин, M. Машинс строение, 1989, с. 152-204. (54) ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА (57) Использование: изобретение относится к ашиностроению и может быть использовано в силовых зубчатых передачах. Сущность: окружной шаг,. окружная толщина зубьев и окружная ширина впадин между ними выполнены Р< к х m. При этом окружИзобретение относится к машиностроению и может быть использовано в силовых передачах горнотранспортных машин, шахтных подъемников, конвейеров, прокатных станов, тепловозов, морских судов и т.д.

Целью изобретения является повышение нагрузочной способности передачи.

На фиг.1 и фиг,2 изображены зубчатые передачи с эвольвентным зацеплением и с зацеплением Новикова с окружным шагом по делительным окружностям d, .равным

Р л х m; на фиг.3 и фиг.4 — зубчатые п редачи с эвольвентным зацеплением и с зацеплением Новикова с окружным шагом по делительным окружностям d, равным

Р1> л х m; на фиг.5 и фиг,б — зубчатые передачи с эвольвентным зацеплением и с зацеплением Новикова с окружным шагом по делительным окружностям d, равным

РР1< л х m.

„„< Ы„, 1801188 АЗ ной шаг зубчатых колес и число зубьев определяются по зависимостям: Р=А х л х m;

Z=; где d — делительный диаметр д

Ах m колес; m — окружной модуль зацепления; А — коэффициент, учитывающий влияние твердости активных поверхностей зубьев. Причем он находится для передач с эвольвентным зацеплением с малой и средней твердостью зубьев в пределах 0,8<А<1; в передачах с точечным зацеплением с малой твердостью зубьев в пределах 0,7<А<1: в передачах с эвольвентным зацеплением и зацеплением Новикова при высокой твердости активных поверхностей зубьев в пределах 1<А<1,8; 6 ил. 1

В зубчатой передаче, содержащей ведущее и ведомое колеса, боковые профили зубьев выполнены удаленными от осей зубьев и впадин между ними при твердости активных поверхностей зубьев обоих колес

НВ>350 и при твердости активных поверх.ностей зубьев НВ 350 они выполнены сближенными к осям зубьев и их впадин, Окружной шаг, окружная толщина зубьев и окружная ширина впадин между ними будут

Р>х гпи ж е> х m/2 в первомслучае(фиг,3 и фиг.5), и во втором случае соответственно

Р< x m и e< x m/2 (фиг.4, фиг.6).

Передача работает следующим образом.

B начале в зацепление входят два зуба парных колес с их бокового торца, которые образуют линию контакта (фиг,2, фиг.5) или пятно контакта (фиг,4, фиг.6), которые пере1801188 мещаются по длине зубьев в направлении к другому боковому торцу колес.

При перемещении линии или пятна контакта на величину осевого шага в зацепление входят следующие два зуба парных колес, линия контакта или пятно которых также перемещаются по длине зубьев. При достижении первой линией контакта или пятном контакта противоположного бокового торца колес первая пара зубьев выходит из зацепления и процесс пересопряжения повторяется.

Предложенная передача по сравнению с прототипом имеет следующие преимущества.

Во-первых, в передаче повышение нагрузочной способности пропорционально увеличению ширины колес без увеличения коэффициента осевого перекрытия,,что достигается увеличением небольшими ступе- 0 нями коэффициента А, учитывающего твердость активных поверхностей зубьев, и что позволяет реализовать передачи с зацеплением Новикова с высокой твердостью активных поверхностей зубьев. 25

Во-вторых, нагрузочная способность . передачи повышается при любом числе зубьев колес, Геометрия бокового профиля зубьев при этом не нарушается, поэтому передача с зацеплением Новикова может 80 быть с одной линией зацепления, с двумя. линиями зацепления, со сдвинутыми боковыми поверхностями головок к оси зубьев, 35 а боковыми поверхностями ножек — от оси зубьев.

В-третьих, передача с эвольвентным зацеплением и.зацеплением Новикова работают при окружных скоростях до 100 м/с, что расширяет диапазон их применения, Формула изобретения

Зубчатая передача, содержащая ведущее и ведомое зубчатые колеса с постоянным шагом по делител ьной окружности, о т л ич а ю щ а я с я тем. что, с целью повышения нагрузочной способности, шаг зубьев по делительной окружности P и число зубьев Z определяются по зависимости

Р=А л m; где d — делительный диаметр колес;

m — окружной модуль зацепления;

А — коэффициент, учитывающий влияние твердости активных поверхностей зубьев, для передач с линейчатым зацеплением с малой и средней твердостью в пределах

0,8<А<1, для передач с точечным зацеплени- . ем с малой твердостью зубьев — в пределах

0,7<А<1, для передач с линейчатым зацеплением с высокой твердостью зубьев и передач с точечным зацеплением со средней и высокой твердостью зубьев — в пределах

1,0<А<1,8.

1801188

Составитель Л.Лавренко

Техред М.Моргентау Корректор Н.Ревская

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 1189 Тираж Подписное

9НИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва. Ж-35, Раушская наб., 4/5

Зубчатая передача Зубчатая передача Зубчатая передача 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для обеспечении автономной смазки червячной пере/ ачи

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для замены прямозубых цилиндрических передач в условиях повышенных требований к долговечности и габаритам подшипниковых узлов и снижению вибрации и соответствующего им шума в осевом направлении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в поступательное

Редуктор // 2109186
Изобретение относится к машиностроению, в частности касается приводов

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах станков и мотоблоков

Изобретение относится к машиностроению, в частности к редукторостроению, и может быть использовано в любой отрасли народного хозяйства как передаточный механизм общемашиностроительного применения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании планетарных редукторов для машин и оборудования
Наверх