Устройство для промывки газовоздушного тракта двигателя

 

Использование: промывка газовоздушного тракта двигателя в условиях эксплуатации . Сущность изобретения: устройство содержит газораспределители 1 и 2, дроссельные краны 5, 6, 7 и 8, два бака 3 и 4 для моющей жидкости. Кроме того, устройство содержит блоки управления 13, сигнализации 12, коммутации 14 и пульт управления. Устройство также содержит электромеханический клапан 24 перепада давлений, электрический датчик 11 давления, манометр 19, источник питания с разъемом 15 и складывающуюся штангу 27 с горизонтальной платформой. Нагнетатель выполнен в виде насоса 26 с электродвигателем 25, установленного в магистрали, связывающей гидрораспределители 1,2с фильтром 23. 2 ил.

(5и5 F 02 С 7/30

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ВИС933@0, IIANlTNe- ТЕХИ.ИЧщ";.

БИБДР1Рт;.

К ПАТЕНТУ

Комитет Российской Федерации по патентам и товарным знакам (21) 4&78537/06 (22) 29.10.90 (46) 07.09.93. Бюл. М 33-36 (71) Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации (72) Хижняк С.В., Седых А.С., Кобинек В.С., Митин О.Л., Ластовец А.Н., Литвинов А.А, (73) Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОМЫВКИ ГАЗОВОЗДУШНОГО ТРАКТА ДВИГАТЕЛЯ (57) Использование: промывка газовоздушного тракта двигателя в условиях эксплуатации. Сущность изобретения: устройство

„„RU„„ 2000458 С содержит газораспределители 1 и 2, дроссельные краны 5, 6, 7 и 8, два бака 3 и 4 для моющей жидкости. Кроме того, устройство содержит блоки управления 13, сигнализации 12, коммутации 14 и пульт управления.

Устройство также содержит электромеханичегкий клапан 24 перепада давлений, электрический датчик 11 давления, манометр 19, источник питания с разьемом 15 и складывающуюся штангу 27 с горизонтальной платформой. Нагнетатель выполнен в виде насоса 26 с электродвигателем 25, установленного в магистрали, связывающей гидрораспределители 1, 2 с фильтром 23, 2 ил.

О

О

О ф

Г) 2000458

Изобретение относится к технологии промывки газовоздушного тракта двигателя в условиях эксплуатации.

Известно устройство для промывки газовоздушного тракта двигателя, содержащее нагнегатель, подключенный через дроссельный кран к баку для моющей жидкости. соединенному через гидрораспределитель и фильтр с разъемным штуцером и гибким шлангом с дроссельным краном, подключенным к форсункам.

Недостатком данного устройства является низкая эффективность промывки тракта двигателя, Наличие одной форсунки для подачи моющей жидкости отрицательно сказывается на качестве распыла моющей жидкости и снижает эффект промывки. К тому же в этом случае расходуется большее количество жидкости. Кроме того. процесс про- 20 мывки производится в режиме прокрутки двигателя и требует неоднократного использования стартера двигателя, что снижает его ресурс. Все это приводит к низкой эффективности и качеству промывки газо- 25 воздушного тракта двигателя.

Цель изобретения — повышение эффективности.

Цель достигается тем, что устройство для промывки газовоэдушного тракта дви- 30 гателя, содержащее нагнетатель, подключенный через дроссельный кран к баку для моющей жидкости, соединенному через гидрораспределитель и фильтр с разъемным штуцером и гибкгч шлангом с дрос- 35 сельным краном. подключенным к форсункам, снабжено дополнительными гидрораспределителем и двумя дроссельными кранами, вторым баком для моющей жидкости, соединенным через первый до- 40 полнительный дроссельный кран с магисталью, соединяющей нагнетатель с первым аком для моющей жидкости, блоками управления, сигнализации и коммутации, пультом управления, электромеханическим 45 клапаном перепада давлений, электрическим датчиком давления, манометром, источником питания с разъемом и складывающейся штангой с горизонтальной платформой, при этом нагнетатель вы- 50 полнен в виде насоса с электродвигателем, установленного в магистрали, связывающей гидрораспределители с фильтром, на котором установлен электромеханический клапан перепада давлений, подключенный к первому входу блока сигнализации, второй вход которого соединен с первым выходом блока управления, подключенного первым входом к пульту управления, вторым входом к датчику давления, установленному за фильтром, вторым и третьим выходами связанного через блок коммутации с соответствующими гидрораспределителями, а четвертым выходом подключенного к первому входу блока коммутации, второй и третий входы которого подключены соответственно к выходу блока сигнализации и через разъем к источнику питания. а выход — к электродвигателю насоса, причем баки имеют мерные линейки, манометр подключен к магистрали, связывающей фильтр с разъемным штуцером, в которой установлен второй дополнительный дроссельный кран, а форсунки установлены под углом к продольной оси двигателя на горизонтальной платформе складывающейся штанги.

На фиг. 1 изображена электрогидравлическая функциональная схема устройства для промывки газовоздушного тракта двигателя; на фиг. 2 — складывающаяся штанга.

Устройство состоит из гидрораспределителей (электрогидравлических кранов} 1 и

2, установленных под баками 3 и 4 для моющей жидкости, дроссельным кранов 5, 6, 7 и

8, мерных линеек 9 и 10, электрического датчика 11, блока 12 сигнализации, блока 13 управления, блока 14 коммутации, размещенных в одном корпусе, разъема 15 для подсоединения к внешнему источнику питания (на чертеже не показан), пульта 16 уп- равления, соединенного с блоком 13 управления кабелем 17, разъемного штуцера 18, манометра 19, рабочих форсунок 20, соединенных посредством гидравлического гибкого штанга 21 с топливопроводом 22, фильтра 23, снабженного электромеханическим клапаном 24 перепада давлений на фильтроэлементе, нагнетателя, состоящего иэ электродвигателя 25 и насоса 26. Форсунки 20 установлены на складывающейся штанге 27, которая снабжена горизонтальной платформой 28. Штанга 27 с помощью фиксатора. 29, упора 30 и кронштейна 31 установлена на тележке 32 с тормозными колодками 33. На тележке 32 расположены пульт 34 управления дроссельными кранами 5 и 6 перемешивания моющей жидкости и панель 35 управления дроссельными кранами 7 и 8 подачи моющей жидкости, Устройство для промывки газовоздушного тракта двигателя работает следующим образом.

8 бак 3 или 4 заливается промывочная жидкость, уровень заполнения которой баков контролируется по мерной линейке 9 или 10. Разъем 15 подсоединяют к внешнему источнику постоянного тока и при включении тумблера на блоке 13 управления загорается лампа на блоке 12 сигнализации.

С помощью блока 13 управления задается

2000458 режим работы: либой ручной, либо автоматический. соответствующее включение отображается на блоке 12 сигнализации загоранием лампы.

Перед промывкой производится перемешивание жидкости по рециркуляционной схеме. Для этого открывают один из дроссельных кранов 5 или 6, закрывают дроссельные краны 7 и 8, на блоке 13 управления или пульте 16 управления нажимают кнопку

"Пуск", электрический сигнал поступает к блоку 14 коммутации, от него на один из гидрораспределителей 1 или 2 и далее на электродвигатель 25, который приводит во вращение насос 26, при этом на блоке 12 сигнализации загоряется лампа, При необходимости может быть осуществлена перекачка жидкости из одного бака в другой. Если жидкость находится в баке 3, то дроссельный кран 5 закрывают, а дроссельный кран 6 открывают. Если жидкость находится в баке 4, то закрывают дроссельный кран 6, а открывают дроссельный кран

5. Последующие операции по включению устройства и порядок срабатывания электроагрегатов осуществляются так же, как и при перемешивании жидкости.

Промывку газовоздушного тракта авиадвигателя осуществляют следующим образом, На складывающейся штанге 27 рабочие форсунки 20 устанавливают перед воздухозаборником газотурбинного двигателя, который после выполнения этой операции запускается и выводится на режим малого газа. Наличие гибкого гидравлического шланга 21 позволяет с требуемой точностью расположить рабочие форсунки 20 относительно авиадвигателя, а при невозможности этого предусмотрен вариант подключения к разъемному штуцеру 18 дополнительного гидравлического шланга. По окончании гидроперемешивания на блоке

13 управления или переносном пульте 16 управления нажимают кнопку, электрический сигнал по кабелю 17 поступает на блок

14 коммутации и от него на один из гидрораспределителей 1 или 2, включаются в работу электродвигатель 25 и насос 26. При наличии давления в трубопроводе (напорной магистрали) 22 электрический датчик 11 давления выдает электрический сигнал через блок 13 управления на блок 12 сигнализации и блок 14 коммутации. Необходимое давление в рабочих форсунках 20 контролируется по манометру 19 и устанавлив "ется дроссельным краном 8 или при работе с дополнительным гидравлическим шлангом дроссельным краном 7. Требуемый расход промывочной жидкости через рабочие форсоответствующая лампа.

30 Пример. Для промывки газовоздушного тракта авиадвигателя Д-30 использова35

45

55

25 сунки 20 регулируется дроссельным краном

5 или 6 в зависимости от того, в каком из баков 3 или 4 находится жидкость. В случае засорения фильтроэлемента фильтра 23 вступает в работу электромеханический клапан 24 перепада давлений, пропускающий по обводной магистрали неочищенную жидкость к рабочим форсункам 20. Одновременно с этим клапан 24 генерирует электрический сигнал, который поступает на блок 12 сигнализации. При полной выработке жидкости из бака 3 или 4 давление в трубопроводе 22 резко уменьшается и электрический сигнал от датчика 11 давления исчезает. В автоматическом режиме работы при этом от блока 14 коммутации выдается команда на отключение гидрораспределителей 1 и 2, а также электродвигателя 25 и насоса 26. В ручном режиме работы или для принудительного перекрытия гидрораспределителей 1 и 2 и выключения насоса 26 в автоматическом режиме необходимо нажать на блоке 13 управления или пульте 16 управления кнопку останова. При этом электрический сигнал от блока 13 управления поступает на блок 14 коммутации и от него на гидрораспределители 1 и 2, электродвигатель 25, а на блоке 12 сигнализации гаснет лось устройство, смонтированное на самоходном шасси, на котором установлены два бака каждый емкостью по 200 л, два электрогидравлических крана ЭД-94, датчик давления СДУ-0,25, блок фильтроэлементов с номинальной тонкостью фильтрации 30 мкм и встроенным электромеханическим клапаном перепада давления на фильтроэлементе, легкоскладывающаяся штанга с закрепленными в ее верхней части четырьмя топливными форсунками с авиадвигателя Д-30 и насосная станция НФ

2Т.

П ромы вка тракта двигателя Д-30 осуществлялась раствором ТМС при его объемной подаче 12 л/мин и давлении на выходе

1 МПа. Авиадвигатель работал на режиме малого газа, время промывки составило 11 мин.

Изменение параметров работы двигателя, эамеренных до и после промывки, составило:

Изменение оборотов компрессора низкого давления Ь нд -+ 0,6

Изменение оборотов компрессора высокого давления Ьпвд =+ 0,6

Изменение температуры газов за турбиной At * =-12 С

2000458

Такое изменение параметров работы двигателя Д-ЗО, а также отсутствие загрязнений на лопатках компрессора после промывки свидетельствуют об эффективности устройства.

Формула изобретения

Устройство для промывки газовоздушного тракта двигателя, содержащее нагнетатель. подключенный через дроссельный кран к баку для моющей жидкости, соединенному через гидрораспределитель и фильтр с разъемным штуцером и гибким шлангом — с дроссельным краном, подключенным к форсункам. отл ич а юще ес я тем, что, с целью повышения эффективности. оно снабжено дополнительными гидрораспределителем и двумя дроссельными к анами, вторым баком для моющей жидкости, соединенным через первый дополнительный дроссельный кран с магистралью, соединяющей нагнетатель с первым баком для моющей жидкости, блоками управления. сигнализации и коммутации, пультом управления, электромеханическим клапаном перепада давлений, электрическим датчиком давления, манометром, источником питания с разъемом и складывающейся штангой с горизонтальной платформой, нагнетатель выполнен в виде насоса с электродвигателем, установленного в магистрали, связывающей гидрораспреде5 лители с фильтром, на котором установлен электромеханический клапан перепада давлений, подключенный к первому входу блока сигнализации, второй вход которого соединен с первым выходом блока управле10 ния, подключенного первым входом к пульту управления, вторым входом — к датчику давления. установленному за фильтром, вторым и третьим выходами связанного через блок коммутации с соответствующими

15 гидрораспределителями, а четвертым выходом подключенного к первому входу блока коммутации, второй и третий входы которого подключены соответственно к выходу блока сигнализации и через разъем — к ис20 точнику Литания, а выход — к электродвигателю насоса, причем баки имеют мерные линейки, манометр подключен к магистрали, срязывающей фильтр с разьемным штуцером, в которой установлен второй

25 дополнительный дроссельный кран, а форс нки установлены под углом к продольной

Y оси двигателя на горизонтальной платформе складывающейся штанги.

Устройство для промывки газовоздушного тракта двигателя Устройство для промывки газовоздушного тракта двигателя Устройство для промывки газовоздушного тракта двигателя Устройство для промывки газовоздушного тракта двигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способу эксплуатации газовой турбины, содержащей камеру сгорания с горелкой, причем через горелку в камеру сгорания подводят содержащее ванадий топливо, и причем отдельно от топлива в камеру сгорания вводят через сопло в качестве добавки раствор соединения магния и воды
Изобретение относится к области эксплуатации газотурбинных двигателей в промышленности для привода газоперекачивающих агрегатов, электродвигателей и генераторов для производства электроэнергии электродвигателей различного назначения

Изобретение относится к области очистки, в частности к удалению наслоений загрязнения в воздушно-газовом тракте газотурбинного двигателя, и может быть использовано при обслуживании летательных аппаратов, преимущественно малой авиации, в условиях эксплуатации

Изобретение относится к эксплуатации турбореактивных двухконтурных двигателей (ТРДД), в частности к устройствам, предотвращающим коррозию проточной части ТРДД, которая омывается газами и испытывает воздействие морских солей, и может использоваться при эксплуатации авиационных и морских судов

Изобретение относится к работающей на выхлопном газе газовой турбине турбокомпрессора наддува двигателя внутреннего сгорания, в частности к способам влажной очистки ее проточной части
Наверх