Способ защиты трехфазного электродвигателя от аварийных режимов

 

Использование: применяется для защиты трехфазных электродвигателей от токовой перегрузки, несимметрии питающей сети, обрыва фазы на высокой и низкой сторонах питающего трансформатора. Сущность изобретения: в данном способе контролируемое напряжение между нулевой точкой обмотки статора и нейтралью сети фильтруют и выделяют составляющие напряжения с определенными частотами, выявляют наличие биений, выпрямляют составляющие напряжения с теми же частотами и сравнивают выпрямленные напряжения соответственно с пороговым напряжением, определяющим допустимую токовую перегрузку, и с пороговым напряжением , определяющим допустимую асимметрию сети, при превышении указанных составляющих контролируемого напряжения пороговых отключают электродвигатель от сети, а по факту наличия биения судят об обрыве одной фазы на высокой стороне питающего трансформатора. 6 ил. ел С

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5!)5 Н 02 Н 7/08

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ;... l ятт

1 т

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ (21) 4917994/07 (22) 07.02.91 (46) 15.05.93. Бюл. N 18 (76) И.В.Собор, П.И.Тодос и А,Н.Левко (56) Авторское свидетельство СССР

М 553709, кл, Н 02 Н 7/08, 1977.

Авторское свидетельство СССР

N 670995, кл. Н 02 Н 7/08„1979.

Авторское свидетельство СССР

N 936181, кл, Н 02 Н 7/07, 1982.

Грундулис А,О, Защита электродвигателей в сельском хозяйстве. M,: Агропромиздат, 1988. с. 28-31. (5 4) СПОСОБ ЗАЩИТЫ ТРЕХФАЗНОГО

ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ОТ АВАРИЙНЫХ

РЕЖИМОВ (57) Использование: применяется для защиты трехфазных электродвигателей от токовой перегрузки, несимметрии питающей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для защиты трехфазных электродвигателей от токовой перегрузки, несимметрии питающей сети, обрыва фазы на высокой и низкой сторонах питающего трансформатора, Целью изобретения является расширение функциональных возможностей, исключение ложных срабатываний и увеличение чувствительности защиты при аварии на высокой стороне питающего трансформатора.

В способе защиты трехфазного электродвигателя от аварийных режимов при котором контролируют напряжение между нулевой точки обмотки статора и нейтралью сети, выпрямляют ее и сравнивают величину выпрямленного напряжения с пороговым,. Ы 1816333 АЗ сети. обрыва. фазы на высокой и низкой сторонах питающего трансформатора. Сущность изобретения ; в данном способе контролируемое напряжение между нулевой точкой обмотки статора и нейтралью сети фильтруют и выделяют составляк1щие напряжения с определенными частотами, выявляют наличие биений, выпрямляют составляющие напряжения с теми же частотами и сравнивают выпрямленные напряжения соответственно с пороговым напряжением, определяющим допустимую токовую перегрузку, и с пороговым напряжением, определяющим допустимую асимметрию сети, при превышении указанных сос1авляющих контролируемого напряжения пороговых отключают электродвигатель от сети, а по факту наличия биения судят об обрыве одной фазы на высокой стороне питающего трансформатора. 6 ил.

СО напряжением и если оно выше последнего д отключают электродвигатель от сети. поставленная цель достигается тем, что контролируемое напряжение между нулевой точки обмотки статора и нейтралью сети фильтруют и выдел я ют составл я ющие Ы напряжения с частотами fi((1-5) ж 1) и ч

KZz

f< где f> — частота сети; S — скольжение () ротора; Z2 — число зубцов ротора; P — число пар полюсов статора: К=1,2,3,... выявляют наличие биения с частотой биений 2f1, выпрямляют составляющие напряжения с частотами f>((1-S) +.1 и f1 и сравнивают их

K Z2 соответственно с пороговым напряжением определяющим допустимую токовую пере l816333 где К=1,2,3...:

Z2 — число зубцов ротора;

P — число пар полюсов, Основная волна магнитодвижущей силы ро5 тора вращается относительно самого ротора с частотой Л и= no $, где no=60f1/Pчастота вращения поля статора; fi — частота тока обмотки статора; S — скольжение ротора.

Зубцовые гармоники поля ротора име ют в vz2 раз больше полюсов Ру;Д = и,2 Р и вращаются относительно ротора с частотой

PW nW Vz2 P

60 60

30 (4) Согласно (1) наиболее ярко выражены гармоники с порядковым номером

35 Рг2 = + 1 и Vz2 = — — 1 пРИ K=1.

Е2 1 2

Р Р

Однако в контролируемом напряжении будут составляющие с частотами f vz2 или f vz2, если они образуют нулевую последовательность. При симметричном режиме питания в контролируемом напряжении будут составляющие напряжения, генерируемые гармоники с порядковыми номерами кратными трем, Например, при Z2=22; Р=1;

45 К 2=2 l, 45, 87,....На фиг. 1 видно, что контролируемое напряжение состоит из третьей и зубцовой гармоники.

При асимметрии сети (фиг. 2) и при обрыве одной фазы на низкой стороне питаю0 щего трансформатора (фиг. 3) наряду с третьей и зубцовой гармоники появляется составляющая напряжения с частотой сети

f>, а в случае обрыва фазы на высокой стороне питающего трансформатора составля55 ющвя напряжения с частотой 01 исчезает (фиг,4), В контролируемом напряжении присутствуют составляющие напряжения с частотами f ж и f vn и третья гармоника и так как порядок эубцовых гармоник vz2 и иz2 отличаются на 2, то и частоты f vz2 u f м z2 грузку и с пороговым напряжением определяющим допустимую асимметрию сети, при превышении указанных составляющих контролируемого напряжения пороговых отключают электродвигатель от сети, а по факту наличия биений судят об обрыве фазы на высокой стороне питающего трансформатора.

На фиг. 1-4 приведены осцилограммы контролируемого напряжения между нулевой точки обмотки статора и нейтралью сети при: симметричном питающем напряжении (фиг.1), асимметрии (фиг,2), обрыве одной фазы на низкой стороне питающего трансформатора (фиг,3), обрыве одной фазы на высокой стороне питающего трансформатора (фиг,4); на фиг,5 — зависимость контролируемого напряжения (1) согласно прототипу и составляющей контролируемого напряжения с частотой f>f(1-S) — +.Ц от нагрузки

K Z2 электродвигателя в симметричном режиме питания; на фиг. 6 — схема устройства, реализующего описываемый способ защиты, Способ защиты осуществляется следу- 2 ющим образом.

Современные трехфазные асинхронные электродвигатели характеризуются высокой степенью использования активных материалов, в том числе электротехнической стали. Это обстоятельство приводит к тому, что практически синусоидальная волна магнитодвижущей силы в нелинейной ферромагнитной среде возбуждает несинусоидальную волну магнитной индукции, спектр которой содержит нечетные пространственные гармоники, названные гармониками насыщения. Гармоники насыщения вращаются с синхронной скоростью. В фазах обмотки статора индуктируются ЭДС, содержащие. нечетные гармоники, в том числе и кратные трем, Гар- . моники ЭДС кратные трем, направлены е одну и ту же сторону во"всех фазах обмотки статора и имеют соответствующую кратную частоту. Поэтому при изолированной нулевой точке обмотки статора. соединенной в звезду, между нейтралью сети и нулевой точкой обмотки статора присутствует напряжение в основном третьей гармоники (см. фиг.1), Кроме третьей гармоники в контролируемом напряжении присутствуют и более высокие гармоники, генерируемые эубцовыми гармониками поля ротора, Порядок высших гармонических, обусловленных зубчатостью ротора, равен Ь2 =К

22

Р (1) „,+по$ 72 (2) Если ротор вращается с частотой п=по(1-$), то поля зубцовых гармоник вращаются в пространстве с частотой

nyz2 = Л nyz2+ n = +. no(1-S) . (3)

nо$ Ь2 и пересекая неподвижную обмотку статора индуктирует в ее фазах ЭДС с частотой

+- — +п.(1 -S) =f (1 — S) +-1 по S KZ2 Ь2 P

1816333 отличаются одна от другой на 2fi. Например, для Z2=22, Р=1, К=1, согласно (4) при

S=0, f @zz=23f =1150 Гц, f @zan-21 fr=1050

Гц.

В результате сложения двух составляющих с примерно равными амплитудами и близкими, но не равными частотами f м гг и

1 мл получаем биения с частотой биений равной 2f>, осциллограмма которых приведена на фиг.4 (9).

Величина магнитодвижущей силы зубцовой гармоники ротора (1) определяется величиной тока ротора — с ростом тока ротора растет и индукция магнитного поля гармоники, следовательно, растет и составляющая контролируемого напряжения с частотой f vz2 (см. зависимость 2 на фиг.5).

Здесь же показана зависимость I контролируемого напряжения согласно прототипу.

Ее характер показывает, что в симметричном режиме возможны ложные срабатывания защиты так как контролируемое напряжение зависит от нагрузки электродвигателя — с ростом нагрузки вначале оно падает, а потом увеличивается.

Таким образом, в симметричном режиме работа электродвигателя в контролируемом напряжении присутствует составляющие напряжения с частотами 301 и

К г

f1(. (1 — S) -1), генерируемыми гармоР никами насыщения и зубцовыми гармониками ротора кратные трем.

Величина составляющей с частотой

f1((1 — S) и 1) зависит от нагрузки

К г

Р электродвигателя и возрастает с ростом последней. Следовательно фильтруя и выпрямляя эту составляющую, получим информацию о перегрузке двигателя.

При асимметрии сети и обрыве одной фазы на низкой стороне питающего трансформатора в контролируемом напряжении появляется составляющая с частотой f>. j

Фильтруя и выпрямляя эту составляющую, получим информацию о асимметрии и обрыве фазы на низкой стороне питающего тра нсформато ра.

При обрыве одной фазы на высокой стороне питающего трансформатора в контролируемом напряжении появляются составляющие в частотами Ц вЂ” (1-$)+1) и

К -г

Р

К2г

11(— (1-3)-1), которые образуют биения с частотой биений 211, Фиксируя факт появления биений судим об обрыве одной фазы на высокой стороне питающего напряжения.

10

15 литуды 1. При изолированной нейтралью сети используются три резистора 19, соединенных в звезду и подключенных параллельно с обмоткой электродвигателя. В

20 этом случае контролируемых напряжени25

35

40 составляющая напряжения с частотой 2f>—

Схема устройства, реализующая описанный способ защиты состоит (фиг,6) из ограничителя амплитуды 1, фильтров 2,3.8. выпрямителей 4,5,6, блоков задержки 7,9, компараторов 10,11,12, блоков индикации

13,14,15. блока 16 логического сложения

"ИЛИ", исполнительного элемента 17, блока управления 18, резисторов 19.

Защита электродвигателя 20 от аварийных режимов по предложенному способу осуществляется следующим образом, Контролируемое напряжение U,д между нулевой точки обмотки электродвигателя 20 и нейтралью сети питающего трансформатора 21 поступает на вход ограничителя ампем является напряжение Ооо между нулевыми точками обмотки электродвигателя и резисторов. Фильтр 2 выделяет составляющую напряжения с частотой сети fi, фильтр 3 — с частотой зубцовой гармоники

f>(— -(1-S) +1). Составляющие выпрямляР ются соответственно выпрямителями 4 и 6.

Контролируемое напряжение выпрямляется выпрямителем 5 и из выпрямленного напряжения фильтром 8 выделяется составляющая с частотой 211. Для и редотвращения ложных срабатываний защиты при кратковременных асимметричных и токовых перегрузках используются блоки задержки 7 и 9.

После задержки составляющая напряжения с частотой f3 поступает на вход компаратора

10, составляющая напряжения с частотой

Kh

f1((1-S) +1) — на вход компаратора 12, а

Р на вход компаратора 11. Выходные сигналы компараторов логически суммируются в блоке 16. Исполнительный элемент 16 при возникновении аварии подает команду блоку управления 18 на отключение электродвигателя от сети. Одновременно блоки индикации 13. 14, 15 сигнализируют о наступлении того или.иного аварийного режима.

Рассмотрим работу устройства при сле- . дующих аварийных режимах, Симметричная токовая перегрузка. В контролируемом напряжении присутствуют только составляющие напряжения с частотами 311 и f 1(— -(1-$)+. 1) (см. фиг.1). ФильК2г

P тром 3 составляющая с частотой 3f> отсекается и на выпрямитель 6 поступает

1816333 только составляющая с частотой 11(— (1КУг — S) +.1), зависящая от нагрузки электродвигателя (см, кривую 2 на фиг.5), Если величина этой составляющей превышает значение порогового напряжения компаратора 12, то поступает команда на отключение электродвигателя и блок индикации 15 сигнализирует о перегрузке.

Обрыв одной фазы на высокой стороне питающего трансформатора.

В контролируемом напряжении появляются биения с частотой 2f> см, фиг. 4). После выпрямления фильтром 8 выделяется составляющая напряжения с частотой 211 и если ее величина больше порогового напряжения компэратора 11, то поступает команда на отключение электродвигателя и блок индикации 14 сигнализирует об обрыве фазы на высокой стороне питающего трансформатора, Обрыв одной фазы на низкой стороне питающего трансформатора или,черезмерная асимметрия пита1ощей сети.

Контролируемое напряжение содержит составляющие с частотами f<, 311 и f

-S)+ 1) (см. фиг.2 и 3). Фильтром 2 отсекаются составляющие с частотами 3f> и

f>(— — (1-S) 1) и на вход выпрямителя 4

К Z2 поступает только составляющая напряжения с частотой f<, Если величина этой составляющей превышает значение порогового напряжения компаратора 10, то поступает команда на отключение электродвигателя и блок индикации 13 сигнализирует об обрыве фазы (асимметрии) на низкой стороне питающего трансформатора.

Устройства защиты на базе предлагаемого способа являются многофункциональными, Они выполняют функции токовой защиты, функции контроля качества напряжения сети (асимметрию) и обрыва Одной фазы на низкой или высокой стороне питающего трансформатора, Для их создания нет необходимости в применении измерительных трансформаторов тока и трансформаторных датчиков тока, масса которых составляет 80-90 Д от массы всего устройст5 ва защиты, Формула изобретения

Способ защиты трехфазного электродвигателя от аварийных режимов, при котором контролируют напряжение между

10 нулевой точкой обмотки статора и нейтралью сети, выпрямляют его и сравнивают величину выпрямленного напряжения с пороговым напряжением и, если оно выше последнего, отключают электродвигатель от

15 сети, о т л и ч э ю шийся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, исключения ложных срабатываний и увеличения чувствительности, защиты при аварии на высокой стороне питающего

20 трансформатора, контролируемое напряжение между нулевой точкой обмотки статора и нейтралью сети фильтруют и выделяют составляющие напряжения с частотами

fg(1 S) " где f1 — частота сети;

S — скольжение ротора;

30 гг — число зубцов ротора;

P — число пар полюсов обмотки статора;

К=1,2,3„., выявляют наличие биений с частотой биений, равной 21, выпрямляют составляющие

35 напряжения с частотами fq((1-S) — й1) и ft

К2г

P и сравнивают выпрямленные напряжения соответственно с пороговым напряжением, определяющим допустимую токовую пере40 груэку, и с пороговым напряжением, îïðåделяющим допустимую асимметрию сети, при превышении указанных составляющих контролируемого напряжения пороговых отключают электродвигатель от сети, а по

45 факту наличия биений судят об обрыве одной фазы на высокой стороне питающего трансформатора.

1816333

Фиа 1

228

Р, 0ГС

Фиг. 3

1816333

Фйа Р

Составитель И.Собор

Техред M,Ìîðãåíòàë Корректор С.Лисина

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 1652 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Способ защиты трехфазного электродвигателя от аварийных режимов Способ защиты трехфазного электродвигателя от аварийных режимов Способ защиты трехфазного электродвигателя от аварийных режимов Способ защиты трехфазного электродвигателя от аварийных режимов Способ защиты трехфазного электродвигателя от аварийных режимов Способ защиты трехфазного электродвигателя от аварийных режимов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, в частности к преобразователям и защитным аппаратам электроподвижного состава, и предназначено для быстрого гашения поля главных полюсов тяговых двигателей, питаемых через тиристорные преобразователи

Изобретение относится к релейной защите и предназначено для защиты трехфазных электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для защиты тяговых электродвигателей (ТЭД) городского электротранспорта от перегрузок, связанных с толчками напряжения, возникающими в момент разрыва питающей электрической цепи, например, при прохождении подвижной единицей пересечек, нарушения контакта токоприемника с контактной сетью и т.п

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в устройствах защиты системы генератор-нагрузка, питающейся от трехфазных сетей с изолированной нейтралью, в частности, для путевого электроинструмента

Изобретение относится к защите трехфазного электродвигателя от асимметричного режима работы и работы при пониженном напряжении сети

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в устройствах защиты трехфазных электрических нагрузок, в частности электродвигателей
Наверх