Центробежная муфта

 

Изобретение относится к машиностроению, а именно к центробежным муфтам, применяемым для автоматического сцепления. Оно может быть использовано в различных отраслях техники и, в частности в трансмиссии легких вертолетов. Сущность изобретения: муфта содержит ступицу с закрепленными шарнирно двумя основными и двумя дополнительными фрикционными колодками, упругие элементы для поджатия колодок к оси муфты и барабан с внутренней фрикционной поверхностью, контактирующей с колодками. Дополнительные колодки размещены с осевым и угловым на 90° смещением относительно основных колодок. Жесткость упругих элементов одной пары колодок больше жесткости упругих элементов другой пары колодок. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к центробежным муфтам для автоматического сцепления и может быть использовано в различных отраслях техники, в частности в трансмиссии легких вертолетов. Цель изобретения повышение надежности работы. На фиг. 1 изображена центробежная муфта, общий вид; на фиг. 2 разрез А-А на фиг. 1. Муфта содержит ступицу 1, закрепленную на валу двигателя, основные 2 и дополнительные 3 фрикционные колодки, шарнирно закрепленные на ступицы 1 с угловым смещением 90о. На колодках 2, 3 закреплены накладки 4 с наружной фрикционной поверхностью. Муфта включает также барабан 5 с внутренней фрикционной поверхностью, закрепленной на ведомом валу. Между колодками 2, 3 размещаются упругие элементы (пружины) 6, 7 с различной жесткостью для каждой пары колодок. (Указанная разница в жесткости выбирается в зависимости от желательного времени сцепления дополнительной пары колодок и составляет примерно 10-15%). Муфта работает следующим образом. При вращении ведущего вала с установленной на нем ступицей 1 при достижении определенной величины частоты вращения в процессе разгона (эта частота является минимальной расчетной частотой для муфты, ниже которой не происходит включение муфты), в начале момента ее превышения под действием центробежных сил происходит поворот основной пары колодок 2 в шарнирном соединении со ступицей 1, с радиальным перемещением их в направлении внутренней поверхности барабана 5 до контакта с ней и последующего сцепления за счет сил трения между накладками 4 и барабаном 5. Через некоторое время, за счет разницы в жесткости пружин 6 и 7 процесс сцепления повторяется с дополнительной парой колодок 3 (после достижения максимальной частоты вращения ступицы 1). Угловое смещение дополнительной пары колодок относительно основных колодок на 90о обеспечивает повышение надежности работы муфты. Так как включение каждой пары колодок смещено во времени, то при включении основной пары колодок (с упругими элементами меньшей жесткости) при какой-то величине частоты вращения ступицы происходит определенная деформация барабана от действия колодок (упрощенно это можно представить как действие двух радиальных, противоположно направленных сил, деформирующих барабан барабан принимает форму овала). Если бы дополнительная пара колодок находилась в той же плоскости, что и основная, то последующее включение в работу дополнительной пары колодок на большей частоте вращения ступицы повторило бы вид деформации барабана, имея лишь смещение ее по длине барабана, и, одновременно, уменьшила бы силу прижатия колодок основной пары, т.к. дополнительная пара колодок прижимается к барабану с большей силой, чем основная. Это, естественно, привело бы к снижению надежности сцепления основных колодок с барабаном и, в таком случае фактически, работала бы лишь одна дополнительная пара колодок. Наличие же смещения дополнительной пары колодок на 90о обеспечивает то, что силовое воздействие дополнительной пары колодок приводит к увеличению силы прижатия основной пары колодок к барабану, т.к. растягивающая деформация барабана от воздействия дополнительной пары колодок приводит к сжатию стенок барабана в зоне действия основной пары колодок. Таким образом, наличие дополнительной пары колодок, закрепленной на ступице посредством дополнительных упругих элементов, жесткость которых больше жесткости основных и установленной с угловым смещением 90о относительно основной пары колодок, позволяет повысить надежность работы центробежной муфты.

Формула изобретения

ЦЕНТРОБЕЖНАЯ МУФТА содержащая наружную полумуфту в виде барабана с внутренней фрикционной поверхностью и внутреннюю полумуфту в виде ступицы с двумя основными, закрепленными на ней шарнирно, и двумя дополнительными фрикционными колодками, расположенными с возможность контакта с фрикционной поверхностью барабана, и упругие элементы для поджатия одной пары колодок к оси муфты, отличающаяся тем, что с целью повышения надежности работы, дополнительные колодки закреплены на ступице шарнирно с осевым и угловым на 90o смещением относительно основных колодок, другая пара колодок также поджата к оси муфты, причем жесткость упругих элементов одной пары колодок больше жесткости упругих элементов другой пары колодок.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2

MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Номер и год публикации бюллетеня: 29-2000

Извещение опубликовано: 20.10.2000        




 

Похожие патенты:

Муфта // 1803631

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи момента вращения

Изобретение относится к машиностроению , в частности к средствам передачи момента вращения ограниченной величины при ограниченном диапазоне частоты вращения

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для упругой передачи крутящего момента между соединяемыми валами

Изобретение относится к машиностроению

Лебедка // 1521950
Изобретение относится к подъемно-транспортному оборудованию

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на различных видах транспортных средств для плавного их разгона, а также в механизмах, где необходимо безударное включение ведомых валов

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено предпочтительно для передачи крутящего момента между соосными валами

Изобретение относится к машиностроению, более конкретно - к узлам соединения валов авиационных и наземных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к машиностроению, более конкретно к фрикционным центробежным муфтам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано на различных видах транспорта, а также в устройствах и механизмах для безударного включения ведомых валов

Изобретение относится к области машиностроения, более конкретно - к малогабаритной сельхозтехнике, но может быть использовано и в других областях техники, где требуется соединение вращающихся валов

Изобретение относится к машиностроению и позволяет повысить плавность включения центробежной муфты
Наверх