Регулятор режима работы газотурбинного двигателя

 

Использование: автоматическое регулирование в устройствах регулирования выходных параметров газотурбинного двигателя Сущность изобретения: дозирующие элементы 6 и 7 представлены в виде регулируемых дросселей Задагчик режимов представлен в виде кулачка 10 с рычагом управления 11. 2 ил.

СОЮЗ CO33F ТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕспуБлик (я)5 F 02 С 9/26

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4609355/06 (22) 28,11,88 (46) 07.07.93. Бюл. N. 25 (75) Г, Б.Осадчий (56) Черкасов Б.А. Автоматика и регулирование воздушно-реактивных двигателей. М.:

Машиностроение; 1965, с.164, рис.5.44;.... Ы „, 1825878 А1 (54) РЕГУЛЯТОР РЕЖИМА РАБОТЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ (57) Использование: автоматическое регулирование в устройствах регулирования. выходных параметров газотурбинного двигателя. Сущность изобретения: дозирующие элементы 6 и 7 представлены в виде регулируемых дросселей, Задатчик режимов представлен в виде кулачка 10 с рычагом управления 11..2 ил, 1825878

Изобретение относится к области автоматического регулирования, в частности к устройствам регулирования выходных пара метров газотурбинного двигателя, Цель изобретения — упрощение конструкции, повышение точности поддержания заданного режима работы, На фиг.1 изображена схема регулятора режима работы газотурбинного двигателя, на фиг.2 — регулятор режима работы газотурбинного двигателя с шестеренным насосом и датчиком разности давлений воздуха за и пред компрессором Рг* — P„*.

Регулятор режима работы газотурбин ного двигателя содержит топливный насос 15

1 с магистралями входа 2 и выхода 3, мехаНизм управления производительностью топливного насоса 1, выполненный в виде сервомотора 4; управляющая полость 5 которого связана через первый дозирующий элемент 6 с магистралью выхода 3 и через второй доэирующий элемент 7 с магистралью входа 2, и задатчик 8 режима работы.

Дозирующие элементы 6 и 7 представлены в виде регулируемых дросселей,. причем дроссель 6 связан с задатчиком 8 режимов, а дроссель 7 с датчиком 9 текущего значения регулируемого параметра, На фиг.2 датчик 9 изображен воспринимающим разность давлений воздуха за и перед ком- 30 прессором двигателя, хотя может быть любого другого типа с регистрацией других параметров двигателя, например, T *, и или лт и так далее. На фиг,2 задатчик 8 режимов представлен в виде кулачка 10 с рычагом управления 11, поршнями 12 и 13 и размещенными между ними пружинами 14 и 15, кроме того полость 16 поршня 3 сообщена с магистралью входа 2 через дроссель 17 задержки перемещения поршня 13, а значит 40 изменения по времени сечения дросселя 6, Датчик 9 представлен в виде воздушного редуктора 18 разности давлений Pz*-Ря*, отделенного мембраной 19 от непроточной камеры 20 давления P„мембрана 19 через 45 рычаг 21 управляет площадью дросселя 7.

Задатчик 8 режимов может быть представлен в виде электронного регулятора или любого другого известного типа, Топливный насос 1 с сервомотором 4 50 могут быть применены как шестеренные, так и пластинчатые, поршневые, как регулируемой производительности, так и нерегу" лируемой с перепуском избытков топлива с выхода на вход. 55

Предложенный регулятор режима работы газотурбинного двигателя работает следующим образом.

Регулирование режима работы газотурбинного двигателя в исходном положении элементов по фиг.2 осуществляется за счет того, что задатчиком 8 режимов задается определенная площадь дросселя 6, т.е. поступление топлива в управляющую полость

5 сервомотора 4 определяется. задатчиком

8, положением рычага управления 11, при этом через дроссель 7 топливо поступает в магистраль входа 2, т.е, сервомотор 4 будет находитыся в равновесном положении только тогда, когда количество поступающего в

\ полость 5 топлива будет равно количеству вытекающему из этой полости топлива. а это возмож-, но только в том случае, когда площади дросселей 6 и 7 равны (условно принимаем, что площадь верхнего цилиндра сервопоршня 4 в 2 раза больше площади нижнего его цилиндра, усилием пружины сервомотора 4 пренебрегаем), при равном на них перепаде давления. Следовательно это возможно только при определенном давлении Р, которое при постоянном Рн* будет зависеть от

Pz*. т.е. задавая задатчиком 8 режимов ре- жим работы, мы автоматически поддерживаем его за счет перемещения сервомотора

4, которым через рычаг 21 управляет датчик

9. Каждому положению рычага 11 будет соответствовать строго определенное значение разности давлений воздуха за и перед компрессором.

Так при уменьшении Рг мембрана 19 перемещается вниз и через рычаг 21 уменьшает площадь дросселя 7, благодаря чему. сервомотор 4 идет вниз, увеличивая подачу топлива вдвигатель,,а это восстанавливает

Р до значения, заданного задатчиком 8.

При увеличении давления Рг (в воздушном редукторе 18), например, за счет изменения высоты или скорости полета, мембрана 19 перемещается вверх и через рычаг 21 увеличивает площадь дросселя 7, благодаря чему сервомотор 4 идет вверх, уменьшая подачу топлива в двигатель, а это приводит к уменьшению давления Р, т.е. к восстановлению режима работы.

При изменении положения рычага управления 11 с режима работы на малом газе до крейсерского режима, кулачок 1О перемещает вниз поршень 12, меняется затяжка пружины 14, поршень 13 выходит из равновесия и. в зависимости от проливки дросселя 17, медленно перемещается вниз, обеспечивая перемещение дозирующего профиля дросселя 6, т.е. увеличивается nsioщадь дросселя 6, сервомотор 4 выходит из равновесия, увеличивая подачу топлива в двигатель,что увеличивает давление Р2,которое,при замедленном перемещении поршня 13,с некоторым запаздыванием отслеживает его перемещение, т.е. работает в режиме разгона, .

1825878

Составитель А.Скобелев

Техред M.Ìîðãåíòçë Корректор М.Ткач

Редактор С.Кулакова

Заказ 2309 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Аналогично предложенный регулятор будет работать в режиме запуска и, наоборот, в режиме сброса, причем изменение площади дросселя 6 можно осуществлять по любомудругому закону, как при разгоне, так и при запуске, и сбросе, т.к. задатчик может быть любой конструкции, в том числе и электронным, Регулируемым параметром может быть температура выходных гаэовл< частота вращения ротора двигателя или любой другой приемлемый, регулируемый на практике параметр двигателя, главное, чтобы, приведя его в перемещение, можно былобы изменять площадь дросселя 7.

По сравнению с прототипом предложенный регулятор проще по конструкции, т,к. в нем применен совершенно новый принцип регулирования выходных параметров двигателя, что резко уменьшает количество деталей, уменьшает его сложность, 20, исключает применение промежуточных звеньев.

По сравнению с прототипом предло° женный регулятор имеет более высокую точ.6 ность поддержания заданного режима работы, поскольку примененный метод ре-. гулирования ведет к поддержанию заданногоо параметра напрямую. исключая сложную цепь промежуточных элементов.

Формула изобретения

Регулятор режима работы газотурбинного двигателя. содержащий топливный насос с магистралями входа и выхода, сервомотор управления производительностью топливного насоса, управляющая полость которого связана через первый дозирующий элемент с магистралью выхода и через второй дозирующий элемент — с магистралью входа, задатчик режима и датчик текущего значения регулируемого параметра работы двигателя, о т л и ч а ю щ и йс я тем; что, с целью упрощения конструкции и повышения точности, первый и второй дозирующие элементы выполнены в виде регулирующих дросселей, причем первый. дроссель связан с эадатчиком режимов, а второй с датчиком текущего значения регулируемого параметра работы двигателя.

Регулятор режима работы газотурбинного двигателя Регулятор режима работы газотурбинного двигателя Регулятор режима работы газотурбинного двигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматическому регулированию, в частности к устройствам для регулирования подачи топлива в газотурбинный двигатель (ГТД)

Изобретение относится к области регулирования газотурбинного двигателя (ГТД), работающего на газообразном топливе, а более конкретно к усовершенствованию устройства, обеспечивающего подачу газообразного топлива в камеру сгорания двигателя

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при проектировании и доводке систем автоматического управления (САУ) ГТД

Изобретение относится к области автоматического регулирования газотурбинной установки, а более конкретно к устройству, обеспечивающему управление положением дозирующего узла, через который подводится газообразное или жидкое топливо в камеру сгорания газотурбинной установки

Изобретение относится к области автоматического регулирования газотурбинного двигателя (ГТД), а более конкретно - к системе управления положением запорного клапана, обеспечивающего подвод топлива через дозатор к форсункам камеры сгорания двигателя

Изобретение относится к области бронетанкового вооружения и техники, в частности к силовым установкам танков

Изобретение относится к системам управления сложных объектов техники, работающих в широком диапазоне режимов и нагрузок, и может быть использовано в системах управления газотурбинных двигателей, турбин электростанций, в которых для регулирования нескольких параметров используется одно управляющее воздействие

Изобретение относится к области автоматического регулирования газотурбинного двигателя (ГТД), а более конкретно - к системе управления положением запорного крана, обеспечивающего подвод топлива через дозатор к форсункам камеры сгорания
Наверх