Составной прокатный валок

 

Использование: к оборудованию прокатных станов, преимущественно обжимных реверсивных. Сущность изобретения: составной прокатный валок содержит вал 1 с несущим фланцем 2, с которым сопряжены диски-бандажи 3. С проивоположной несущей фланцу 2 стороны валка пакет дисков-бандажей 3 через втулку 4 стягивается гайкой 5. Диски-бандажи 3 выполнены с разными диаметрами рабочей поверхности с отношением больших к меньшим, равным 1,00096 - 1,00444 и установлены на валу 1 с чередованием дисков-бандажей 6 большего диаметра и дисков-бандажей 7 меньше диаметра рабочей поверхности под углом 55 - 83к оси валка. Диски-бандажи большого диаметра установлены через 1 - 3 диска-бандажа меньшего диаметра. Применение изобретения позволяет увеличить угол захвата и тем самым повысить вытяжку за проход. 2 ил.

Изобретение относится к прокатному оборудованию и может быть использовано в прокатных цехах металлургических и машиностроительных заводов.

Известен составной прокатный валок, содержащий вал с несущим фланцем и установленные на валу с наклоном торцовых плоскостей к оси валка диски-бандажи с цилиндрической рабочей поверхностью и фиксирующую гайку [1] .

Недостатком известного составного валка с гладкой цилиндрической рабочей поверхностью является ограниченный угол захвата, определяемый коэффициентом трения между прокатываемым металлом и валком, что ограничивает абсолютное обжатие, вытяжку, а следовательно, и производительность прокатки. Увеличение угла захвата составного валка путем нанесения на диски-бандажи рисок, выступов, выемок, расточек и т. д. нежелательно, так как появляются концентраторы напряжений, ослабляющие стойкость валка.

Целью изобретения является увеличение вытяжки прокатываемого материала путем увеличения угла захвата валка и локализации уширения прокатываемого материала.

Это решается тем, что в составном прокатном валке, содержащем вал с несущим фланцем и установленные с наклоном торцовых плоскостей к оси валка диски-бандажи с цилиндрической рабочей поверхностью и фиксирующую гайку, диски-бандажи выполнены с различными диаметрами цилиндрических рабочих поверхностей с отношением больших к меньшим, равным 1,00096-1,00444 и установлены с наклоном к оси валка под углом = 55 - 83о, причем диски-бандажи большого диаметра - установлены через 1 - 3 диска-бандажа меньшего диаметра.

Предлагаемое изобретение обеспечивает повышение вытяжки прокатываемого материала за счет увеличения угла захвата и уменьшения уширения. Увеличение угла захвата обеспечивается за счет замкнутых продольно-поперечных выступов на рабочей поверхности валка, образованных соседними дисками-бандажами, имеющих различные диаметры цилиндрических рабочих поверхностей в определенных соотношениях и установленных под определенным наклоном к оси валка. Уменьшение уширения прокатываемого материала с увеличением угла захвата обеспечивается за счет того, что объем материала, заключенный между дисками-бандажами с различными диаметрами обжимается как в закрытых калибрах.

На фиг. 1 изображен предлагаемый составной валок, общий вид; на фиг. 2 - слиток металла, прокатанного предложенными валками, общий вид.

Составной прокатный валок содержит вал 1 с несущим фланцем 2, с которым сопряжены установленные наклонно диски-бандажи 3, с противоположной несущему фланцу стороны валка пакет дисков-бандажей через втулку 4 стягивается гайкой 4. Диски-бандажи 3 выполнены с разными диаметрами цилиндрических рабочих поверхностей с отношением больших к меньшим, равным 1,00096 - 1,00444. Они установлены на валу 1 с чередованием дисков-бандажей 6 большего и дисков-бандажей 7 меньшего диаметра цилиндрических рабочих поверхностей. F - результирующая сила, затягивающая прокатываемый слиток 8 в раствор валков; ось х-х - направление движения слитка. Ширина диска-бандажа 7 большего диаметра показана позицией b1, а диска-бандажа меньшего диаметра - позицией b2; R = (D1 - D2)l/2 - величина выступов дисков-бандажей 6 большего диаметра над дисками-бандажами 7 меньшего диаметра.

Предлагаемые валки работают следующим образом.

Исходя из желаемой производительности, установленного энергосилового оборудования стана, сортамента прокатываемого материала, по известным из теории и практики прокатки методом расчета определяют габаритные размеры валка - катающий диаметр и длину бочки.

Разность диаметров цилиндрических рабочих поверхностей дисков-бандажей 6 и 7 ограничивается допуском на разнотолщинность прокатываемого материала и определяют по формуле: D1 - D2 = (1) Диаметр D1 цилиндрической рабочей поверхности диска-бандажа 6 большего диаметра определяется: D1 = + D2 Если разделить левую и правую части этого равенства на D2, то получим: D1/D2= (+D2)/D2 Или, с учетом реальных величин катающих диаметров D2 валков и допусков на отклонение по толщине прокатываемого материала, отношение равно: для валков слябингов при D2 = 1150 - 900 мм, = 4 мм, D1/D2= (4+1150)/1150= 1,00347 D1/D2= (4+900)/900= 1,00444 для валков черновых клетей толстолистовых станов при D1 = 1250 - 800 мм, = 1,2 мм D1/D2= (1.2+1250)/1250= 1,00096; D1/D2= (1.2+800)/800= 1,0015 Таким образом, из анализа величин отношений D1/D2 следует, что для получения заготовки надлежащего качества по разнотолщинность, диаметры цилиндрических рабочих поверхностей дисков-бандажей 6 и 7 должны быть выполнены с отношением больших к меньшим равным 1,00096 - 1,00444.

Например, при прокатке стальных слитков в слябы толщиной до 125 мм, допускаемые отклонения по толщине составляют = 4 мм, при прокатке слябов в лист в черной группе клетей толстолистовых станов = 1,2 мм.

Число и среднюю ширину дисков-бандажей определяют из двух главных условий:
обеспечения требуемой ширины рабочей зоны, прочность и стойкость валка с учетом материала дисков-бандажей и максимального допустимого давления на валки;
обеспечения стойкости выступов дисков-бандажей на срез и предотвращения среза прокатываемого материала дисками-бандажами большего диаметра.

Для обеспечения первого условия необходимо, чтобы все диски-бандажи были одинаковой прочности, что при прочих равных условиях возможно, когда они имеют одинаковую ширину, т. е. b1 = b2 или b1/b2 = 1.

Для удовлетворения второго условия необходимо выполнение соотношения
b1/b2= 2/1 где 1 - удельное сопротивление резания материала дисков-бандажей.

Например, для нагретой от 1150 до 700оС малоуглеродистой стали удельное сопротивление резания 2 изменяется от 30 до 200 Н/мм2. Для холодных металлов, например стали 10 стали 20 2, изменяется соответственно от 280 до 300 н/мм2 и от 380 до 450 н/мм2. Традиционные материалы, используемые для изготовления валков (сталь, чугун), имеют удельное сопротивление резания (скалывания) порядка 650 - 900 н/мм2.

Следовательно, соотношение ширин дисков-бандажей составного валка реально должно находиться в пределах:
для горячей прокатки
b1/b2= 2/1= 200/650= 0.307 или b2 = b1/0,307 = 3,25 b1;
для холодной прокатки
b1/b2= 2/1= 450/650= 0.695 или b2 = b1/0,695 = 1,44 b1
Из анализа величин соотношений b1/b2 следует, что для одновременного удовлетворения обоих основных условий как для горячей, так и холодной прокатки, величина b2 должна находиться в диапазоне
b2 = (1 - 3) b1 (2)
Или иначе, если исходить из первого условия и диски-бандажи выполнить одинаковой ширины, т. е. b1 = b2, то в составном валке предлагаемой конструкции для удовлетворения второго условия диски-бандажи большого диаметра необходимо устанавливать через 1 - 3 диска-бандажа меньшего диаметра.

Угол наклона дисков-бандажей к оси валка определяют из условия полной компенсации максимальной отталкивающей раскат от валков сила Foмакс дополнительной силой тяги F2 валков, т. е. равенства
F2 = Foмакс = Рмакс sin макс (3)
Выполнение этого условия обеспечивает максимальную надежность и максимальный угол захвата. С учетом (2) и (6) угол наклона дисков-бандажей к оси валка определяют по формуле
=arctg(D222Z2макс)/(360Pмаксsinмакс) град (4)
В этой формуле Рмакс - максимальное давление металла на валки, вычисляемое с учетом максимально-допустимого статического момента (момента прокатки) на приводы валков по формуле:
Pмакс= NMн(-Kg)/10 (5) где N - число двигателей: для группового привода N = 1, для индивидуального привода валков N = 2;
Мн - номинальный момент привода, Нм;
- коэффициент перегрузки приводов по моменту: для двигателей постоянного тока, используемых в качестве приводов прокатных станов = 2 - 2,5;
Kд - коэффициент, определяющий долю динамического момента (разгонного, тормозного) от номинального момента привода: для действующих реверсивных обжимных станов Кд = 0,5 - 0,8; для нереверсивных станов Кд = 0;
- коэффициент, определяющий отношением плеча равнодействующей силы давления к длине хорды очага деформации: при горячей прокатке = 0,5;
hмакс - максимальное допустимое обжатие, вычисленное с учетом силовых возможностей приводов валков по формуле
hмакс = NMн(-Kg)/PсB D , мм (6) где рс - среднее удельное давление металла на валки, н/мм2,
В - ширина прокатываемого металла, м;
макс - максимальный угол захвата валка, определяемый по формуле:
макс = arccos , град (7)
Предлагаемый составной валок ориентирован преимущественно для применения на обжимных реверсивных станах типа слябинга и черновых клетях толстолистовых станов, для которых наиболее остро стоит проблема увеличения угла захвата с целью увеличения вытяжки за один проход, т. е. производительности прокатки. Поэтому величина угла наклона дисков-бандажей определяется применительно прокатных станов этого класса.

Пусть прокатный стан имеет: катающий диаметр валков D2 = 1150 нм; привод валков индивидуальный, число двигателей N = 2; Мн = 135 104нм; = 2,5; Кд = 0,8 для реверсивного режима, для нереверсивного Кд = 0. Для прокатки установлены валки предлагаемой конструкции с шириной дисков-бандажей b1 = b2 = 200 мм, число дисков-бандажей меньшего диаметра r2 = 4, между которыми установлены диски-бандажи большего диаметра. Прокатываемый материал сталь с удельным сопротивлением резания минимальное 2мин = 50 н/мм2, максимальное 2макс = 200 н/мм2, среднее удельное давление металла на валки с = 20 н/мм2, = 0,5; ширина прокатываемого материала В = 1600 мм.

По формуле (6) определяем:
для реверсивной прокатки hmax = 2135104(2.5-0.8)10/2016000.51150 = 249 мм для нереверсивной прокатки (или для реверсивной при захвате металла на установившейся скорости Кд = 0) hmax = (2135104(2.5-0)103/2016000.51150) = 366 мм
По формуле (5) определяем Рмакс: - для реверсивной прокатки
Рмакс = 2135104(2.5-0.8)/0.510 =
= 2,415 107 Н для нереверсивной прокатки
Рмакс = 2135104(2.5-0)/0.510
= 2,947 107 Н
По формуле (7) определяем макс: - для реверсивной прокатки
макс = arccos = 38о; для нереверсивной прокатки
макс = arccos = 43о
По формуле (4) определяем угол наклона дисков-бандажей к оси валка: - для реверсивной прокатки и 2мин
= arctg (1150250438)/(3602.4151070.615)= 62о - для реверсивной прокатки и 2макс
= arctg (11502200438)/(3602.4151070.615)= 83о - для нереверсивной прокатки и 2 мин
= arctg (1150250443)/(3602.9471070.682)= 55о - для нереверсивной прокатки и 2макс
= arctg (11502200443)/(3602.9471070.682)= 80о
Анализ полученных значений позволяет утверждать, что для современных обжимных станов и клетей угол наклона дисков-бандажей в составном валке предлагаемой конструкции может находиться в диапазоне от 55 до 83о.

Применение составного валка рассмотренной конструкции позволяет получить технический и экономический эффект. Например, максимальный угол захвата известного валка определяется известной формулой
= arcos (D2- 0.1D2)/D2= 25о и эта величина не зависит от энергосиловых возможностей привода валков.

Максимальный угол захвата валка предлагаемой конструкции как это было показано выше, находится в пределах 38 - 43 градусов, что в 1,5 - 1,7 раза больше, чем угол захвата известного валка. Следовательно, во столько же раз может быть повышена производительность прокатки. (56) Авторское свидетельство СССР N 1620164, кл. B 21 B 27/02, 1989.


Формула изобретения

СОСТАВНОЙ ПРОКАТНЫЙ ВАЛОК, содержащий вал с несущим фланцем и установленные на валу с наклоном торцевых плоскостей к оси валка диски-бандажи с цилиндрической рабочей поверхностью и фиксирующую гайку, отличающийся тем, что, с целью увеличения вытяжки прокатываемого материала путем локализации его уширения и увеличения угла захвата при прокатке на обжимных и толстолистовых станах, диски-бандажи выполнены с различными диаметрами цилиндрических рабочих поверхностей с отношением больших к меньшим 1,00096 - 1,00444 и установлены с наклоном к оси валка под углом 55 - 83o, причем диски-бандажи большего диаметра установлены через 1 - 3 диска-бандажа меньшего диаметра.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано при производстве листов и полосового проката на станах горячей и холодной прокатки

Изобретение относится к прокатному производству и используется в конструкции валков прокатной клети

Изобретение относится к прокатному производству, а именно к конструкциям валковых систем станов горячей прокатки стальных полос, например, сортового проката

Изобретение относится к прокатному производству, в частности к конструкциям валковых узлов листопрокатных клетей, предназначенных для холодной и горячей нереверсивной прокатки металла

Изобретение относится к прокатному производству, а именно к конструкциям валковых узлов, используемых для горячей прокатки стальных полос с односторонним чечевичным рифлением

Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано на широкополосных станах горячей и холодной прокатки

Изобретение относится к усовершенствованному узлу валка консольного типа, когда рабочий валок в форме кольца установлен на краю приводного вала валка клети прокатного стана

Изобретение относится к прокатному производству

Изобретение относится к черной металлургии, а именно к технологии горячей и холодной прокатки, и может быть использовано при подготовке валков между кампаниями при их эксплуатации

Изобретение относится к прокатному производству
Наверх