"авиационный двигатель для сверхзвуковых скоростей полета "шарм"

 

Использование: теплознергетика, в частности авиационное двигателестроение. Сущность изобретения: модульное исполнение двигателя, (выполнение с еговинтовентиляторным контуром с приводом его непосредственно от установленного дизельного модуля, снабжение контура ожижения воздуха турбодетэндером, испарителем-конденсатором и форсунками впрыска жидкого воздуха в проточную часть компрессора. При этом у двигателя каждый модуль компрессора и турбины снабжены встроенными электродвигателями-электрогенераторами , а компрессор и дизельный модуль.также снабжены рубашками охлаждения . 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)з F 02 К 3/06,,ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

; ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

: (21) 4849791/06

: (22) 17.07.90 (46) 30.08.93. Бюл. М 32 (71) Научно-инженерный центр "Иннова: ция" Совместного советско-западногерман ского предприятия "Локос-Марвол" (72) А.М.Рубайло (56) Шляхтенко С.М. Теория и расчет воз° душно-реактивных двигателей. М.: Машиностроение, 1987, с.351-354.

Техническая информация, M.: ЦАГИ, М

2, 1989, с.1-12.

Курэинер P.È. Реактивные двигатели для больших сверхзвуковых скоростей полета (основы теории). М.: Машиностроение, 1977, с.85.

Изобретение относится к теплоэнергетике, в частности к авиационному двигателестроению.

Цель изобретения — увеличение КПД преобразования химической и тепловой энергии топлива в тягу самолета посредством смещенного цикла работы двигателя, влево от энтропии окружающей среды, выполнения изотермического КПД и резкого

: увеличения верхней температуры и среднего индикаторного давления реального цикла, установкой гипердизельного модуля, с приближением его к циклу Карно. При этом эффективный КПД предлагаемого устройст ва достигает 72 по сравнению 32 g, у прототипа.

Улучшение эффективности работы достигается посредством установки гибкой электрической связи между агрегатами, а

„, „ ЖÄÄ 1837113 А1 (54) АВИАЦИОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ДЛЯ

СВЕРХЗВУКОВЫХ СКОРОСТЕЙ ПОЛЕТА

"ШАРМ" (57) Использование: теплоэнергетика, в частности авиационное двигателестроение.

Сущность изобретения: модульное исполнение двигателя, выполнение с его винтовентиляторным контуром с приводом его непосредственно от установленного дизельного модуля, снабжение контура ожижения воздуха турбодетандерам, испарителем-конденсатором и форсунками впрыска жидкого воздуха в проточную часть компрессора, При этом у двигателя каждый модуль компрессора и турбины снабжены встроенными электродвигателями-электрогенераторами, а компрессор и дизельный модуль также снабжены рубашками охлаждения. 2 з,п. ф-лы, 2 ил, работоспособность рабочего тела возрастает в 8 раз по сравнению с прототипом благодаря введению в устройство гипердизеля, Улучшение термостабилизации устройства производит за счет применения высокотеплопроводных конструкционных материалов двигателя и применения испарительной рубашки охлаждения. Максимальная разность температур в устройстве не превышает десятка градусов по сравнению с сотнями градусов теплонапряженности у прототипа, при этом температура выхлопа в номинальном режиме близка к температуре окружающей среды, Авиационный двигатель для сверхзвуковых скоростей полета, содержащий турбину, компрессор, подключенный к его выходу, контур ожижения воздуха с насосом, теплообменником, подключенным по

18371 t3 нэгревэемой среде к магистрали подачи жидкого водорода,,отличающийся тем. что, с целью повышения КПД при выполнении двигателя с вентиляторным контуром, двигатель снабжен дизельным модулем, соединенным с вентилятором, контур ожижения воздуха турбодетэндером, водородовоздушным испэрителем-.конденсатором и форсумкэми впрыскв жидкого воздуха, установленными в проточной части компрессора .. и дизельного модуля, причем теплообменник охлаждения воздуха по нэгреваемой среде подключен к выходу иэ вентилятора и расположен в вентиляторном контуре, водородно-воздушный испэритель-конденсвтор — по нэгревэемой среде к магистрали жидкого водорода, à по охлаждэемой — к выходу из турбодетэндера к входу в насос, При этом у двигателя каждый модуль компрессора и турбины снабжен встроенными электродвигателем и электрогенератором, э компрессорный и дизельный модули снабжены рубашками охлаждения, На фиг.1. представлена принципиальная схемэ винтовентиляторного двигателя

"Шарм" модульного исполнения. На фиг.2 изображены в I-S координатах процессы цикла предлагаемого двигателя и для сравнения процессы цикла Бройтонэ прототипа, Устройство авиационного винтовентиляторного двигателя "Шарм" выполнено так. что трэнсзвуковые лопасти 1 винтовентиляторэ 2 размещены в капоте 3 и при помощи пилонов 4 прикреплены к корпусу двигателя 5. Сэблевидные. трэнсэвуковые лопасти 1 установлены в поворотных узлах

6 втулки 7 винтовентилятора 2, а в корпусе двигателя 5 размещены модуль 8 иэотермического воздушного многоступенчэтого осевого компрессора низкого давления, модуль

9 адиабэтического компрессорэ высокого давления, модуль t0 водородного двухтэктного звездообразного многоразрядного гипердизеля и модуль 11 электрического 45 турбогемерэторэ. Двигэтель снабжен контуром ожижемия воздуха, состоящим из узлэ

12 отбора воздухэ из коллектора. модуля адиэбатмого КВД 9, воздуховоздушного радиатора 13 в nMhoHsx 4, топливовоздушного теплообменмикв 14, злектротурбодетэмде- ® рэ 15. водородно-воздушного испэрителяконденсвторэ 16, злекгронасоса 17 подачи жидкого воздуха и узлэ форсунок 18, упрэвляемого дозироввнного впрыскэ жидкого воздуха в проточной части модуля изотермичвского КНД 8, который снабжен встро.енным электродвигателем приводэ е: неподвижмым внутренним ствтором19 и мэ. ружным ротором 20. Электропривод модуля эдиэбатического КВД 9 осуществлен от встроенного электродвигвтеля 21, .Звездообразный двухтактный многорядный гипердизельный модуль 10 своим коленчатым валом 22 посредством передаточного вэла

23 осуществляет непосредственный привод втулки 7 винтовентиляторэ 2. Топливная системэ водородного питания двигателя содержит погружной жидководородмый электронасос-мультипликатор 24, установленный в топливном баке(не указан нэ схеме), водородно-воздуш н ый испа рител ь конденсатор 16, топливовоздушный теплообменник 14 и электронную форсунку25 управляемого впрыскэ топливо в гильзого ловки 26 дизельного модуля 10. Модуль электрического турбогенератора 1.1 состоит из турбины 27 полного расширения, подвижного ротора 28 с кобальт-самэриевым постоянным магнитом (Л-3, стр.20) и неподвижного статора 29 встроенного электрогенерэтора модуля 11, снабженного теплоизоляцией 30. Компрессоры 8, 9 и дизельные модули 10 снабжены жидкостной рубашкой 31 охлаждения с ребрами 32, на корпусе двигателя 5, теплоотдачи телла двигателя воздушному потоку окружающей среды.

Изобретение осуществляется в реальном цикле следующим образом íà 1-$ дивгрэмме.

Атмосферный воздух 41 изотермически сжимается в КНД до состояния 42, а затем эдиэбэтически сжимается в КВД до параметров 43 и поступает в дизельный модуль, где воздух эдиабэтически сжимается до гипердэвления 44, Дозированный впрыск водорода нагревает воздух изобарически до точки 45 с последующим управляемым изотермическим расширением в точку 46, после чего в цилиндрах гипердизеля идет адиабатическое расширение до точки 47 выхлопа из дизеля в турбину полного расширения в т.48 до этмосферного давления, Функционирование двигателя прототипэ, рэботэющего по циклу Брайтона, тэкже начинается с тоэки 41 атмосферного воздуха, который эдиэбэтически сжимается компрессором до 47 с последующим изобэрическим мэгревом-в камере сгорания до пэрэметров 47 и эдивбатически рэсширяется до давления окружающей среды в точке 48 . .Формулэ изобретения

1. Авиационный двигатель для сверхзвуковых скоростей полета. содержащий турбину, компрессор, подключенмый к его выходу, контур ожижения воздуха с Hscoсом, теплообменником охлаждения воздухе и топливовоздушным теплообменником, подключенным по нэгревэемой среде к ма1Е3Л113 истрали подачи жидкого водорода, о т л и ч а-. шийся тем, что, с целью повышения КПД ри выполнении двигателя с винтовентиляторныконтуром, двигатель снабжен дизельным модуем, соединенным с винтовентилятором, онтур ожижения воздуха — турбодетандеом, водородно-воздушным испарителем— онденсатором и форсунками впрыска жидого воздуха, установленными в проточной асти .компрессора и дизельного модуля, ричем теплообменник охлаждения воздуха о нагреваемой среде подключен к выходу з винтовентилятора и расположен в винтоентиляторном контуре, водородно-воэдушный испаритель-конденсатор подключен — по нагреваемой среде к магистрали жидкого водорода, а по охлаждаемой — к выходу иэ турбодетандера и входу в насос, 5 . .2, Двигатель по п.1, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности работы, он снабжен электрогенератором и электродвигателем, встроенными соответ10 ственно в турбину и компрессор.

З.Двигатель п0-пп.1,2, о тл и ч а ю щий с я тем, что, с целью улучшения его термостабилиэации, компрессор и дизельный модуль снабжены рубашками охлаждения.

1837113

Редактор Т.Горячева

Заказ 2857 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по:иаобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

1!3035, Москва. Ж-35. Раушская наб., 4/5

Производственно-иадательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

gap

cR"

3,6

Составитель А.Рубайло

Техред М.Моргентал Корректор А.Обручар

авиационный двигатель для сверхзвуковых скоростей полета шарм авиационный двигатель для сверхзвуковых скоростей полета шарм авиационный двигатель для сверхзвуковых скоростей полета шарм авиационный двигатель для сверхзвуковых скоростей полета шарм 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиадвигателестроению, в частности к двухконтурным турбореактивным двигателям

Изобретение относится к турбостроению

Изобретение относится к области авиации и содержит компрессор низкого и высокого давления, камеру сгорания, турбину высокого и низкого давления с затурбинным обтекателем, последовательно расположенные по потоку, перепускной канал, связывающий внутреннюю полость за компрессором низкого давления с затурбинным каналом, клапан перепуска, соединенный с приводом для его открытия и закрытия

Изобретение относится к авиадвигателестроению, в частности к сверхзвуковым турбореактивным двигателям

Изобретение относится к двухзальным газотурбинным двигателям авиационного и наземного применения

Изобретение относится к авиационной технике и может использоваться при конструировании обтекателей втулок роторов винтовентиляторов двухконтурных турбореактивных двигателей (ТРДД) с реверсированием тяги поворотом лопастей винтовентилятора

Изобретение относится к двигателестроению, в том числе к авиационным и стационарным двигателям

Изобретение относится к двигателестроению, в том числе к авиационным и стационарным двигателям

Изобретение относится к двигателестроению, в том числе к авиационным и стационарным двигателям
Наверх