Роторный двигатель внутреннего сгорания

 

Роторный двигатель внутреннего сгорания предназначен для транспортных средств. Двигатель имеет спаренные и развернутые на 180° корпусы, в которых роторы с рабочим и продувочным поршнями совершают возвратно-качательное движение. В двигателе применен бесшатунный механизм синхронизации движения ротора с поршнями и вращения эксцентрикового вала. Для повышения экономичности двигателя его корпусы выполнены составными, включающими полуцилиндрический керамический корпус двигателя в металлическом обрамлении и металлический корпус компрессора, выполненный заодно с выступами, в которых находятся камеры сгорания, а торцовые крышки выполнены в металлическом обрамлении. В двигателе обеспечены качественная продувка рабочих камер и их внутреннее охлаждение за счет увеличения лобовых размеров продувочного поршня по сравнению с рабочим и увеличения в результате этого объема и количества продувочного воздуха по сравнению с его наличием в рабочих камерах при их максимальном объеме, что улучшает эффективность охлаждения и повышает экономичность двигателя. В двигателе радиальные зазоры рабочих поршней устраняются установкой радиальных уплотнительных пластин не на этих поршнях, а в корпусе двигателя. Кроме того, выполнено лабиринтовым уплотнение компрессорного поршня, что способствует заметному повышению экономичности двигателя. 1 з. п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к двигателестроению и предназначено для использования в транспортной технике.

Известен роторный двигатель внутреннего сгорания, содержащий корпус, торцовые крышки, ротор с рабочим и продувочным поршнями и выемками в теле ротора для перепуска рабочей среды (Патент Франции N 2004816, кл. F 02 B 53/00, 1969). В таком двигателе для повышения компактности можно установить бесшатунный механизм синхронизации движения поршней и вращения эксцентрикового вала.

Однако этот двигатель имеет существенные недостатки, из-за которых не обеспечивается его удовлетворительная экономичность. В нем происходят большие потери тепла из-за его отвода в охлаждающую среду при политропном сжатии и расширении рабочего заряда. Вследствие того, что объем продувочной камеры равен объему рабочей камеры, не происходят качественная продувка последней и ее внутреннее охлаждение из-за малого количества продувочного воздуха. Кроме того, в двигателе происходят большие потери работы на преодоление трения в элементах уплотнения.

Целью предлагаемого изобретения является осуществление сжатия и расширения рабочего заряда в процессах, приближающихся к адиабатным, и уменьшение из-за этого отвода тепла в охлаждающуюся среду, а также повышение качества продувки рабочих камер и осуществление их внутреннего охлаждения путем подачи продувочными поршнями большего объема и количества продувочного воздуха, чем его имеет максимальный объем рабочих камер, кроме того, уменьшение потери работы на преодоление трения элементов уплотнения ротора и поршней.

Цель достигается тем, что корпусы двигателя и торцовые крышки выполнены керамическими в металлическом обрамлении, а лобовые камеры продувочных поршней приняты большими по сравнению с рабочими поршнями, и торцовые уплотнительные уплотнения имеют только ротор и рабочий поршень, при этом радиальный зазор последнего устраняется с помощью радиальных уплотнительных пластин, устанавливаемых в корпусе двигателя для каждой рабочей камеры рядом с выпускным окном, а продувочный поршень выполнен с лабиринтовым уплотнением.

На фиг. 1 показан двигатель, поперечный разрез; на фиг. 2 разрез А-А на фиг. 1.

Роторный двигатель внутреннего сгорания содержит два корпуса, включающих полуцилиндрические керамические корпусы 1 и 2 двигателя, встроенные в металлические обрамления 3 и 4, к каждому из которых жестко присоединяются металлические дуговые корпусы компрессоров 5, выполненные заодно с двумя выступами 6, образующими в каждом корпусе две компрессорные камеры 7 и 8, и две рабочих камеры 9 и 10, разделенных соответственно компрессорным 11 и рабочим 12 поршнями, выполненными заодно с роторами 13, раз- мещающихся в корпусах, закрытых с торцов керамическими крышками 15 и 14, выполненными в металлических обрамлениях 16 и 17. При этом металлические обрамления 16 торцовых крышек 14 выполнены заодно с консолями 18, на которых свободно сидят роторы 13, и со смещением от центров 01 и 01' этих роторов на величину Н и Н', в консолях 18 выполнены отверстия с центром 02, в которые устанавливаются подшипники 19, на которые опирается эксцентриковый вал 20, имеющий общий для обоих корпусов эксцентрик 21, на котором свободно сидит промежуточное звено 22 с двумя эксцентриками 23 и 24, развернутыми на 180о, на которые посажены свободно распорные эксцентрики 25 и 26 с возможностью совершать возвратно-качательное движение в выемках роторов, выполненных со смещением на величину Н в обращенных друг к другу торцах роторов 13. По периферии рабочего поршня 12 и ротора 13 выполнены боковые проточки, суживающиеся к периферии, в которые устанавливаются сопряженные с ними дуговые 27 и прямые 28 уплотнительные пластины рабочего поршня 12 и дуговые уплотнительные пластины 29 ротора 13, поджимаемые к периферии гофрированными пружинами 30. Уплотнение компрессорного поршня 11 выполняется лабиринтовым, а снизу от отделен от ротора 13 боковой уплотнительной пластиной 31, на торцах роторов 13 установлены торцовые маслосъемные кольца 32, а радиальное уплотнение рабочего поршня обеспечивается с помощью радиальных уплотнительных пластин 33, устанавливаемых в каждой рабочей камере в полуцилиндрических керамических корпусах 1 и 2 двигателя на гофрированных пружинах 34 по обеим сторонам выпускного окна 35, сообщающегося с выпускным патрубком 36. Радиальное уплотнение роторов 13 осуществляется при помощи радиальных уплотнительных пластин 37, устанавливаемых на гофрированных пружинах 38 в выступах 6, в которых выполнены камеры 39 сгорания, в которые заходят форсунки 40. На радиальной поверхности ротора 13 рядом с концами продувочного поршня 11 выполнены каналы 41, а корпус компрессора 5 имеет выпускной патрубок 42 и выпускное окно 43, для облегчения в продувочном 11 и рабочем 12 поршнях выполнены пустоты 44 и 45. Дуговые корпусы компрессоров 5 и металлические обрамления 3 и 4 корпусов двигателя 1 и 2 имеют буртики 46 и 47 для крепления к ним торцовых крышек 14 и 15 с обрамлениями 16 и 17. На радиальной поверхности рабочих поршней 12 с выходом на их лобовую поверхность выполнены продувочные каналы 48, являющиеся продолжением камер 39 сгорания в момент сжатия заряда. На заднем конце эксцентрикового вала 20 устанавливается маховик 49 с шестерней 50 маховика. Впуск свежего заряда показан стрелкой 51, движение продувочного воздуха стрелкой 52, а выпуск отработанных газов стрелкой 53.

На фиг. 1 видно, что эксцентрик 21 эксцентрикового вала 20 имеет центр 03, эксцентрик 23 промежуточного звена 22 имеет центр 04 и их эксцентриситеты 02-03 и 03-04, имеющие соответственно обозначения Е1 и Е2, должны быть равны между собой, а эксцентриситет 04-05 Э распорного эксцентрика 25 может быть принят произвольной величины, но предпочтительнее равнен смещению Н эксцентрикового вала 20 относительно центра 01 качания ротора 13. Эксцентрик 21 эксцентрикового вала 20 имеет центр 03, эксцентрик 23 промежуточного звена 22 имеет центр 04, и при работе двигателя осуществляется их вращение с одинаковым числом оборотов в противоположных направлениях.

Двигатель работает следующим образом.

В отраженный на фиг. 1 момент в рабочей камере 10 осуществлено сжатие рабочего заряда и в него форсункой 40 впрыскивается топливо, при сгорании которого газы расширяются и давят на лобовую поверхность рабочего поршня 12, заставляя его отклоняться вправо и этим вызывать вращение эксцентрикового вала 20 в любом заданном направлении благодаря четырехзвенному механизму, отраженному эксцентриситетами 02-03, 03-04, 04-05 и 05-01, обеспечивающему синхронизацию движения поршней 11 и 12 и вращения эксцентрикового вала 20. Если звено 02-03 вращается по часовой стрелке вокруг точки 02, то звено 03-04 вращается против часовой стрелки вокруг точки 03 с такой же угловой скоростью, а звено 04-05 совершает колебательное движение относительно точки 04, вызывая вращательно-возвратное движене звена 05-01, принадлежащего ротору 13, относительно точки 01, обеспечивая такое же движение поршней 11 и 12 ротора 13. В момент наложения друг на друга звеньев 02-03 и 03-04 затрудняется согласованное движение всех звеньев, а выход их из этого положения, которое является промежуточным, обеспечивается работой таких же звеньев в переднем корпусе, как в бесшатунном двигателе внутреннего сгорания. В отраженный на фиг. 1 момент из другой рабочей камеры 9 происходит выпуск отработанных газов и в нее поступает продувочный воздух по каналу 41 ротора 13 из компрессорной камеры 7, а в другую компрессорную камеру 8 в это время производится впуск свежего заряда, когда продувочный 11 и рабочий 12 поршни начинают двигаться из указанных положений, то они сначала перекрывают впускное 43 и выпускное 35 окна, после этого происходит снижение заряда в рабочей камере 8, в нее подается топливо и происходит продувка рабочей камеры 10. После этого эти поршни начинают двигаться в первоначальное положение, и дальше работа двигателя происходит в описанной последовательности. При таком выполнении двигателя ход поршней меньше 90о, на чертеже он принят равным 75о. Это меньше, чем при уплотнении радиального зазора рабочих поршней установкой на них радиальных уплотнительных пластин, но вполне достаточно для хорошей работы двигателя.

Роторный двигатель внутреннего сгорания имеет хорошие технико-экономические показатели. Выполнение корпусов двигателя керамическими позволяет снизить отвод тепла в охлаждающую среду из-за осуществления в этом случае практически адиабатного сжатия и расширения рабочего заряда, что приводит к повышению экономичности. В двигателе улучшена продувка рабочих камер за счет увеличения подачи воздуха из компрессорных камер, и это позволяет охладить последние изнутри и снизить температуру заряда и способствует повышению экономичности. Выполнение корпусов двигателя и торцовых крышек в металлическом обрамлении обеспечивает лучший отвод необходимого количества тепла от первых к обрамлению и от последнего в окружающую среду, что упрощает систему охлаждения двигателя, одновременно металлическое обрамление защищает хрупкие металлические детали от непосредственных случайных ударов. В двигателе уменьшено трение уплотнения поршней из-за того, что для уплотнения рабочего поршня радиальные уплотнительные пластины устанавливаются в корпусе двигателя и поэтому от движения рабочего поршня исключается действие на них центробежной силы и увеличение нагрузки, а уплотнение компрессорного поршня выполняется лабиринтовым и вследствие этого практически не создающим трения, что приводит к снижению потери работы на преодоление трения и к повышению экономичности двигателя.

Формула изобретения

1. РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, содержащий два спаренных корпуса, установленные развернутыми на 90o, торцевые крышки, роторы с продувочными и рабочими поршнями, выемки в теле ротора для перепуска рабочей среды и механизм синхронизации движения поршней, включающий эксцентриковый вал, отличающийся тем, что спаренные корпуса состоят из керамических полуцилиндрических корпусов двигателя в металлических обрамлениях и жестко соединенных с ними металлических дуговых корпусов компрессоров, выполненных заодно с выступами, а торцевые крышки выполнены керамическими с металлическими обрамлениями, при этом металлические обрамления торцевых крышек выполнены заодно с консолями, на которых свободно насажены роторы с рабочим и продувочными поршнями, причем лобовые размеры продувочных поршней больше, чем у рабочих поршней.

2. Двигатель по п.1, отличающийся тем, что торцевое уплотнение ротора и рабочего поршня выполнено в виде расточек, суживающихся к периферии и сопряженных с ними, установленных на гофрированных пружинах двух дуговых пластин ротора, дуговой пластины рабочего поршня и двух прямых пластин рабочего поршня трапецеидального сечения, имеющих сопряженные косые срезы, при этом уплотнение радиального зазора рабочего поршня выполнено в виде радиальных уплотнительных пластин, установленных в корпусе двигателя с двух сторон выпускного окна, уплотнение продувочного поршня выполнено лабиринтовым.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в транспортных или стационарных силовых установках

Изобретение относится к двигателестроению, и может быть использовано в энергомашиностроении, тракторостроении, автомобилестроении, тепловозо- и судостроении, сельском хозяйстве

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к роторно-поршневым двигателям

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в качестве легких автономных силовых установок и двигателя легких механических транспортных средств

Изобретение относится к энергомашиностроению и представляет собой комплексное устройство, состоящее из рабочей ступени роторного двигателя внутреннего сгорания (ДВС), конструктивно и функционально связанного с компрессионной ступенью роторным компрессором

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано на транспорте

Изобретение относится к энергетике, в часности к двигателям "РДК-8", предназначенным для преобразования энергии сгоревшего топлива в механическую энергию, двигатель может быть использован в качестве ДВС для транспортных средств, а также для привода электрогенераторов

Изобретение относится к машиностроению, в частности к роторным машинам объемного расширения

Изобретение относится к роторно-поршневым двигателям внутреннего сгорания и позволяет получить рациональный рабочий цикл

Изобретение относится к роторно-лопастным двигателям внутреннего сгорания
Наверх